Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить первоклассника делать домашнее задание

Родители часто жалуются на то, что дети отказываются помогать по дому, и тем более, не проявляют собственную инициативу. Они не убирают за собой игрушки, посуду, карандаши с красками. Наказания не помогают. Как же приучить ребенка к порядку, чтобы он убирал за собой сам и помогал маме без понуканий? Чтобы этого добиться, необходимо работать над этим с раннего детства.

Как заставить детей делать домашнее задание

На моей памяти школьная программа в нашей стране менялась несколько раз. И в первый раз на моем жизненном пути – когда я сама пошла в первый класс. Тогда в начальной школе стало не четыре, а три класса. Ясно, что программа усложнилась – ведь ее потребовалось сжать.

Так еще и училась я в малокомплектной школе, когда в одной комнате одновременно, на одном уроке, с одним учителем занимаются первый, второй и третий классы. Переход в следующий класс для нас означал пересаживание на следующий ряд в классной комнате. В таких условиях большая часть урока была самостоятельной работой учеников. Попробуй научись! Но родителям даже в голову не приходило, что надо за меня выполнять домашнее задание.

Это не означало, что учеба у меня от зубов отскакивала. Логика была такая: не справилась – получи двойку, выучи и исправь свой «неуд».

В семье было четверо детей. И из нас трудней всех давалась учеба моей старшей сестре. Вот ей отец помогал. И помощь эту сестра до сих пор помнит. Решит в обеденный перерыв отец ее задачку, листок спрячет и уйдет на работу. Сестра поищет-поищет, и если не найдет (а чаще так и было), садится решать сама. А отец вечером проверит и еще подумает, отдавать ли ей готовое решение.

Главное, что я вынесла из отцовской «науки побеждать» – умение находить выход самостоятельно. А если не получится – пересмотрю предыдущие действия, найду ошибку и исправлю «неуд».

В обучении своих детей, которые тоже попали под очередную школьную реформу, я, естественно, пошла по стопам отца. Плюс к тому времени я сама стала педагогом и знала: домашние задания – это самостоятельная работа ученика по усвоению полученных в школе знаний. Они даются не для того, чтобы сердобольные взрослые заработали для него пятерку, а для того, чтобы ребенок напрягал свои мозги, заставлял их развиваться. Учился, одним словом.

«У него же будут двойки!» – возмутится сейчас читатель. Конечно, будут. Но кто вам сказал, что это плохо? Двойка – это не наказание. Это вывод учителя, что ученик не усвоил часть программы, без которой он не сможет двигаться дальше. Вот и все. Поэтому любую двойку можно исправить, выучив материал. Знания от такой работы только крепче становятся.

Впрочем, я не утверждаю, что школьнику, особенно первокласснику, совсем не надо помогать делать домашние задания. Надо! Вот только свою роль в этом трудном деле родители зачастую понимают неправильно. Помощь должна заключаться не в том, что они выполняют задания за ребенка – это медвежья услуга! А в том, чтобы научить его учиться. Это значит: правильно организовать рабочее место, правильно установить очередность в выполнении работ, не отвлекаться на посторонние дела… Я бы такую помощь назвала другим словом – контроль.

А если ребенок выполнит задание неверно, что делать? Возможно, вы удивитесь, но даже в школьной группе продленного дня воспитатель не должен проверять, правильно ли ребенок выполнил домашнее задание. Он только должен убедиться, что ребенок его выполнил.

И такой подход самый верный. Потому что только так учитель, работа которого – научить, поймет, что ребенок усвоил, а над чем с ним надо поработать. Ведь мы отправляем детей в школу не за оценками, а за знаниями. Оценки выцветут в старых тетрадках и дневниках, а знания останутся в голове на всю жизнь.

Более важное, чем сделанные уроки

Что важней пятерок и двоек? Духовный мир человека. Без него знания – бесполезные приобретения. Позаботьтесь о его наполнении.

  • Наши разговоры с детьми нередко бедны. Каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.
  • Люди на телеэкране – это гости вашего дома. Вы же не высмеиваете гостей, как бы глупо они ни выглядели? Осторожнее и с домашней критикой телепередач.
  • Бывает так: папа утром уходит – мальчик еще спит, приходит – мальчик уже спит, а в воскресенье – на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите сына: «Как дела?»
  • Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его и даже не встречаться с ним взглядом, чтобы не разрушить мир, который он создал в игре.
  • Для воспитания детей нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. Есть ли у вашего ребенка шахматы, кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. Есть ли у вашего ребенка хоть что-нибудь из этого списка?

