Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Игры на развитие творческих способностей

     Каждый родитель хочет, чтоб его ребёнок гармонично развивался. Именно для этого покупаются кучи и кучи разнообразных игровых наборов: этот развивает логику, этот мышление, этот творчество… Но обязательно ли тратить огромное количество денег на игрушки, которые вскоре будут заброшены? Возможно, существуют какие – то другие игры для развития творческих способностей, которые не требуют колоссальных затрат?

Настройте себя на позитив

Чтобы развивать креативность, нужен особый психологический настрой. Если человек считает себя неудачником, он не сможет быть генератором новых идей. Страхи, сомнения и негативные подсознательные установки подавляют творческое начало. Попытайтесь определить, что мешает именно вам. Для одних это боязнь показаться глупым, для других — неуверенность в себе или страх перед критикой. Чаще всего источником таких мыслей служат наши убеждения, многие из которых формируются еще в детстве. Из-за них мы начинаем интерпретировать любые события в негативном ключе.

Старайтесь чаще вспоминать о своих успехах и концентрироваться только на хорошем. Позитивный настрой стимулирует мозговую активность, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии. По этой причине очень важно работать над своим настроением и самооценкой. Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. В левой колонке перечислите те страхи, которые препятствуют достижению ваших целей. На второй половине листа составьте подробный план действий по преодолению страхов. Если регулярно выполнять это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.

Для развития креативности старайтесь концентрироваться на позитиве © Sam Manns/Unsplash

      Игры для развития творческих способностей

Интеллектуально творческие игры

А что, если…

Пофантазируйте с ребёнком на тему, а что будет, если дождь будет идти не переставая? Если оживут все сказочные герои? Из водопроводного крана потечет гранатовый сок? Если кошки начнут разговаривать человеческим голосом?

 Загадай предмет.

Суть этой игры состоит в том, чтобы ребёнок отгадал загадываемый вам предмет. Пусть ребёнок задаст три вопроса по поводу предмета: какой он формы? Цвета? В какой комнате находится? Какой он температуры? Каковы его функции? И т.д. Главное, чтобы после этих вопросов ребёнок смог отгадать предмет, который вы загадали. Потом можете поменяться местами.

Описание.

Ребёнок с помощью прилагательных должен как можно точнее описать загаданное явление или предмет. Например, весна – ласковая, тёплая, солнечная, оживляющая, … Понятия могут быть любыми, и, чем сложнее их описать, тем лучше: утро, зима, темнота, свет, лето, цветок, речка, поляна, дерево, костёр, свеча, вечер…

Найди сходства.

Предложите ребёнку подумать над тем, что есть общего у абсолютно непохожих предметов. Какие общие признаки есть у подушки и костра? А у коробки и цветка? У стула и воробья? Чем больше предметы непохожи друг на друга, тем лучше!

Творческие игры детей дошкольного возраста

Последняя буква в слове.

Игра, пришедшая к нам ещё в СССР. Особенно хороша тем, что для неё не надо никаких дополнительных атрибутов: была бы голова на плечах. Суть игры проста и понятна: подобрать слово на ту букву, коей заканчивалось предыдущее слово, при этом не повторять уже названных. В эту игру особенно хорошо играть и дома, и по пути в школу, и в путешествии, и в очереди.

Сложи из фигуры картинку.

Для этой игры вам надо будет вырезать из цветной бумаги много простых геометрических фигур разных размеров и форм, а для надёжности ещё и обклеить их скотчем или самоклеящейся бумагой. Попросите ребёнка собрать из этих фигурок небольшую картинку. Какую? Пусть подскажет его воображение!

Игры на развитие творческого воображения

Предметы сменили работу.

Смысл игры заключается в том, чтобы дети придумали знакомому предмету (утюгу, пульту от телевизора, мелу, газете) новые возможности: то бишь ответили на вопрос: “А какую еще работу может выполнять этот предмет?”. Помните диснеевский мультик “Русалочка”, в котором героиня использовала вилку в качестве расчёски? Вот также и ребёнок должен придумать новое назначение предметам. Принимаются все ответы, кроме тех, которые можно считать нелепыми.

