Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Интересные игры – во что поиграть с ребенком дома и на улице

Итак, во что можно поиграть с ребенком 2 лет (большинство из этих игр можно сделать дома своими руками):

Развивающие игрушки для детей в года

С четырёхлетними детками можно играть в лото, заниматься с интерактивной картой или с интерактивным глобусом, рассматривать предметы в микроскоп, играть конструктором, делать замечательные поделки, лепить из глины и т.д. Просите близких, и покупайте сами именно развивающие игрушки, а не только банальные куклы/машинки. Уделите внимание энциклопедиям с картинками, самое время изучать, вникать, размышлять.

Дома должно быть предусмотрено специальное рабочее место для ребёнка (стол и стульчик или парта), тут он сможет рисовать, читать, считать, лепить, учить язык, делать поделки.

ЖАНРЫ:

Аркадные гонки на картах

Возраст: 4+

Гонки на картах – один из самых простых и увлекательных жанров для совместной игры с ребёнком. Этим проектам свойственны низкий порог вхождения, симпатичная графика и персонажи, масса стимулов в виде улучшений транспортных средств или получения косметических предметов. Яркие эмоции на трассе гарантированы, ведь погонять на высоких скоростях любят все.

У этих игр есть фаворит, которого во многом копируют все остальные, – эталонная Mario Kart 8 Deluxe для Nintendo Switch. Но это не значит, что остальные игры на других платформах в разы хуже:

  • Mario Kart 8 Deluxe (Switch),
  • Team Sonic Racing,
  • Crash Team Racing Nitro-Fueled,
  • Garfield Kart – Furious Racing.

Игры с детьми до 3-х лет

С малышами, которым еще не исполнилось 3 года, можно организовать такие занятия:

  • Обводить ладошку крохи на листе бумаги.
  • Рисовать пальчиковыми красками или восковыми карандашами.
  • Лепить из соленого теста или специального мягкого пластилина.
  • Спрятать известные игрушки в мешочек, а ребенок пусть угадывает на ощупь.
  • Отгадывать, в какой руке спрятана игрушка.
  • Играть в рамки-вкладыши.
  • Строить высоченную башню из кубиков, пока она не обрушится (к огромному восторгу малыша).
  • Изучать название цветов (воспользуйтесь машинками или цветными карандашами).
  • Положить несколько игрушек перед ребенком (куколок, машинок или киндер-сюрпризов). Затем малыш отворачивается, вы одну убираете, а он должен угадать, какой игрушки нет.

А еще детки обожают игры с водой! Например, такие:

  • Рыбалка — в магазинах есть игрушечные удочки и рыбки с магнитиками.
  • Переливать воду из миски в ведерко пластмассовым стаканчиком.
  • Вылавливать игрушки из воды совком (сачком, ложкой).
  • Пускать кораблики в ванной или в тазике.
  • Набирать воду в чашку ложкой.

ТОП интересных игр для улицы

Поиски сокровищ. Купите несколько киндер-сюрпризов, спрячьте их в “секретных” местах, попросите детей отыскать их. Чем старше дети, тем в более сложные места можно прятать киндеры. Победителем можно объявить того, кто быстрее отыщет свой сюрприз. Награда: открыть киндер.

Боулинг. Возьмите несколько прозрачных пластиковых бутылок, наполните их водой. При желании воду можно подкрасить пищевой краской. Нарисуйте дорожку, поставьте “кегли”. Задача: катить мячик и стараться сбить как можно больше бутылок с водой. Попробуйте – это весело.

Стрельба по мишеням. Для такой игры ребенку понадобится бластер с мягкими патронами. Если малышей много, стрелять по нарисованным мамой мишеням можно по очереди.

Передай мяч другому. Игра подойдет, если компания состоит, минимум, из 4-5 человек. Включаем музыку, в это время дети бросают мяч друг другу. Остановите музыку, у кого мяч в этот момент, тот и выбывает. Победитель тот – кто останется последним.

Кухня. Готовить на импровизированной кухне нравится и мальчикам, и девочкам. Отдайте детям ненужную посуду или приобретите специальную пластиковую. Обустройте небольшой кухонный уголок во дворе. Позвольте детям создавать блюда из подручных материалов.

Кто это. Ведущий, то есть мама, издает звуки, свойственные животным. Ребенок или дети по очереди пытаются угадать, кого изображает мама. Игра будет еще веселее, если ведущий будет изображать поведение животного или птицы.