Репетитор для выполнения домашней работы: стоит ли?

Репетитор для выполнения домашней работы нужен ученику не для того, чтобы делать задания за него. Уроки с частным преподавателем носят практическую и реально ощутимую пользу: каждая тема качественно усваивается школьником, успеваемость улучшается, ученик всегда готов к контрольным работам и экзаменам.

У родителей чаще всего времени не хватает, для того чтобы заниматься с ребенком. Им легче выполнить за школьника примеры и упражнения, чем долго сидеть и объяснять правила. С частным преподавателем ребенок будет всегда выполнять домашние работы, хорошо усваивая материал.

Так что, если вы заметили трудности с выполнением примеров или упражнений у школьника дома, то не затягивайте, и обращайтесь к репетитору. Вы оцените ряд преимуществ:

  • глубокое и емкое объяснение материала. Школьник будет усваивать правила, при этом решая задания. Репетитор будет  объяснять темы, готовить к контрольным работам, самостоятельным, ЗНО;
  • благодаря тому, что занятия будут проходить регулярно, ученик никогда не будет в числе отстающих. И это значит, что он получит в будущем хорошую оценку в аттестат. А это станет залогом успеха при поступлении в университет;
  • ежедневная практика позволит постепенно развиваться глубоко в науке.

Не переживайте, если ученик начал получать плохие оценки. Но и не закрывайте на это глаза. Самостоятельно делая задания за него, вы никогда проблемы не решите. Обратитесь за помощью к профильному репетитору, если видите, что какой-то из предметов проседает. Сайт BUKI поможет вам найти репетитора как для выполнения  домашней работы с ребенком, так и для подготовки к контрольным или к ЗНО.

Советы родителям, как воспитать помощников

Как правильно себя вести, чтобы приучить своего ребенка к домашним делам?

1. Делаем вместе

Обычно мамы просто прогоняют ребенка, чтобы он не мешал выполнять домашние дела. Но это ошибка, которая приводит к тому, что у ребенка пропадает интерес к этому. Если кроха проявил инициативу, это нужно развивать. Пусть он поучаствует в уборке или приготовлении пищи. Возможно, сначала он будет больше мешать, чем помогать. Но со временем малыш сможет выполнять различные задания. Таким способом вы вырастите настоящего помощника.

2. Хвалите ребенка

Похвала очень важна как для взрослых, так и для детей. Например, скажите, что никто не правится с уборкой в его комнате так, как он сам. Ведь он лучше других знает, как и где должны лежать его игрушки. После таких слов ребенок сам захочет разложить все по местам.

3. Прислушивайтесь к желаниям малыша

Когда ребенок начинает выполнять какие-либо ваши поручения по дому, необходимо обратить внимание на то, какие из них он выполняет с большей охотой. Кому-то больше нравится вытирать пыль, а кому-то готовить. Конечно. Каждый ребенок должен научиться выполнять элементарные вещи. Например, подметать, протирать пыль, раскладывать вещи, мыть посуду. Но если он проявляет гораздо больший интерес к кулинарии, можно дать ему больше свободы в этом направлении. Если ребенку это интересно, он может принимать участие в приготовлении обеда, выпечки, в приготовлении блюд к праздничному столу. Возможно, в дальнейшем это станет его профессией. В любом случае, умение готовить пригодиться во взрослом возрасте как мальчикам, так и девочкам.

4. Убирайте весело

Если уборка проходит скучно и вяло, ее не хотят делать ни родители, ни дети, можно проявить фантазию и сделать этот процесс более веселым. Превратите этот процесс в игру. С детьми это делать будет гораздо веселее. Например, устройте «укрощение» пылесоса или борьбу с «пыльным злодеем». Уборка пройдет быстрее и веселее.

5. Не ждите идеальных результатов

Важно помнить о том, что ребенок физически слабее, чем взрослый человек. У него еще недостаточно хорошо развита моторика. Поэтому нельзя давать ему сложные задания, и ожидать, что он справится с ними так, как взрослый. Если ребенок мыл посуду, и случайно упустил тарелку, ругать его не стоит. Это только отобьет его интерес к делам. Лучше показать, как правильно это делать, чтобы в следующий раз все получилось. Задания, которые вы ему даете, должны соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка.

