Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как мы воспитываем тревожных детей и что с этим делать

Любой ребенок периодически испытывает чувство тревоги. Это абсолютно нормально. Но есть дети, которые испытывают беспокойство слишком часто.  Повышенная тревожность у ребенка даже по незначительным поводам… Что делать?

ТРЕВОГА ИЛИ ТРЕВОЖНОСТЬ

Для начала разберемся с понятиями. Тревога – это состояние беспокойства, которое возникает изредка. Когда малыш боится каких-то конкретных событий — это страх.

А тревожность – это постоянное ощущение эмоционального дискомфорта. Когда причин для волнения нет, а фоновое беспокойство и напряжение есть. Излишняя тревожность ощущается настолько остро, что мешает ребенку познавать мир, активно действовать, общаться со сверстниками, участвовать в играх, проявлять себя.

Как определить, касается ли это вашего ребенка?

Как тревога передается от родителей детям

Обеспокоенные родители имеют огромное влияние на детей. В тревожных семьях много разговаривают об опасности, риске, плохих вещах, которые могут произойти, — там видят мир как опасное место. Такой родитель становится ролевой моделью для ребенка, он транслирует постоянный отчаянный поиск уверенности и комфорта. Ребенок тревожных родителей может так же, как они, постоянно искать успокоения, раз за разом спрашивать: «Мама, ты заберешь меня из садика?» — или, если это подросток, слать много тревожных СМС: «Мама, у меня что-то с животом, может быть, я заболел?» Если такое поведение повторяется, родители должны спросить себя: «Делаю ли я что-то, что взращивает в моем ребенке тревогу?»

Когда мы снова и снова успокаиваем ребенка извне, мы не даем ему пространства для развития внутренней уверенности. Часто в тревожных семьях дети не доверяют самим себе, своему внутреннему голосу. Это тянется из детства во взрослую жизнь: тревожные дети вырастают и становятся тревожными родителями.

Если ребенок задает вопрос снова и снова, предложите ему найти ответ внутри: «Кажется, волнение делает тебя забывчивым. Мы уже говорили об этом, обратись, пожалуйста, к своему умному мозгу и достань оттуда эту информацию». Так мы формируем внутреннюю уверенность. Благодаря ей взрослый человек может сказать себе, если что-то идет не так: «Окей, дела плохи, но я справлюсь».

Другое поведение при тревоге в семьях — избегание обычных вещей, чтобы не сталкиваться с неприятным чувством. Если вы не любите кататься на американских горках — с вами все в порядке. Но что, если вы не любите разговаривать с незнакомыми людьми? Или не хотите отвечать учителю в школе или вообще появляться в школе? Ребенок таких родителей отказывается от активностей, в которых он должен действовать самостоятельно. Он говорит: «Я просто не хочу, это скучно!» Постоянно избегая тех или иных ситуаций, мы идем на поводу у тревоги: в краткосрочной перспективе мы чувствуем себя лучше, но в долгосрочной — поддерживаем паттерны поведения при тревоге. Так формируется расстройство.

Ещё документы из категории педагогика:

Способы психологической защиты Противоядие или Пpичины вoзникнoвeния тpaнca Педагогіка як наука про виховання людини Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников Поощрение и наказание в воспитании школьников Работоспособность первоклассников Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения 181636181633181631181627181610181599181598

X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ:

— высмеивать его страхи и сомнения (даже в шутку). Ваш ребенок должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его поводы для волнения: вы рядом, готовы выслушать и поддержать;

— сравнивать тревожного ребенка с другими детьми не в его пользу.

Важный момент: нельзя справиться с повышенной тревогой ребенка силовыми методами. Такой подход приведет к обратному результату: усилит дискомфорт, увеличит степень тревожности, и может негативно повлиять на доверие в ваших отношениях.

Причины эмоционального выгорания в родительстве

Сильная зависимость самооценки родителя от поведения ребенкаВысокая ценность хороших отношений с ребенкомОтсутствие энергообменаВысокая ответственность за результатыНечеткое распределение обязанностейУвлеченность и идеализация

Детям полезна плохая мать в дозированных количествах. Если мама будет идеальной, у ребенка возникнет зависимость от нее.

Высокий уровень принужденияОтсутствие полноценного результата, низкая благодарность, обесценивание материнского трудаНевозможность полноценного творчестваНедоучет индивидуального склада личностиГде живут светлячки? История про любопытного Зайчонка Серия «Воспитание чувств» разработана профессиональными психологами-практиками, авторами программы «Жизненные навыки» по развитию социальных и эмоциональных компетенций дошкольников. Каждая тетрадь серии — это маленькая сказка с заданиями и комментариями для родителей. Тетради будут очень полезны родителям: они помогают поближе узнать своего малыша; вы вместе будете преодолевать маленькие и большие проблемы взросления. Приемы работы со сказкой сочетаются с заданиями на размышление, что запускает механизм формирования эмоционального и социального интеллекта. Купить

Ребенок плохо спит ночью, ребенок скрипит зубами (бруксизм): поведенческая особенность или болезнь?

Ежедневное получение полноценного ночного и дневного сна – очень важное условие для развития психических функций ребенка дошкольного возраста. Если Ваш ребенок стал плохо засыпать и часто просыпаться, стоит отнестись к этому максимально внимательно. Мы занимаемся восстановлением нормального сна у детей. Коррекция или лечение зависит от причин возникновения затруднений со сном, и определяются на консультации, либо после назначенного обследования, если оно понадобится. 

