Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

Зрительная память — важная составляющая нашего восприятия. Зрительный анализатор, по отношению к другим органам чувств, получает до 90 % информации окружающего мира. Как раз развитая часть данного вида памяти помогает запоминать текст, делать меньше ошибок при письме и ориентироваться в пространстве. Так насколько же важна тренировка зрительной памяти в детском и взрослом возрасте?

Особенности развития памяти у детей

Возрастные периоды у детей отличаются целым рядом особенностей. Ребенок, который ходит в детский сад,   зачастую не способен держать под контролем свои чувства и эмоции. Почти всегда он говорит все, что думает на данный момент, абсолютно не заботясь о том, как на его слова могут отреагировать окружающие люди.

У детей дошкольного возраста память работает в совершенно другом формате, нежели у взрослых и имеет следующие особенности:

  • Непроизвольная память. Эта особенность отличается полным отсутствием какого-либо контроля над самим процессом запоминания. Причиной этому является то, что у ребенка чувства преобладают над разумом. По сути, всеми их действиями руководят эмоции, среди которых нет места холодному расчету. Дети не будут заставлять себя делать что-либо, если не испытывают искреннего желания. Непроизвольная память представляет собой процесс восприятия только той информации, которая вызывает в ребенке яркий интерес. Он не рассматривает получаемую информацию с точки зрения ее полезности в будущем. Он не проявит интерес к литературным шедеврам известного и почитаемого автора, зато веселый стишок малоизвестного поэта будет принят с восторгом. Причиной тому служит именно интерес. Именно поэтому для наилучшего запоминания рекомендуют выбирать информацию, которая будет вызывать в ребенке яркие впечатления.
  • Эмоциональная составляющая. Отдельной особенностью памяти дошкольников является эмоциональная окрашенность. В силу того, что у детей чувства и эмоции преобладают над разумом, то и закрепляется в памяти лучше та информация, которая имеет положительный эмоциональный отклик. Ребенок всегда будет отвергать тот материал, который воспринимается им как негативный или нейтральный. В какой-то степени подобную реакцию можно назвать защитной, дети просто оберегают себя от потенциально травмирующих эмоций.

Важно Помните, что дети дошкольного возраста имеют очень подвижную память, огромный интерес к окружающему миру и потребность в ярких эмоциях. При грамотном подходе к развитию памяти, вы сможете помочь своему чаду добиться нереальных успехов.

Как формируется память?

Процесс запоминания человеком новой информации состоит из четырех пунктов, следующих в определенной последовательности:

  • запоминание информации;
  • сохранение информации в памяти;
  • воспроизведение информации;
  • забывание информации.

Запоминание

Производится одним из двух способов – либо произвольно, либо непроизвольно. Первый используется, например, для заучивания стихотворений. Здесь очень большую роль играет желание самого ребенка и мотивация выучить текст. С ними это удастся сделать намного проще и быстрее. Со вторым вариантом все немного сложнее: непроизвольное запоминание подразумевает под собой фиксирование самой разнообразной информации, которую ребенок видит вокруг себя, слышит или чувствует. Что-то остается у него в голове навсегда, а что-то – бесследно теряется и забывается. Например, ребенок может запомнить случайного прохожего, который был похож на героя любимого мультфильма, но при этом забывать ваши объяснения по какому-то сложному вопросу, которой чаду был не интересен. Ассоциации очень важны для формирования психической зрелости человека и наилучшего запоминания информации различного типа.

Сохранение

Этот процесс также бывает двух типов – динамическим и статическим. В первом случае мы подразумеваем кратковременную память, когда ребенок узнал что-то, быстро запомнил, а потом забыл. Второй же вариант отвечает за память долговременную, когда человек узнал новую информацию, запомнил и сохранил ее, а позже вновь к ней вернулся, обработал и опять запомнил, потом вернулся к ней и так по кругу. Сохранение такого типа важно в обучении, когда ребенок запоминает информацию, а потом неоднократно к ней возвращается, корректируя ее и дополняя чем-то новым. Именно такой механизм позволит малышу качественно запомнить все необходимое.

