Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как использовать гаджеты с пользой для ребенка

Старший редактор RB.RU

Новости Севастополя

  • Пятница. 11:00. «На троих». Прямой эфир: Безопасность и оружие / Заборный Херсонес / Приключения Овсянникова / Крымские каникулы
  • Севсети#1231: Прижившиеся в Севастополе, позорное место и спасение кота
  • В Севастополе Минстрой анонсировал грядущие перемены реновации и Генплана
  • Шутинг в школах: как защитить севастопольских детей? ForPost-Реактор
  • Провалитесь под землю: стройка на карстах Севастополя продолжается
  • В Севастополе не оплатившую проезд девушку-инвалида высадили из троллейбуса
  • В Севастополе могут ограничить использование личного транспорта
  • Ремонт у кинотеатра «Победа» в Севастополе был сознательной декорацией
  • Новый Генплан Севастополя устроит не всех
  • Дело изъятой из семьи девочки вскрыло проблемы в системе защиты детей в Севастополе

Современное чтение – чем могут быть полезны гаджеты

Комментарии (70)

  1. LadyPrada |10 марта 2014, 00:05 | #

    Читать электронную книгу или с айпеда очень люблю

    • Belochkam |12 марта 2014, 10:59 | #

      а я люблю бумажные книги

      • Raimina |12 марта 2014, 14:45 | #

        на Айпеде очень глаза устают, существенно по сравнению с электронной книгой. Однажды дочь мою книжку увезла и я читала на Айпеде – теперь купила вторую электронную книгу, чтобы она глаза не портила на Айпеде

        • LadyPrada |12 марта 2014, 16:36 | #

          Незнаю, у меня все отлично

          • Raimina |12 марта 2014, 16:48 | #

            Надо сравнить. Эл. книги специально выпускаются с электронными чернилами и специально не должно быть подсветки. Нужно пользоваться внешним освещением

            • Raimina |12 марта 2014, 16:48 | #

              Я на себе проверила

      • Сейчас на сайте 13 Пользователей

        viktoria_2828, Na-stasia, Tati92, венгрия, Плюмерия, golgal, Black Bantik, Фифи555, Евгения VP, Mansfas, Andrestah, Ярика1981, 2587458

      Как понять интерес ребенка к гаджетам?

      Предлагаем план действий, чтобы начать взаимодействовать с ребёнком и влиять на время, которое он посвящает гаджету.

      1. Проявите искреннее любопытство к тому, какие навыки он получает, пользуясь гаджетом.
      2. Сядьте рядом. Спросите у него разрешения: “Можно я посижу?”. И понаблюдайте за ним, включите в себе ученика, не оценивайте ребёнка.
      3. Обратите внимание на то, как ребёнок пользуется гаджетом, что он смотрит, что изучает. Как он ищет, как выбирает блогеров, как проматывает видеоролик и почему он это делает? Вы многое узнаете о том, как ребёнок потребляет информацию и как пытается уловить то, что ему нужно. Задавайте ему вопросы.
      4. Попробуйте повторить то, что будет для вас новым. Если не можете повторить, попросите ребёнка научить вас. Повторяя за ним, вы поймёте, что ему нравится. А также ребёнок почувствует себя рядом с вами уверенным, потому что смог быть полезен вам. Ведь вы не надзираете, а сидите рядом и играете вместе с ним на равных.
      5. Вместе посмотрите видеоблогера или поиграйте в игру. Только когда вы сможете показать ребёнку, что у вас есть интерес и любопытство к тому, что он делает, а не оценка, ребёнок вас подпустит и будет готов к диалогу.
      6. Найдите что-то, что может заинтересовать ребёнка и попытайтесь предложить ему: вместе посмотрите видеоблогера, которого вы смотрите или предложите заняться чем-то, что обычно вы делаете за компьютером сами.
      7. Когда ребёнок будет готов к диалогу, вы увидите, что происходит магия. Вы сможете предложить ребёнку полезные приложения для развития мозга и учёбы. И ребёнок будет готов, что вы влияете на его выбор.

      Предупреждаем: скорее всего, ребёнок сразу не подпустит к себе и не даст включить ему полезное приложение. Возможно, у вас уже есть конфликт, который нарастал в течение некоторого времени. На завоевание доверия вам потребуется от нескольких месяцев до нескольких лет.