6. Проявляйте терпение

Если малышу трудно справиться с заданием быстро, не нужно его за это ругать и торопить. Ведь он только учиться. Нельзя также заканчивать порученное ребенку дело самостоятельно. Иначе он не сможет научиться доводить дела до конца.

7. Работа не должна быть наказанием

Часто родители за какой-либо проступок наказывают ребенка домашними делами. Они считают, что это полезное наказание. Но, на самом деле, это грубая ошибка. Ведь таким образом мы формируем у ребенка неприязнь к работе. Уборка и другие дела будут всегда ассоциироваться с неприятными эмоциями. Малыш должен с раннего возраста понимать, что домашняя работа – это не то, что нужно делать, когда провинился. Это обязательные дела, которые необходимы, чтобы жить в чистоте и комфорте.

8. Не давайте деньги за домашние дела

По этой же причине не нужно платить ребенку за выполнение домашней работы. Он должен понимать, что это не работа, а обязательная часть жизни.

9. Не делите задания на дела для мальчиков и девочек

Иногда мальчик может любить готовить, а девочка, наоборот, разбираться с техникой. Не стоит этому препятствовать. Возможно, у них талант, который проявится в дальнейшем. Кроме того, дети обоих полов должны уметь выполнять домашнюю работу одинаково.

Чтобы приучить ребенка к домашним делам, в первую очередь, нужно подавать ему пример собственными действиями. Ведь родители, которые сами не выполняют домашние обязанности, не смогут внушить ребенку, что он должен это делать.

Так обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?

Но, для того, чтобы ответить на вопрос, является ли обязанностью родителя выполнение совместно с ребенком домашнего задания, необходимо понять следующее.

Нарушает ли родитель право ребенка на получение образования, отказываясь выполнять с ребенком домашнее задание?

Обеспечением получения образования можно считать действия родителей, направленные на:

  • беспрепятственное посещение учебного заведения
  • обеспечение ребенка материально-техническими принадлежностями
  • решение иных вопросов, препятствующих образованию

В тоже время, нарушением права ребенка на получение образования будут именно умышленные действия, препятствующие обучению.

Время на домашнее задание

Существует приказ Министерства образования Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015, касающийся порядка образовательной деятельности. Документом установлен объем домашних заданий — из выполнение не должно превышать по времени (в астрономических часах):

  • во 2 — 3 классах — 1,5 часа,
  • 4 — 5 классы — 2 часа,
  • 6 — 8 классы — 2,5 часа,
  • в 9 -11 классах — до 3,5 часа.

Учебные предметы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день. Данный приказ обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Кстати, согласно с этим приказом, в первом классе обучение проводится без оценок. Домашние же задания могут быть заданы учащимся лишь со второго класса.

Контроль успеваемости

Освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Форма, периодичность и порядок проведения контроля определяются образовательной организацией самостоятельно.

Итоговая аттестация

Можно сделать следующий вывод. Именно показатели итоговой аттестации демонстрируют, осваивает ли ребенок программу общего образования. В свою очередь, итоговая аттестация определяет, переведут ли ребенка в следующий класс.

Не секрет, что результаты итоговой аттестации учитывают те отметки, которые школьник получает в ходе образовательного процесса. Ну а поскольку домашнее задание также оценивается, то его невыполнение в состоянии привести к ситуации, когда школьник может быть не аттестован.

Отсутствие аттестации в свою очередь может привести к оставлению «на второй год», выдаче справки об обучении, не являющейся аттестатом. Справка может свидетельствовать о неисполнении родителями обязанности по обеспечению детей средним образованием.

При этом, для лиц с ограниченными возможностями к обучению установлены особые правила.

Заключение

Таким образом, речь идет именно об обязанности родителей обеспечить получение детьми общего образования, в которое включается выполнение «домашки». Ещё по теме «Обязаны ли родители делать домашнее задание с детьми?»:

  • Школьников научат быть пенсионерами
  • Отсрочка от армии для совершеннолетних школьников
  • Культура для школьников станет доступнее
  • Школьники на митинге Алексея Навального
  • Происшествие в школе — должен ли учитель извещать родителей?

