Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка говорить в год в домашних условиях?

Я точно была не готова к неожиданностям. Самая пугающая из этих неожиданностей — график развития малыша. И не попасть в него было страшно. По весу и росту в первые месяцы у нас постоянно был провал. Наверное, именно поэтому я старалась изо всех сил обогнать по остальным пунктам: сидеть, ходить и говорить мы начали чуть раньше, чем положено. И если с двигательными навыками сын справлялся и без моих заморочек, то общению, на мой взгляд, нужно было именно учить.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Как же мне научиться молчать, в конце-то концов?!

Люди – существа непохожие друг на друга.

И, если из кого-то клещами нужно вытягивать хоть какие-то членораздельные звуки, то другие проветривают рот с завидной регулярностью.

«Болтушка и сплетница!», – именно так характеризовали мою двоюродную сестру многие знакомые.

Причем, сплетницей в классическом понимании этого слова она не была.

Она никогда не обсуждала людей в негативном ключе, не говорила о них гадости и даже – не осуждала за плохие поступки.

Лена – вообще добрейшее существо.

Весь ее грех состоял в том, что она страстно и пылко обожала поговорить.

Ей было все равно, о чем, главное, чтобы не молчать.

Нам всегда казалось, что, если бы Лена была, к примеру, разведчицей, то физические пытки она бы перенесла стойко, но вот запрет разговаривать – никогда.

После 10 минут молчания она бы выдала врагу все тайны.

Ее недостаток порядком раздражал, но родные его терпели, да и сама Лена не считала, что ей пора думать о том, как научиться молчать, пока не произошла одна неприятность.

Ее жених шел на повышение на работе.

Для того чтобы получить руководящую должность, ему нужно было успешно провести одну рекламную компанию.

Проект он создал великолепный, но, как на грех, поделился им с Леной.

Та, несмотря на обещание «Не болтать об этом!», незаметно для самой себя поделилась услышанным с коллегой.

«Лучше молчать и показаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения.» Марк Твен

А коллега встречалась с парнем, соперничающим с женихом Лены за должность. Думаю, вы понимаете, что случилось дальше? Проект понравился и заказчику, и директору, вот только представлял его не жених Лены, а его соперник и повышение получил он же.

Расстроенный и рассерженный жених Лену бросил.

Девушка страдала, но приняла решение бороться со своим недостатком, разрушающим ее жизнь.

Как научить ребенка разговаривать

Научить маленького ребенка разговаривать помогут следующие действия:

  • эмоционально-речевое общение;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • артикуляционная гимнастика;
  • общение с природой.

Эмоционально-речевое общение

Чтобы правильно учить ребенка говорить, с ним нужно много общаться.

Чтобы научить ребенка говорить в 1 год, 1,5, 2 и 3 года, когда происходит активное накопление словарного запаса, большое значение приобретает книга. Мы учим ребенка говорить, когда читаем малышу стишки, потешки, сказки. И чтобы этот процесс был не просто скучным монотонным чтением, рассматривайте картинки, задавайте вопросы, включайте эмоции:

  • “Посмотри, волк спрятался за деревом и облизывается, глядя на зайчика! Как он облизывается? Да, точно.”
  • “А зайчик убегает? Как скачет зайчик-попрыгайчик? Все, убежал от волка.”
  • “Елочка в лесу какая нарядная, в белом платьице.”
  • “А вот детишки хоровод водят вокруг елочки и песни поют. Давай придумаем, какую песенку они поют.”

Не сомневайтесь, вашему ребенку так понравятся эти увлекательные чтения, что при каждом удобном случае он будет класть вам в руки книгу, которую выберет сам. А вы постарайтесь, чтобы у него была такая возможность.

Ну, а если книга станет другом, то вопрос “Как учить ребенка говорить?” в большей степени потеряет для вас свою актуальность.

Развитие крупной и мелкой моторики

Чтобы стимулировать ребенка начать рано говорить и помочь ему в этом, кроме эмоционально-речевого общения со взрослыми, необходимо уделять внимание развитию мелкой и крупной моторики.