Важно: игра в песочнице, купание в бассейне, прыжки на скакалке и футбол – традиционные игры, которые также важны для детишек.

Узнайте, какие развивающие игрушки обязательно стоит приобрести детям.

Коммуникативные игры для компании

Умение общаться с разными людьми в разных ситуациях очень необходимо для подростков, именно с этой целью психологами были придуманы коммуникативные игры. Такие мероприятия учат детей сотрудничать и взаимодействовать не только в бытовых, а и при решении проблемных вопросов.

Играть  можно где угодно – в школьном лагере, детском центре, дома, во дворе или на вечеринке в честь Дня рождения.

Игровые занятия подойдут для любого возраста, а опыт, полученный в результате игры, поможет подростку быстро осваиваться в любом коллективе.

Интервью

Игра для больших компаний детей в возрасте 7-12 лет. Развивает навык общения, повышает уверенность подростков в себе.

Правила игры:

  1. Случайным образом выбирают ведущего (главный редактор журнала).
  2. Подросток-ведущий выбирает себе команду журналистов.
  3. Кандидатам раздается бумага и ручки. Затем каждый из них за 10 мин. должен провести интервью у как можно большего количества остальных детей.
  4. Задают 4-5 вопросов на различные темы (имя и фамилия, мечта и цель в жизни, есть ли домашние животные).
  5. Главный редактор журнала выбирает победителя. Обычно это тот из подростков, кто успел за 10 мин. качественно и подробно опросить большее количество детей.

При повторном проведении игры подростки меняются ролями – журналистами становятся те, кто ранее отвечал на вопросы.

Две правды и одна ложь

Игра подходит для большой компании. Развивает логику и интуицию, способствует сближению участников группы и развитию навыков общения.

Правила игры следующие:

  1. Все участники садятся в круг и придумывают три факта о себе, два из которых правдивы, а один – ложный.
  2. Каждый по очереди озвучивает свои факты.
  3. Группа пытается определить, где ложь, обсуждая вслух свои предположения и голосуя.
  4. Цель игры – распознать как можно больше лживых фактов.

Информацию о себе необходимо тщательно продумать, чтобы заставить группу хорошо поразмыслить, прежде чем голосовать. Факт, что подросток был на другой планете, сразу распознают как ложный. Это слишком банально и неинтересно.

Например: «Я — Аня, люблю кататься на велосипеде. Этим летом мы всей семьей отдыхали в Сочи». В этом случае нужно хорошо поразмыслить, ведь ложью может оказаться любая изложенная информация.

Во что можно поиграть с ребёнком дома

Игры играют важнейшую роль в развитии малыша. Они  доставляют ребёнку большое удовольствие, учат соблюдать правила, развивают моторику, мышление. Через игру он познаёт мир, поэтому необходимо постараться подобрать такие игры, чтобы они носили ещё и развивающий характер.

Как правило, на улице, на детской площадке в компании сверстников дети сами находят себе игру, распределяют роли и взрослым остаётся лишь присматривать и решать возникающие иногда конфликты. А что делать дома в морозные или ненастные дни, когда ребёнок временно не посещает детский сад? Чем  занять ребёнка? Можно, конечно, включить ему мультики, или дать планшет, но будет ли от этого польза?

Игры с ребёнком дома

С детьми до 3-х лет можно организовать следующие занятия:

  • рисунки восковыми карандашами или пальчиковыми красками
  • обводить ладошку ребёнка
  • убрать знакомые игрушки в мешочек, ребёнок угадывает на ощупь
  • лепка из теста
  • строить башню из кубиков (один на другой), как можно выше, пока она не рухнет (последний момент, почему-то, особенно радует детей)
  • отгадывать, в какой руке игрушка
  • разучивание названий цветов (на примере цветных карандашей или машинок)
  • игры с рамками-вкладышами
  • положить 5 игрушек (например, киндер-сюрпризов), ребёнок отворачивается, и Вы убираете одну, ему нужно угадать, какой нет

Когда ребёнок в ванной, игры с водой:

  • переливать воду из пластмассового стаканчика в ведёрко
  • сачком (совком, ложкой) ловить игрушки из воды
  • рыбалка (есть такие игрушки: удочка и рыбки с магнитиками)
  • набрать воды ложкой в пластмассовый стаканчик
  • пускать кораблики

[ad name=”yandex1″]

После 3-х лет:

  • рисование красками
  • рисование одного и того же предмета разными руками
  • игра в лото или детское домино, шашки, пазлы
  • магнитная азбука
  • игры с набором геометрических фигур
  • раскраски, лепка из пластилина
  • настольные игры
  • игры с кубиком и фишками
  • кегли (детский боулинг)
  • кубики Никитина
  • измерить своими шагами комнату
  • разделить мягких животных на диких и домашних

Можно вспомнить игры нашего детства: «горячо – холодно», «съедобное – несъедобное».

