Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о ситуации, когда ребенок не хочет одеваться, при этом устраивает истерику. Вам станет известно, какие причины могут влиять на подобное поведение. Выясните, как необходимо себя вести, если столкнулись с капризами в процессе одевания крохи. Узнаете, какие хитрости нужно применять, чтоб приучить карапуза к самостоятельности.

Причины, по которым ребенок не хочет одеваться

Тут следует сделать возрастное разграничение неодевающихся детей, поскольку у малышей различного возраста собственное понимание ситуации, и родительские меры также должны различаться.

Ребенок 2 года — не хочет одеваться

Понятное и естественное объяснение поведения захлебывающегося при одевании криком и дрыгающего во все стороны руками и ногами маленького человечка: одежда ему просто мешает. Дискомфорт и неудобство, ощущение скованности и потеря чувства собственного тела вызывают у малыша панический страх.

Нередко процесс одевания осложняют неопытные действия молодых родителей и неудачно подобранная одежда: узкая или стесняющая, она не позволяет быстро одеть малыша. А если еще принять во внимание, что взрослые и сами начинают нервничать и кричать на ребенка, то ситуация становится крайне тяжелой.

Причины, по которым ребенок не хочет одеваться

Что в таких случаях делать?

  1. Прежде всего успокоиться и не выходить из себя ни при каких обстоятельствах. Одежду для улицы следует подготовить заранее вплоть до мелочей и одеться самим – тогда у процесса одевания не будет шансов на мучительное для всех растягивание во времени.
  2. Не стоит акцентировать внимание на одевании: если малыш смотрит в это время мультик или играет, можно аккуратно начинать его одевать. Если он ничем особенным не занят, а собираться все же надо, — интересная сказка, веселая песенка, потешка или короткая ситуационная игра придут на помощь. Задача – отвлечь ребенка от факта одевания.
  3. Одежда: никаких кофточек и водолазок, которые одеваются через голову — пропавший из обзора даже на мгновение окружающий мир ввергает малыша в ужас. Узкие рукава или штанины брюк – еще один камень преткновения: в них очень неудобно запихивать ручки и ножки, в некоторых случаях такой пошив может привести даже к болезненным ощущениям.
  4. Все, что связано с головой, приводит к бурному малышовскому протесту — по этой причине шапочка одевается в последнюю очередь. Можно попытаться отвлечь ребенка игрой в ладошковые прятки – «Ку-ку, кто здесь?»

Учитывая рекомендации, можно сделать процесс одевания более терпимым, а со временем и вовсе избавиться от истерик. Главное, помнить о поставленной цели, действовать уверенно и спокойно: рано или поздно ребенок поймет, что одевание – такой же естественный процесс, как прием пищи или умывание.

Что мешает детям быть самостоятельными?

Ответственность и самостоятельность тесно связаны между собой. Эти черты свидетельствуют о психологическом развитии, взрослении человека. Психологически зрелый человек умеет сам принимать решения и управлять своим поведением, умеет нести ответственность за свои действия, различает разные эмоции и умеет управлять ими, осознаёт свои потребности.

В идеале, к окончанию школы подросток уже несёт ответственность за свои поступки и обладает начальными навыками саморегуляции, но так происходит не со всеми.

Самостоятельность — такой же навык, как и, например, устный счёт. Если у человека есть возможность развивать правильные установки и учиться нести ответственность за свои решения, например, в ходе прохождения программы модификации поведения 7Spsy, он неизбежно научится это делать. Если нет, то развитию навыка могут мешать негативные установки и привычка вести себя безответственно.

Можно выделить 2 основные причины, которые мешают детям взрослеть:

  1. Чрезмерная опека. Родители или другие взрослые, которые растят ребёнка, часто делают всё за него и пресекают любые попытки проявить самостоятельность. Им кажется, что проще сделать быстро и хорошо за ребенка, чем дать «малышу» возможность потратить много времени и сделать самостоятельно, но плохо. И в итоге уже подросток не несёт ответственность за свои поступки и не стремится действовать самостоятельно.

«Сама наливаю за дочку сок, она непременно разольёт и вытереть потом не сможет нормально. Колготки тоже надеваю, маленькая ещё, возится долго, а если не получается, злится и плачет. Уж лучше я сама».

