Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

История формирования ментальной арифметики

Ментальная арифметика – это​ ​ программа​ ​комплексного развития​ ​ интеллектуальных и творческих способностей​ ​ детей.​ ​Вычислительные​ ​ действия производят​ ​ на​ ​ счетах​ ​ абакус. Данная методика ведет к  образованию дополнительных нейронных связей между правым и левым полушарием. 

История возникновения

В нашей стране ментальная арифметика появилась совсем недавно, а вот зародилась она более 2 тысяч лет назад в Японии. Это своеобразная методика обучения, в основе которой используются специальные японские счеты — абакус. Хотя первые счеты, которые носили название абак, появились в Древнем Вавилоне и Египте. Потом их переняли народы Китая и Индии. А японцы заинтересовались этим изобретением только в XVI веке. Они видоизменили доску и дали ей название соробан, а по-другому — абакус. Стоит отметить, что японские счеты неоднократно совершенствовали и изменяли. В настоящее время они используются в том виде, в котором их применяли в торговле в 40-х годах прошлого века.

Абакус представляет собой прямоугольную коробку с 13 вертикальными спицами (рядами) и горизонтальной длинной перегородкой. В каждом ряду находится пять косточек: верхняя косточка — цифра пять («небесная косточка»), а под перегородкой — четыре «земные» косточки, каждая из них равна единице.

Что такое ментальная арифметика?

В России о ментальной арифметике заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, в крупных городах открываются центры обучения, на Первом канале в программах Гордона и Малахова выступают детишки и поражают зрителей своими умениями.

Кажется невероятным, но благодаря этой методике даже малыши детсадовского возраста решают задачи с трехзначными числами в уме. Причем быстро и правильно! Однако «соль» методики – вовсе не в навыке быстрого счета. Это лишь полезный побочный эффект.

Главный смысл занятий глубже: ментальная арифметика помогает натренировать нейронные связи головного мозга вашего ребенка, устойчиво развивает скорость и качество его мышления. Причем это требует совсем небольшой включенности: одно полноценное занятие в неделю плюс домашняя работа по 15 минут в день.

Месяц прошел с того момента, как мы начали посещать данные курсы. Ребенок стал более усидчивым. Появилась какая-то упорядоченность в работе. Стала лучше, ровнее писать. Сидит, сконцентрировалась, делает все ровно, красиво. И главное, самой нравится! У меня на работе цейтнот, и я понимаю, что Алиса при такой скорости обработки информации будет экономить свое время.

Папа Алисы, 7 лет

Ярослав по понятиям ментальной арифметики уже «дедушка», предельный возраст – 16 лет. Но он после нескольких занятий уже спокойно работает в режиме многозадачности: читает стихи и считает одновременно. Спросил Ярослава, что его удивляет в ментальной арифметике? И услышал неожиданный для себя ответ: «Обычно я долго сплю. А сейчас я сам рано встаю и хорошо себя чувствую».

Так мы экономим силы и время наших учеников.

Ярослав, 16 лет

Кому еще будет полезна ментальная арифметика.

Можно ли заниматься ментальной арифметикой взрослым людям?

Да, конечно. ​ Но взрослым​ обучаться​ ​ будет несколько​ ​ сложнее​ ​ по сравнению с детьми. ​ Мозг​ ​ с возрастом становится не настолько пластичен. ​ В​ ​ странах​ ​ Европы​ ​ эту​ ​ методику​ ​ используют​ ​как программу для предупреждения возрастной потери памяти. Для активизации работы мозга. Профилактики болезни Альцгеймера и старческого слабоумия.

Занимаются ли МА дети с особенностями развития?

И особенные​ ​ дети​ ​ тоже ​ могут​ ​ заниматься​,​ ​ ведь ​ данная​ ​ методика способствует формированию новых нейронных связей,​ ​ устанавливает​ ​ взаимосвязь​ ​ между​ ​ полушариями. Особенные​ ​ дети​ ​ тоже​ ​ нуждаются​ ​ в​ ​ образовании​ ​ и, конечно, им также желательно посещать​ дополнительные​ ​ развивающие​ ​ занятия.​ ​ Опыт показывает, что ментальная арифметика вносит свой существенный вклад в развитие особенных детей.

Кому еще будет полезна ментальная арифметика.

Что приобретёт ребенок после занятий ментальной арифметикой?

