Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как действовать учителю в случае конфликта с родителями?

Учитель начальных классов высшей категории Любовь Стрекаловская каждый учебный год начинает с того, что каждому родителю напоминает и говорит о важном.

А если учитель в самом деле не прав?

Выясните у ребенка все подробности происшествия, не давая оценок (примените активное слушание по Гиппенрейтер). А потом пойдите к учителю и выслушайте другую точку зрения. Между прочим, ваш ребенок тоже может быть не прав (вы не знали?). Кстати, некоторые родители ни за что не согласятся с последним утверждением.

Если учитель в самом деле не прав, постарайтесь поговорить об этом с ним самим, спокойно и без «наездов». Объяснить ситуацию, дать понять, что вы со своей стороны тоже не бездействуете. Не помогает? Все плохо? Объединитесь с другими родителями, выясните их мнение. Сходите все вместе к директору. Но все эти проблемы должны решаться взрослыми, не вовлекая в конфликт детей. Не только не рассказывайте детям о происходящем, но и избегайте при детях обсуждать ситуацию с мужем (или женой).

В некоторых случаях все бывает настолько серьезно, что приходится требовать увольнения учителя (о таких вопиющих историях пишут в новостях) или переходить в другую школу. Но чаще всего наше недовольство учителем ограничивается какими-то пустяками, вроде неправильного произношения некоторых слов или заниженной (по нашему мнению) оценки за контрольную.

Я беру на себя смелость утверждать, что министр Васильева совершенно права.

В таких случаях гораздо правильнее ограничиться активным слушанием.

  • Вместо «она что, из деревни приехала?» – «Да, меня тоже раздражает, когда коверкают это слово»
  • Вместо «могла бы и четыре поставить, что ей, жалко, что ли?» – «Да, обидно. У учителей есть официальные критерии оценивания, так что ничего не поделаешь, здесь только тройка. Но смотри – у тебя на две ошибки меньше, чем в прошлый раз! В следующий раз ты сможешь еще лучше»

Такой подход позволяет вам сохранять близкие отношения с ребенком, разделять его переживания, но при этом не ронять авторитет учителя в его глазах. И не вынуждать целый день слушать человека, которого мама называет не иначе как «деревенщиной».

Вариант 2

Родители – самые близкие люди. С ними мы охотно делимся своими радостями и успехами, с ними переживаем наши горькие неудачи и жизненные трудности. Они дают нам добрые советы и подают наглядный пример. Что же для детей важнее для детей: советы родителей или их пример? Я считаю, что в достойном воспитании немаловажную роль играют как родительские наставления, напутствия, так и их опыт, пример. Немало доказательств этой мысли мы находим в произведениях художественной литературы.

Конечно же, всем известен роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и главный герой этого произведения Петр Гринев. Он рос в обычной дворянской семье. Отец его, Андрей Петрович, был человеком порядочным и честным, мать – доброй и ласковой женщиной. В молодости он служил при графе Минихе, дослужился до премьер-майора и вышел в отставку. Петр был единственным ребенком в семье, которого особо не утруждали ни образованием, ни воспитанием. Он рос недорослем, до шестнадцати лет развлекался с дворовыми мальчишками, гонял голубей. А на семнадцатом году жизни отец решил отправить его на военную службу, но, к сожалению Петра, не в Семеновский полк, а в отдаленную крепость в Оренбургской губернии. Провожая в путь, отец дает наставление герою: служить верно тому, кому присягнет, и помнить, что платье берегут снову, а честь – смолоду. Служа в Белогорской крепости, Гринев помнил совет отца и поступал по чести и совести. Герой присягнул императрице, поэтому, когда в крепость вошел Пугачев со своим отрядом и принуждал жителей перейти на его сторону, Гринев, не боясь быть повешенным, отказывается присягать мятежнику. Он дорожит своим честным именем и не отрекается от клятвы, данной императрице. Гринев всегда поступает как честный, порядочный и благородный человек: спасает от Швабрина Марью Ивановну, дочь капитана Миронова, отдает долг Зурину, искренне благодарит незнакомца, который помог выбраться из снежного плена, заступается за честь капитанской дочки и стреляется со Швабриным. То есть добрый совет отца помогает ему остаться человеком, справиться с трудностями и сохранить свое честное имя.

