Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём

Чтобы успешно сдать экзамен, подготовку нужно начинать заранее. И если вы не можете самостоятельно определить свои слабые места и проблемы, рекомендуем начать с разбора типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по математике.

Формат ЕГЭ года

Из-за пандемии коронавируса в 2020 году Единый Государственный Экзамен прошел в нестандартном формате. Досрочная сессия была отменена, а основная – смещена на конец июля. Естественно, что выпускники 2021 года хотят уже сегодня знать, каким будет ЕГЭ и будет ли вообще проведен очный экзамен.

Формат и сроки проведения ГИА в 2021 году во многом зависят от того, как будет развиваться ситуация с COVID-19. Ученые прогнозируют очередные волны эпидемии, а статистика демонстрирует высокие показатели прироста числа зараженных. Тем не менее, вопрос отмены ЕГЭ в 2021 году сегодня не обсуждается, хотя не исключено, что формат экзамена несколько изменится. Рассматривают даже возможность проведения онлайн-испытаний для выпускников.

Если традиционный формат ГИА-11 будет сохранен, то в 2021 году выпускники смогут сдать ЕГЭ по информатике в рамках досрочной сессии (в конце марта или начале апреля), а также в рамках основной сессии, которая традиционно стартует в конце мая и длится до начала июля.

Пересдача экзамена возможна только в резервные даты, так как в сентябре 11-классники получат последнюю попытку только по обязательным предметам.

Не знаешь – не пиши!

На экзамене по русскому языку минимальная проходная планка в вузы, установленная Рособрнадзором, 36 баллов. На самом же деле для поступления на бюджетное место в вузе нужно набрать не менее 60 баллов. Чтобы приблизиться к этой цифре, постарайтесь избежать самых распространённых ошибок. По словам Кравцова, большинство ошибок выпускники совершают в правилах, которые проходили в 6-7 классах. Перед экзаменом особое внимание уделите написанию -Н- и -НН- и НЕ с разными частями речи, личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

По мнению педагогов, причина ошибок в том, что школьники путаются в определении частей слова. Не все чётко понимают, где приставка, где суфикс, где окончание. Отсюда и ошибки, в таких словах, как «БеЗголосый», «череСчур», «сутулЯщийся», «светИтся», «колЕтся».

Правил в русском языке много, вариантов ошибок — ещё больше. Но несколько универсальных советов для сдачи ЕГЭ по русскому языку всё-таки выделить можно:

– больше подчеркивать, помечать, маркировать данные в бланке заданий;

– переносить ответы в бланк сразу после выполнения того или иного задания;

– сочинение обязательно написать сначала на черновик;

– не писать больше 250-300 слов в сочинении (больше объём – больше ошибок);

–не употреблять слова и обороты, в которых не уверены (запомните правило «Не знаю — не пишу!»)

Как и когда проходит?

Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2020-2021 году даты итогового сочинения таковы:

Из-за эпидемии даты были перенесены. Выпускники сдадут экзамен не раньше 5 апреля 2021 года!  

Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…

  1. Не явился по уважительной причине;
  2. Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
  3. Не получил зачет.

warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.

В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.

В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.

Порядок написания

Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:

  1. Участников сажают в порядке шахматных клеток;
  2. Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
  3. Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
  4. Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
  5. Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
  6. Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему.

Правила

Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…

  1. Форсить инфу в интернете;
  2. Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
  3. Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
  4. Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
  5. Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.

Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…

Основные изменения на год

Необходимость изменений в существующей системе аттестации выпускников школ обсуждалась уже давно, но именно пандемия COVID-19 стала стимулом для реальных шагов в этом направлении. В 2021 году вступили в силу новые правила сдачи Единого государственного экзамена, ознакомиться с которыми выпускникам можно уже сейчас.

Отмена досрочного ЕГЭ

Традиционно Единый государственный экзамен проводился в три этапа: досрочный, основной и дополнительный.

Досрочный этап предполагал полноценную сдачу ЕГЭ, которая проводилась в более ранние сроки. Право на досрочную сдачу имеют те лица, которые в полной мере овладели школьной программой:

  1. Выпускники прошлых лет, желающие пересдать экзамены.
  2. Выпускники, которые получили аттестат до того, как был введен ЕГЭ.
  3. Учащиеся колледжей, училищ и техникумов.
  4. Ученики 11 классов, которые не смогут сдать экзамены в основном потоке. Причинами могут стать: участие в олимпиадах, соревнованиях, медицинские показания и др.
  5. Учащиеся 11 классов, которым предстоит срочный переезд.
  6. Лица, обучающиеся в вечерних школах, а также попадающие под весенний призыв.

В 2021 году у тех, кто планирует сдавать ЕГЭ, не будет возможности досрочной сдачи экзамена. Решение об отмене этого этапа, который должен был пройти в период с 20 марта по 14 мая 2021 года, было принято Правительством РФ 25 декабря 2020 года.