Повысится концентрация​ ​ внимания, улучшится память, фотографическая​ ​ и слуховая, и ее объем​, увеличится скорость мышления. ​ Раскроются творческие способности.

Ю.

Как происходит обучение ментальной арифметике?

Уроки ментальной математики делятся на два этапа: сперва дети учатся считать на специальном инструменте, абакусе, это — японские счёты, отличающиеся от обычных тем, что вычисления производятся двумя руками одновременно. Ребёнок осваивает сперва самые простые задачи ⚖️, включая даже известные ему примеры, а потом переходит к тем что посложнее. Основной целью данного этапа является не столько улучшить навыки счёта ребёнка, сколько научить пользоваться новым для него инструментом, начать использовать абакус вместо рабочей тетради. Постепенно формируются понимание того, как правильно складывать и вычитать, умножать и делить, и даже возводить в степень.

На следующем этапе, ребёнок начинает представлять абакус в уме, при необходимости делая необходимые движения руками, будто он держит настоящие счёты. Именно эта операция и породила некогда волну видео о китайских детях⛩️, быстро решающих задачи на пальцах, возводя в степень шестизначные числа. На самом деле, они использовали счёты, воображаемые, конечно.

Абакус

Когда начать обучение ментальной математике?

Как происходит обучение ментальной арифметике?

Ответ, конечно, зависит от навыков и развития конкретного ребёнка. Однако, специалисты придерживаются такой системы: до 4-х лет человеку трудно справиться с еженедельной нагрузкой, необходимой для освоения абакуса потому начинать обучения раньше нельзя. Однако, после 12-ти заканчивается необходимый этап формирования мозга, и обучение ментальной математике не принесёт должного результата. ⚡️ Некоторые школы предлагают обучать детей, достигших даже шестнадцатилетнего возраста, однако серьёзных исследований на эту тему не проводилось.

Важно. При работе с маленькими детьми нельзя излишне напирать, заставляя решать задачи через силу. Вовлеченность и интерес — главные признаки удачного обучения. При этом нет ничего страшного, если ребёнок не справляется с простыми, на первый взгляд, примерами каждый человек формируется индивидуально, и не все процессы развития мозга должны происходить у вашего ребёнка тогда же, когда и у других. Возможно, отставая в математике он опережает сверстников в рисовании или чтении.

Как складывать на абакусе?

Как уже говорилось абакус (или абак) — один из древнейших вычислительных инструментов. Первое же отличие, бросающееся в глаза — количество бусин, их всего пять в нижнем ряду и одна в дополнительном, отделённом вертикальной перегородкой. Для специализированных функций (к примеру — решение геометрических задач) или для решения примеров в других системах счисления (двоичная. восьмеричная, шестнадцатеричная) ♾️ могут использоваться абакусы с отличным количеством костяшек в верхней и нижней части. Для того чтобы впервые понять, как складывать на абакусе, потребуется потратить с ребёнком урок или два.

Абакус с тремя бусинами в верхней части

Как происходит обучение ментальной арифметике?

Для того, чтобы отложить число, кратное одному, нужно поднять необходимое количество бусин вверх. Если число кратно пяти, то при этом нужно изменить положение огороженной костяшки. Каждый столбец отвечает за отдельный ряд чисел: десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д.

Пример:

  • Число 3: три бусины в нижней части подняты, костяшка в верхней части не трогается
  • Число 8: три бусины в нижней части подняты, костяшка в верхней части изменила положение
  • Число 23: в первом столбце подняты две бусины в нижнем ряду, во втором — три в нижнем ряду
  • Число 73: в первом столбце подняты две бусины в нижнем ряду и костяшка в верхнем, во втором столбце — три в нижнем

Что даёт обучение в школе Соробан?

Чтобы приступить к занятиям по программе Соробан, нужно чтобы ребёнок достиг рекомендованного возраста, а его родители были готовы поддерживать маленького ученика на этапе получения новых навыков и знаний. Это не только способ научиться производить арифметические действия в уме, даже с большими числами, но и возможность раскрыть истинный потенциал, добившись успеха в различных сферах:

  • Значительно улучшается успеваемость, не только по математике, но и другим дисциплинам;

  • Улучшается концентрация и память, длительная, монотонная работа над выполнением поставленной задачи не доставляет ни малейших сложностей;

  • Любые подсчёты производятся практически мгновенно, без использования вычислительных приборов, что пригодится не только в школе, но и в обычной жизни.

