Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков
Преподаватель общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.
Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.
И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?
Для диагностики важно, чтобы взрослые никак не влияли на процесс рисования. Нужно просто предоставить ребенку достаточно времени, дать большой лист бумаги и набор разных карандашей. Тема рисунка сообщается максимально просто, без уточнений и наводящих фраз. Если у ребенка будут возникать вопросы в процессе работы, следует избегать любых подсказок. Но вот записывать все, что малыш спрашивает, о чем просит, в каком порядке начинает рисовать заданные объекты, необходимо. Все эти сведения помогут потом в процессе интерпретации рисунка.
Темы рисунков могут быть разными. Ребенку можно дать задание нарисовать свой портрет или портреты родителей и родственников, или изобразить всю семью. Показателен известный тест «Дом, Дерево, Человек», способный рассказать многое о своем создателе.
Психология рисунка учитывает возрастные особенности и порой может служить средством диагностики отставания в развитии.
Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.
Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.
После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:
Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».
До 3 лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» – рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки.
Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К 4 годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» – два овала с конечностями-палочками.
В 5 лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к 6 годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к 7 годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы, прически и даже шеи!
Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.
Листва. Если ветви направлены вверх — ваш малыш с энтузиазмом берется за дело, а если в разные стороны — ребенок стремится к общению со своими сверстниками, хочет утвердить себя. Однако, когда ветки смотрят вниз, насторожитесь: это говорит о развитии у малыша депрессивных настроений. Если вместо привычного дерева кроха нарисовал пальму, значит, он стремится к перемене мест, вам пора собираться в отпуск!
Ствол. Если он нарисован тонкими линиями, крона — толстыми, значит, ваш малыш отчаянно хочет быть самостоятельным. Линии кривые — ребенок постоянно озабочен трудностями (мнимыми или реальными). Ветви совсем не связаны со стволом — кроха сконцентрирован на своих фантазиях, а в настоящем мире ему многое не нравится. Ствол оторван от земли — малышу нужно больше общаться со своими сверстниками, помогите найти ему круг общения. Если дерево сужается к низу — ребенок чувствует тревогу и хочет быть в безопасности.
Прочее. Если малыш нарисовал землю одной чертой — у вас растет настоящий аккуратист, к тому же очень целеустремленный. Земля изображена несколькими различными чертами? Кроха делает все в своей жизни только в соответствии со своими собственными правилами.
Вот как интерпретируют изображение дерева: общее впечатление – ребенок очень любит фантазировать, в его жизни огромную роль играет общение с друзьями и родственниками. То, что малыш нарисовал конкретный вид дерева, говорит о его хорошем развиты!. Кроха дисциплинирован: рисуя, он полностью следовал заданию.
Маленькие дети не могут рассказать о своих чувствах и переживаниях.
Маленькие дети не могут рассказать о своих чувствах и переживаниях.
Как родителям понять, что происходит с ребенком? Он расстроен, счастлив, грустит или чего-то боится?
Психологи советуют заглянуть в детский рисунок.
Цвета.
Сюжет.
Дети рисуют то, что им интересно и что их волнует.
Портрет семьи.
Детские рисунки дают родителям бесценную информацию о мироощущении ребенка.
Психологи используют детские рисунки для выявления нарушений в развитии, нервных расстройств и корректировки поведения уже более 80 лет.
Если вы хотите понять, что происходит с вашим малышом – дайте ему карандаши и посадите рисовать!
Цвета
Когда люди неосознанно рисуют, они обычно делают это тем, что есть у них под рукой. В зависимости от культурных различий одни и те же цвета могут значить разные вещи.
Поэтому трактуем цвета, исходя из того, что у рисующего есть под рукой весь набор и основываемся на том, что он выбирает.
Красный цвет
Часто представляет власть и может указывать на гнев или необходимость навязать свою власть. Также является сезонным, праздничным цветом. В Китае красный цвет – это знак процветания и радости.
Интересный факт: когда человек смотрит на красный цвет, у него увеличивается частота сердечных сокращений.
Оранжевый
Показывает социальную коммуникацию и оптимизм, среди негативных характеристик этого цвета фигурирует поверхностность.
Жёлтый
Показатель ума и интеллекта. Жёлтый – цвет оптимизма и веселья. Отрицательные характеристики – нетерпение, критика и трусость.
Зелёный
Означает благополучие, равновесие и рост. Это уверенность в себе, а среди отрицательных характеристик – сильное чувство собственничества, зависть, болезнь и нездоровое отношение к деньгам.
Синий
Показатель стабильности, силы, доверия и мира. С одной стороны – это лояльность и честность, с другой – консерватизм и нежелание познавать новое. Синий цвет часто выбирается в качестве корпоративного в финансовом секторе, чтобы обозначить безопасность.
Индиго
Интуиция. Индиго также означает идеализм и желание всё расставлять по полочкам с одной стороны, и приверженность разным зависимостям и ритуалам с другой.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет ассоциируется с половыми расстройствами или потребностью казаться нестандартным. С одной стороны, это творчество и индивидуальность, с другой – незрелость и непрактичность. В данном случае ключевое слово – воображение.
Интересный факт: это любимый цвет творческих людей. Исторически фиолетовый представлял королевскую власть, а его более тёмные оттенки были символом всего магического и таинственного.
Коричневый
Коричневый – это земля и осень. Предпочтение, отданное коричневому цвету, говорит о консервативности личности. Это касается также одежды и обстановки.
Серебряный
Этот цвет обладает женской энергией. Он связан с луной, отливами и течениями. Энергетика цвета текучая, эмоциональная, чувствительная и таинственная.
Золотой
Золотой – это символ успеха, достижений и триумфа. Связанный с изобилием и процветанием, роскошью и качеством, престижем и изощренностью, ценностью и элегантностью, он подразумевает материальное богатство и экстравагантность.
Черный и серый
В западной культуре чёрный ассоциируется с тьмой, злом и смертью. В американской культуре чёрный – это цвет животворящей земли.
Интересный факт: серый иногда называют “цветом печали”, он считается самым угнетающим цветом, чёрный – на втором месте.
Белый
Это полный, чистый цвет. Цвет совершенства. Он говорит о чистоте, невинности, завершённости и цельности.
В следующий раз, когда вы будете неосознанно что-то рисовать, вспомните, что ваш рисунок может рассказать миру о том, что происходит глубоко внутри вашего подсознания. Заберите с собой свои каракули, чтобы никто посторонний не смог раскрыть ваших секретов.
Для этого возьмите лист бумаги, вооружитесь карандашом (подойдут ручки, фломастеры, краски) и нарисуйте кактус, как вы его себе представляете. А затем оцените трактовку получившегося рисунка.
Эта характеристика рисунка говорит о самооценке и лидерских качествах:
Положение кактуса на странице расскажет о том, насколько человек находится в ладу с собой и с окружающей действительностью:
Штрихи и линии рисунка могут многое рассказать о характере человека:
Стоит также обратить внимание на то, часто ли вы предпринимаете попытки исправить свой рисунок по ходу выполнения:
При интерпретации рисунка кактуса важно отметить, насколько подробно вы изобразили растение:
Необычная форма кактуса, украшения в виде цветов и наличие непривычных для растения, например, человекоподобных деталей (глаза, брови, рот и т. д.), а также оригинальная подача рисунка говорят о демонстративности и стремлении обратить на себя внимание.
Психологи считают, что «детки» на кактусе обозначают детей: либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что означает готовность и стремление к созданию семьи, которое проявляется уже в раннем возрасте.
Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.
Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель. Подготовила Катерина Василенкова