— Ольга, 23 года

  1. Преждевременное приучение к самостоятельности. Если мы подталкиваем детей к тому, к чему они не готовы, у них возникает чувство тревоги и беспокойства. Дети будут вести себя как взрослые, но означает ли это, что они повзрослели? Нет. Маленький человек может имитировать поступки взрослых, но это будет всего лишь имитация, а не проявление внутренней зрелости. Например, из-за незрелости мозга дети в 5 лет с трудом контролируют свои эмоции. Взрослые могут заставить ребёнка скрывать и подавлять эмоции, но не могут заставить мозг созреть раньше естественного срока. Заставлять его взрослеть быстрее, чем он физиологически может — всё равно, что тянуть росток дерева вверх, чтобы выросло скорее.

Ни первый, ни второй подход к родительству, как бы ни хотелось, не воспитает в ребёнке самостоятельность и ответственность, потому что не даёт реального и своевременного опыта. Что же тогда делать?

Кризис трёхлетнего возраста

От двух с половиной и почти до четырех лет длится следующий этап взросления, который называется «кризисом трехлетнего возраста».

К этому моменту ребенок овладевает принципиально новыми для него умениями и начинает осознавать себя отдельной, независимой личностью. Теперь он яростнее сопротивляется, громче кричит и протестует. Он может попроситься на улицу кататься с горки, а в процессе одевания кричать во все горло: «Не хочу гулять!» Почему ребенок не хочет одеваться?

Внутренний конфликт заключается в том, что появившееся самосознание «я хочу» и «я могу» сталкивается с реальным неумением воспроизведения своих задумок. На все это накладываются еще и родительские запреты, требования, неуместная опека или подавление. Здесь важно родителю помнить, что он старше, сильнее, более опытен и его знания помогут найти золотую середину. Ведь если перестараться в воспитании, ребенок может не выдержать напора со стороны родителя, ему может не хватить силы воли, настойчивости и сдаться, смириться — ведь весовые категории ребенка и взрослого несоизмеримы.

Важно не упустить и другую сторону «трехлетнего кризиса», когда из-за попустительского поведения родителя ребенок запускает детские хитрости и начинает действовать исподтишка, например, хитрить и манипулировать. Закрыв глаза на что-то в период кризиса трех лет, родители рискуют столкнуться с этим в полном расцвете в подростковом периоде.

Что можно рекомендовать родителям?

  • Изучите гардероб ребенка на предмет приятности одежды, как в случае с более ранним возрастом.
  • Оставляйте больше времени на подготовку к выходу, ведь малышу в этот период важно одеваться самостоятельно, а это не быстро. Будьте неподалеку, чтобы в случае необходимости ребенок обратился к Вам за помощью.
  • Поощряйте самостоятельность. Если есть две пары шапок. варежек, то предоставьте сделать выбор самому ребенку. Или спросите: «С чего ты начнешь одеваться?» Это поможет ребенку ощутить собственную независимость, ответственность за выбор, самостоятельность, уважение взрослого, и сопротивление при одевании у ребенка будет гораздо меньше.
  • Если в семье есть еще дети, одеваться вместе будет намного интересней. При этом подмечайте успехи каждого — какой он молодец, быстро надел кофту или брючки. Только будьте осторожнее, не делайте одного из них постоянным лидером.
  • Не используйте шантаж, а опирайтесь в воспитании на естественные и логические последствия. Когда ребенок непрерывно проявляет протест против одевания зимней одежды, ведет себя противоречиво — оставьте его ненадолго одного, дайте ему выпустить пар. А после обязательно объясните ему, что он не может пойти на улицу лепить снеговика, видеть друзей, потому что не хочет надевать теплую одежду и рискует заболеть.
  • У дошкольников ведущая деятельность — игра, поэтому смело придумывайте сказочные сюжеты, с помощью которых ребенка можно организовать к выходу за считанные минуты. Например, одежда неподвижная и заколдованная и её можно расколдовать, только поскорее надев её! Или предложите поиграть в суперагента, который будет спасать маленьких гномов от снега (поросят от волка, принцесс от ведьм), стоит лишь надеть шапку смелости, костюм храбрости, варежки невидимой силы!
  • Будьте на стороне ребенка, хвалите, когда он достигает успеха в одевании, если не получается застегнуть, надеть — тактично подскажите, как можно это сделать. Например, при распространенной трудности застегнуть молнию предложите поиграть в голодную собачку, которую можно накормить сосиской, где собачкой будет сама застежка, а сосиской будет вставная часть молнии в застежку. Или пуговки в зависимости от размера могут быть печеньем, ягодками, а петельки — голодными животными из зоопарка.