Ментальная арифметика – это особая программа, которая не имеет аналогов. Вместо утомительных школьных уроков, ученикам будет предложена захватывающая альтернатива – дети с восторгом спешат на занятия. На пути к знаниям им предстоит проявить трудолюбие, усердие, силу воли, но продуктивная работа, а также всесторонняя поддержка родителей помогут победить мелкие сложности – вкус победы будет особенно сладок.

Где учат менару

Обучение данной методике проходит в специализированных центрах по всему миру и длится 2-3 года. Помимо основных 2 этапов ученики проходят 10 ступеней обучения, продолжительность каждой из которых составляет 2-3 месяца. Учащихся разделяют на отдельные группы, обучение проводится дипломированными специалистами, имеющими опыт не только в сфере педагогики, но и психологии.

Для тех, кто не имеет возможности обучаться в других странах, есть хорошая новость – можно приобрести все необходимые материалы для самостоятельного обучения. Специалисты центров разрабатывают простые и понятные авторские методики с учетом возрастных, психологических и когнитивных способностей детей. Это и позволяет достичь отличных результатов при условии домашнего обучения.

Ментальная арифметика помогает ребенку развиваться всестороннее, что создает прочный фундамент для вступления во взрослую жизнь.опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО.

Древний метод вычислений, дошедший до наших дней и не так давно получивший второе дыхание. По праву внесен в перечень нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. И в самом деле, абакус – это неоспоримое, уникальное изобретение мирового масштаба.

Доска позволяла древнему человеку быстро и без труда складывать, вычитать, делить, перемножать многозначные числа. С ее помощью несложно находить квадратные, кубические корни. Математика с помощью дощечки — увлекательное, нескучное занятие, к которому быстро проявляют интерес люди разного возраста.

Если Вас заинтересовал дошедший до нас метод исчисления с помощью счет.  Вы хотите многократно улучшить память, внимание, способности своего ребенка, раскрыть миру его интеллект, творческий потенциал. Абакус непременно сделает свое дело!

Вот о чем хотелось рассказать в этот раз. Надеемся, что изложенный материал понравился Вам, помог приоткрыть завесу тайны в мир ментальной арифметики.

Делитесь полученными знаниями с друзьями. Расширяйте у нас в России армию приверженцев древнего и одновременно молодого способа обучению счета!

Всем добра! С уважением, Марина Иванова.

Плюсы и минусы ментальной арифметики

Поскольку ментальная арифметика – программа развития мозга с акцентом на скорость и точность, дети, обучающиеся по этой методике, безусловно, получают массу преимуществ:

  • повышение успеваемости в школе;

  • оперативность и точность мышления;

  • умение запоминать мельчайшие детали, фотографическая память;

  • более легкое изучение иностранных языков;

  • развитие творческих способностей;

  • уверенность в своих силах.

Какого-то отрицательного эффекта ментальная арифметика не принесет. Главное, не перегружать ребенка и помнить, что амбиции родителей не должны удовлетворяться за счет детей. Пары занятий в неделю будет достаточно для усвоения программы.

Хочется отметить, что не только ментальная арифметика, но и любые развивающие занятия с ребенком ведут не только к большей успеваемости и уверенности в учебе, но и создают наилучшие условия для дальнейшего развития личности.

Ментальная арифметика — не только арифметические действия

Телу нужны регулярные спортивные нагрузки – это поможет сохранить здоровье, а также держать себя в отличной физической форме. Так и с мозгом – он должен работать, ведь развитие возможно исключительно через преодоление трудностей. Для родителей, которые хотят обеспечить своим детям гармоничное развитие, доступна ментальная арифметика в Королёве – уникальная возможность пройти курс, способный задействовать правое и левое полушарие головного мозга. Благодаря этому:

  • развиваются способности к творчеству – ребёнок с удовольствием будет заниматься музыкой, рисованием, вокальным искусством;
  • появляется самоконтроль и чёткая последовательность действий – распределение поставленных заданий, поиск простых, но верных решений, значительно экономящих время;
  • повышается продуктивность – любые задачи удаётся решить в кратчайшие сроки благодаря активной работе мыслительных процессов.

Современным детям приходится жить в условиях жесткой конкуренции, а чтобы добиться определенных высот, потребуется выйти за привычные рамки. Вклад в интеллектуальное развитие – это фундамент будущих достижений, который станет основной для дальнейшего самосовершенствования.