Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как мотивировать ребенка на учебу: 7 советов психологов

Вы знаете, как мотивировать детей? Сталкивались с этой проблемой? Когда вы видите спад мотивации в своем классе, вы должны стараться изменить ситуацию. Иногда нужно использовать несколько разных методов, чтобы поддерживать мотивацию в классе. Вот несколько советов, которые помогут вам узнать, как мотивировать учеников.

Как мотивировать подростка к учебе : комментария

  1. RitaR в 23:24

    Последний совет очень хороший. Надо попробовать! Второй совет еще лучше. Но как мне кажется его не очень легко выполнить. Надо не только своего ребенка досконально знать, но и кругозор обширный иметь (я например понятия не имею что такое Scratch)

    Ответить

  2. Larissa в 04:03

    Так… Ждем теперь текст о мотивации дошкольников и младших школьников))

    Ответить

  3. Ника в 10:37

    Как я понимаю советы больше для взрослых подростков подходят — 10-11 классы. А что делать с 7-8-классниками?

    Ответить

    1. Виктор в 11:45

      Это как раз для 7-8 классников и есть совет. Мне кажется, стоит еще упомянуть о школьной среде. Я почти год боролся, чтобы сын перестал считать, что если он учится лучше всех в классе и у него нет троек за четверть, то это и есть потолок. Родителям необходимо узнать про успеваемость в классе и если она поголовно плохая, то можно задуматься и о переводе в другой класс или школу пока не поздно. Причем это возможно и есть самый действенный способ, так как будем смотреть правде в глаза — большинство родителей детьми не занимались и не будут заниматься.

      Ответить

      1. Ника в 12:00

        Ну на склад 7-классника не получится устроить)) Про среду вы правильно написали. Но я и с Ириной согласна. Если сам подросток ценность учебы не осознает, то и в самой лучшей школе учиться не будет.

        Ответить

        1. оля в 10:14

          Ну раз НЕ удастся,значит НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ! Вот сын соседей подрабатывает автомехаником в свои 13!!!! лет! 60 косарей уже заработал! И НЕ потому что он тупой и его предки отдали,а САМ захотел деньжат накопить на машину,чтобы девчонок катать)) При том,что он отличник(и не по «блату»,когда все учителя уже привыкли к тому что он -самый умный в классе и ставят ему 5 на автомате,а сам по себе много знает и изучает то что ему интересно+часто из-за родителей приходилось менять школы,поэтому К НЕМУ ЕЩЕ учителя НЕ УСПЕЛИ ПРИВЫКНУТЬ И СТАВИТЬ по «блату» оценки!)!Вот так!

          Ответить

Обратитесь к доктору

Прежде чем сетовать на нерадивое дитя, следует выяснить, а нет ли медицинских причин, по которым ваш ребенок не может учиться. Ведь если есть проблемы с памятью, вниманием, речью и т.д., тогда процесс усвоения знаний становится проблемой. Стоит провести качественную диагностику когнитивных функций, психологического состояния ребенка, его физической формы для того, чтобы исключить органические дисфункции. В случае их обнаружения, доктор должен назначить соответствующее лечение или профилактику и процесс обучения наладится сам собой.

Почитать в тему: Как развивать память у ребенка

Повышаем мотивацию к учебе: эффективных советов

  1. Используйте игру. Игровая форма подачи поможет в понимании материала, и она не предполагает балльного оценивания, а потому понравится всем. Подойдут любые типы игры: упражнения, тренинги, на основе соревнований. Прекрасное подспорье для игрового обучения – детские настольные игры: домино, лото, мемори.
  2. Поддерживайте увлечения. Не навязывайте детям свои хобби. Дайте им свободу – помогите раскрыть потенциал в том, что их увлекает: будь то кулинария или запись видеороликов.
  3. Поощряйте. Часто хвалите школьника за проделанную работу – вербально, тактильно, но не материально. Это важно, иначе наступит время, когда чадо оценит результаты своего труда дороже, чем вы сможете заплатить. Создавайте атмосферу доверия, а не формируйте товарно-денежные отношения.
  4. Интересуйтесь полученными знаниями, а не оценками. Обсуждайте, как можно применить знания, полученные на школьных предметах, в жизни, размышляйте вслух вместе. Не забывайте, что оценивание – процесс довольно субъективный, а потому ребенок вовсе не обязан быть отличником.
  5. Создайте в доме «ученую» атмосферу. Психологи из Гарварда доказали, что хорошая библиотека мотивирует детей больше читать. Развивайтесь сами и подключайте к этому процессу ребенка: делитесь с ним интересной информацией, через время он станет делать так же. Вместе читайте, смотрите познавательные фильмы. Используйте новые технологии, ведь гаджеты созданы не только для просмотров мультфильмов и игр. С их помощью можно осваивать полезные программы по рисованию, программированию, проектированию.
  6. Позвольте ребенку учиться так, как он хочет. Кому-то для концентрации нужно сидеть за столом в тишине, а кому-то удобно осваивать новое на диване под негромкую спокойную музыку.
  7. Честно и внятно говорите со своим ребенком. Не игнорируйте вопросы «как это работает?», «что это?». Отвечайте подробно и откровенно.

ГОДОВОЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ … ГОДОВОЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ … консультация для родителей Буклет "Что должен знать и уметь … Calaméo — Научно практическая …

Почему ребенок не хочет учиться?

Многие родители часто задаются вопросом о том, почему у их ребенка нет тяги к знаниям, а сам процесс обучения они воспринимают как наказание. Однозначного ответа, к сожалению, нет, в данном случае свою роль могут сыграть различные причины. Можно долго рассуждать на эту тему, но если проанализировать все возможные варианты, то в итоге можно выделить несколько основных причин:

  • Неподходящее учебное заведение. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок получил самое лучшее образование, а в идеале – посещал престижную школу. Однако стоит помнить, что не все дети могут осилить уровень и требования специализированных школ. Не стоит переоценивать свое чадо, старайтесь относиться к нему объективно, а порой даже немного критично. Некоторые родители не задумываются о том, на что в действительности способен их ребенок, поднимают все свои связи и буквально впихивают его в школу с завышенными требованиями к учащимся. В таком случае будет весьма глупо удивляться тому, что ребенок не вытягивает школьную программу и не особо горит желанием заниматься.
  • Конфликты с одноклассниками. Если в классе ребенок так и не смог найти себе друзей или стал жертвой насмешек и подколок, то и желания учиться у него не будет. Конфликт может быть не только с одноклассниками, но и с учителями. К сожалению, известны случаи, когда учитель позволял себе некорректное и заведомо предвзятое поведение. Если ребенку некомфортно учиться и нельзя исправить сложившуюся ситуацию, то стоит и вовсе сменить школу.
  • Неумение подчиняться общепринятым правилам и требованиям. Некоторые родители отличаются стремлением обезопасить ребенка от любой напасти. Они балуют его, идут на поводу его манипуляций, пытаются убедить ребенка в его эксклюзивности и чуть ли не гениальности. Подобное отношение ведет к формированию завышенной самооценки, что может заметно осложнить его адаптацию в школьном коллективе.
  • Завышенные требования со стороны родителей. Нередко в своем желании вырастить из ребенка успешного человека родители перегибают палку. Они пытаются контролировать практически каждый его шаг, постоянно напоминают о важности качественного образования, ставят в пример других детей, неосмотрительно критикуют и наказывают за ошибки и плохие оценки. Нельзя рассчитывать, что ребенок будет с радостью учить очередные правила русского языка, если мама с папой стоят над душой и вспоминают о том, какие они были умные в его годы и как им нравилось учиться.

Основные ошибки родителей

Мамы и папы зачастую сами способствуют тому, что их ребенок теряет мотивацию и желание учиться. Это случается, когда они совершают типичные ошибки в воспитании подростка, формировании психологического климата в семье. Такими ошибками являются:

  1. Попытки решить все проблемы конфликтами;
  2. Неблагополучие в семье;
  3. Отсутствие четкой организации жизни подростка, в том числе его свободного времени;
  4. Хаотичное воспитание ребенка, отсутствие единых требований к нему, отступление от выбранных родителями тактик поведения;
  5. Применение негативных стилей воспитания ребенка, в которых имеют место агрессия, угрозы, насилие. То же самое касается и чрезмерной заботы и гиперопеки;
  6. Постоянные сравнения ребенка с другими, предъявление к нему завышенных требований и навешивание ярлыков;
  7. Попытки заставить ребенка добиться того, чего сами родители достичь не смогли, проецирование на него своих ожиданий от жизни.

Как повысить мотивацию к учёбе у … Как повысить мотивацию к учебе? Советы … Как убедить подростка учиться Мотивация к учёбе — практические советы …

Итак, пубертатный период является нелегким временем, и учеба подростком отодвигается на второй план. В это время родителям важно запастись терпением и просто быть рядом со своим ребенком, помогать и поддерживать, выстраивать доверительные отношения. Через время, когда подростковый возраст пройдет, дети обязательно скажут спасибо своим любящим и понимающим родителям.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

На что стоит обратить внимание

Для определения наличия или отсутствия трудностей в переживании негативных эмоции необходимо периодически наблюдать за поведением ребенка, своевременно подмечать отклонения в поведении, отслеживать негативные деформации в формировании мотивации.