Для развития мелкой моторики (только после 3-х лет!):

  • выкладывание «колодца» из палочек
  • составление рисунка из спичек (палочек)
  • собрать узор из пуговиц
  • смешать бусины (пуговицы) разных цветов и разложить их
  • нанизать бусины на леску
  • застёгивать и расстёгивать пуговицы
  • игры со шнуровкой

Ролевые игры: в школу, в детский сад, доктора, парикмахера, повара, в домик или магазин.

[ad name=”Gugads”]

Для физического развития:

  • ходить на четвереньках
  • ходить «гусиным шагом»
  • пройти с книгой (или мягкой игрушкой) на голове
  • занятия на шведской стенке
  • волейбол воздушным шариком

Как видите, список получился весьма внушительным. Очень много идей зимнего времяпровождения с ребёнком есть в книге Замечательное время – ЗИМА. В завершение хочется пожелать, чтобы занятия и игры с ребёнком дома доставляли вам взаимное удовольствие.

Если у Вас есть минутка времени, оставьте, пожалуйста, свой отзыв в комментариях.

лучших игр для детей 4-лет в детском саду

Воспитателю можно взять на заметку еще несколько несложных в организации детских забав, которым они непременно будут рады. Предлагаем вашему вниманию как подвижные развлечения на открытом воздухе, так и спокойные, развивающие занятия.

1. Мишка по лесу гулял

Вначале нужно выбрать Мишку. Вместо Мишки может быть Волк. Это зависит от наличия маски или от вашего желания. Им может стать любой из детей по желанию. Все остальные ребята усаживаются на стульях. Они будут зайками. Все ребята вместе с воспитателем начинают приговаривать стишок:

Мишка по лесу гулял и малину собирал.   (Мишка ходит по ковру и собирает разбросанные игрушки. Можно вручить ему в руки корзинку)

Нагулялся и устал. Сел наш Мишка, задремал. (При этих словах Мишка садится на стул и делает вид, что спит)

Стали зайки подходить, Мишку сонного будить. (Ребята начинают потихоньку красться с Мишке)

Миша, Мишенька, вставай! И зайчишек догоняй! 

При последних словах Мишка вскакивает и пытается словить зайцев. Если это ему удалось, то Зайка сам становится Мишкой. Забава продолжается.

2. Лиса в курятнике

Среди группы детей выбирают Лису. Остальные будут курами. Лиса прячется за столом воспитателя, за тумбочкой или в любом другом подходящем для этого месте. «Куры» мирно пасутся на ковре, занимаясь своими делами. Лиса должна выждать момент, когда Куры забудут о ней. Затем Лиса выскакивает и старается схватить одну из Курочек. Куры могут спастись, поднявшись на любую возвышенность (на насест) В этом случае Лиса их не поймает. После того, как Курица поймана, она сама становится Лисой.

3. Сыр в мышеловке

Ребята 4-5 лет становятся в круг и берутся за руки. Это будет мышеловка. Выбирают двух-трех детей, которые согласятся быть мышками. Посредине круга кладут большой мяч или любую другую игрушку. Это будет сыр. Чтобы завлечь мышек, ребятишки поднимают руки вверх, открывая проход для мышей, которые гуляют вокруг мышеловки. При этом они произносят стишок:

Вы нам, мыши, надоели,

В доме всю еду поели.

Скоро серые плутовки!

Попадетесь в мышеловку!

Мышки должны вбегать в круг, стараться схватить сыр (игрушку в центре) и быстро выбежать. Ребята, изображающие мышеловку, стараются быстро опустить руки, чтобы мышка не могла выскочить наружу. Если мышки попались, то они становятся в круг, а ребята выбирают новых мышек.

4. Курочка, цыплята и кошка

Очень веселое развлечение, которое обычно приводит в восторг всех ребят. Выбирают курицу (это может быть воспитательница). Также нужно выбрать кошку. Остальные дети будут цыплятами. Курица с цыплятами выходит из «гнезда» Гнездом может быть домик на площадке, очерченный мелом круг, соседняя комната и другое удобное место.