      Как изменилась моя жизнь без гаджетов

      Во время пандемии, когда мы проводим больше времени у экранов, мы чувствуем одиночество, сомнения и неуверенность. К сожалению, экраны не решают эти проблемы. Но я заметила, что по воскресеньям я чувствую себя спокойной, радостной, отдохнувшей и энергичной. Я связана с окружающими и мое положение надежно. Это все, что я хочу чувствовать во время пандемии, и я получила эти эмоции без экрана.

      Когда я полностью отключилась, мир продолжил существовать. На самом деле, это было скорее начало. В дополнение к очевидным преимуществам от этой практики, например, отдыха для глаз, в моей жизни появилось так много преимуществ и последствий, которых я даже не ожидала.

      • Я чувствую себя менее одинокой. Я чувствую большую связь с собой и другими. Мои отношения с собой улучшились. Ежедневные записи в дневнике (и подробные записи по воскресеньям) о моей жизни, моих чувствах, моих страхах, моих мечтах — все это подпитывало самосознание, которое улучшало мои отношения и мою работу.
      • Я принимаю обдуманные решения о своей работе и жизни, а не реактивные решения, основанные на том, что мне транслирует мир через экран.
      • Я чувствую себя здоровее и больше не падаю в обморок.
      • Я лучше сплю. Раньше бывало, что я не могла сомкнуть глаз до 4 утра. Теперь в 11 я уже сплю и не просыпаюсь ночью. Когда я просыпаюсь, я готова встать с постели, а не мечтаю, чтобы у меня был еще один час на сон.
      • Я более сконцентрирована. Я завершила несколько проектов, которые давно хотела завершить. Когда начинается рабочая неделя и я снова работаю с экранами, я могу отключить отвлекающие факторы в гаджетах. Если я могу провести целый день без Instagram, то я точно выдержу без него три часа, чтобы сосредоточиться на проекте, разговоре или встрече.
      • Воскресенья без экрана также помогли мне почувствовать себя более творческой натурой.

      Конечно, есть масса других факторов, которые повлияли на эти улучшения. Корреляция это не причина. Тем не менее, отказ от экранов на один день в неделю, безусловно, помог мне, дав время и пространство, которое я смогла наполнить чем-то полезным.

      Я добавила день отдыха от гаджетов в недельное расписание и вижу положительный эффект. Мне не понадобилось бросать свою жизнь, семью, друзей или работу.

      Я смогла дать себе перерыв, время, чтобы восстановить связь с самой собой и тем, что меня окружает. В воскресенье я работаю над отношениями с семьей, друзьями, работой и самой собой. Это позволяет мне контролировать время: я решаю, когда использовать экран, а когда нет.

      Я люблю воскресенья. Сейчас это мой самый любимый день недели. И хотя воскресенье — мой любимый день, я не хочу, чтобы каждый день был воскресеньем. Это часть волшебства этой практики. Одного дня полного отдыха достаточно, если делать это регулярно. Это укрепляет, заряжает энергией и помогает мне перегруппироваться.

      Когда наступает понедельник, я полна энтузиазма и энергии на неделю вперед. Я начинаю больше ценить себя и все вокруг. Я более осмысленно использую экраны. Я не трачу на них так много времени в течение недели, потому что поняла, что мне это не нужно.

      Раньше за мои счастье, радость и развлечения отвечал телефон. Он с этим плохо справлялся, и теперь я сама занимаюсь этим. Мне не нужно использовать экраны, чтобы чувствовать себя энергичной, вовлеченной, информированной или творческой. Я получила все это в воскресенье, так что мне больше не нужно полагаться на экраны, чтобы генерировать эти чувства.

      Активная жизнь

      Задумайтесь, почему ваш ребенок так интересуется виртуальным миром? Возможно, ему просто скучно в реальной жизни? В этом случае, чтобы отвлечь его от экрана, предложите достойную альтернативу. Пообщайтесь с вашим чадом, узнайте, что ему интересно, чем хотелось бы заниматься, где побывать. Сходите в цирк, в поход, на творческий мастер-класс или на занятие в спортивную секцию, купите настольные игры или приготовьте вместе его любимое блюдо. Чтобы гаджет не становился для ребенка самоцелью и единственным способом интересно провести время, старайтесь использовать любую возможность занять его чем-то увлекательным в оффлайн режиме. И уж если вы решили провести время вместе, отложите на это время свой телефон.

      Что делать, чтобы вас не уволили в первый же день?