Годовалый ребенок с удовольствием поиграет в “Ладушки” и “Сороку-ворону”.

Как разговорить ребенка в 2 года? Внимание двухлетнего малыша привлекут яркие пирамидки, замысловатые застежки и шнуровки, поиски затерянных сокровищ в море макарон. ????

Как разговорить ребенка в 3 года?

А с 3 летним ребенком собирайте пазлы, колдуйте над шкатулкой с драгоценностями в виде бусинок, сувениров, крошечных фигурок от киндер — сюрпризов, делайте поделки из шишек и желудей.

Важным моментом в тренировке крупной моторики ног, рук, тела и мелкой моторики пальцев является то, что эффективна она будет до тех пор, пока не станет навыком. Если ребенок уже “на автомате” собирает пирамидку, то пользы для речевого развития в этом уже нет. Пополняйте арсенал пальчиковых игр, развивающих занятий, гимнастических комплексов новыми видами и элементами.

Для развития крупной моторики, чтобы ребенок начал говорить, попробуйте вместе выполнить упражнение по преодолению полосы препятствий. Сначала надо пробежать по дорожке, потом проползти по тоннелю, затем перепрыгнуть с кочки на кочку. Начинать по сигналу и под музыку!

Чтобы научить малыша говорить, пальчиковую гимнастику делайте под любимый ритмичный стишок. Выполнение определенных действий под счет, как и роль сигнала в описанном ранее упражнении, тоже дает больший эффект.

И не забывайте про регулярность. Этот момент очень важен!

Артикуляционная гимнастика

Чтобы научить ребенка говорить правильно и четко, без речевой гимнастики не обойтись. Она помогает быть активными всем частям артикуляционного аппарата. Неважно, годик ли вашему ребенку или полтора, учите ли вы говорить малыша в два или три года, поупражняться щечкам, язычку всегда полезно, а главное — весело, потому что это игра.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом. Ни к чему перетруждаться. А чтобы добавить энтузиазма, можно заниматься по сделанным своими руками цветным картинкам.

Общение с природой

Современный ритм жизни, особенно в городах, новейшие информационные технологии заставляют человека много думать, анализировать, жить в напряжении. Подчас нет времени, а то и желания оторваться от монитора, отложить в сторону девайсы и гаджеты. Как никогда актуальным и жизненно необходимым стало пребывание на природе, где можно отрешиться от городской суеты, прислушаться к своим чувствам. На природе оживает наше эмоциональное правое полушарие.

Эмоциональная и мыслительная сферы психики тесно связаны. А речь — это основное средство мышления. Отклонения в развитии, нарушения одной составляющей влекут за собой изменения в другой.

Используйте каждую возможность побывать с ребенком в лесопарковой зоне, сквере, лесу. Рассказывайте ему сказки в действующих лицах.

Разговаривайте вместе с ним с деревьями: “Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!” Наблюдайте за тем, как трудяги-муравьи тащат строительный материал для своего многоквартирного дома.

Послушайте, как стучит дятел по дереву, извлекая из коры вредоносных жучков, тем самым помогая и спасая от болезни старую сосну.

Запрокиньте голову и посмотрите вместе, как качаются в унисон верхушки деревьев на фоне голубого неба и бегущих по нему пушистых облаков.

Так с детства придет умение слышать. Себя, другого, реагировать на это душевным теплом.

По мере взросление это умение поможет научиться сначала думать, а потом говорить. Тонко чувствующий человек не болтлив, он деликатен.

Как научить ребенка разговаривать

Научить ребенка говорить первые слова или разговаривать предложениями будет несложно, если в первую очередь заботиться о богатстве его внутреннего мира.

Как общаться с ребенком со всей серьезностью?

Общаться с ребенком, слушая его

Во-первых, когда сын или дочь, говорят нам о чем-то, нужно найти время их выслушать. К сожалению, у родителей вырабатывается стойкая привычка слышать детей вполуха. Но с таким отношением невозможно, чтобы общение детей и родителей в семье было полноценным и сближало их друг с другом.