Предметы ожили в нашей квартире.

Предложите ребёнку пофантазировать на тему, какой был бы характер, например, у утюга, если тот ожил? А у телефона? А как бы вела себя микроволновка? Вы можете подвергнуть оживлению любой предмет в квартире. Кстати, альтернативная идея: можете на досуге нарисовать несколько пар глаз и ртов, которые можно будет в процессе игры приклеить скотчем к оживляемым предметам. Не забудьте перед игрой подогнать их по размерам оживляемых предметов.

Это только некоторые из игр для развития творческих способностей вашего ребёнка. Существует великое разнообразие развивающих игр, развивающих весь спектр способностей: начиная логическими и заканчивая творческими. Главное в этих играх — ваше желание проводить время с малышом с пользой для него и себя!

Неожиданная связь

Еще раз откройте словарь и возьмете из него два с первого взгляда несвязных слова. Так, это может быть «огурец» и «пистолет». Желательно придумать три сходных и три отличительных свойства и связать это в нескольких предложениях.

Например, и огурец, и пистолет можно держать в одной руке. Также они имеют схожую длину. Целое предложение может выглядеть так: “Военный начинает стрелять по банкам из пистолета, но видит, что стреляет по зайцу, бегущему по грядкам с огурцами”.

Развиваем? Да, развиваем!

В настоящее время у родителей огромный выбор способов развития креативности ребенка. Нереальное количество кружков, секций, клубов, школ, которые предлагают различные направления для развития неординарных способностей детей.

Это могут быть танцы, рисование, музыка и многое другое. Но этого может быть мало. Поэтому во всем мире так трудятся над различными средствами для развития неординарного мышления. Однако все это хорошо закрепить временем, проведенным с родителями. Благоприятная атмосфера в доме, приятное общение, совместная готовка – именно это может повлиять на развитие творческой деятельности и креативности гораздо сильнее, чем на дополнительных занятиях.

В первую очередь, для эффективного развития креативного мышления – делают упор на формирование фантазии и воображения.

Воображение и фантазия проявляются через:

  • Сновидения, которые в ребенке пробуждают разные эмоции;
  • мечты и желания, которые у ребенка появляются постоянно;
  • абстракции и образы, которое создает воображение на основе образов, выдуманных или же придуманных ранее;

Именно благодаря фантазии малыш может придумать целый мир, воссоздать альтернативную вселенную и оживить в сознании любимые истории. И ребенок будет полностью сопереживать героям рассказов, а восприятие выдуманного может ему показаться реальным. С возрастом готовых образов и решений становится больше, и эта магическая связь с воображением утрачивается. Поэтому нужно как можно дольше продержать в детях – это волшебное мышление.

Развитие воображения и фантазии у детей очень хорошо происходит во время игры или занятий, которые подразумевают мыслительный творческий процесс.

Лучше всего креативное мышление развивается в возрасте 5-7 лет. В этом возрасте дети могут, используя воображение, давать обычным вещам магическую силу, придумывать новое применение и смысл существования. Именно поэтому детские фломастеры в миг становятся волшебными палочками, книга со стихами – томом заклинаний, а дерево – входом в параллельный мир. По сути эти игры не относят к сфере «развивающих», но они развивают воображение, фантазию и творческую жилку.

Фантазия развивается постепенно, сначала малыш не может сам придумать образы, затем это происходит спонтанно, и лишь потом дитя учится управлять ими.

Некоторые игры на развитие творческих способностей у детей

«Спроси без слов». Цель этой игры – заставить ребенка задавать свой вопрос, не прибегая к помощи слов. Главное условие – не говорить вслух и даже губами, а вопрос должен быть как можно более конкретным. Лучше всего для этого придумать особенную обстановку, в которой произнесение слов и звуков вообще невозможно, например, в условиях другой планеты из-за рассеивания звуковых волн в ее атмосфере. Разрешается спрашивать, используя:

  • Жесты;
  • Позы тела;
  • Мимику.

