Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка делиться своими игрушками и должны ли они это делать

Щедрость – это умение дарить, отдавать свои вещи безвозмездно, не требуя за это награды или признания. А как быть, если ребенок, не задумываясь, готов отдать все – дорогую игрушку, личные вещи или даже вещи, ему не принадлежащие?

Почему детям не интересны игрушки?

Как выглядит современная детская комната? Первое, что вы представляете себе – это стеллажи, заваленные игрушками. Или, того хуже, просто кучи игрушек, разбросанные по всему свободному пространству.

Итак:

  1. Первая проблема родителей современных детей: избыточные покупки. Почему мамы и папы скупают все, что видят на витринах? В основном потому, что до определенного возраста только мы выбираем игрушки своим детям. А здесь вступают в игру собственные желания и амбиции. Очень часто родители хотят заполнить детскую тем, чего у них не было. Или полагают, что большое количество игрушек привлечет внимание ребенка и освободит им руки.

Что нужно помнить:

  • ребенок быстро переключается с одного предмета на другой, поэтому большое количество игрушек не способствует концентрации. Напротив, чем больше предметов в комнате, тем меньше они интересны детям. Они просто перебирают все, что есть, и переходят к другим делам;
  • избыточные покупки затрудняют организацию порядка в детской. Разбросанные игрушки снова рассеивают внимание ребенка, не давая надолго заняться чем-то одним;
  • большое количество игрушек плохо сказывается на характере. Если годовалый малыш просто перебирает все и выбрасывает в угол, то пятилетний ребенок будет требовать новую игрушку каждый день. Скорее всего, она станет не интересна уже завтра или будет сломана.
  1. Вторая проблема – отсутствие организации игрового пространства. Ребенку нужен порядок. В хаосе даже взрослому сложно ориентироваться, а детям и подавно. Поэтому недостаточно просто собрать кучку из машинок и кукол и оставить малыша наедине с ними. Кстати, это, на мой взгляд, беда манежей. Как говорят наши бабушки: «Кинула ему туда игрушек, и он сидит».

Что нужно помнить:

  • у каждой игрушки должно быть свое место. Стеллажи и открытые шкафы – обязательная мебель в детской;
  • после того, как ребенок поиграл, нужно все убирать на место. Причем к процессу следует привлекать детей. Двухлетний малыш должен самостоятельно расставлять свои машинки в гараже, пирамидки на полке, мячи в корзине;
  • игрушки следует менять. Золотое правило каждой мамы – прятать вещи на неделю-две, чтобы ребенок не успел потерять к ним интерес. Маленькие дети воспринимают спрятанные и выуженные игрушки как новые. Поэтому покупать много не нужно. Нужно лишь грамотно подойти к организации игрового процесса. Выбирайте разноплановые игрушки и меняйте их местами еженедельно. То, что вы убрали, должно находиться в недоступном для ребенка месте.
  1. Наконец третья проблема родителей – отсутствие их участия в игре. Маленькие дети не знают, как играть. Им нужно показывать. Лучший способ это сделать – сесть и начать играть самому. Ошибочно рассчитывать, что от количества игрушек у ребенка проснется фантазия, и он вдруг начнет ставить сложные ролевые спектакли. Психологи отмечают и еще одну интересную особенность. Это «след игры». Если мама играет с одной игрушкой на протяжении недели, эта игрушка с высокой вероятностью станет любимой у малыша. Так что если вы видите, что все предыдущие усилия напрасны, начинайте срочно играть с ребенком. Затем оставляйте ему время на самостоятельные занятия. Он быстро научится кидать мяч, строить из кубиков, укачивать пупсов и катать машинки.

Не забывайте, что детям до полутора лет интересны предметные игры – бросать, бегать, ходить, носить, рушить, складывать. Малыши до трех лет могут играть с любыми игрушками по вкусу. Даже если мальчику интересны куклы, не нужно паниковать. О том, какие игры подходят детям разного возраста, можно почитать здесь. В следующий раз поговорим об организации игрового пространства в детской комнате.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Всем добра и счастливых детей!

