Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как измерить эффективность обучения: ключевые метрики eLearning

Современная концепция обучения и воспитания все больше обращается именно к личности ребенка, к тем процессам, которые формируются у него под влиянием общения и деятельности.

комментария(ев) к “Эффективное чтение”

  • Kentuki написал:

    Полезные советы!

    28/05/2013 в 11:54 Ответить

  • Петр написал:

    Чтение воспитывает человека с критическим мышлением

    28/05/2013 в 13:24 Ответить

  • saurix написал:

    Интернет практически вытеснил чтение книг. А жаль…

    02/06/2013 в 6:25 Ответить

    • Kentuki написал:

      Книги всегда будут актуальны, и никакой интернет их не вытеснит.

      07/06/2013 в 10:45 Ответить

  • Екатерина написал:

    Читаю очень много и получаю от этого процесса массу удовольствия. Когда книга нравится, эффективно читать – это не проблема. А вот когда нужно прочесть что-то важное и нужное, но ужасно скучное – тут как раз правила эффективного чтения очень кстати!

    04/06/2013 в 11:15 Ответить

    • Antoxa написал:

      согласен, мне например дейсвительно помогают пометки по тексту, позволяющие углубиться в смысл

      11/06/2013 в 15:04 Ответить

  • Роман написал:

    Читать нужно только внимательно, невнимательное чтение это не чтение. Советы хорошие, воспользуюсь.

    19/06/2013 в 7:14 Ответить

  • Виктор написал:

    Читать полезно для мозга

    19/06/2013 в 18:18 Ответить

  • Руслан написал:

    Познавательная статья. Советую прочесть.

    20/06/2013 в 5:24 Ответить

  • dgafer1960 написал:

    Всем советую читать Розу мира

    20/06/2013 в 16:34 Ответить

  • Moon написал:

    без чтения,книг- человечество бы деградировало!

    22/06/2013 в 12:55 Ответить

  • algold написал:

    Книг очень много — не прочитать за всю жизнь

    23/06/2013 в 6:35 Ответить

  • anton82 написал:

    Спасибо. Очень полезная информация.

    25/06/2013 в 2:56 Ответить

  • Андрей написал:

    Познавательно, но я как и многие — не люблю читать…

    26/06/2013 в 9:19 Ответить

  • Барабира написал:

    Чтение несомненно должно быть эффективным и как говорится читать нужно и между строк и по диагонали

    26/06/2013 в 12:19 Ответить

  • Янушка написал:

    А я люблю читать, сейчас отпуск, поэтому каждый день читаю) Информация очень полезна, надо будет ее порекомендовать своему брату, а то он малость рассеянный у меня)))

    26/06/2013 в 12:30 Ответить

  • Андрей Южный написал:

    Очень интересная и познавательная статья. Большое спасибо автору за замечательный блог и за ту информацию, что он тут выкладывает.

    28/06/2013 в 21:17 Ответить

    • mentamore написал:

      И Вам спасибо!

      28/06/2013 в 21:18 Ответить

  • Руслан написал:

    Хорошая, познавательная статья…

    30/06/2013 в 8:53 Ответить

  • misha написал:

    толково описано.

    30/06/2013 в 17:13 Ответить

  • Андрей написал:

    Очень полезная статья,спасибо!

    02/07/2013 в 6:19 Ответить

  • Володимир написал:

    Користна стаття, тільки для кого?

    02/07/2013 в 18:44 Ответить

  • Igor1951 написал:

    Все это теория. Попробуйте научить так читать современных школьников. Только наш ЕГЭ принимает сегодняшнее умение читать состоятельным. А жаль…

    03/07/2013 в 6:19 Ответить

  • Афелия написал:

    Умная и полезная нравится это сайт. Удачи авторам.

    04/07/2013 в 4:07 Ответить

  • Сергей написал:

    Чтение не только развивает мышление, но делает человека интелектуальноразвитой личностью

    04/07/2013 в 10:03 Ответить

  • Олег написал:

    Полезная информация, спасибо!

    04/07/2013 в 12:58 Ответить

  • марина написал:

    отличная статья много полезной информации

    05/07/2013 в 15:51 Ответить

  • александр написал:

    книга -самое интересное что есть в уметь читать!

    06/07/2013 в 17:27 Ответить

  • Людмила написал:

    Очень люблю читать. Думаю воспользуюсь советом автора. Большое спасибо.

    06/07/2013 в 18:56 Ответить

  • Руслан написал:

    Читать, читать и ещё раз читать…

    07/07/2013 в 6:39 Ответить

  • Dedok написал:

    Отличный материал

    08/07/2013 в 8:25 Ответить

  • марина написал:

    чтение книг расширяет кругозор и развивает мышление

    08/07/2013 в 19:12 Ответить

  • vito написал:

    Учится учится и еще раз учится читать…:-)

    14/07/2013 в 7:15 Ответить

  • Анастасия написал:

    Действительно полезная информация. Сегодня по всему интернету ищу информацию о результатах от прослушивания аудиокниг и на сколько этот показатель ниже, чем при чтении печатных книг?

    20/02/2015 в 19:55 Ответить

    • mentamore написал:

      Добрый день Анастасия! В цифрах сказать вам точно не смогу, но многое зависит от качества чтения диктора. Также многие аудиокниги озвучивают с помощью программ автоматического перевода.