Как только вопрос будет понят, ответ на него нужно дать тоже в беззвучной форме. Такая игра на развитие творческих способностей очень веселая, подходит для компании из нескольких детей. Она развивает артистические способности, владение языком своего тела и помогает преодолевать чувство стеснения.

«Изобретатель». В этой игре ребенок учится творчески и нестандартно подходить к использованию самых обычных предметов. Эта игра на развитие творчества учит приему переформулирования, то есть выделить какие-то несущественные для обычного назначения данного предмета свойства. Материалом для игры служат самые обычные предметы, и требуется придумать как можно больше вариантов их нетрадиционного использования, в том числе и полезного. Например, обычная деревянная линейка может служить:

  • Закладкой в книге;
  • Разделителем в картотеке;
  • Опорой для подросшего комнатного растения;
  • Лавочкой для мелких игрушек;
  • Строительным элементом компьютера;
  • Основой рамочки для фотографий.

«Золотые руки». Эта игра на развитие творчества у детей развивает нестандартное видение предметов. Она также основана на переформулировании, но здесь задается конкретный материал, для которого необходимо найти применение, а не предмет. Следует назвать как можно больше предметов, которые можно сделать с использованием этого материала. Например, глина – из нее можно сделать:

  • Вазу для цветов;
  • Глиняную посуду;
  • Печку;
  • Лепнину;
  • Кирпичи;
  • Статуэтки.

Если играют 2 команды, то побеждает та из них, которая назовет больше областей применения. В качестве материала можно называть:

  • Воздух;
  • Воду;
  • Стекло;
  • Ткань;
  • Пластмассу и др.

«Пантомима». Эта игра для развития творчества развивает способность выдумывать и креативно подходить к решению различных задач. При этом совершенно необязательно, чтобы идея могла быть реализована в действительности – можно придумывать самые нелепые и фантастические решения, важно только, чтобы их было много.

Пантомима развивает актерские способности, язык тела и жестов. Кроме того, ребенок учится создавать оригинальные образы, то есть включать воображаемый объект в новые связи, а также выбирать самый оригинальный из всех предложенных образов.

Специальный материал для игры не требуется. Необходимо изображать какие-то сцены из жизни или сказок, а ребенок должен их отгадать. Например, обезьянка радуется найденному банану, кролик ворует в огороде морковку, маленький медвежонок лакомится медом, печка печет пироги и др.

Можно выдвигать как можно больше идей насчет того, что изображает играющий, главное – не бояться того, что они окажутся ошибочными. После того, как ребенок угадает пантомиму взрослого, следует предложить сыграть главную роль ему и также попытаться угадать, что он изображает. По окончании игры надо поделиться своими соображениями насчет того, что было изображено хорошо, а что не очень.

Методы развития творческих способностей в тренинге

Творческие игры в тренинге многочисленны и разнообразны. Наиболее часто они проводятся в форме соревнования между участниками или командами. Задания, выглядят несложными, но только на первый взгляд. Затруднения, возникающие при их выполнении, подстегивают азарт участников и делают тренинг развития креативности и творческих способностей увлекательнейшей игрой.

Упражнение «Что здесь общего?»

Что общего?

Ведущий предлагает участникам два слова, которые обозначают максимально отличные друг от друга предметы. Например: лампочка и ботинок или карандаш и яблоко.

Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. А это очень непросто. Побеждает тот участник, который придумает больше сходств.

Эта творческая игра в тренинге проводится также и в командах, в виде коллективного обсуждения. Предварительно разбивая группу на команды, следует помнить, что они не должны превышать 5 человек.

Упражнение «Ой, что это?»

Что это?