Как лучше подготовить ребенка к школе дома: советы родителям от психолога

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.
  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.
  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Почему нельзя делать уроки вместо ребенка?

Когда дело касается домашнего задания, родители должны знать, как помочь детям. Только не стоит путать помощь с выполнением уроков за ребенка. Мама с папой должны знать, как заставить ребенка делать уроки. Школа – это новый этап в жизни малыша. Это период начала взросления, получения обязанностей и нового опыта. Необходимо перед походом в школу объяснить ребёнку, что теперь ему нужно учиться самому принимать решение, делать выбор, планировать своё время.

Если до 7 лет родители приучили малыша к независимости и усидчивости, то проблем с выполнением домашнего задания не будет. Нужно просто объяснить ребёнку, что после школы надо пообедать, потом приняться за уроки, а вечером мама или папа проверят, как он сделал задания. Тогда маленький ученик поймёт, что приготовление уроков – это важный пункт в его графике. Лучше всего в первом-втором классе проверять, как малыш сделал уроки, помогать ему с теми предметами, которые вызывают трудности. Если спустя какое-то время проблем с домашним заданием не возникает, то после можно ограничиться вопросом «Детка, уроки готовы?»

Если же до 7 лет родители всё делали за ребёнка, не утруждая его, то в школу пойдёт инфантильный первоклашка без чувства ответственности. В

этом случае до прихода родителей с работы он будет играть в компьютер или гулять с друзьями во дворе. Но никак не заниматься уроками.

психолога как правильно учить уроки с ребёнком

со школы ребёнок обязательно должен отдохнуть.

Отдых должен быть коротким, чтобы ребёнок не успел расслабиться. Есть предположение, что уже в школе половина полученной информации у детей рассеивается. Домашнее задание даётся как правило на закрепление нового материала.

Поэтому, чем быстрее ребёнок сядет за выполнение домашнего задания, тем больше вероятности что он его усвоит. Чем больше время отдыха, тем больше материала выветривается из голов наших детей.

домашнего задания не должно растягиваться на весь вечер.

Необходимо научить ребёнка системе правильного выполнения домашнего задания. Например, начинать надо всегда с письменных заданий. Потом сделать 10 минутный перерыв.  И Приступать к устным предметам.

В общей сложности ребёнок младшего звена должен потратить на выполнение домашнего задания не более двух часов, дети старших классов не более трёх часов.

должен самостоятельно выполнять задания.

Ваша задача только проверять и исправлять ошибки. Также вы можете объяснять ребёнку вопросы, которые вызывают у него сложности.

ругайте ребёнка за плохие отметки.

Поговорите и выясните почему так произошло. Попытайтесь найти решение этой проблемы. Если это единичный случай, то ребёнок быстро исправит плохие отметки.

Если это система, то вам лучше поговорить с учителем и вместе пытаться объяснить ребёнку, что плохая учёба никому ещё не принесла пользы. Что впереди его ждут экзамены и с такой учёбой, ему трудно будет их сдать.

хвалите ребёнка за его успехи.

психолога как правильно учить уроки с ребёнком

Говорите какой он молодец. Как хорошо ему удается справляться с различными заданиями. Поощряйте ребёнка. Взамен на хорошую учёбу подарите ребёнку билет в кино, в развлекательный центр. Организуйте семейный поход в пиццерию и так далее.

Обещайте ребёнку какой-либо ценный подарок на его день рождение или новый год, при условии, что он хорошо закончит четверть.

Умение общаться с ребёнком залог нашего хорошего будущего. Дети всё очень хорошо помнят. Они помнят своё детство и как призму перекладывают его на свою взрослую жизнь в будущем.

От счастливого детства зависит, будут ли вам благодарны ваши взрослые дети или нет.

Данные Пользователей

Технические данные, передаваемые Сервису программным обеспечением Пользователя, а также иные данные, передаваемые Пользователем Сервису, будут доступны Администрации и могут использоваться последней по своему усмотрению незапрещенными законом способами, в том числе для таргетинга демонстрируемой Пользователю рекламы.

Информация из Профиля может быть доступна иным Пользователям Портала. Информация становится доступной при создании Пользователем Контента, оставлении комментариев, постановке оценок.

Пользователь вправе в любое время удалить и/или скорректировать Профиль, используя Личный кабинет.