      21/02/2015 в 22:35 Ответить

Классический сюжет

Это одна из самых простых и эффективных техник, основы которой нам знакомы еще со школьной скамьи. Повествование строится по определенной структуре. Сначала создается завязка, потом следует развитие сюжета и кульминация.

Именно так строятся знакомые нам с детства сказки и рассказы. В них присутствует герой, попадающий в различные условия, преодолевающий препятствия, побеждающий в итоге кого-то и обретающий счастье. При этой технике эффект погружения гарантирован, так как читатель проходит всё вместе с героем.

Классический сюжет

Классическое повествование можно использовать для передачи полезного опыта, вовлечения аудитории с целью знакомства с новым брендом или продуктом, формирования мотивации для совершения конкретных действий.

Что такое эффективность обучения

Эффективность обучения — конкретная цифра, которая показывает, насколько обучение повысило качество работы сотрудников.

Например, если вы обучили команду работе с клиентом, эффективность измеряют ростом продаж, повышением качества сервиса и снижением количества незакрытых сделок.

Эффективность обучения также можно рассчитать как коэффициент возврата инвестиций (ROI). Она помогает сопоставить финансовую прибыль от результатов обучения с количеством вложенных ресурсов.

Интервальное повторение для запоминания

Только мы поговорили про одного немецкого гения, но на очереди у нас уже следующий. Второго героя нашей оды эффективному обучению зовут Герман Эббингауз. Он был ученым и занимался изучением «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления.

Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например, бов, гис, лоч и т. п.).

В ходе опытов он открыл, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идёт вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35% от изученного.

Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц.

Одновременно с полученными данными он сделал второе открытие: кривую забывания можно «хакнуть», если повторять информацию через определённые промежутки времени.

  • первое повторение — сразу после первого знакомства с важной информацией;
  • второе повторение — через 20–30 минут после первого;
  • третье повторение — через один день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2–3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2–3 месяца после четвёртого и так далее.

В будущем это открытие легло в основу методики «интервального повторения». Как и с зеттелькастен — первые «версии» представляли из себя бумажные карточки с вопросом на лицевой части и ответом на задней, которые нужно было просматривать по вышеописанным таймингам и тем самым актуализировать знания.

Данная техника очень хорошо прижилась в сфере изучения иностранных языков, так как позволят очень эффективно учить новые слова, но в других сферах не получила особого распространения. Хотя никаких препятствий для этого нет.

Интервальное повторение прекрасно подходит как для изучения слов, так и для запоминания сложных терминов, чисел, имен, фактов или правил. Главное — чтобы эта информация была самодостаточно и небольшого объема.

И если вы еще не забыли про одно из главных правил зеттелькастена — краткость одной единицы информации, то уже понимаете к чему я клоню. Объединив «зеттль» и технику интервального повторения вы можете легко поставить на поток интеграцию и актуализацию всех свежих знаний.

Лучшая программа, которая может в этом помочь — это Anki. Бесплатная (за исключением iOS) и с очень богатыми возможностями для кастомизации.

Из альтернатив — более гламурная и дружелюбная к юзеру Quizlet. Очень много интересных функций, но большинство из них доступны только за подписку.

Как и в случае с Obsidian я не стал добавлять сюда гайд и какие-то «воркфлоу», так как первое, что нужно сделать — это выбрать для себя оптимальный софт. По Anki я сделаю отдельный набор советов и кейсов. Особенно, если проявите интерес в комментариях!

Несмотря на то что софт существенно облегчает процесс запоминания, это все равно огромная нагрузка на серое вещество и было бы неплохо узнать, как облегчить этот тяжкий груз.

Полезная литература

Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:

  • “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар
  • “Как запоминать (почти) все и всегда” Роб Иставэй
  • “Где находится память? Искусство запоминать” Алан Льери
  • “Тренируй свою память” Рюта Кавашима
  • “100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок” Екатерина Додонова
  • “Вопросы памяти” Мишель Пон

Полный и подробный список литературы ищите в нашей статье “Книги по улучшению памяти”.

Методика Зайцева

Проверенная временем методика Николая Зайцева занимает лидирующую позицию среди популярных методик нашего времени. Именно методика Зайцева состоит из целого комплекса направленного на развитие физической и эмоциональной деятельности ребенка. Целью методики является подача информации в игровой форме, а также в комфортной для ребенка обстановке.

Ребенку разрешается выражать свои чувства, выбирать комфортное место и позицию, самостоятельно распоряжаться дидактическим материалом. Педагог или родитель выступают в роли ненавязчивого наставника, который помогает ребенку получить и разобраться с учебными материалами.

Методика Зайцева

Плюсы и минусы методики Зайцева:

возможность обучения от 1 до 7 лет; продуктивность и эффективность домашних занятий; быстрое обучение чтению в игровой форме; формирование грамотности;

есть утверждение, что дети, которые обучаются по методике Зайцева могут путать слоги в словах и «глотать» окончания.

Большинство родителей считают, что именно эта методика способна научить ребенка читать уже в три года. Мы же хотим порекомендовать Вам ознакомиться не только с методикой Зайцева, но и методикой скорочтения.