Произносят стишок:

Курочка с цыплятами вышла на дорожку.

Смотрят, а на лавочке дремлет чья-то кошка.

Курочка кричит: «Ко-ко! Не ходите далеко!

Когти острые у кошки! Убегайте по дорожке!

При этих словах кошка вскакивает, и начинает гоняться за Цыплятами. Те бросаются в рассыпную. Спасется тот цыпленок, который успеет забежать в заранее условленное место. Если Коша словила цыпленка, то он становится Кошкой и садится на стул, делая вид, что он спит.

5. День и ночь

Еще одна забава, которая очень нравится детям. Выбирается сова, которая будет делать вид, что спит на ветке. Веткой может быть любой стул. Остальные дети — это лесные жители. Каждый может выбирать себе роль любого зверя. Воспитатель говорит: «День». Сова спит, а Зверята играют, ходят по площадке. Как только воспитатель произнесет слово «Ночь», Сова выходит на охоту. Но делает это незаметно. Она может закрывать глаза, хитрить. В это время все Звери должны замереть в той позе, в которой они остались. И не двигаться до следующего слова «День». Если Сова увидела движение, услышала шорох, чью-то речь, она тут же «подлетает» к Зверенку и хватает его. Воспитатель следит, чтобы это было справедливо. Схваченный зверь становится Совой.

Прыгнете те, кто…

В эту подвижную игру для детей можно играть как дома, так и на улице. Малышам обычно нравится слушать такие простые инструкции-задания, которые имеют к ним прямое отношение. Ведущий говорит: «Сядьте все те, кто ел сегодня кашу» или «Прыгнете те, кто любит мороженое». Обычно игра сопровождается весёлыми обсуждениями, кто что любит или что ел. Это нестрашно, так как игра таким образом стимулирует развитие речи. Таким же образом можно учить и повторять названия цветов: «Подпрыгните на левой ноге те, кто надел зелёное».

Игры на улице для подростков

Современные подростки очень много времени проводят за компьютером, но с приходом лета большинство из них все-таки отправляется во двор, чтобы поиграть в футбол, баскетбол или просто покататься на роликах или скейтборде. Однако, игры с мячом на улице или с каким-либо другим приспособлением – это не все, что может придумать замысловатая фантазия подростка. Можно отлично провести время в компании единомышленников, даже выйдя с пустыми руками. Вот несколько вариантов забав для детей старшего возраста:

  • «Равновесие». Партнеры становятся напротив друг друга и вытягивают вперед раскрытые ладони. Задача: по команде ведущего ударить ладонями по ладоням соперника так, чтобы он потерял равновесие, оставил одну ногу или вовсе упал. Подходит для компании детей мужского пола;
  • Интересные игры летом включают и такую забаву, которая рекомендована для большой группы: один участвующий показывает какое-либо движение, второй его повторяет и добавляет что-то от себя. Третий, соответственно, запоминает первые два движения, воспроизводит их и снова привносит что-то свое. Забава длится до тех пор, пока кто-то не допустит ошибку.

Спорт на свежем воздухе

Возможно, как раз этим летом вы купили своему наследнику транспортное средство. И решили быстро его освоить.

Мой старший сын обожал в свое время беговел, теперь до него дорос и младший.

Очень рекомендую это чудо техники, оно замечательно развивает чувство равновесия у ребенка и помогает в дальнейшем без проблем и травм освоить двухколесный велосипед.

Не верите? Почитайте о нашем опыте:

  • «Юный гонщик на беговеле. Часть 1»
  • «Юный гонщик на беговеле. Часть 2»
  • «Наши осенне-зимние трюки на беговеле RUNBIKE»
  • «Как за 3 недели научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Без травм и разбитых коленок»

Ну, а для тех, кто решил одеть ребенку ролики будет полезна следующая информация:

  • «Научить 3-х летнего ребенка кататься на роликах оказалось совсем несложно»

А теперь поподробнее рассмотрим летние варианты именно командных игр.

Конечно, родителям хочется, чтобы ребёнок любил развивающие игры.

Но какие игры выбрать: спортивные или на развитие умственных способностей?

Физическую активность или головоломки? Такое изобретение, как квест, легко может сочетать в себе и то, и другое.