Мамам и папам для повышения их качества слушания как нельзя кстати будут полезны уточняющие выражения. Например, «на сколько правильно я тебя понял…» или «ты имеешь ввиду…» или «так ты мне говоришь, что …» и «я вижу что…». Кроме уточняющих слов будет эффективно и перефразирование. По сути это пересказ того что произошло с добавлением чувств, которые вызвало то или иное событие, но без осуждения и критики. Например, такая фраза: «Вижу, что когда учитель поставил тебя плохую оценку это тебя сильно огорчило».

Пятое правило: уделяйте время, чтобы выслушать ребенка, активно используйте уточнения и перефразирование.

Говорить с ребенком, признавая его чувства

Во-вторых, нам следует честно воспринимать чувства нашего ребенка

Когда мы заявляем: «Не будь слюнтяем, здесь совсем нечего бояться». Тем самым мы внушаем ребенку, что с ним что-то не то, раз он боится. Но ведь и в нашей взрослой жизни тоже есть свои страхи. Давайте будем честными и не отмахиваться от негативных чувств своих детей. В подобной ситуации следует спросить у ребенка, чего он конкретно боится. Обсудить с ним его страхи и постараться ему помочь, чтобы он не боялся.

Внимательно и серьезно относитесь к чувствам своих детей пытаясь им помочь в этом состоит шестое правило общения с ребенком

Разговаривать с детьми по-честному

В-третьих, дети ценят нашу искренность и слова сказанные ребенку должны быть правдивы. В конце концов, дети как полноправные члены семьи имеют право, чтобы родители говорили им правду. И как бы родители не пытались скрыть свою фальш дети это почувствуют.

Вот еще один пример, когда перед анализом крови мы говорим детям: «Это совсем не больно …». Да неужели? Мы пытаемся в этой лжи убедить ребенка и самого себя. Не лучше ли сказать своему отпрыску:  «Да, будет больно и неприятно, но боль быстро пройдет. Я знаю ты у меня терпеливый и сможешь немножко потерпеть, я буду рядом и буду держать тебя за руку».

Тоже самое можно сказать ребенку и перед походом к стоматологу. Такое честное общение детей и родителей будет по-настоящему удовлетворять потребность ребенка в правдивости. И с вами ребенок тоже будет откровенен.

Будьте правдивы и честны со своим ребенком. Таково седьмое правило как разговаривать с ребенком.

Массаж

Различные потешки и прибаутки во время массажа — обязательное условие. Внимание сына все сосредоточено на мне, на прикосновениях, на спокойных действиях: отличный способ быть услышанной. Каждое упражнение обязательно сопровождалось описанием того, что делаем: «Погладим, погладим… А теперь лягушонок, большой лягушонок и маленький лягушонок… А теперь покрутим педали, поехали с Марусей на речку… А до носа ты пальчиком ноги дотянешься? Молодец! А это мизинчик, это безымянный…» И так далее без умолку.

Массаж

Так мы запомнили названия частей тела — наверное, второй блок слов, которые сын научился говорить после «мамы», «папы», «бабы», «деда», «луны» и «банана». Он знает, где находится голень, где бедро, как называются пальцы.

Массаж

Дополнительный бонус для взаимодействия с мамой: он точно знает, как назвать часть массажа, которую сейчас, во взрослом возрасте, ему нужно повторить.

Массаж

Отдельной частью массажа стоит гимнастика для глаз в самом раннем возрасте. Мы тренировали зрение погремушками: я медленно передвигала их из стороны в сторону. Погремушек было две: корова и звездочка. Про корову читала стих Мухи, про звездочку пела Наутилуса. Даже крошечный Севка наслаждался. Любовь к этим погремушкам, стихотворению и песне до сих пор. Стоит напомнить — и Сева становится нежный, ласковый и спокойный.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Как Определяется Задержка Речи У Детей?

Если педиатр подозревает проблемы с речью, то ребенка направляют к речевому патологу, который специализируется на обнаружении задержки речи у младенцев. Серия тестов помогает определить задержку речи и языка. Вот некоторые параметры, оцениваемые в таких тестах.

