Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как быстро выучить таблицу умножения ребенку за 5 минут

Умение считать в уме — один из основных навыков, который нужно сформировать у ребенка в процессе изучения математики в начальной школе. Ребенок должен научиться быстро и правильно называть результат любого математического действия.

С чего начинать

К тому времени, когда приходит время приступать к изучению примеров на таблицу умножения, дети уже хорошо понимают, что такое сложение и вычитание. То есть, действие умножение заменяется сложением одинаковых слагаемых.

С чего начинать

К примеру, 3 умножить на 2 – означает, что число 3 необходимо сложить два раза – 3+3. Если 5 умножить на 3, то складываем пятёрки три раза 5+5+5.

Очень неплохо бы было, если во время объяснения примеры на таблицу закреплялись наглядными примерами: «Мама купила Вове и Маше 2 коробки карандашей. В каждой коробке по 6 штук. Сколько карандашей в двух коробках? Как можно посчитать? 6 плюс 6 равно или 6 умножить на 2. И в первом и во втором случае получим 12».

 С чего начать учить таблицу умножения с ребенком

Родителям, которым важно не буквальное запоминание таблицы, которое, к тому же, может оказаться кратковременным, нужно понять, что ребёнок – не робот. Для того чтобы запомнить, ему, прежде всего, нужно понять, а это потребует от папы и мамы времени, терпения и доброжелательности. Вряд ли сын или дочь будут учить материал, если отсутствует определённая увлечённость. Поэтому придётся приложить усилия и сделать процесс занятий не только эффективным, но и интересным.

Чтобы правильно распределить своё время, которого всегда не хватает, следует разделить обучение на этапы, каждый из которых имеет заранее установленную цель:

  1. Подготовка;
  2. Объяснение принципа умножения;
  3. Запоминание с помощью игр и подручных материалов;
  4. Повторение пройденного.

Помочь ребёнку проникнуть в суть и запомнить таблицу помогут:

  • Карточки;
  • Картинки;
  • Счётные фигурки, палочки;
  • Специальные программы;
  • Мультфильмы;
  • Песенки и стихи;
  • Собственные пальчики ребёнка.

На самом деле, все эти игровые приёмы и способы очень просты, однако дают возможность детям творчески подойти к учебному процессу. Важным моментом также является хорошее настроение и отсутствие усталости – это залог быстрого запоминания.

Интересно:

Ментальная арифметика в домашних условиях

Как выбрать качественный портфель в школу?

Неважно кто будет заниматься с чадом, главное, чтобы родитель хорошо понимал основные методики обучения и не торопился с результатами. Никогда не стоит ругать ребёнка, даже если он несколько раз подряд ошибся в правильном ответе. Это отбивает у малыша желание дальнейших занятий, по сути, означающее крах родителя как педагога.

Таблица умножения на пальцах

Еще одна эффективная методика, позволяющая в короткий срок изучить систему умножения на односложные цифры – на пальцах. Такой способ заключается в присваивании конкретной цифры каждой фаланге руки.

Обратите внимание! Для умножения на 8, 7 и 6 этот метод самый оптимальный.

Чтобы помочь ребенку освоить таблицу, положите его руки ладонями к себе. Каждый палец пронумеруйте числами от 6 до 10. Соединяя две противоположные руки, можно получить ответ на задачу.

Таблица умножения на пальцах

Например, соединяя пронумерованные 7 с 8 пальцем получаем: 5 пальцев снизу – это десятки, а 3х2=6 — это единицы, результат 56.

Ниже представлена методика умножения на 9:

Этап Описание
Пусть ребенок положит руки на стол ладонями вниз Каждому пальцу нужно дать номер от 1 до 10
Умножение Если хотим умножить 9 на 6 – загибаем внутрь 6 палец
Ответ На левой руке остается 5 пальцев – это десятки, на правой руке остается 4 – это единицы. Итог – 54
Примечание Благодаря такому методу с помощью пальцев, можно весело и легко научить кроху умножению на 9 быстрее, чем за 1 день

Секреты таблицы умножения: как избежать зубрежки

Перед вами таблица умножения. Десять столбиков по десять примеров в каждом! Ужас! Целых сто правил, которые нужно вызубрить? Не паникуйте сами и не пугайте бедного Незнайку. На самом деле, правил ГОРАЗДО меньше.

Первый столбец примеров можно не зубрить, все и так знают, что число, умноженное на единицу, равно самому себе, а на 10 умножать – проще простого, дописываем нолик в десятки, и делов там столько. Вот у вас уже не 100, а 80 примеров. Согласитесь, выглядит не так страшно?

Секреты таблицы умножения: как избежать зубрежки

Так… Дальше объясните ребенку, что от перемены мест множителей результат не меняется: 5 х 2 – совершенно столько же, что и 2 х 5. Любой первоклассник знает, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется – здесь действует такой же закон. И вот у вас не 80 примеров для зубрежки, а всего-навсего 36. Существенная разница, не так ли?

Ребенок прекрасно умеет складывать одинаковые числа. Например, 2 + 2, 5 + 5. Объясните ему, что сложить два одинаковых числа – это то же самое, что умножить на 2. Вот и еще пару примеров в таблице умножения можно не зубрить. Складывать мы умеем!

Дальше выбрасываем из списка для зубрежки легкие примеры, такие как «дважды два – четыре», «пятью пять – двадцать пять», «шестью шесть – тридцать шесть». Можно спеть хорошо знакомую детскую песенку и считайте, что таблица умножения у вас в кармане. Останется совсем немного, что реально нужно зазубрить.