Занятия для детей лет

Детки от 2 до 4 лет проходят фазу активного физического развития, когда нужно помогать им осваивать новые движения и поддерживать активность. Также важно пройти период “Я сам” и позволить ребёнку научиться взаимодействовать с предметами. Здесь большое значение играет ненавязчивая роль родителя, который показывает пример, но позволяет ребёнку без помощи выполнять все задания.

Гимнастика для детей от 2 лет

Детки младшего дошкольного возраста лучше запоминают движения, если сопровождать их ритмичными песенками и стихами, которые они сами смогут воспроизвести. Для гимнастики можно выучить парочку детских стишков или песенок, иллюстрациями к которым и станет зарядка:

  • Утро просыпается (встали-потянулись).
  • Птички умываются (чистим пёрышки).
  • Солнышко взошло (поднялись на носочки).
  • Счастье принесло (развели ручки, улыбаемся).

С самыми младшими детками гимнастику проводит мама, помогая двигать руками и ногами, комментируя все действия. Дети постарше повторяют движения за взрослым наглядно, а через время воспроизводят их сами, реагируя на стишок. Комплекс упражнений должен разрабатывать мышцы и суставы, включать приседания, наклоны и даже лёгкий бег:

  • Пчёлки-пчёлки, ж-ж-ж.
  • До чего ваш мёд хорош! (“Летаем” по комнате, машем крылышками).
  • Прилетайте к нам на поле.
  • Чтоб собрать нектара вволю! (Ходим с наклонами, собираем с “цветочков” нектар).
  • Принимайтесь за работу.
  • Чтоб построить свои соты! (Водим руками вверх-в стороны-вниз, повторяя очертания шестигранника).
  • Запасите в них медок.
  • Чтоб зимою пить чаёк! (“Замёрзли” – согрелись чаем).

Можно взять любой детский сборник с простыми стихами и выучить 2-3 комплекса упражнений. В идеале – выбирать стихи по 12 строчек, чтобы они лучше запоминались. Если ребёнок отдаёт предпочтение какому-нибудь животному – котятам, бабочкам – выбираем занятную для него тему. Такие небольшие разминки по утрам можно проводить в квартире и на улице.

Варианты игры дома с мячом

А вот, в какие подвижные игры можно поиграть дома с мячиком:

  • Усваиваем понятия. Бросаем мячик друг другу или по кругу, если играют двое и больше детей, называя группы слов: цвета, съедобное, несъедобное, уличные объекты. Нельзя повторяться и ошибаться.
  • Координация. Устанавливаем на диване “мишени”, лучше всего карточки или яркие предметы, и пытаемся попасть в них мячиком. Нужно показать ребёнку, как целиться, но поддаваться ему и позволить выигрывать.
  • Весёлый футбол. Катим мячик только ножками, перемещаясь взад-вперёд по комнате или по кругу. Затем толкаем его, идя на коленках, потом – головой, идя на четвереньках, потом – в полный рост, но пятясь. Руки нужно держать за спиной, за несоблюдение – возврат в исходную точку.
  • Детям постарше подойдут более сложные задания: пропрыгать, зажав игрушку между коленок, пронести предмет не голове. Такие игры интересны не только детям, но и родителям для снятия стресса. Лучше всего выбирать надувные лёгкие и безопасные мячики для малышей.

Игры “Я сам”

Предлагаем ребёнку самостоятельно собирать пирамидки, раскладывать кубики, сортировать игрушки. Возьмите разнообразные предметы и дайте задание:

  • найди всё синее в комнате;
  • отложи все мягкие игрушки;
  • выложи все жёлтые детальки квадратиком, а красные – кругом.

Сложность заданий индивидуальна, каждый родитель знает способности своего ребёнка. Главная задача – позволить ему без подсказок решать проблему и сделать это собственными руками. Второстепенная задача – развивать мелкую моторику пальчиков. В процессе игры с ребёнком нужно поддерживать разговор, позволять комментировать свои действия

Что нужно учитывать при организации игр и занятий

В год малыши еще не знают многих вещей, в том числе и что такое опасность. Они не боятся высоты, не знают, что взяв мелкие предметы в рот, ими легко подавиться или проглотить, они не понимают, что рисовать на стенах и полу – это значит испортить недавний ремонт квартиры, они не видят ничего особенного в том, чтобы просыпать муку или крупу на пол… Перечислять можно бесконечно. Для малышей все новое – это игра, а вот для взрослых детская любознательность и активность – головная боль.