Воспроизведение

Ребенку намного проще распознать то, что уже есть в его памяти. Например, если показать ему картинки, которые сопровождали выученное им стихотворение, то, скорее всего, в его памяти начнет всплывать и сам текст произведения. Если же его попросить рассказать фрагмент, который он разучивал несколько месяцев назад и не дать никаких зацепок, то вспомнить что-то вряд ли получится, потому что ассоциации – важнейший инструмент памяти, благодаря которому развивают память не только дети, но и взрослые.

Забывание

Забывание представляет собой процесс освобождения мозга от информации, которая давно не используется или вовсе не нужна. Для детской психики он особенно важен – ведь она быстро перегружается и ребенок может перестать запоминать что-либо новое, быстрее уставать и чувствовать напряжение.

Особенности запоминания

Основное отличие детской памяти от взрослой состоит в том, что она является непроизвольной и кратковременной. Дети в первые годы жизни не прикладывают осознанных усилий для запоминания чего-либо и забывают информацию через несколько часов или дней. Из-за этого информация о происходящем сохраняется у них в памяти фрагментами.

В процессе запоминания большую роль играют эмоции. При непроизвольном запоминании сохраняются эмоционально окрашенные события. Поэтому люди помнят из раннего детства только некоторые моменты, которые больше всего удивили, порадовали, расстроили или смутили их.

Долговременная память функционирует благодаря части мозга, которая называется гиппокамп. Он формируется у ребенка только к 2-3 годам, поэтому большинство людей не помнит того, что было с ними в первые годы жизни.

В 3-6 лет у детей появляются первые осознанные воспоминания. В этот период информация хранится преимущественно в кратковременной памяти, но при некоторых усилиях и регулярных повторениях воспоминания можно сделать долговременными. Для облегчения запоминания в этом возрасте важно не только то, чтобы информация была эмоционально окрашенной и стимулировала воображение, но и чтобы факты подавались в виде сюжета, а не в разрозненном виде. Поэтому существует много развивающих игр для детей дошкольного возраста.

Главная особенность памяти детей младшего школьного возраста — появление и развитие произвольного запоминания. С 6-7 лет ребенок может прилагать целенаправленные усилия для того, чтобы запомнить текст, движения, объекты. Как и у более маленьких детей, лучшему запоминанию способствует эмоциональная окраска информации и заинтересованность в материале. При постоянных повторениях воспоминания легко переходят из кратковременной памяти в категорию долговременных.

Тесты на способность к запоминанию

Чтобы определить насколько развита умственная деятельность, невропатологи используют тесты для пожилых людей на память.

Чтобы провести тестирование нужно: часы, бумага и ручка. В течение 60 секунд нужно запомнить следующие слова: стог, тротуар, замок, столетие, полоса, фильм, вагон, аромат, пейзаж, Карпаты, луна, Гималаи, актер, неподвижность, книга, календарь, цветок, мужчина, холм, женщина, такси, абстракция, сосуд, вертолет, подарок.

Когда время выйдет, записать на лист запомнившиеся слова:

  • Меньше 6 – необходима консультация специалиста и программа по тренировке функций запоминания;
  • 7-12 – страдают внимание и концентрация;
  • 13-17 – хорошая способность к запоминанию;
  • 18-22 – результат выше среднего, легко запоминаются номера телефонов, пин-коды карт и другая важная информация;
  • Больше 22 – высокий результат, способность быстро запоминать большие объемы информации, анализировать и систематизировать ее у себя в голове.

Проведите несколько подобных тестов, чтобы определить уровень активности нейронов головного мозга.

Причины плохой памяти

Простые народные способы для улучшения памяти Фенибут для улучшения памяти Как развить фотографическую память

Плохо развитая зрительная память не обязательно станет ключом всех бед. Это не принципиально важно. Но все же, большинство информации проходит как раз через глаза. И чтобы максимально охватить всю полноту окружающего нас мира, нужно иметь развитый зрительный анализатор. Хорошо развитая зрительная память — залог адекватного обучения и хорошей запоминаемости. Уровень развития этого вида памяти влияет на скорость обучаемости и ее качество.