Ведущий рассказывает, что в одной фантастической книге встретил неизвестное слово, и называет любое выдуманное сочетание звуков (храбыс, тубалька, фырень и т. д.).

Задача участников: пофантазировать и придумать, что это за объект, описать его, рассказать о свойствах, внешнем виде, пользе или вреде. Полезно даже нарисовать его.

Рассказы зачитываются, обсуждаются и определяются лучшие. Это задание не только активизирует творческое воображение, но и несет огромный заряд позитива. Только ведущий должен не забывать о доброжелательной атмосфере, которая необходима для тренинга развития креативности и творческих способностей, и поощрять и положительно оценивать каждого участника.

Наряду с играми-соревнованиями, методы развития творческих способностей в тренинге включают в себя изучение приемов активизации творческого мышления, которые тоже лучше проводить в виде групповых игр.

Метод фокальных объектов

Этот метод еще в 50-х годах прошлого века был популяризирован М. Вертгеймером и первоначально предназначался для конструкторских бюро, занимающихся усовершенствованием каких-то объектов. Но он прекрасно подходит и для творческой игры в тренинге. Проводить его лучше в группе, разбитой на небольшие команды.

Производим апгрейд

Задача каждой команды: провести усовершенствование и доработку предложенной ведущим простой вещи, например, зубной щетки. Это и есть фокальный объект (помещенный в фокус). К нему «прилагаются» три любых случайных предмета (например: фонарик, яблоко, мобильный телефон). Их может назвать сам ведущий, или предложить командам подобрать предметы самостоятельно. Выполнение упражнение включает в себя следующие этапы:

  1. Участники должны выписать основные свойства дополнительных предметов.
  2. Скомбинировать эти свойства с фокальным объектом.
  3. Рассмотреть несколько вариантов и выбрать самый интересный.
  4. Обсудить варианты всех команд.

Например, результатом может быть зубная щетка с ароматизатором «Яблоко», встроенным таймером и подсветкой или круглой формы с кнопками переключения режимов и батарейкой для подогрева.

Тренинг развития креативности и творческих способностей, включающий подобные упражнения, не только приучает участников мыслить нестандартно, но и доставляет настоящее удовольствие. А это важно для развития творческих способностей, ведь они во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью.

Может быть интересно

  • Развитие личности — как развить творческие способности взрослому самостоятельно
  • Креативное мышление — это то, что дано природой или навык?
  • Методы развития творческого мышления и творческих способностей
  • Развитие творческих способностей – 3 важных упражнения
  • Как выявить свой талант? 11 талантливых современников
  • Популярные тренинги личностного роста для молодежи
  • Как создать условия для развития творческих способностей – методы и разработка программы
  • Упражнения по развитию творческих способностей ребенка

Проверенная формула прогресса

Помните слова Альберта Эйнштейна? Он говорил, что знания ограничены, важнее воображение, поскольку оно стимулирует прогресс, порождает эволюцию.

Когда-то еще не было чашек, люди пили из рук, сложа их лодочкой. И кто-то додумался сделать такой формы чашку.

Этот гений перенес функции сложенных рук в сосуд для питья. И появились чашки. Люди стали пользоваться чашками, произошел прогресс. И так во всем, что нас окружает.

Вот здесь: Игры развивающие фантазию и воображение — 5 важных шагов можно подробнее почитать про понятие воображения и игры с детьми на развитие воображения (откроется в новой вкладке).

Воображение развивает головной мозг!

Почему творческие люди везде нужны? Конечно, конечно, из-за их идей, оригинального подхода. Все это верно.

Но первое самое секретное то, что воображение как высший психический процесс связано со многими другими психическими процессами.

Оно связано с мышлением и памятью. И развивая одно, мы получаем результат и в этих процессах. Как минимум три в одном. Улучшается память, мышление, развивается головной мозг.

Готовы проверить ваше воображение прямо сейчас?