Мотив — основополагающая движущая сила, побуждающая человека к активным действиям для достижения поставленной цели. Для успешного преодоления ситуации неудачи важно доминирование мотивации достижений и отсутствие мотивации избегания.

Мотивация избегания направлена на активное стремление ребенка любыми доступными для него способами избежать ситуации неудачи, оказывая отрицательное влияние на формирование волевых качеств личности.

Мотивация тесно связана с формированием ключевых качеств личности, самооценкой, поведением, межличностным взаимодействием, потому нарушения или отклонения в ее развитии неизбежно приводит к деформации всей личности ребенка.

Самооценка — вторая составляющая успешного усвоения ребенком приемов преодоления негативных эмоций и ситуации неудачи. Формирование положительного отношения к себе и окружающим, своим способностям и достижениям, наличие адекватной «Я-концепции» — залог успеха.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины, почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов. Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.
Причины нежелания учиться

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу.

Покажите, что учеба интересна сама по себе

Вторая ошибка родителей – мотивировать ребенка к учебе неучебными целями. На первый взгляд, это кажется странным, однако так делают почти все. «Закончишь уроки – поиграем в настольный футбол!» – обещает папа, незаметно даже для себя противопоставляя учебу и игру. Если одно из них, очевидно, приятное и увлекательное занятие, то что же второе? Скучная и неприятная рутина, с которой нужно покончить поскорее?

Что делать

Подчеркивайте ценность результата достигнутого ребенком, когда будете обсуждать с ним его достижения. Крючки в прописи ровные, хоть на выставку. Умеешь складывать двузначные числа? Не может быть, покажи! Нарисовал яблоко? Как настоящее! Интересуйтесь у ребенка, что он узнал сегодня в школе и постарайтесь дополнить и разнообразить его новые знания.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие девиантные виды активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения гениален и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

Хвалим и поощряем

Здесь стоит понять различие между обещаниями ценных подарков за отличные оценки и маленькими поощрениями за стремление к учебе. Ведь дорогие и частые подарки обесценят мотивацию. Стоит ли давать карманные деньги, и в каком размере, узнайте здесь.

Малыш будет стремиться заработать отметку, не думая о том, каким способом это будет сделано. Такая позиция не приведет к мотивации учиться, а приучит к тому, что за все всегда должна быть награда. Маленькие поощрения за полученные знания будут стимулировать и дальше учиться.

Хвалим и поощряем

Какие традиционные ценности вредят в воспитании здоровой личности.

Пересмотрите систему поощрений

Есть одна реальная история, как мужчина приучал свою маленькую дочку к горшку, давая ей конфеты. Один раз, когда сладостей под рукой не оказалось, он попытался дать малышке «воображаемую» шоколадку. Девочка заулыбалась, вскочила с горшка, но он оказался пустым. Папа задал дочке вопрос о том, что это было. Она ответила, что притворилась, будто пописала в горшок.

Эта история – наглядная демонстрация того, насколько дети бывают умными и находчивыми. Несмотря на свой возраст, малыши быстро осваиваются в обстановке и находят способы, как заслужить поощрение, не выполняя просьбы взрослых. Более того, результаты исследований показывают, что система поощрений дает только кратковременный эффект.

Небольшие награды за выполненные задания помогают преодолеть временный кризис – например, когда ребенок начинает осваивать буквы или цифры. Вознаграждение мотивирует маленького человека что-то делать. Только со временем он начинает все больше зависеть от награды: если малыш лишается ее, он перестает стараться. То же происходит и со взрослыми людьми: пока человеку платят, он добросовестно трудится. Если человек лишится зарплаты, он просто перестанет работать, ведь у него не останется мотивации.

Это правило применимо и к той деятельности, которая приносит удовольствие. Занятный эксперимент провели ученые Стэнфордского университета. Они собрали группу детей и предложили им порисовать маркерами. Времяпрепровождение само по себе интересное, только в этот раз за него еще и платили. Детям действительно нравилось рисовать, но, когда им переставали платить, они отказывались продолжать. Можно сделать вывод о том, что вознаграждение убивает страсть и интерес даже к приятным занятиям.

Пересмотрите систему поощрений

Как же формировать у ребенка положительные привычки, если не с помощью мелких взяток? Специалисты говорят, что задача родителей – воодушевлять детей. Заостряйте внимание ребенка на том, как приятно становится, когда ты обретаешь новый навык, а мама и папа гордятся тобой. Так он начнет чувствовать удовлетворение от своих успехов. Ребенок научился кататься на велосипеде? Похвалите его, скажите, что он должен собой гордиться, ведь было сложно овладеть этим навыком. Чувство собственного мастерства мотивирует на то, чтобы развиваться дальше.

Читаем также: как правильно поощрять ребенка