Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

„Мама, купи мне, пожалуйста, этот конструктор!”
Детка, у мамы нет столько денежек…
Как нет денежек?
Ну так… в этом месяце осталось не так много…
Ну так давай сходим в банкомат и ты снимешь, сколько надо!”

Как управлять своими деньгам и выйти из игры «белка в колесе»

Есть одно очень хорошее правило от Роберта Кийосаки, оно практически есть у всех миллионеров и простых людей, которые «всегда при деньгах».

Это правило очень простое:

Тратить меньше, чем зарабатываешь.

Как только вы научитесь дружить с этим правилом, у вас всегда и при любой ситуации будут деньги. Вы будете ощущать себя вполне счастливым человеком, а спокойствие никогда вас не будет покидать, потому что вы осознанно относитесь к своим деньгам и сами являетесь хозяином своей жизни.

Стоит понять для себя, что знания о деньгах, и о том, как ими распоряжаться мало кому дают в семье, и в институте этому тоже не учат. Необходимо самому постигать и учиться этому умению.

Делать это можно:

  • в любое время
  • в любом возрасте
  • при любом доходе

Главное – это желание постичь науку «управления своими деньгами». Рекомендую учиться этому с коучем, хороший наставник быстрее выправит ваши «косяки» и подскажет пути получения дополнительных источников дохода.

Когда можно выдать ребенку личные (карманные) деньги?

Нужно ли давать ребенку карманные деньги и сколько? Размер «детских» во многом зависит от состоятельности папы и мамы, а вот решить, когда можно начинать финансовое воспитание, не так просто.

Психологи говорят, что выдавать отпрыскам деньги на личные расходы нужно с 7-8 лет. Многие одноклассники в этом возрасте уже располагают небольшими карманными деньгами. Если ваш ребенок не сможет совершать покупки, как остальные дети, его самооценка пострадает. К тому же, деньги – это ответственность и необходимость делать выбор между «хочу» и «могу». В конце концов, деньги в школе ребенку нужны, чтобы купить стакан кефира и булочку на перемене.

Есть мнение, что начинать ознакомление с миром потребления нужно намного раньше – в 3-4 года. В этом возрасте уже можно объяснить малышу, что деньги нужны для покупок, показать купюры и монеты, дать их ему, позволив расплатиться за мороженое. Малыши не могут соотнести значимость купюр с ценой товара, но они могут понять принцип обмена деньги-товар.

Немного позже, можно приступить к освоению азов арифметики на примере вычисления суммы для покупки двух конфет и т. п. На этом этапе уже можно рассказывать о цене на основные товары, о том, что стоит дороже, а что дешевле.

Период активного выпрашивания продолжается обычно с 5 до 10 лет, и задача родителей в это время не идти на поводу у чада, а научиться правильно ему отказывать и перенаправлять желания в «мирное» русло. Научить ребенка контролировать эмоции можно, если вместе с ним составлять список того, что он хочет получить. Период ожидания может составлять недели три, и если желание остается актуальным, его нужно удовлетворить. Во взрослой жизни умение отказываться от покупок и выбирать сослужит добрую службу.

Детей 10-14 лет уже можно отправлять в магазин за простыми покупками, например, за хлебом или молоком. Часто родители разрешают ребенку оставлять себе сдачу от покупок. По мнению психологов, это не очень правильно, так как не формирует привычку бережно относится к деньгам. Возьмите сдачу, пересчитайте ее, и часть выдайте на карманные расходы.

С 15 лет детей уже можно приобщать к зарабатыванию и накоплению денег. В этом возрасте желания ребенка заметно дорожают. Детеныш вырос, и мечтает об айфоне и ноутбуке. Встает вопрос, где взять деньги на дорогие вещи, и вы должны научить ребенка зарабатывать не только на увеличение карманных сумм, но и на приобретение вещей. Если вы найдете своему чаду настоящую возможность немного зарабатывать без ущерба для учебы, к окончанию школы он приобретет очень полезное умение ценить деньги и не транжирить их. Если вы не считаете возможным окунать чадо во взрослую жизнь так рано, поощряйте его откладывать часть суммы, выданной на карманные расходы или в виде подарка.

Во взрослую жизнь человек должен выйти с пониманием того, что:

  • Расходы не должны превышать доходы.
  • Нельзя влезать в долги, особенно для покупки того, без чего можно обойтись.
  • Сначала следует покупать необходимое, а потом – все остальное.
  • Не стоит ничего покупать под влиянием импульса – сначала нужно подумать.
  • За покупками нужно отправляться со списком.
  • Деньги любят счет, поэтому желательно вести учет своих трат.

Как научить детей экономить

Копилка

У ребенка должна быть копилка, а еще лучше три: одна – на ежедневные траты, вторая – накопления, третья – деньги, чтобы поделиться (благотворительность). Такой подход продемонстрирует ребенку несколько способов обращения с деньгами, а благотворительные взносы научат детей состраданию по отношению к другим.

Кроме того, вы можете научить детей основам сбережений, создав семейную копилку. Задайте цель для своей семьи, например, сэкономить достаточно денег в течении недели, чтобы в выходные купить мороженое. Каждый день кладите из карманов или кошелька оставшиеся монеты в копилку. Если у ребенка есть свои деньги, попросите его внести свою часть в копилку.