0ПОДЕЛИЛИСЬПоделитьсяТвитнуть

Почему дети не хотят с вами говорить

Как детский психотерапевт, я часто слышу от родителей: «Он просто не будет со мной об этом говорить». Чувствовать отстраненность собственного ребенка — болезненно, а для ребенка это имеет еще более важные последствия. Исследования говорят о том, что одним из важнейших факторов эмоциональной и психологической стабильности ребенка является близость отношений с родителем. Если ребенок не открывается вам, когда он расстроен, возможно, отношения не настолько близки. У родителей есть две ошибки, приводящие к «закрыванию» отношений с ребенком: отрицание чувств и неправильный выбор между симпатией и эмпатией.

Симпатия vs. Эмпатия

Когда ребенок испытывает глубокий стресс от того, что чувствует обиду, разочарование, гнев, он отчаянно нуждается в родителе. Однако родителям бывает нелегко наблюдать ребенка в негативных чувствах. Их первый порыв — сказать, что не стоит испытывать данных эмоций.

Фразы типа «не расстраивайся», «не психуй» вырываются сами собой. В результате ребенок чувствует стыд за те чувства, которые испытывает, а это углубляет обиду. Осознание того, что родитель его не понимает, оставляет его наедине с его чувствами, очень токсично. Ребенок усваивает, что раскрывать свои чувства — больно.

Поэтому родителям стоит избегать таких выражений, как:

  • Не беспокойся.
  • Не надо так расстраиваться.
  • Не нервничай.
  • Не обижайся.
  • Ты слишком чувствительный.

Лучше проявить эмпатию. Принять чувства ребенка. Чувства не бывают неправильными, к неприятностям приводит только то, что мы с этими чувствами делаем.

Примеры эмпатии:

  • Ты расстроен. Я бы тоже расстраивалась.
  • Ты беспокоишься, я понимаю.
  • Это нормально, что ты чувствуешь себя разочарованным, я в твоем возрасте тоже так себя чувствовала.
  • Ты нервничаешь, я понимаю, имеешь на это полное право.
  • Да,неприятно, когда кто-кто делает что-то, чего ты пока не умеешь.
  • Ты злишься, я уверена, что есть на это причина. Расскажи, я хочу понять.

Когда вы проявили достаточно эмпатии, ребенок чувствует себя понятым вами, чувствует, что вы рядом, ему становится лучше, он начинает испытывать желание получить от вас помощь.

Во многих случаях эмпатия — это единственное, что детям нужно, чтобы им полегчало.

Просто знать, что родитель их понимает, — это уже добавляет уверенности и желания идти вперед. Тем не менее, проявить эмпатию — не значит потакать плохому поведению. Например, на прошлой неделе мой сын пришел из школы рассерженный. Зашел в дом, хлопнул дверью и бросил на пол куртку. Я сказала: «Ты рассержен. Я не знаю, почему, думаю у тебя есть серьезная на то причина и я бы хотела послушать, что случилось, но куртку на пол бросать не надо. Подними ее.» Он поднял куртку и сразу пришел рассказать о том, как поссорился с другом.

Победила эмпатия

Эмпатия порождает чувство того, что вас понимают, принимают — это сразу успокаивает детей. Успокоившись, они могут логически думать и разбирать проблемы вместе с вами. То, что вы понимаете их, повышает в них чувство уверенности. Никакой родитель не желает своему ребенку негативных эмоций, драматизации, роли жертвы, но именно признание этих эмоций, проявление сочувствия со стороны родителя, и не дает развиться в ребенке наглости или мышления жертвы. Симпатия не дает синхронизации чувств родителя и ребенка, родитель просто бежит и спасает ребенка от негативных чувств вместо того, чтобы помочь ребенку проработать самому эти чувства.

Приведу пример. Как-то раз по дороге с вечерней тренировки по хоккею мой 8-летний сын Джимми сказал мне: «Мама, я сегодня был хуже всех. Я еле справлялся и почти все время сидел на скамейке запасных.» И вот, во мне два голоса: голос симпатии и голос эмпатии.

Симпатия говорит: «Бедняжка, я позвоню твоему тренеру и поговорю с ним. Это несправедливо, что он большую часть тренировки держит тебя на скамье запасных!» Голос эмпатии: «Это неприятно, сын. Очень неприятно чувствовать себя худшим. Я понимаю. Я так себя часто в жизни чувствовала тоже. Это ничего. Это пройдет.»

По сути, ответ симпатии — это родительская попытка поменять правила, сделать исключение для ребенка, которое приучает его к роли жертвы. Со стороны родителя при этом не надо никаких эмоциональных инвестиций, потому что родитель становится всемогущим спасителем, а это поглаживает родительское эго. Это легкий путь, который ведет не туда.