Но кроме советов родители, конечно, подают нам наглядный пример. Мы убеждаемся в этом не только на жизненном опыте, но и благодаря художественной литературе. В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает о семье Ростовых. Глава семьи – Илья Андреевич Ростов, человек добрый, бескорыстный, порядочный. Он никому не может отказать в помощи. Если что от него зависит, он сделает так, чтобы завтра не было стыдно за принятое решение. Графиня Наталья – женщина великодушная, милосердная, всегда готова помочь или добрым советом, или делом. В их семье воспитывается племянница-сирота Соня. К девочке относятся так же, как и к родным детям, не выделяя и не отделяя ее от других. Ростовы – гостеприимные хозяева, радушные. Двери их дома всегда открыты для других. Ростовы являются примером для своих детей, которые перенимают все положительные качества своих родителей. Николай Ростов защищает Отечество от французской армии, Даже шестнадцатилетний Петя Ростов не желает оставаться в стороне и уходит в армию, чтобы тоже защищать свою Родину. Наташа во время Отечественной войны, когда жители оставляли Москву, уговаривает родителей отдать подводы раненным солдатам, так как им они нужнее. Она ухаживает за умирающим от ран Андреем Болконским, что говорит о ее душевных качествах. Дети Ростовых такие же открытые, добрые, милосердные и искренние, как и родители.

Таким образом, советы родителей и их пример служат нравственным ориентиром и помогают справиться с трудностями, сохранить доброе имя, поэтому необходимы детям.

Смешные цитаты про детей

Иногда на выходки детей нужно смотреть сквозь призму иронии, относиться с юмором и пониманием к их проказам и промахам. Они оценят родительскую снисходительность и критику, обличенные в юмористическую форму. Да и самим родителям не лишним будет немного расслабиться, сбросить маску серьезности и легче относиться к трудностям в воспитании.

Оцените смешные высказывания и узнайте себя:

Будьте мудрыми, сохраняйте присутствие духа, любите детей. Не забывайте о том, что все должно быть в меру: поощрение и наказание, любовь и строгость. Ориентируйтесь на высказывания мудрецов, творческих людей и найдете собственный ориентир в воспитании подрастающего поколения.

Оригинал статьи: -mudrye-citaty-pro-detej-i-roditelej/

Как распознать конфликт

К конфликтам между учителями и родителями может привести следующее поведение родителей:

  • проявление агрессии к учителям и другим родителям;
  • истеричные и недовольные высказывания в сторону учителей и руководства школы;
  • постоянные придирки к учителю и отрицательная оценка его работы;
  • навязывание своей точки зрения, втягивание других родителей и учеников в конфликт, создание группировок, противостоящих школе;
  • завышенное мнение о способностях своего ребенка;
  • отсутствие внимания к ребенку;
  • перекладывание ответственности за воспитание ребенка на школу.

Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:

  • игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при управлении классом;
  • использование конфиденциальной информации во вред отдельным ученикам и их родителям;
  • отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;
  • некомпетентность учителя в преподавании своего предмета;
  • пренебрежительное отношение к ученикам и умышленное занижение оценок — из-за поведения или несогласия с точкой зрения учителя;
  • попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.

Если какой-то из перечисленных пунктов касается вас, возможно, претензии родителей имеют под собой основания.

Программа по теме:

Комплекс причин

Доктор психологических наук, профессор Илья Слободчиков, напротив, считает, что стремление родителей вмешиваться в личную жизнь учителей — не поколенческая проблема, а свидетельство уровня культуры и психологических особенностей конкретного человека.