Выпускники прошлых лет и все прочие, кто планировал сдать соответствующие экзамены досрочно, вправе сделать это в рамках основного этапа, который пройдет в ранее установленные сроки – с 25 мая по 1 июля 2021 года.

По мнению сотрудников Рособрнадзора, такое решение оправдано, так как ряд поправок, внесенных ранее в правила проведения ГИА, приведет к тому, что число желающих сдавать ЕГЭ существенно сократится, что позволит провести только основной и дополнительный этапы ЕГЭ-2021.

Также принятое решение даст организатором дополнительные три месяца на подготовку точек проведения тестирования для обеспечения необходимых мер безопасности.

Стоит отметить, что изменения коснулись и традиционного «декабрьского сочинения», то есть экзамена, который предоставлял ученикам доступ к основному ЕГЭ. Если в предыдущие годы он проводился в начале года, то в 2021 году итоговое сочинение будет написано выпускниками 11 классов в середине апреля. Решение связано с пиковыми значениями по заболеваемости коронавирусной инфекцией и дистанционным обучением, которые имели место в начале первого семестра 2021 года.

Как вы считаете, стоит ли проводить ЕГЭ в 2021 году?Конечно, нельзя отнимать у детей возможность поступить в вузыСтоит. Подготовка школьников направлена на сдачу ЕГЭ, экзамен в классической форме многих заставит нервничатьНе стоит, это небезопасно из-за пандемии COVID-19Мечтаю, чтобы вернулись экзамены в традиционной форме

Изменения в КИМах

Изменения коснулись структуры и содержания контрольно-измерительных материалов (КИМов – инструкций и заданий) по некоторым предметам. Рассмотрим внесенные правки подробнее.

Предмет Изменения, которые произошли в КИМ Единого Государственного Экзамена в 2021 году
Математика; география; обществознание; иностранные языки Изменения в КИМ не вносились
Химия Структура и содержание изменены не были. В заданиях №19 и №20 экзаменующиеся должны выбрать все правильные ответы вместо двух верных, как это было в 2020 году
Русский язык Структура работы осталась прежней, уточнена формулировка заданий №9 и №27, а также их критерии оценивания
Литература Обновлены условия задания №7
Биология Изменения коснулись времени, отведенного на выполнение работы – с 210 до 235 минут
История Изменен тип задания №25, сочинение необходимо писать по одной из трех предложенных тем
Информатика и ИКТ Формат экзамена в 2021 году станет полностью электронным. В экзаменационную работу включены 9 заданий на практическое программирование, информационный поиск и работу с таблицами. Задания по программированию допускается выполнять на пяти языках программирования – С++, Java, C#, Pascal, Python, а также школьном алгоритмическом языке

Изменения по русскому и математике

Базовый Единый государственный экзамен по математике в 2021 году отменен, и сдавать его учащиеся могут только по собственному выбору в том случае, если его результат необходим им для поступления на физико-математические и инженерные специальности.

Остальные выпускники, которые планируют поступать в вузы, в обязательном порядке сдают только ЕГЭ по русскому языку, в порядок проведения которого изменения не вносились.

Иные изменения

Те выпускники, которые после 11 класса не планируют подавать документы в высшие учебные заведения, будут сдавать итоговые экзамены по двум предметам – русскому языку и математике в период с 24 по 28 мая. Экзамен пройдет в формате контрольной работы, проведенной в школе.

Аттестаты о среднем общем образовании с отличием и медали, которые могут получить особо отличившиеся выпускники, в 2021 году будут выдаваться только по результатам Единого государственного экзамена.

Такое решение было принято из-за того, что система, когда аттестат с отличием можно было получить на основании оценок, полученных во время обучения без результатов ЕГЭ, привело к взрывному росту количества «отличных» аттестатов, что не могло в полной мере соответствовать действительности.

Оформление больничного листа в случае действия карантина по коронавирусной инфекции на работе, в детском саду или школе ребенкаЧитатьЗаявление на отпуск ребенка в детском саду или школе на время отпуска родителей: что нужно знатьПодробнееМатеринский, или семейный капитал в 2021 году. Как получить сертификат и на какую сумму рассчитыватьСмотреть

Базовый уровень математики

Ошибки в задачах на проценты

Чаще всего их допускают, так как не разбираются в сути процента.

Возьмем пример задачи, когда нужно сначала снизить цену на 25%, а потом повысить ее на 25%. Самая частая ошибка – полагать, что эти проценты будут равны одной и той же сумме. На самом же деле база их зачисления будет совершенно разной.

В этом примере 6% участников допустили вариант, что новую цену нужно понизить на 25%. На самом же деле новая цена – это 125% от старой. И вопрос в этой задаче – узнать, сколько будет 100% от старой цены.

Совет: повторить основы расчета процентов, повторить взаимосвязи величин, подумать над способом решения таких задач.