Эмпатия же требует от родителя переключения со своих чувств на чувства ребенка. Это эмоциональная настройка. Это вспомнить, как вы себя чувствовали. После того, как вы настроите эмоции, ваш ребенок может успокоиться и решить проблему, пробовать еще и еще раз; дает пространство для рождения этики и устойчивости в ребенке, который учится противостоять трудностям, не ломается, как только что-то не так. Эмпатия создает смелых и сильных людей. Будьте ближе к вашим детям, это окупится сторицей.

По материалам:

Была ли эта информация полезной?ДаНет

Задариваем детей игрушками

Еще одна причина, которая следует из первой. Родители сейчас буквально «заваливают» детей игрушками, утверждает психолог. И это не дает детям развить навыки самостоятельной игры:

— В детстве мы сами придумывали себе игры, представляли, что палка — это конь, а мяч — это горячая картошка. Игрушек было не так много, дарили их нам дарили только на праздники. Современным детям не нужно обыгрывать в разных ситуациях одну и ту же игрушку, как это было в нашем детстве. Сегодня дети играют с новой вещью день-два. А потом забрасывают ее на дальнюю полку в ожидании новой покупки.

Кроме того, по мнению психолога, современные игрушки зачастую не самые многофункциональные, с ними сложно придумывать новые игры. Это плохо влияет на развитие воображения и навыков самостоятельной игры у детей.

Почему ребенок дарит вещи

Раздаривая свои игрушки направо и налево, ребенок, таким образом, пытается завести новых друзей, привлечь к себе внимание, и восполнить недостаток любви со стороны взрослых. Постарайтесь, даже если ваша семья находится в сложной ситуации, уделять ребенку больше внимания, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

Объясняйте малышу, что отношения не должны строиться в зависимости от количества подарков, привязанность и дружбу нельзя «купить», людей связывают общие интересы.

И конечно, самым эффективным способом воспитания в своем ребенке щедрости, является личный пример родителей, их правильное отношение к вещам, ведь для малышей родители еще долгое время будут являться непререкаемым авторитетом.

О другом важном аспекте воспитания – формировании любви к природе читайте в нашей статье – воспитание любви к природе.

Также всем мамам рекомендуем ознакомиться с ответом психолога на вопрос – почему малыш так часто болеет.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Системно воспитывая ребенка, мы просто учим его делиться, мы учим его получать от этого удовольствие. До трех лет малыша можно научить делиться с членами его семьи, после трех лет – со всеми другими детьми и взрослыми. Научая ребенка получать наслаждение от отдачи, мы изначально избавляем его от каких бы то ни было рамок, ведь отдача сама по себе не ограничена, конечно лишь психологическом уровне малыш привыкает понимать, что удовольствие ему дает лишь то, что он может привнести в общество, что он может дать другим, посредством своего труда, своих поступков, слов, мыслей или не означает подавать милостыню или раздаривать всем прохожим свои вещи. Это значит дать другому именно то, что ему нужно, в чем есть потребность, в чем тот нуждается – отдача по нехваткам.Мама занята домашними делами, но если ты поможешь убрать все игрушки, мы вместе пойдем у нас одна. Давай поделимся с папой, а он завтра нам купит еще , как плачет малыш. Как думаешь, если мы подарим ему один совочек, может, он не будет плакать?Вариантов масса в зависимости от векторов ребенка. Лучше, чем мама, малыша не может знать никто, а системное мышление все эти знания выстраивает в четкую схему воспитания. Простую, гармоничную и легкую, как для ребенка, так и для его родителей.CОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПРИ ДЕПРЕССИИ. ШАГ НАРУЖУДЕПРЕССИЯ У ТЯЖЕСТЬ БЫТИЯДЕТСКИЕ СТРАХИ КАК БОРОТЬСЯ? РАЗОБЛАЧЕНИЯ КОРПОРАЦИИ МОНСТРОВ

советов, как сделать так, чтобы ребёнок не ломал игрушки

Совет №1.

Не стоит потакать капризам малыша и покупать всё, что ему приглянулось в магазине. При покупке в первую очередь обращайте внимание на возраст ребёнка, качество самого изделия и выбирайте надёжного производителя. Берите прочные вещи. Для маленького ребёнка могут подойти резиновые изделия, деревянные кубики и конструкторы из крупных деталей.