С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?

Некоторые малыши превращают процесс одевания в бесконечную игру, кто-то категорически отказывается хоть что-то на себя надеть без длительных уговоров и препирательств. Решая, как приучить ребенка к тому, чтобы он пытался одеваться сам, родители должны знать его возможности. Было бы странно требовать от 2-3 летнего крохи, чтобы он самостоятельно надел и зашнуровал ботинки. А видеть беспомощного 6-7 летнего мальчишку, не умеющего заправить рубашку в брюки, не менее странно. На что способны дети в каждой возрастной группе, обучаясь одеванию?

  • Снять шапочку, шорты, легкие брючки, юбку
  • rongСтянуть за пятку носочки
  • Снять обувь, расстегнутую родителями
  • Расстегнуть и застегнуть застежку-«молнию», «липучки»
  • Снять брюки и расстегнутую взрослыми кофточку
  • Снять шапочку
  • Просунуть ноги в носки, колготки, брюки, которые держат перед ним
  • Снять верхнюю одежду, если ее предварительно расстегнули
  • Просунуть руку в рукава верхней одежды, свитера, платья, подаваемых родителями
  • Надеть трусики
  • Подтянуть спустившиеся колготки
  • Надеть шапку, накинуть шарф
  • Застегнуть крупные пуговки, застежки на сандалиях
  • Снять платье или футболку
  • Не путать правый и левый сандалик, сапог, ботинок, замечать путаницу и исправлять ее
  • Замечать изнанку и лицевую сторону одежды
  • Надеть колготки и брюки
С какого возраста дети должны одеваться самостоятельно?
  • Развязать поясок от платья, завязанный сзади
  • Застегнуть застежки и пряжки на платье, куртке
  • Заправить рубашку в брюки
  • Аккуратно сложить или повесить свою одежду
  • Оценить свой внешний вид, смотрясь в зеркало, исправить обнаруженные недостатки
  • Уметь завязывать шнурки на ботинках и на шапке

Все эти умения можно привить малышу, если терпеливо обучать его, следуя верной тактике и учитывая особенности психики.

Выбираем одежду вместе:

Если первый прием не работает, то можно перейти ко второму. В начал сезона сходите вместе с малышом в магазин. Пускай он выберет модели одежды, которые ему действительно нравятся. Очень многие потом с гордостью носят приобретенные штанишки или футболки. Ведь это их выбор! Родители должны заранее выбрать магазин с подходящими моделями и ценами на одежду, чтобы не возникало форс-мажорных ситуаций и конфликтов. Если даже ребенок подбирает не совсем (по вашему мнению) удачную вещь – уважайте его выбор и не сопротивляйтесь. Родители должны расценивать это как проявление собственного мнения.

Как себя вести

Помните о необходимости сохранения полного спокойствия

Как себя вести
  1. Сохраняйте спокойствие. Примите тот факт, что процесс одевания и раздевания является обыденным. Со временем карапуз к нему привыкнет. Рано или поздно навыки будут закреплены. Поэтому не стоит угрожать ребенку, ставить перед ним ультиматумы, шантажировать. С таким поведением результаты будут нулевыми. Лучше, если Ваши действия будут постепенными.
  2. Заранее обдумывайте то, как будут происходить сборы. Подготавливайте вещи, определяя порядок того, что нужно одевать сначала, что в последнюю очередь.
  3. Действовать нужно осторожно, исключая резкие движения. Вы должны быть аккуратны и внимательны. Важно не причинить боль ребенку в процессе одевания.
  4. Перед тем, как одевать карапуза, убедитесь в том, что размер одежды подходящий, что отсутствуют выпуклые швы, внутренняя сторона неколючая. Убедитесь в том, что ребенок нормально себя чувствует, у него отсутствуют кожные высыпания. Если были обнаружены «дефекты» одежды, смените вещи, если проблемы со здоровьем – обратитесь к врачу.
  5. Разделяйте труд. Пусть какие-то вещи надевает малыш, а с чем-то помогает мама. При этом можно сказать карапузу, что «он — мамин помощник».
  6. Можно прибегнуть к игре. Например, ручка малыша, входящая в рукав — это поезд, который въезжает в тоннель. А, надевая свитер, в момент, когда голова ребенка еще не вылезла через ворот – «игра в прятки». Кроме этого, предлагайте ребенку одевать кукол или мягкие игрушки.
  7. Недопустимо сравнивать своего карапуза с другими, произнося это вслух. Подобное поведение не только огорчит малыша, но и снизить его самооценку.