      Не стоит слушать тех, кто зудит у вас над ухом нечто вроде: «Работу находят только те няни, у которых уже есть опыт работы, без опыта не возьмут». Есть семьи, которые с радостью берут новоиспеченных и совершенно неопытных нянь, чтобы присмотреть за ребенком, и видят в таких работниках немало достоинств!

      • Неопытные и юные не пытаются навязать свою точку зрения на воспитание малыша или ведение хозяйства;
      • Они открыты всему новому и с ними ребенку бывает интересно;
      • Просят за свои услуги они меньше, чем опытные няни;
      • Пока их еще не коснулось профессиональное выгорание, которое так остро чувствуется именно в области работы с детьми;
      • У них много энергии, а отсутствие опыта часто компенсируется обаянием, которое на детей подчас действует куда лучше, чем солидный послужной список.

      Итак, вы успешно прошли собеседование и вас ждут на новом рабочем месте. Что вам нужно сделать, в первую очередь?

      • После того, как поздоровались с родителями, представьтесь ребенку, при этом важно не смотреть на него сверху вниз, а присесть и установить контакт на уровне глаз малыша.
      • Спросите, где можно помыть руки.
      • Как только родители уйдут, малыш может заплакать. Чтобы этого избежать можно попробовать вместе с ним помочь маме (папе) одеться. Сделать вид, что вы вместе с ним (прежде всего именно ребенок) помогаете маме надевать пальто, не забыть сумку и т. д. Это чудесным образом увлечет ребенка и сам факт, что родители ушли не покажется ему таким уж грустным. Также можно не провожать родителей и не акцентировать внимание на закрытии за ними двери, а сразу увести ребенка с другую комнату и чем-то занять.

      Дружба и отношения: меньше встреч vs. больше осознанности

      Родители старшеклассников качают головой — мол, в ваши годы мы дома только спали, а вы с дивана не встаете, уткнувшись в телефон! По наблюдениям профессора психологии Джин Твенге, подростки действительно стали меньше выходить на улицу, чтобы провести время с друзьями.

      Некоторые ученые считают, что онлайн-общение притупляет навыки живого. По этому поводу есть много исследований.

      Например, в Калифорнии провели эксперимент с двумя группами шестиклассников. Одну группу отправили в кампус на природе без единого экрана. Дети учились строить хижины, гуляли по лесу и стреляли из лука. Школьников из второй группы оставили в привычных условиях, раздали каждому смартфон и разрешили пользоваться им без ограничений. Через пять дней тесты показали, что ребята из первой группы гораздо успешнее определяли эмоции других людей, пока их однокашники из второй сомневались даже в собственных.

      А китайские ученые в нескольких экспериментах установили, что у пятнадцатилетних ребят, которые проводят за экраном более восьми часов в день, истончены ткани в некоторых областях серого вещества мозга. Например, была повреждена островковая доля — она помогает сочувствовать и сострадать.

      «Проводя часы в виртуальном мире дети теряют способность различать выражения реальных лиц и считывать эмоциональный контекст, — утверждает психотерапевт Кэрри Бэррон. — В результате общение становится неуклюжим, во время встреч офлайн дети не понимают друг друга. Из-за этого они могут отставать в учебе и подвергаться травле среди одноклассников».

      Но в этом деле есть нюансы:

      «Подростки, которые проводят больше времени в социальных сетях, также проводят больше времени со своими друзьями лично. В среднем высоко-социальные подростки более активны офлайн и онлайн, — считает Джин Твенге, — менее социальные подростки — наоборот. Но на уровне поколений, когда подростки тратят больше времени на смартфоны и меньше времени на личные социальные взаимодействия, одиночество более распространено».

      Кроме того, Твенге заметила, что нынешние старшеклассники реже заводят отношения и занимаются сексом.

      Дружба и отношения: меньше встреч vs. больше осознанности

      Казалось бы, сейчас отношения и секс завести легче, чем когда бы то ни было: общество максимально толерантно, стереотипы вроде «парень должен», «девушка должна» не актуальны, общаться можно через океан и часовые пояса.

      Может, доступность сделала секс менее желанным, может, у ребят слишком много других интересов, но исследователи, в том числе Твенге, предполагают, что подростки не видят в этом той ценности и прелести, которую видели миллениалы и «иксы» (1965–1979 годы рождения).