Сколько должен спать ребенок

Возраст ребенка Продолжительность дневного сна Продолжительность ночного сна
От 1 до 2 месяцев около 9 часов около 18 часов
От 3 до 4 месяцев около 8-6 часов около 16 часов
От 7 до 9 месяцев около 4 часов около 13 часов
От 10 до 12 месяцев около 3 часов около 13 часов
От 1-го до 1,5 лет около 3 часов около 12 часов
От 1,5 до 2 лет около 2,5 часов около 10-11 часов
От 2 до 3 лет около 2,5 – 2 часов около 10-11 часов
От 3 до 7 лет около 1,5 часов, по желанию около 10 часов
После 7 лет Дневной сон не обязателен не менее 8-9 часов

Режим сна. Нормальный сон ребенка должен протекать без перерывов, без эпизодов возбуждения, связанного с криком или плачем во сне. Нормальная продолжительность засыпания порядка получаса, если оно длится более 30 минут, стоит обратить на это внимание и узнать причину. Для ребенка является нормой ранний подъем в выходные по режиму, принятому в будни. Желательно, чтобы биоритм жизни ребенка совпадал с биоритмом географического временного пояса, в котором он живет. В природе предусмотрено так, что когда на улице темно, человек спит, а с рассветом он просыпается, этот же ритм соответствует и детскому режиму. Для ребенка дошкольника  отбой должен быть не позже, чем  в У школьников не всегда бывает возможным соблюдать такой режим, ибо нагрузка, получаемая в школе, возрастает непропорционально физиологическим возможностям детей. Но все же для гармоничного роста и развития ребенка необходимо стремиться к соблюдению режима и наличие сна не менее 8-9 часов. Для ребенка до 10 лет продолжительность сна 9-10 часов – абсолютно нормальна и полезна.

Многие дети в приближении школьного возраста отказываются спать днем, это не всегда является нарушением режима сна, у некоторых детей при полноценном ночном сне потребность в дневном сне отпадает. При условии, что отсутствие дневного сна не влечет за собой изменение самочувствия ребенка в худшую сторону. Нужно учитывать еще один аспект, что детям до 4х лет дневной сон жизненно необходим, так как в этот период жизни активно идет построение нейронной структуры  головного мозга и хороший сон способствует наиболее эффективной работе мозга в будущем.

Сон состоит из нескольких стадий (делится на фазы). Полноценный отдых, восстановление нервной системы, активная работа обмена веществ, иммунитета происходят, в основном, в третьей-четвертой фазах сна. Эти фазы достигаются только в ночном сне, при условии своевременного засыпания, достаточной продолжительности и глубины сна, отсутствии ночных пробуждений.

Ситуация, когда ребенок не спит ночью или трудно и подолгу засыпает, часто встает, просит попить или поесть, придумывает себе разные занятия, лишь бы не спать, может возникать по множеству причин. Основные причины:

  • повышенное внутричерепное давление (ВНД);
  • повышенный уровень тревожности;
  • стрессовая ситуация или чрезмерное нервное напряжение в ответ на что-либо;
  • невроз;
  • чрезмерная загруженность ребенка в школе;
  • повышенная судорожная готовность коры головного мозга (регистрируется на ЭЭГ);
  • боль в животе или другой области, тела, кожный зуд, глисты.

Поведенческий фактор. Возникает из-за дефицита внимания взрослых, которые весь день работают и поздно приходят домой, не уделяя достаточного время своему ребенку. В результате ребенок долго засыпает, потому что ему хочется восполнить недостаток общения с родителями и ощутить их физическое и эмоциональное присутствия рядом с ним.

Высокий уровень тревожности у ребенка. Когда ребенок не может заснуть, но с трудом уснув, часто просыпается или спит поверхностно, так как  стрессорные механизмы нервной системы продолжают работать, включая защитные реакции и не позволяя ребенку заснуть глубоко.

Ребенок кричит во сне, ходит, разговаривает во сне. Лунатизм (сомнамбулизм) – состояние неполного пробуждения. В то время, когда ребенок должен перейти в глубокую стадию сна, идет процесс торможения мозга, но при этом процесс затрагивает не все участки мозга, т.е. часть мозга остается бодрствующей или просыпается среди ночи. В результате ребенок может сесть на кровати, встать, ходить, кричать, выражать эмоции и даже разговаривать, не просыпаясь.  Лунатизм у детей обычно довольно хорошо поддается лечению.

Ребенок скрипит зубами во сне. Основной возраст, когда возникает бруксизм – период с 3 до 6 лет. Самый пик проявления приходится на пять лет, когда начинаются прорезываться коренные зубы. Причиной скрипа зубов может стать затрудненное дыхание из-за аденоидов, ушной или зубной боли и заложенности носа, боли в животе и вообще, любого физического дискомфорта. 

Отсутствие полноценного сна может повлечь за собой серьезные проблемы для организма ребенка. Таки как расстройство нервной системы, ослабление иммунной системы, нарушение привычного для организма режима работы всех внутренних органов. Необходимо относиться ко сну ребенка максимально внимательно. Восстановить нормальный ночной сон у ребенка – задача, как правило, вполне выполнимая.

В первую очередь мы рекомендуем обращаться с ребенком, который плохо спит:

  1. Консультацию врача детского невролога. Обычно в ходе консультации выясняется причина нарушения сна и может быть подобрано лечение.
  2. Если имеются подозрения по поводу хронической ночной боли где-либо, кожного зуда, нарушений носового дыхания – мы предложим помощь врача соответствующего профиля.