Чтобы активность «годовасика» не доставляла проблем, стоит заранее продумать, как организовать для него пространство для игр. Дом должен быть для малыша безопасным. Как, впрочем, и активные игры крохи – не доставляющие лишних хлопот родителям. А для этого нужно:

  • выделить специальный уголок для занятий и самостоятельных игр малыша, а для его вещей – специальный шкафчик;
  • использовать манеж, если оставляете кроху одного в комнате, пусть даже и ненадолго;
  • все мелкие, острые, бьющиеся и опасные предметы, в том числе и лекарства, нужно убрать повыше; стулья, табуретки – переворачивать, выходя из комнаты;
  • закрепить к полу все тяжелые и малоустойчивые предметы.

Это что касается безопасности во время игр. Но есть еще несколько правил, которые родителям нужно помнить, когда они организуют игры и занятия для ребенка.

  1. Играя в подвижные игры, следите, чтобы малыш не упал и не стукнулся об острые углы стола или стула. Освободите пространство от лишних предметов (разбросанных игрушек), чтобы ребенок не спотыкался об них.
  2. Годовалые дети быстро устают и не умеют еще сосредотачиваться надолго, поэтому ни игры, ни занятия не должны быть слишком длительными. Как только родители заметили, что ребенок перевозбудился (в активных играх) или начал терять интерес к определенному занятию – игры сразу нужно прекращать.
  3. При использовании в занятии мелких предметов (мозаики, фасоли) или пластилина будьте бдительны и следите, чтобы ребенок не брал их в рот.
  4. Не давайте крохе сразу много игрушек – это рассеивает внимание и мешает сосредоточиться, а значит и научиться делать что-то одно. Например, дайте ему только кубики или только пирамидку, или машинку и мишку, чтобы он его покатал.
  5. Используйте для игр не только игрушки малыша, но и предметы быта и вообще все, что есть в доме подходящего:
  • кастрюли, ложки, шумовку, сито;
  • шнурки, старую одежду и обувь (чистые);
  • небьющуюся посуду;
  • подушки-думки, одеяла, полотенца;
  • табуретки, пуфы;
  • полиэтиленовые пакеты, старые газеты, коробки и баночки из-под пюре и так далее.
  1. На улице не бойтесь предлагать малышу выполнить действия, связанные с координацией движения: походить по бортику, влезть на горку, перелезть через небольшое препятствие. Но всегда страхуйте его и поддерживайте словами похвалы.

Совместные игры с родителями

Как уже было сказано, с годовалым малышом легко организовать как совместные игры, так и игры (занятия) для него одного. С родителями или другими членами семьи годовалому крохе будет интересно:

  • поиграть в мячик или в прятки. Активные игры с малышом сплачивают семью;
  • посмотреть книжку с картинками или нарисовать рисунок, раскрасить картинку. Рисовать карапуз еще сам не умеет, поэтому ему будет интересно этому научиться, а для этого, конечно же, нужны взрослые;
  • научиться складывать башню из кубиков или надевать колечки на пирамидку, или заводить юлу. Все эти игры отлично получается совмещать с изучением цветов, букв, освоением счета;
  • начать осваивать ролевые игры, где малыш с помощью игрушек будет учиться жизненным навыкам, а мама научит его труду и помощи по дому. Годовалые крохи с удовольствием, подражая маме, пылесосят пол, вытирают пыль тряпочкой, поливают цветы, прибирают игрушки и помогают относить грязное белье в стиральную машинку;
  • играть с предметами «для взрослых»: с кастрюлями и одноразовой посудой (как у мамы), с маленькими инструментами (как у папы), ручками и тетрадками (как у старшей сестры или братика);
  • лепить из мягкого пластилина или теста. Игры с последним легко перенести на кухню, когда мама что-нибудь стряпает для всей семьи;
  • игры и занятия с мелкими предметами и крупами, с веревочками и разными замочками. Они хорошо развивают мелкую моторику.

В какие интересные активные игры и игры-развивайки можно играть с годовалыми малышами, посмотрите на этих видео.

Игры для самостоятельных крох

Мамам необходимо помнить, что в годик детки еще не умеют занять себя самостоятельно надолго. 15 минут (от силы 20) – это их предел. Да и оставлять их одних в комнате не стоит, даже в манеже. Поэтому, придумывая чем их занять на период выполнения срочных дел, старайтесь всегда держать малышей в зоне своей (и их тоже) видимости.