Основные тезисы

  1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  2. Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.
  3. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  4. Покупайте ребенку удобные вещи – обувь на липучке, кофты с широким воротом и без застежек, свободные носочки и трусики.
  5. Придумайте хитрые способы и игры для одевания, заинтересуйте ими ребенка. Вот интересный способ надевания куртки. В книге Билла Адлера “Перехитрим малыша” я нашла совет, позволивший моему трехлетнему сыну за несколько минут научиться надевать куртки, кофты, рубашки. Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале. потом ребенок будет сам “нырять” под край куртки одновременно натягивая рукава.
  6. Если ребенок оделся сам, не критикуйте его и, по возможности, не переодевайте (даже если все вещи надеты задом наперед и наизнанку). Наоборот, обязательно похвалите малыша. А ребенку постарше ставьте метки на одежду и обувь, чтобы ошибок было меньше.
  7. Начинайте игры и упражнения с одеванием до двух лет, чтобы использовать период “Я сам”.
  8. Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков – неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего, это, конечно, куклы с их кукольными одежками. Кроме того, очень полезны разного рода развивающие пособия-игры-шнуровки и всё что можно застёгивать и расстёгивать (тканевые панно, тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Но если ребенок не хочет заниматься с такой игрушкой – не переживайте. Просто развивайте его мелкую моторику другими способами. И придет время, когда ребенок, без всяких тренировок научиться застегивать пуговицы и соединять половинки молнии.
  9. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия, просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  10. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнования.
  11. Планируйте своё время таким образом, чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом сложную науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
  12. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
  13. Можно повесить в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат Вы изготовите вместе с малышом: найдёте в журналах подходящие картинки (заодно это будет хорошей тренировкой памяти и внимания для малыша – ведь столько новых названий предстоит запомнить), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.

Источники: , , 

Ребенок истерит по любому поводу: что делать родителям? | Детский психолог Ольга Товпеко

Чаще всего реакция на истерику формируется вследствие того, как родители сами ее видят. Например, если мама убеждена, что ребенок просто пытается привлечь внимание — ее реакция является продолжением такого убеждения: нужно отвернуться, оставить ребенка одного, он успокоится. Но причина может быть совсем в другом! 

Чтобы не попасть в такую ловушку, разберем самые популярные ошибочные представления о возникновении детских истерик:

Такая реакция связана с представлением о том, что у ребенка есть некие нереализованные потребности, которые он не может сам удовлетворить.

Так мама кидается к ребенку и задает ему вопрос за вопросом: “Ну, что тебе нужно? Конфетку? Машинку? Ручки грязные?”. Чаще всего, вслед за этим истерика разгорается еще пуще.

Потому что правило “Чем больше будешь удовлетворять ребенка — тем меньше будет истерик” НЕ РАБОТАЕТ!

Так сформируется только правило ребенка “Чем больше я тревожусь — тем более взвинченный ребенок”. 

Эта реакция рождается из видения, согласно которому плохое поведение ребенка можно сдержать стыдом.

Якобы ребенок настолько боиться быть пристыженным, что от осознания своего позора он начнет себя контролировать, а все его потребности отойдут на второй план.

Звучит комично, правда? Тем не менее, фразы “Да как тебе не стыдно?! Ты позоришь маму! Да я в твоем возрасте…” только ухудшают ситуацию, вызывая у ребенка ощущение отвержения со стороны родителей. 