Почему зрительная память может быть плохо развита? Основным фактором служит все-таки генетика и своевременное воспитание родителей.

Отсутствие или недостаточное внимание малышу, отсутствие развивающих игр и занятий обязательно скажется на дальнейшей обучаемости и активности. Но существуют и приобретенные причины ухудшения и снижения качества «работы» зрительного анализатора. До этого память была хорошая, никто не жаловался, а со временем стали рассеянными, плохо запоминаете и слабо обращаете внимание на детали. Каковы причины?

  • Черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции и нарушения мозгового кровообращения — данные патологические состояния обязательно повлекут за собой разрушение большого количества нервных синапсов и самих нервных клеток. Травма может повредить как раз тот отдел, который отвечает за зрительный анализ.
  • Возрастные изменения — у каждого человека в той или иной степени развивается энцефалопатия. Это происходит из-за постепенного запустевания кровеносных сосудов, образования в просвете мелких тромбов и нарушении питания глиальных клеток и самих нейронов. Клетки головного мозга постепенно отмирают, и количество активно работающих резко сокращается. Оставшиеся нервные клетки не могут справиться с прежним потоком информации и все силы направляют на более важные дела — витальные функции. А зрительная память остается на втором плане для тех клеток, которые не задействованы в важных процессах обеспечения нормальной жизнедеятельности организма.
  • Интоксикация и вредные привычки — любое проявление эйфории без лекарственного вмешательства соответствующей группы препаратов влечет за собой гибель огромного количества нервных волокон. Происходит замещение ткани и настройка работы мозга на обеспечение более важных функций. Поэтому зрительная память страдает.
  • Недостаток полезных веществ в еде — нервным клеткам нужен не только кислород. Но и питательные элементы, которые приходят с пищей. Например, недостаточное потребление жирных кислот и витаминов, глицина приводят к ухудшению работы головного мозга.
  • Эмоциональная и умственная перегрузка — нервные клетки находятся на грани истощения, поэтому решили беречь себя. Они включили lite-режим, в котором берегут себя и не работают в полную силу. В таком случае хороший отдых вернет все на свои места.

Если зрительная память плохо развита у детей, это может привести к проблемам с запоминанием, обучаемостью, на этом фоне — нарушению поведения в целом. Иногда плохо развитая зрительная память может стать причиной плохой адаптации в окружающей среде и социуме.

Резкое ухудшение памяти у взрослого человека приводит к рассеянности, снижению запоминания, сложности во временной адаптации, психологическим проблемам.

Когда начинать тренировки памяти

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Среди психологов нет единого мнения о том, в какой период начинать развитие когнитивных функций. Некоторые специалисты предлагают обучение с раннего возраста. В таком состоянии дети особенно податливы и легко воспринимают информацию.

При принятии решения важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка

Другие утверждают, что уроки целесообразны со средней группы дошкольного возраста. В случае, когда у ребенка выявляются нарушения в развитии, коррекционные мероприятия нужно начинать как можно раньше. Особенно, если проблемы касаются интеллектуальной сферы (задержка психического развития, умственная отсталость).

Совет. На улучшение ситуации может уйти не один год, поэтому не стоит затягивать с помощью специалистов.

Продукты для укрепления памяти

Помочь мозгу правильно функционировать способна диета. Самые полезные продукты для памяти те, что обогащены витаминами A, B6, B9, B12, D, E, Омега-3.

Специалисты рекомендуют употреблять больше фруктов, свежих овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Также полезно добавлять в пищу куркуму, ведь эта специя способствует поддержанию памяти и профилактике болезни Альцгеймера, что особенно актуально для пожилого человека.