  1. Дайте им на это время какую-нибудь новую для них игрушку. А если не новую, то уже забытую старую и припрятанную для таких особых случаев.
  2. Классические «многоуровневые» пирамидка, матрешка или кубик с отверстиями, куда вставляются фигурки животных или геометрические фигуры – это то, что займет малыша на некоторое время.
  3. Интересные для крохи вещи, не доступные ему в обычной игре – это те «секретики», которые развлекут его и без помощи взрослых. Ими могут быть коробочка с мамиными безделушками, пакет со старой одежкой или чистой зимней (летней) обувью или кухонная утварь, собранная в коробку. В общем, смотрите сами, чего не жалко!
  4. Воздушные шарики или бассейн со множеством пластиковых мячиков или детский домик-палатка, в который можно накидать подушек, игрушек и одеяльце – это круто для годовалого малыша!
  5. Старые журналы и газеты, которые не жалко дать малышу на изучение и измельчение. Дети в год очень любят рвать что-нибудь.

Маме не так уж и трудно занять свое чадо в годовалом возрасте, главное – чтобы это занятие было безопасным и приносило ему пользу – развивало и научало. А все остальное – это полет фантазий родителей.

Игры для детей на свежем воздухе летом

В этом разделе собраны игры, которые не очень активны, но все равно очень интересны и понравятся детям. В них можно поиграть, когда сил бегать уже не останется, а желание поиграть остается. Тогда пригодятся более спокойные и не такие активные игры.

Я знаю 5 имен

Понадобится: мяч, компания минимум из 3 игроков.

Как играть: игрок берет в руки мяч, говорит «я знаю пять имен девочек», бьет рукой мяч, чтобы он отскочил от земли, и называет: Таня – раз, Катя – два и так до 5. Потом использует другие варианты этой фразы: я знаю пять… имен мальчиков, цветов, животных, городов… Все эти темы обычно оговариваются до начала игры или придумываются после успешно пройденного этапа.

Когда игрок не успевает назвать нужное слово во время удара по мячу или тот улетает в сторону, мяч переходит другому участнику. Все остальные игроки делают свои ошибки, и тогда возвращается к первому игроку. Он начинает игру с той фразы, на которой ошибся.

Игра развивает: эрудицию, многозадачность, ловкость, способность принимать свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Понадобится: мяч и минимум 2 игрока.

Как играть: игрокам нужно встать в ряд, и водящий кидает первому из них мяч. Перед броском говорит слово, и задача игрока быстро сориентироваться. Если названный предмет можно есть (съедобный), он ловит мяч. Если его нельзя есть (несъедобное), отбивает. Водящий должен запутать игрока, сначала называя съедобные продукты, а потом внезапно несъедобное. Если игрок поймает мяч на несъедобном предмете или отбросит съедобное, становится водящим.

Игра развивает: внимательность, быстроту реакции, чувство юмора.

Ножички

Понадобится: ножик

Как играть: игроки чертят круг на песке или земле, разделяют на равные доли по числу участников. После этого пытаются подкинуть ножик так, чтобы он острием воткнулся в землю на участке противника. Если получается, игрок отрезает часть соседа от того места, куда упал нож, стирает границу и «завоевывает» землю. Цель игры – захватить как можно больше территории, желательно всю.

Кидать можно разными способами: обычным, с ладошки, с кулака, с локтя и т.п. Желательно играть под присмотром взрослых, чтобы дети не поранились и держали дистанцию.

Игра развивает: внимательность, меткость, осторожность, учатся обращаться с холодным оружием.

Колечко-колечко

Понадобится: мелкий предмет (монетка, пуговка, кольцо), больше 4 игроков.

Как играть: участники садятся в ряд, они складывают ладошки лодочкой перед собой. Ведущий в сложенных лодочкой ладошках держит «колечко», и по очереди вкладывает свои ладошки в лодочку игроков. При этом зачитывает считалочку «я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». В какой-то момент он должен вложить мелкий предмет кому-то из игроков. Когда обойдет всех игроков в ряду, говорит «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».

В этот момент игрок, которому вложили в ладошки колечко, должен быстро встать и добежать до ведущего. Остальные участники, сидящие в ряду, должны его остановить.

Игра развивает: быстрой реакции, ловкости, внимательности, умению следить за манипуляциями других игроков.

Вы поедите на бал?