      При этом возраст 39% пользователей тиндера в мире — от 16 до 24 лет. Когда студентов спросили, зачем тем тиндер, 44% выбрали вариант confidence-boosting procrastination, то есть для поднятия уверенности в себе, но без намерения познакомиться. Чуть больше 20% сказали, что приложение помогает им найти секс на одну ночь, и только четырем процентам опрошенных оно нужно для серьезных отношений.

      С другой стороны: более глубокие отношения

      Подростков такое положение дел не беспокоит. Ребята, которые часто общаются онлайн, сообщают о более высоком «качестве» дружбы. Ученые считают, что в чате проще говорить на откровенные темы и делиться тем, о чем с глазу на глаз сказать трудно. Естественно, возможность максимально открыться сближает — и в таком случае действительно ли важно, рядом твой собеседник или нет? Параллель провести легко: в офисе мы видим коллег минимум 40 часов в неделю, но вряд ли хотя бы половине из них доверим свой секрет.

      Дружба и отношения: меньше встреч vs. больше осознанности

      От отсутствия отношений тоже никто не страдает. Только 55% британских мальчиков и 57% девочек от 13 до 18 лет сказали, что собираются когда-либо жениться — но, может, это и неплохо, учитывая драматичную статистику разводов. В России распадаются до 65% браков, в Англии и Уэльсе — 42%, в США — около 39%.

      Кстати, как раз в штатах еще в 2011 году треть пар, подавших на развод, так или иначе указали в графе причин Facebook. Одни обнаруживали там тайную переписку, другие жаловались на зависимость от социальной сети, третьи находили в скрытых аккаунтах партнеров что-то такое, что не могли принять.

      А еще за последние годы число ранних беременностей и абортов в США сократилось до рекордных за сорок лет значений.

      Альтернатива, которую предлагает Изабель Филльоза

      Можно сделать процесс более мягким, чтобы уровень дофамина уменьшался постепенно.

      Войдите в мир ребенка

      Вместо того чтобы резко выдергивать чадо в повседневность, попробуйте осторожно постучаться в его мир. Сядьте рядом с сыном, понаблюдайте, чем он занимается. Всего 20-30 секунд молчаливого присутствия рядом вызовут и у вас, и у ребенка ощущение сопричастности общему процессу.

      Начните задавать вопросы

      Они должны касаться того действа, что сейчас разворачивается на экране перед ребенком. Как зовут того персонажа с синими волосами? Кого из монстров сложнее всего убить? Или даже совсем просто — что ты сейчас делаешь?

      О чем спрашивать? Попробуйте найти в занятии сына или дочери то, что и правда вызывает у вас интерес. Потому что вопросы «для галочки», щедро приправленные снисходительностью и пренебрежением, могут побудить ребенка с треском захлопнуть дверь в свой мир перед вашим носом.

      Дождитесь отклика

      На первые вопросы дети могут отвечать односложно. Но обычно им нравится, что вы готовы разделить их интересы. И они увлекаются, начинают подробно и с удовольствием рассказывать о квесте, который они сейчас осваивают. Как только это произошло — ура! Это значит, что ваш ребенок снова с вами, больше в настоящем мире, чем в вымышленном. Теперь можно спокойно напоминать об обязанностях и обещаниях.

      Капелька внимания, немного дружелюбного участия — и ваше чадо мирно и без споров отложит в сторону планшет. И это вместо выматывающих ссор, буквально сводящих вас с ума!

      Взрослые должны следить и за собственными привычками по использованию девайсов

      По возможности находите время, которое вы сможете посвятить общению с ребенком без отвлечений на телевизор и другие электронные гаджеты. В исследовании, которое описано в буклете проекта Screen Sense, 40 из 55 участвовавших в нем родителей пользовались своими телефонами, когда обедали с детьми в кафе. В том же исследовании было замечено, что чем больше родитель «сидел» в телефоне, тем активнее ребенок пытался привлечь к себе его внимание. Родители же реагировали на это с раздражением, агрессией, кричали на детей, а один раз родитель даже ударил ребенка по ноге.

      В другом исследовании, тоже описанном в буклете Screen Sense, мать просили объяснить двухлетнему ребенку два незнакомых ему слова. Когда мать объясняла одно из слов, на ее телефон начинали поступать звонки, и она отвечала, тем самым отвлекаясь от взаимодействия с малышом. Неудивительно, что в результате дети гораздо лучше запоминали слово, объяснение которого не было прервано телефонным звонком.