А вот топ-10 самых полезных продуктов для улучшения памяти:

  1. Морская рыба. Она является одним из лучших источников Омега-3 жирных кислот. Регулярное употребление тунца, лосося и других жирных морских рыб поможет сохранить ясность ума до глубокой старости.
  2. Яйца. Легкоусвояемый и незаменимый белок для работы головного мозга. Помимо этого, в яичном желтке имеется холин, который очень полезен для памяти.
  3. Орехи и цельные зерна. Любые орехи содержат витамин E, который защищает клетки мозга от разрушения. А цельные зерна – прекрасный источник углеводов и витаминов группы B.
  4. Овсянка. Овсяная каша полезна и детям, и взрослым. Она не только улучшает работу мозга, но и благотворно влияет на весь организм.
  5. Ягоды. Особенно полезна черника, клубника, ежевика и смородина. Больше питательных веществ в ягодах темного цвета.
  6. Бобы. Это источники ценных минералов, клетчатки, сложных углеводов и большого количества белка.
  7. Рыбий жир. Он ценится за уникальное соотношение омега-3 жирных кислот. Исследователи выяснили, что если регулярно пить рыбий жир, можно значительно улучшить показатели своей памяти.
  8. Молочная пища. Особую пользу она приносит детям благодаря содержанию в ней белка и витаминов группы B. А вот витамин D, которым тоже богаты молочные продукты, жизненно необходим людям любого возраста. Ученые выяснили, что падение уровня содержания этого витамина ниже 20 нанограмм на 1 мл крови приводит к более стремительному ухудшению памяти.
  9. Мясо. Говядина, баранина и другие виды красного мяса богаты железом и цинком. Эти элементы поддерживают память в тонусе. Также полезно мясо птицы без кожи.
  10. Продукты, богатые правильными жирами. Вся наша нервная система и мозг на 80 % состоят из жиров. Источники хороших жиров – это молодой сыр, авокадо, оливки, топленое масло, яичный желток.

А вот те продукты, которые способны нанести вред здоровью мозга и состоянию памяти:

  • алкоголь;
  • сахар;
  • рафинированные углеводы – лапша, рис, фастфуд, сладкие хлопья.

Говоря о правильном питании, нельзя не упомянуть о лишнем весе. Исследователи выяснили, что ожирение пагубно влияет на память и на здоровье в целом.

Книги, сказки, стихи

Психологи рекомендуют уже с двухлетними малышами обсуждать прочитанную сказку. Для начала спросите про кого она и что случилось с главным персонажем.

Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше пересказал из услышанного. Чем старше ребенок, тем подробнее должен быть его рассказ. Задавайте наводящие вопросы, особенно те, что заставят вспомнить детали.

Учите с малышом стихи, они идеально подходят для развития памяти. Веселые короткие четверостишья подойдут в качестве тренировочного материала. Играйте с ребенком, вспоминайте стишки, предлагайте сыну или дочери их закончить.

Чтение укрепляет память. Если ребенок умеет читать, предложите ему побыть взрослым и почитать вам сказку. Если нет, читайте сами и просите малыша пересказывать.

Творчество для укрепления памяти

Сочиняйте сказки. Придумывайте с малышом персонажа – котенок, щенок, мальчик, девочка, дракончик, фея. Предложите малышу рассказать историю про вашего героя. Это увлекательная игра не только разовьет память, но и обогатит речь.

Если ребенок любит рисовать, предложите делать это по памяти. Начните с простого – яблоко, любимая игрушка. Постепенно усложняйте задние. Предложите малышу нарисовать героя мультфильма или сказочного персонажа.

Устройте театр. Актеры могут быть как игрушки, так и вы сами. Начните с простых сказок, постепенно усложняйте истории.

Как развить эйдетическую память: советы, упражнения

На самом деле у большинства из нас, хотя и далеко не в самом ярком проявлении, эйдетическая память уже была — в детстве, — но с годами уходят даже эти «зачатки». По данным некоторых ученых, мы обмениваем эту способность на развитие вербальных навыков и меняем фотообразы на эмоциональные.