Невнимательное прочтение условия задания

Волнение и психологическое напряжение приводят к тому, что участники часто неправильно понимают условие задания. В итоге – снижение итогового балла по невнимательности, а не по незнанию.

Например:

В 24% участников упомянули те точки, где значение функции (а не производной) положительное. Еще 2% указали номера точек, где производная принимает положительное значение.

Совет: вдумчиво, медленно и несколько раз читайте задание.

Непонимание текста задачи (на повышенном уровне и в практико-ориентированных заданиях)

Учащиеся могут не только неправильно понять, но и вовсе не понять условия. Иногда это происходит из-за незнания величин, единиц их измерения или плохой работы с формулами. Многие просто пропускают эту часть тестирования.

Вот пример задачи:

Её выполнило только 57% участников тестирования. 8% вообще не дали ответа, 6% дали ответ «чем ближе, тем лучше», 4% – «лампочку необходимо поместить в середину разрешенного интервала», еще 4,5% приняли фокус за основной параметр.

Совет: изучайте задания прошлых лет, просите учителя практиковать как можно более разные задачи.

Ошибки в вычислениях

Школьная привычка использовать даже в самых легких примерах калькулятор приводит к плачевному результату на экзамене. Если учащийся не научиться быстро считать в уме или хотя бы на бумаге, во время тестирования он может ошибиться даже в самых простых заданиях. 

Особенно сложно участникам тестирования даются дроби, отрицательные числа, элементарные преобразования выражений и другие проблемы, копившиеся еще с 5 класса.

Совет: если в чем-то не разбираетесь, обязательно отработайте эту тему до автоматизма перед экзаменом, потому что она обязательно попадется.

Ошибки теоретического характера

Это касается фактов по геометрии и алгебре, незнание которых приводит к снижению процента выполнения заданий и базового, и профильного уровней.

Например:

В этой задаче около 8% участников вообще не ответили на поставленное условие, 38% дали ответ с ошибками относительно боковой поверхности конуса, а 12% совершили ошибки в расчёте объёма.

Статистика показывает, что в таких заданиях ошибок гораздо больше, чем в гораздо более сложных профильных заданиях. 

Совет: потренируйтесь перед тестированием. Если ответы не сходятся с ключами, обратитесь за помощью к стороннему специалисту (репетитору или сервису студенческой помощи), чтобы они указали, где вы ошибаетесь.

Ошибки в алгоритмах и методах решения

Этот тип ошибок встречается во всех заданиях.

Например:

Около 15% участников получили нулевые баллы из-за проблем с невнимательным чтением неравенства, непониманием алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств.

Хватает ошибок и в решении дробнорациональных неравенств, когда ученики забывают про знаменатель.

Совет: всегда проверяйте решение. Научитесь правильно находить последовательность в решении алгоритмов.

Ошибки в чтении и построении чертежа

Такое случается, когда ученик не понимает взаимосвязь элементов геометрических конструкций, а также не обладает основными пространственными представлениями. 

Например:

Около 10% участников экзамена сделали ошибки в вычислении углов по их записи, просто перепутав буквы или не понимая, где расположены вершины всех углов. Еще 5% решили, что угол ACD прямой. А 3% увидели в угле ABD равносторонний треугольник. 

Совет: тренируйтесь находить взаимосвязь элементов геометрических конструкций.

Неумение обосновывать и доказывать

14 и 16 задания по стереометрии и планиметрии отличаются повышенным уровнем сложности и требуют развернутого ответа. В каждом по 2 пункта: в первом нужно доказать, во втором – произвести вычисления. 

Самые распространенные ошибки касаются первого пункта, так как у участников выявились проблемы с умением доказывать.

Есть проблемы и в оформлении доказательств. Например:

Основная трудность в отсутствии понимания логики построения доказательства.

Совет: тренируйтесь в доказательной базе, повышайте математическую культуру, учитесь обосновывать выбранные методы и способы их решения.

Ошибки в заданиях по тригонометрии

Из-за невнимательности и неаккуратности, а также отсутствия знаний по большому количеству теоретических фактов и способности их применять на практике, участники совершают частые ошибки в решении тригонометрических заданий.

Например:

Только 34% участников выполнили его. Самые частые ошибки (около 12%) связаны в первую очередь с нахождением тригонометрического знака – чаще всего потеря знака «минус». Еще 22% ждут «красивого» ответа, равного 1 или 2.

Ошибки математического моделирования

В 11 и 17 заданиях проверяют способность учащихся к построению и исследованию простейших математических моделей. 

В текстовых задачах основную роль играет сюжетная часть – она имеет практическую ориентацию. И часто из-за непонимания взаимосвязи величин в этих заданиях допускают ошибки.

Например, в задачах на движение примерно 10% не понимают принципы движения по реке – они умножают собственную скорость на время движения.

Совет: тренируйте текстовые задачи, внимательно читайте условие задачи.