«Не стоит говорить огульно на всё поколение. Это история дурного исключения. Тотальный контроль всех за всеми мы уже проходили в 1930-х годах, чем это закончилось — всем известно. Цель этих родителей не в том, чтобы оскорбить и унизить учителя, а скорее в том, чтобы получить инструмент для манипуляции. Далеко не любой человек просто из соображений элементарной чистоплотности опустится до подобных вещей», — поясняет Слободчиков.

Перегруз: учителя тратят на подготовку к уроку два часа в день Сюда входит проверка домашних работ, составление планов и подбор упражнений для контрольных

Корень проблемы, по его мнению, лежит именно в культурологической плоскости и вытекает из природного любопытства людей, а также их властных комплексов. Зачастую виртуальными разбирательствами занимаются родители, не ощущающие личную или профессиональную востребованность в реальной жизни.

«Если есть повод заглянуть в чужое окошко, то почему бы этого не сделать. Вся эта история упирается в невысокий уровень культуры и отсутствие понимания о рамках поведения. К тому же есть родители и их весьма немало, которые по определению считают, что система образования им обязана. И раз она эту обязанность не выполняет, то нужно заниматься поиском виновного», — уточняет доктор психологических наук.

Поиск виновного в данном случае работает как защитный механизм. Это своеобразная защита собственных чад от «недостойных» учителей. Однако разбираться в том, почему у ребенка возникают проблемы, люди такого типа личности не хотят. Это неизбежно приведет к признанию собственных промахов и недоработок. Существует еще одна подсознательная причина, по которой родители пытаются очернить преподавателей, — собственный травмирующий опыт.

«Нередко этим занимаются люди, у которых были не очень хорошие отношения с педагогами в школах. Им есть на что обижаться на учителей как на касту. В лице конкретного педагога они наказывают всё сообщество и мстят за былые неудачи. К этому прибавляется возможность дезавуировать светлый образ педагога, каким нам его всегда преподносили», — считает Слободчиков.

Воспитанными быть не учат в школе Современные педагоги не считают своей задачей прививать школьникам уважение к другим людям

Психолог убежден, что единой причины подобного поведения родителей, как правило, не бывает. Здесь задействован целый комплекс факторов, но какой-то мотив является ведущим: жажда самовыражения, стремление контролировать учебный процесс, поставить учителя на место.

«Учитывая, что на любого человека можно накопать что угодно, при желании интерпретировать это как угодно, возникает такая цепочка. Учитель с какими-либо недостатками недостоин учить мое замечательное чадо. Эта тенденция возникла из-за модели о том, что педагогика — это система обязанностей», — резюмирует доктор психологических наук.

Рецепт четвёртый:

Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на собраниях. Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников. Мне кажется, с распечатыванием и копированием материалов сейчас проблем нет. Мне также кажется, мы не используем этот ресурс в должной мере для работы с родителями. Ну, представьте себе, уважаемые коллеги, кто из родителей ваших учеников, придя с работы домой, возьмётся читать книги по педагогике и воспитанию детей. Представили? А мы, учителя, можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься. Разумеется, уважаемые коллеги, я не врач, чтобы прописывать вам рецепты. Я абсолютно уверена, что вы найдёте и другие СВОИ формы работы с родителями. Главное, что мы с вами должны научится использовать эту силу (силу родителей) в мирных целях и на пользу учебному процессу и детям. Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба – продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться. Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять! Успехов!!! Всегда ваша соратница по работе с родителями и коллега по учительскому цеху, а также союзница во всех педагогических починах Бикеева Алина Сергеевна

Физическая и нравственная системы воспитания

Физическое воспитание

Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.

Первая включает освоение фундаментальных навыков:

  1. Координация движений.
  2. Равновесие.
  3. Скорость реакций.
  4. Выносливость.

Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.

Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.

Нравственность в жизни ребенка

Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:

  • Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).
  • Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.

Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.

Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания). И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.