  1. Слуховые способности: неспособность правильно слушать может помешать эффективному изучению языка. Таким образом, это первая проверка, которую проводит эксперт.
  1. Физические уродства: деформированное небо или губа могут затруднять речь. Малыша проверяют на наличие деформаций ротовой полости, которые потенциально могут вызвать задержку речи.
  1. Оценка речи: врач оценит речевые способности и недостатки малыш, наблюдая за следующим:
  • Врач оценит, насколько хорошо ваш малыш понимает и интерпретирует устное общение.
  • Врач оценивает четкость речи и количество слов, которые ребенок может сказать, а также то, сколько ребенок может говорить.

Врач проверит, предпочитает ли малыш жесты вербальному общению, поскольку это может быть признаком проблемного речевого развития.

После тщательного обследования и анализа результатов специалист поставит диагноз. Если у малыша обнаружена проблема, ему будет назначено лечение.

Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

Как научить ребенка говорить букву Л
  1. «Маляр». Кончиком языка плавно и аккуратно вводим по верхнему небу, будто работаем кисточкой маляра.
  2. «Что прячется под скатертью». Берем пять предметов, в обозначении которых есть буква «Л». Пускай ребенок на ощупь угадает название вещи.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Случаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Как научить ребенка говорить букву Ш

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Как научить ребенка слушаться родителей

Однозначного ответа на вопрос как научить ребенка слушаться нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка читать по слогам

С чего начать

Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.

Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:

  1. Прекратите агрессивно реагировать на каждую провинность и отступление от вашей линии поведения.
  2. Установите контакт с малышом. Разговаривайте с ним, объясняйте, почему он должен делать, то, что вы просите. Поймите ваше чадо, в чем причина его непослушания. Он может устать, проголодаться, хотеть пить.
  3. Укрепляйте свой авторитет. Станьте героем, примером для подражания.
  4. Поощряйте дела крохи, направленные в нужное русло. Пусть моет посуду, забивает гвозди, помогает. Даже если вам это и кажется неправильным
  5. Превратите обязанности в игру или турнир (кто больше или быстрее). Детям всегда нравится участвовать в таких соревнованиях. И не забудьте, поддаться проигрывать не любит никто.
  6. Дайте дитяти возможность выпустить пар. Пусть порезвиться и побегает. Двигательная активность радует детей, они становятся довольными и более послушными.

Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:

  • Смотрите в глаза. Поддержка зрительного контакта очень важна при беседе с любым человеком. Говорите с ребенком не с высоты вашего роста, встаньте на один уровень. Зрительный контакт самая простая и необходимая часть доверительных отношений. Нужно просить о чем-то, смотря в глаза.
  • Хвалите. Не забывайте поощрять за выполнение просьбы. В целом это самое важное в воспитании похвальба. Хвалите часто, по поводу и без него. Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела. Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей родитель просит ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций.
  • Не давайте забывать о вашей просьбе. Не уставайте просить и напоминать. Это касается детей до трех лет. Не повышайте голос. Будьте спокойны и доброжелательны. Не прекращайте напоминать, что слушать вас надо с первого раза.
  • Говорите о своих чувствах. Расскажите о своем отношении к действиям малыша. Скажите, что расстроены его поведением, непослушанием. Но не ты плохой, потому что не слушаешься, а я расстроилась, потому что ты не делаешь, что я прошу.
  • Следите за последовательностью ваших требований. Они не должны противоречить друг другу. И просьба должна быть одна не загружайте дитя сразу списком необходимых действий, все должно быть по порядку и в определенной последовательности.
  • Установите четкие правила и распорядок. Причем для всех членов семьи, а не только одного малыша. Следуя заранее обусловленным правилам и требованиям, он не будет видеть причин, чтобы отступать от заведенного порядка жизни.
  • Не отступайте со своих позиций. Не позволяйте нарушать требования. Помните, если уж вы установили ограничение следите, чтобы оно оставалось нерушимо в любой ситуации.

Не обольщайтесь даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос Как заставить ребенка слушаться?. Воспитание процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.