К сожалению, развить эйдетическую память в том виде, в каком она свойственна истинным эйдетикам, практически невозможно, однако благодаря тренировкам можно значительно улучшить зрительную память и способность воспроизводить запоминаемое, что позволит хотя бы немного приблизиться к обладателям «супервидеопамяти».

Как развить эйдетическую память?

Для того чтобы развить эйдетическую память, прежде всего надо приложить усилия (хотим предупредить сразу — значительные усилия) по развитию зрительной памяти, причем очень важное условие — не только видеть, но и замечать, как завещал нам великий Шерлок Холмс.

Этот навык пригождается не только для выстраивания логических цепочек, но и для развития навыков запоминания. Смотря на картинки, предметы, пейзажи за окном и вообще на все, что вас окружает, старайтесь замечать каждую мелочь, каждую деталь.

Сначала это будет происходить только на сознательном уровне и требовать с вашей стороны определенных мыслительных усилий, но по мере развития навыков перейдет на «бессознательный» — будет происходить как бы на автомате (собственно, именно так легендарный сыщик и обрел свои навыки).

Для развития памяти, максимально приближенной к эйдетической, полезным будет внимательное разглядывание картинок в течение 10-30 секунд (в ходе тренировок время желательно постепенно уменьшать) с последующим описанием того, что вы увидели. Постарайтесь припоминать мельчайшие детали, в точности восстанавливать в голове образ увиденного.

Вспоминайте события минувшего дня, просмотренный фильм и другие увиденные явления. Некоторые специалисты советуют также вспоминать сны, однако, со снами могут возникнуть определенные проблемы: как правило, мы в принципе запоминаем их не полностью, непоследовательно, и вообще сны — это не всегда зрительные образы.

Подробнее смотрите в статье «Интересные факты о снах».

Тренируем воспроизведение информации

Однако эйдетическая память — это не только запоминание, но и воспроизведение того, что вы запомнили. Следовательно, надо научиться вызывать в памяти не только то, что произошло час назад или накануне, но и «дела давно минувших дней».

Одно из упражнений — уцепитесь за какое-нибудь яркое событие и старайтесь раскрутить цепочку: что было до этого, что во время, что после. Старайтесь вспомнить детали, восстановить картинку и последовательность событий так, как будто вы снова оказались именно там. Чем дальше вы будете продолжать тренировки, тем менее значительной для вас может быть «исходная» точка.

Попробуйте для себя различные мнемотехники (например, представленные нами мнемотехники по запоминанию цифр), — перешедшие на тот же автоматический уровень, они помогут вам надолго закрепить ту или иную информацию.

Также весьма полезными окажутся общее развитие памяти (не только зрительной), а также общая тренировка мозговой деятельности — нейробика, изучение языков, решение логических задачек и даже кроссвордов: не давайте мозгу простаивать, и он покажет вам, на что вы способны.

Средства

Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.

Медикаментозные препараты:

  • Аминалон,
  • Билобил,
  • Биотредин (для подростков),
  • Глицин,
  • Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа),
  • Нобен,
  • Пантогам (есть в сиропе),
  • Пирацетам,
  • Тенотен,
  • Фезам,
  • Фенибут.

Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.

Витамины:

  • 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids,
  • 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder,
  • старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».

Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.

Народные средства:

  • девясил,
  • клевер,
  • яичные желтки (2 в день),
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • сосновые почки,
  • кора рябины,
  • бананы,
  • черника.

Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.

Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.

Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.

: Развитие памяти у взрослых

,Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До,В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим,Память — высшая психическая функция, от которой нередко зависит успешность и качество жизни человека.,Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал:

(Пока оценок нет)

Причины проблем с развитием познавательных процессов у подростка

Все познавательные процессы — мышление, память, внимание, воображение — неразрывно связаны друг с другом. У ребенка будет хорошая память, если он внимателен и может концентрироваться на важном. Он учится мыслить при богатом абстрактном воображении и умении запоминать теоретическую информацию.