Понадобится: больше 2 игроков.

Как играть: выбирается водящий, который в начале игры зачитывает считалочку с правилами «да и нет не говорите, черное и белое не называйте, вы поедете на бал?» Участник отвечает «наверное», и ведущий засыпает его разными вопросами, расспрашивая о деталях поездки. На чем поедет, с кем, цвета платьев или костюма, цвет какого-то предмета на празднике и т.п. Ведущий пытается всеми силами вынудить игрока сказать запрещенные слова: да, нет, черное, белое. Игроку нужно отвечать на все вопросы, но не используя эти слова.

Игра развивает: быстро и нестандартно мыслить, контролировать свою речь.

Кис брысь мяу

Понадобится: мальчики и девочки желательно в равных количествах.

Как играть: игроки выстраиваются в ряд, ведущий становится лицом к ним, и выбирает одного участника, которые поворачивается ко всем спиной. Ведущий показывает на всех сидящих игроков, и задает вопрос «кис?». Участник, стоящий спиной, может ответить «брысь», тогда ведущий показывает другого игрока, если отвечает «мяу», тогда ведущий спрашивает «какой цвет?». Каждый цвет имеет свое значение:

  • Белый — 5 минут наедине в подъезде.
  • Зеленый – участнику задают три любых вопроса, и он может ответить только «да». К примеру, «ты его любишь?».
  • Красный – нужно поцеловаться в губы.
  • Розовый – поцелуй в щеку.
  • Желтый – игроки уединяются и можно задать 3 любых вопроса, получив честные ответы.
  • Оранжевый – пройтись по улице, взявшись за руки, чтобы все видели.
  • Синий – нужно поцеловать руку.
  • Фиолетовый – сделать мелкую пакость (дернуть за хвостик или забрать заколку).
  • Черный – дать «пендель под зад», но девочки на подобный выбор обычно обижаются.

Игра развивает: учит общаться с другим полом

Море волнуется

Понадобится: небольшая компания веселых детей

Как играть: ведущий должен отвернуться от игроков и зачитать считалочку

Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура замри!

Во время считалось участники должны хаотично двигать руками, изображая руками волны. Когда считалочка закончилась, нужно застыть в определенной позе. Ведущий выбирает любого игрока, прикасается до него и участник должен изобразить свою фигуру в движении. Ведущий должен угадать что изображает участник, и если не получится – ведущим становится тот, кто показывал фигуру.

Игра развивает: воображение, артистичность, спонтанность.

Как выбрать детские книги в дорогу

  • Возьмите одну самую любимую, которую ребенок готов слушать в сто первый раз с удовольствием.

  • Купите в поездку как минимум одну новую книгу. Она может быть тонкой и недорогой, главное – чтобы ребенок не видел ее до начала путешествия.

  • Имейте в арсенале не только художественную литературу, но и книги с играми и заданиями, соответствующими возрасту малыша.

  • Если вы путешествуете на машине, хорошо иметь книжку, которая всегда остается в автомобиле. Тогда малыш будет ждать встречи с ней, а у вас появится свой маленький ритуал в дороге. В зависимости от интересов ребенка это может быть как художественная литература, так и книжка с загадками и головоломками.

Играем с пинцетом

Игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу 2-хлетнему ребенку!

Чтобы разнообразить игру, можно не просто перекладывать бусины из одной миски в другую, а еще и сортировать их по цвету, как в этой игре.

Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши сюжетно-ролевые игры. Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины. Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).

Играем с пинцетом

Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский. Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы. У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например.

Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.

Играем с пинцетом

Окружающий мир Малыши 3-лет должны понимать и уметь:

  • Называть и показывать домашних животных (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.), птиц, рыб, насекомых.
  • Знать названия 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня), 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
  • Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
  • Рассказывать о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
  • Знать части суток – утро, день, вечер, ночь.
  • Называть явления природы – дождь, снег, ветер.

Что должен уметь малыш самостоятельно делать

  • Одевать вещи (без застежек).
  • Разрезать ножницами бумагу. Пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д
  • Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
  • Обводить и раскрашивать картинки.
  • Основные правила гигиены – чистить зубы, мыть руки и лицо.

Если Вы ожидаете ребенка или если у Вас есть грудничок, прочитайте данные материалы

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Развитие ребенка в 1 месяц

  1. Раскраски куклы ЛОЛ Конфетти поп
  2. Как нарисовать Май литл пони