Совет №2.

Если вы заметили, что малыш сломал игрушку, потому что она ему не понравилась, то поговорите с ним. Постарайтесь рассказать, что вы расстроены, как и он, что дарили от чистого сердца. Ругать за сломанную вещь не надо, но и покупать тотчас новый подарок взамен старого тоже не стоит. Хороший способ воздействия — это положить испорченный предмет на видное место. Пусть малыш поймёт, что сделал неправильно, разрушив подарок. Попытайтесь донести до ребёнка: даже если ему не нравится какая-то вещь, то это не повод её ломать.

Совет №3.

Создайте условия, чтобы малыш мог вымещать негативные эмоции без вреда для игрушек. Спрячьте из поля зрения ребёнка все бьющиеся изделия, давайте ему только те вещи, которые не сломать. Хорошо для этих целей подойдут резиновые мячи, уточки и т.д. Если возраст позволяет, то можно отдать ребёнка в спортивную секцию, где его энергия найдёт выход.

Совет №4.

Купите игрушки, которые легко разбирать и собирать. Если вы заметили у малыша повышенную любознательность, то такие предметы утолят любопытство маленького непоседы. Также попробуйте читать с малышом энциклопедии, показывайте вещи в разрезе, чтобы у него больше не возникло желания портить игрушку.

Совет №5.

Проводите больше времени вместе, чаще гуляйте на свежем воздухе. Играйте с малышом, устраивайте совместный кукольный театр, читайте книжки, делайте поделки. Все эти моменты помогут создать крепкую связь с ребёнком и положительно скажутся на ваших отношениях. Если малышу будет достаточно вашей заботы, то он не станет привлекать к себе внимание, ломая игрушки. И ещё несколько советов. Не нужно применять силу и наказывать ребёнка. Наберитесь терпения: как только малыш вырастет, он поймёт, что нельзя портить вещи. Психологи утверждают, что ребёнок в любом случае превратится из разрушителя в созидателя.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

7 идей, как приучить ребёнка убирать игрушки 5 лучших игрушек для непоседы 11 советов для родителей «малышей-плохишей»

Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!

Выводы:

Относитесь спокойно и с пониманием к тому, что ваши дети не хотят делиться друг с другом игрушками. Это нормальное явление и не означает, что с детьми что-то не так. У каждого ребёнка должны быть свои личные вещи и возможность ими распоряжаться по собственному усмотрению.

Детей нужно учить спрашивать разрешение поиграть игрушками другого ребёнка, учить договариваться, обмениваться игрушками, но так же и уважать право другого отказать. Одним словом, быть вежливым и уважать границы другого человека, независимо от его возраста, пола и других качеств.

Выводы:

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог. Мой Инстаграм

Ошибки родителей

Часто молодые мамы и папы начинают вести себя в подобных ситуациях неправильно, что может повлиять на психическое состояние их чада. Родителям нужно знать, какие ошибки не стоит допускать:

  • Ни в коем случае не кричите и не ругайте малыша, особенно в присутствии других детей и их родителей. Ребенок не понимает, почему на него повышает голос самый близкий человек, и почему он заставляет отдать своего плюшевого зайца, к которому привязан всей душой.
  • Не забирайте силой игрушки из рук своего малыша. Этим вы фактически предаете родного ребенка. Он запомнит, что мама насильно отобрала игрушку, и потом это может негативно сказаться на ваших дальнейших отношениях.
  • Другие родители не имеют права ругать вашего сына или дочь. Все вопросы они должны решать исключительно с вами, и только вы можете донести информацию до своего ребенка.
  • Не нужно переживать, что подумают о вас другие родители. Не извиняйтесь за то, что ваш малыш не дал свою игрушку. Это его собственность, и он распоряжается ей, как хочет.

Ваш ребенок – самый лучший, и вы всегда должны быть на его стороне.

Малышам очень сложно понять, зачем они должны отдавать свою игрушку чужому мальчику или девочке. Чаще разговаривайте со своим карапузом, показывайте на собственном примере, как нужно делиться, объясняйте, но ни в коем случае не ругайте и не стыдите, если он поступает по-своему.

Это интересно: Благотворительность: как научить ребенка помогать людям искренне и от всего сердца