Какие факторы могут негативно сказываться на развитии познавательных процессов у подростка?

  • Физическое и умственное перенапряжение.

  • Повышенная возбудимость нервной системы.

  • Впечатлительность.

  • Серьезное увлечение, которое занимает все его время и мысли.

  • Недостаточная тренировка познавательных процессов.

  • Неправильное питание.

  • Вредные привычки.

Развитие ассоциативной памяти

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи. Можно повторять его часто, с разными предметами, которые ребенок встречает везде — дома, на улице, в детском саду. Такая игра к тому же развивает наблюдательность.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

Методы лечения

Главная задача терапии при данном синдроме — это коррекция поведения ребенка. Прием медикаментов назначается исключительно в крайних, запущенных случаях, если без этого не удается улучшить состояние малыша.

  1. Беседа специалиста с ребенком. Малышу разъясняется основа его поведения.
  2. Важно, чтоб родители осознали, что их чадо не является балованным или испорченным, что всему виной неврологическая патология. Как только приходит осознание этого, отношения в семье изменяются, улучшается внимание ребенка, повышается самооценка.
  3. Когда необходима терапия для школьников и детей подросткового возраста зачастую применяется комплексный подход, который в себя включает, как немедикаментозную, так и медикаментозную терапию.

Могут быть применимы различные методы.

  1. Общение с психологом. Специалист объясняет, как необходимо улучшить коммуникативные способности ребенка, как снизить тревожность школьника, если таковая имеется. Если у ребенка присутствует нарушение речи, его направляют на общение с логопедом.
  2. Народные методы. Медикаментозная терапия может иметь затяжной характер, поэтому врачи иногда заменяют прием медикаментов, назначаются натуральные успокоительные средства. В частности, это может быть мята, чай с мелиссой, валериана.
  3. Физические нагрузки, движение. Для того, чтобы избавить ребенка от излишней энергии следует подобрать ему правильный спорт. Идеальными для данного случая будут плавание, аэробные нагрузки, катание на велосипеде.
  4. Физиопроцедуры, в частности лечебный электрофорез, например с магнием, магнитотерапия, фотохромотерапия, также может назначаться точечный массаж, на который приходится 10 процедур, проводят его курсами (дважды или трижды в год), области массирование — ушные раковины, воротниковая зона.
  5. Медикаментозная терапия. Может в себя включать следующие препараты:
  • психостимуляторы, влияющие на усиленную выработку нейромедиаторов, способствуют снижению импульсивности, агрессивности и проявлению депрессивного состояния;
  • антидепрессанты — способствует снижению импульсивности, повышают внимание ребенка;
  • ингибиторы норадреналина — влияют на усидчивость ребенка, делают его более спокойным;
  • ноотропные препараты — способствуют улучшению памяти, снимают напряжение.

Оказавшись в кабинете психолога или психотерапевта, врачом могут применяться определенные методы лечения.

  1. Когнитивно — поведенческая терапия. Специалисты объясняют пациенту, какие модели поведения можно формировать, какие из них являются правильными. Ребенок учится осознавать свои желания и эмоции. Данный тип терапии способствует облегчению процесса адаптации в обществе.
  2. Арт-терапия. Занимаясь каким-то искусством, у ребенка снижается тревожность, происходит избавление от излишней эмоциональности, усталости, негативных мыслей. Кроме того, творчество позволяет повысить самооценку, когда ребенок видит, как собственными силами создает что-то красивое и прекрасное.
  3. Игровая терапия. Влияет на формирование усидчивости и внимательности. Все достигается при помощи игр. Способствует контролю гиперактивности и повышенной эмоциональности. Игры подбираются, учитывая характерные проявления конкретного ребенка.
  4. Семейная терапия. Работа психолога заключается в общении с родителями, которые должны изменить тип воспитания малыша. Это способствует уменьшению количества скандалов, конфликтов в семье, улучшает взаимоотношения между родственниками.