Задача найти лишнее. Перед вами три картинки. Вилка, ножик, тарелка. Что лишнее? Что вы уберете? Пока не читайте дальше. Подумайте, поразмышляйте. В чем подвох?)

Мы смотрим на картинки, думаем, подключается мышление, исследуются наши понятия значений. «Ага, можно убрать тарелку, ведь это посуда, а вилка и ножик все же столовые приборы.»

Да, отлично. В садике нас так и учили, когда готовили к школе. И вот здесь ваше воображение машет вам ручкой на прощание)

Почему? Потому что мы исходим из заученных значений предметов. А есть ли другой путь? Есть.

Давайте включим наше воображение. Для чего нужны вилка и ножик? Они нужны, чтобы есть еду. Еду мы выкладываем на тарелку. Верно? Да. Значит лишнего здесь нет?

Но, по условиям задачи нужно убрать лишнее. Что же здесь лишнее, которое нужно убрать?

И вот тут подключается воображение. Вы заметили, что мы начали усиленно думать, представлять картинки, перебирать варианты их совмещения, соединения в сюжет. Это оно, наше воображение.

Оно раскладывает образ на части, видоизменяет, а потом, соединяет. Говоря научным языком, эти мысленные действия — анализ и синтез являются инструментами мышления. И отделить их друг от друга невозможно.

Поэтому воображение — это мощный мыслительный процесс, который развивает наш головной мозг, а мозг ребенка — получше центров раннего развития).

Какой же ответ дало ваше воображение? Пишите в комментариях.

Ну а теперь будем развивать воображение.

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Обязательно мотивируйте ребенка для достижения поставленных целей. А в этом вам помогут мотивирующие фразы для ребят.

  1. Составьте список интересов вашего ребенка. Обсудите текущие интересы вашего ребенка и составьте список. Это поможет вам найти способы расширить эти интересы с помощью соответствующих увлечений.
  2. Регулярно знакомите вашего ребенка с новыми ощущениями. Исследовать новые вещи — лучший способ получить жизненный опыт и раскрыть интересы, о которых ваш ребенок никогда не знал. Проявите творческий подход, когда вы помогаете своему ребенку пробовать изучать новые ощущения. Отправляйтесь на экскурсии по разным предметам, представляйте книги по разным предметам и пробуйте множество забавных поделок, экспериментов и других занятий дома.
  3. Тест хобби перед совершением. Даже если вы определите хобби, которое кажется идеальным для вашего ребенка, начните медленно. Нет никаких гарантий, что определенное хобби подойдет вашему ребенку. Позвольте ему или ей попробовать это в течение пары недель, прежде чем вы сделаете больше обязательств.
  4. Дайте своему ребенку свободу исследовать хобби. Это означает, что у вашего ребенка должно быть достаточно места для хобби и чтобы он или она уделяли ему время каждую неделю.
  5. Помогите своему ребенку учиться и развиваться. В зависимости от вашего хобби, ваш ребенок не сможет продолжать заниматься этим без вашего руководства. Если он или она не уверены, что делать дальше, работайте вместе, чтобы обдумать идеи. Если ваш ребенок уже знает, что делать дальше, предложите свою поддержку.
  6. Знайте, когда позволить вашему ребенку двигаться дальше. Некоторые увлечения продолжаются в зрелом возрасте, в то время как другие вообще не продлятся долго, даже если вашему ребенку они нравятся. Младшие дети часто вырастают из хобби, которое они устанавливают рано. Когда ваш ребенок готов бросить, не заставляйте его или ее продолжать. Просто будьте готовы помочь ему или ей найти что-то новое.

Читайте далее: Как научить ребенка общаться грамотно.

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Похожие записи:

Советы по оказанию помощи вашему ребенку в поиске хобби

Воспитание целеустремленного ребенка

Читать далее: Индивидуализм у детей

30 способов узнать как прошел день ребенка в школе

6 способов говорить с ребенком так, чтобы он был уверен в себе