По факту, всего 15 примеров из ста подлежат зубрежке.

Секреты таблицы умножения: как избежать зубрежки

Как вам? Осилим? 

Умножение на 3

Запомнить умножение на 3 помогут стихи Марины Казариной:

  • Умножив три на единичку,
  • Мы попадаем на страничку
  • Из книги сказок для ребят
  • Про ТРЕХ веселых поросят!
  • Равно ШЕСТЕРКЕ ВВЕРХ НОГАМИ.
  • А трижды три, решим и сами,
  • Ответ в шпаргалке подглядим!
  • Что трижды два равно ШЕСТИ,
  • Три на четыре умножая,
  • Я циферблат воображаю
  • И представляю я тотчас,
  • Как бьют часы ДВЕНАДЦАТЬ раз.
  • Что трижды пять равно ПЯТНАДЦАТЬ,
  • Легко должно запоминаться.
  • Представь, как в школе первоклашки
  • Играют весело в пятнашки!
  • Умножим три на шесть в два счета,
  • Скорее взрослым стать охота!
  • Ты знаешь, годы быстро мчатся,
  • Глядишь, тебе уж ВОСЕМНАДЦАТЬ!
  • Умножить три на семь придется,
  • И это нам легко дается,
  • Ведь трижды семь – ответ один,
  • Получится ДВАДЦАТЬ ОДИН!
  • А сколько будет трижды восемь,
  • За сутки справимся с вопросом,
  • Ведь в сутках, как известно в мире,
  • Часов всего ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!
  • Мы по секрету скажем всем,
  • Что трижды девять – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ.
  • И надо ж было так случиться,
  • Что трижды десять будет ТРИДЦАТЬ!

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее. Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
  • приведение к круглому числу (74 – 15 = 74 – 4 – 10 – 1).

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Техника деления

Математическая формула деления – это «обратное» умножению. То есть при умножении складывали, а при делении вычитают. Чтобы разделить 56 на 7, подбирают число, при умножении которого на 7 в итоге будет 56. Зная таблицу умножения, сделать это просто, искомое число 8.

При делении многозначного числа на однозначное от исходного показателя «отрезают» круглые части, каждая из которых будет делиться на 8, в соответствии с таблицей умножения.

Пример 6144/8 решают так:

  1. Из 6144 выделяют максимально большую часть, делимую на 8. Это 5600, поскольку следующее число по таблице умножения 64.
  2. 6144-5600 = 544.
  3. Итого 6144/8 = (5600+544)/8 = 700+544/8.
  4. Чтобы поделить 544 на 8, снова выделяют из числа большую часть, делимую на 8 по таблице умножения. Это будет 480. В итоге получают остаток 64, поскольку 544-480 = 64.
  5. Продолжают деление 544/8 = (480+64)/8 = 60+64/8.
  6. Вспоминают все полученные ранее результаты: 700+60=760, решают задачу 64/8 = 8.

В итоге получают 760+8 = 768.

Техника деления на двузначное число

Эта самая гениальная техника, ни на что не похожая. Решая пример 5148/66, делают так:

  • подгадывают, в каком десятке будет лежать результат;
  • получают 70, поскольку при решении 70*66 = 4620, это самое близкое число к исходному делимому 5148;
  • применяют математический закон о последней цифре результата умножения двух чисел – она всегда совпадает с последней цифрой результата умножения;
  • получают искомое число, которое при умножении на 66 дает 5148 – это будет окончание на 3 или на 8 (3*6 = 18, 8*6 = 48);
  • считают по окончаниям в десятке между 70 и 80 – находят всего два числа 73 и 78;
  • теперь умножают 78*66 = 78*60+78*6 = 4680+468 = 500+148 = 5148.

Правильный ответ примера 5148/66 = 78.

Деление на 5, 50, 25

Применяют правило – умножают число на 2 и перемещают запятую на одну цифру назад. Например, 145/5 = 145*2 = 290, смещение запятой назад дает в итоге 29.

При делении на 50, 25 применяют формулы:

  • А/50 = А*2/100;
  • А/25 = А*4/100.

Например, 2350/50 = 2350*20/100 = 4700/100 = 47 и т.д.

Каких ошибок важно не допустить, занимаясь с ребенком?

Запомнить таблицу умножения – задача не из простых. Старания детей не всегда приносят результаты сразу, а терпение родителей и бабушек-дедушек не безгранично. Однако вовремя применив умение мыслить, мы можем оградить себя и ребенка от своих же необдуманных слов и поступков.

Итак, ни в коем случае нельзя:

  • торопить ребенка, если он, по вашему мнению, слишком долго решает пример (если он, конечно, действительно его решает, а не отвлекся на рисование или что-то другое);
  • ругать малыша, а тем более давать ему нелицеприятные оценки и прозвища – мотивации это ему не прибавит, а вот нежелание заниматься может возникнуть;
  • ждать быстрого усвоения большого объема материала и огорчаться, когда этого не случится (а этого не случится);
  • сравнивать успехи ребенка с успехами его друзей, одноклассников и братьев (в любом случае кого-то из детей придется возвысить перед другим, что вряд ли сделает отношения между ними лучше).

Помочь ребенку выучить таблицу умножения может каждый родитель. Достаточно проявить немного терпения, фантазии и заинтересованности – тогда работа пойдет как по маслу. Занимаясь с интересом, а не зубря из-под палки скучный материал, дети охотнее и быстрее освоят умножение.