Такие родители считают, что ребенок ведет себя сознательно, назло родителю, умышленно закатывает истерику. Как результат, стараются его “обуздать” и заставить вести себя, как подобает, с помощью наказания. К сожалению, такие меры редко бывают последовательны и больше похожи на “месть” родителей и их способ выразить досаду. Не говоря о том, что они могут быть разрушительны для ребенка. 

Желание игнорировать истерику связано с еще одним ложным представлением о том, что истерики, якобы, происходят для привлечения внимания.

Ах, если бы все было так просто! Потребность во внимании — часто не цель, а лишь средство для получения какой-то другой помощи.

Игнорируя ребенка таким образом, мы не учим его как ПРАВИЛЬНО коммуницировать: обращаться за помощью, просить, а не требовать, формулировать свои желания без крика и пр. 

Это лишь часть ошибочных теорий в отношении истерики.

В мастер-классе, который входит в курс “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому” вы узнаете также о таких неправильных реакциях на истерики, как подпитка — стремление справиться с помощью ласки и нежности, и переключение — попытка просто отвлечь ребенка от проблемы, которые также часто встречаются среди родителей в моей практике. В основе этих теорий также лежат ложные установки. 

Ответьте себе честно, есть ли у вас подобные представления? Наверняка, они знакомы вам — настолько они распространены. 

Но не нужно опускать руки! Научиться различать настоящую причину истерик вполне реально. Но для начала давайте вспомним основы основ возрастной психологии.

Во-первых, следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны, потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает, как их удовлетворить. Ему остается только кричать, и ждать, что мама с папой отгадают его проблему и решат ситуацию.

Во-вторых, никогда не поздно научиться правильно реагировать на истерики. Это поможет уменьшить их количество и интенсивность, а также освоить навыки самоконтроля, общения и терпения.

С чего же начать? Мой ответ — учиться понимать причину истерик!

Да, многие из нас не знают, что истерики бывают совершенно разных видов и на каждую стоит реагировать по-разному. Именно неправильная реакция на ту или иную истерику усугубляет ее и приводит к бесконечному повторению. Поэтому так важно научиться с этим работать! 

Все виды истерики, а также сценарии реагирования родителей с простыми упражнениями собраны в моем курсе “Детские истерики: как реагировать и научить по-другому”, который состоит из 4-х уроков и двухчасового мастер-класса!

Благодаря этим урокам для родителей вы узнаете:

  • почему ребенок ведет себя плохо
  • какие бывают виды истерик и какие потребности ребенка лежат в их основе
  • как правильно нужно реагировать на истерику каждого вида;
  • как научить ребенка общаться без истерик

Вы также получите чек-листы, алгоритмы и последовательные шаги, как снизить количество истерик до минимума, которые можно быстро распечатать и повесить на холодильник, чтобы всегда были под рукой!

Этот курс — моя лучшая рекомендация для родителей маленьких непослушаек, если у вас нет много времени на учебу, а результат нужен очень быстро. Все подробности по ссылке:

Ребенок не хочет одеваться самостоятельно

Умеет, но не хочет. Может сам надеть колготки, штанишки, носочки, но сидит и ждет, когда его оденут. Зачем напрягаться, если есть взрослые, которые гораздо быстрее справятся с этой задачей.

Для любой деятельности нужны мотивация или стимул. Мы что-либо делаем благодаря двум импульсам: либо потому, что нам так хочется, либо потому, что нам так надо. А «надо» может возникнуть по двум причинам: чтобы получить что-то хорошее или чтобы избежать чего-то плохого.

Получается, чтобы активизировать ребенка, нужно либо донести до него «надо», либо увлечь его «хочется». И чем меньше ребенок, тем больше опоры на «хочется».

  • Можно вовлечь ребенка в соревнование «Кто быстрее оденется?».
  • Можно создать игровую ситуацию: съемки супербоевика «Успеть за пять минут одеться и спасти мир».
  • Можно искать компромисс: «Давай ты сам наденешь штаны, а с кофтой я помогу».
  • Можно действовать через личную потребность ребенка: «Хочешь прийти в группу самым первым? Тогда нам нужно выйти через десять минут. Скорей одеваться!»