Это упражнение иллюстрирует, как семья может работать вместе, чтобы сэкономить на что-нибудь интересное.

Читайте вместе о деньгах

Ищите книги и другие материалы, которые учат детей обращению с финансами. На сегодняшний день существует богатое разнообразие детских книг, экономических настольных игр и, если вы позволяете, компьютерных игр, знакомящих детей с ценностью труда, расходами и экономии. Подача материала в такой увлекательной игровой форме облегчит задачу – научить ребенка обращаться с деньгами.

Создание целей

Развитие хороших сберегательных привычек трудно для детей, потому что они воспринимают его как потерю, что-то, что они могли бы иметь, но не получили. Даже некоторые взрослые стремятся получить мгновенное удовлетворение, а не долгосрочные преимущества.

Позволять ребенку тратить свои деньги

Каждый совершает денежные ошибки. Но получение такого опыта в раннем возрасте с несколькими сотнями рублей, может позволить ребенку избежать совершения более дорогостоящих ошибок позже в жизни.

Чтобы поощрять детей к накоплениям, дайте ребенку свободу потратить часть своих денег на то, что он сам выберет, независимо от вашего отношения к данной покупке.

Принуждение ребенка к сохранению всех его денег может привести к возмущению или импульсивным расходам.

Будьте тверды

Усвоить, что деньгам есть предел – это ценный урок для детей

Родители не должны быть банкоматом. Установите определенный размер денежного пособия для ребенка и строго придерживайтесь его. Если ребенок потратил в первый же день все свои деньги на конфеты, не торопитесь компенсировать ему денежные потери. Усвоить, что деньгам есть предел – это ценный урок для детей.

Способы экономии

Расскажите ребенку о конкретных способах сэкономить. Например:

  • Когда ваши дети устали играть с определенными игрушками, почему бы им не обменять их на игрушки своих друзей? Таким образом, они похожи на новые, но на самом деле их не нужно покупать и тратить на них деньги;
  • Новые книги не обязательно покупать – их можно брать в ближайшей библиотеке;
  • Чтобы весело и интересно провести время, не обязательно покупать билеты в кино или платить за вход в развлекательный центр. Очень часто книжные магазины, магазины материалов для творчества или кафе-кондитерские проводят для детей бесплатные мастер-классы.

Разговоры о деньгах

Часто тема денег является табу вокруг обеденного стола, но это – необязательно. Если у ребенка есть копилка, время от времени открывайте ее и используйте возможность поговорить – а не проповедовать – об управлении деньгами:

  • Поговорите с ребенком о его желаниях или целях, таких как новый велосипед, летний лагерь или новое электронное устройство.
  • Поощряйте обсуждение и / или принятие решений, чтобы определить приоритет сбережений, который является наиболее важным для ребенка.
  • Исследуйте с ребенком возможные способы достижения цели.
  • Уделите время на совместную проверку затрат и вычисление необходимой экономии. Например, помогите ребенку разделить свои запланированные сбережения на покупную стоимость, чтобы вычислить количество недель, которое потребуется для достижения своей цели и совершения покупки.
  • Отмечайте, когда цель достигнута, но также уделите внимание установлению новой цели.

Дайте им соответствующие возрасту задачи

Уроки в обращении с деньгами должны соответствовать возрасту детей. Например, дети в возрасте от 2 до 4 лет должны начинать с определения номинала монеты и их значений. Как только они познакомятся с валютой, расскажите о методе экономии, таком как копилка, где они могут хранить подаренные деньги.

Как только ребенку исполнится 7 лет, он уже достаточно взрослый, чтобы начать получать денежное вознаграждение за выполненную порученную вами домашнюю или другую работу. Четкость ваших ожиданий имеет решающее значение. Ребенок должен получать полную сумму только, если задачи были выполнены по вашим стандартам, это научит ребенка, что деньги – это что-то заработанное собственным трудом, а не просто причитающиеся.

Далее вы можете помочь своим детям продумать их бюджет. Классическая схема предполагает разбить бюджет следующим образом:

  • 10 % для будущих инвестиций,
  • 10 % для благотворительности,
  • 10 % для себя (краткосрочная экономия)
  • 70 % для расходования средств.

Ожидания состоят в том, что со временем сбережения и пожертвования станут второй натурой для ребенка.

В возрасте от 11 до 14 лет расскажите подростку о депозитной карте и оформите ему собственный банковский счет. Когда он открывает свою учетную запись, и отслеживает свои ежемесячные пополнения счета или даже просто просматривает свой банковский счет онлайн, ребенок убеждается, что его деньги в надежном месте и его сбережения приносят прибыль.

Самое главное, чему мы должны научить детей – экономия может быть не очень интересной, но вознаграждение это – действительно здорово!

Плолезные статьи по теме:

Травля ребенка в школе

Как перестать кричать и злиться на ребенка?

Какой должна быть истинная родительская любовь?

Как принимать правильные решения

Для того, чтобы правильно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, необходимо глубокое понимание, как различные варианты выбора влияют на будущие результаты.

Идеи для деятельности:

  • Баффет предлагает моделировать различные ситуации, показывая, как определённое решение было самым правильным и привело к наилучшему результату. Также – делиться своими промахами и ошибками, когда одно неправильное решение сработало по принципу домино. То есть важно сформировать у детей понимание того, что абсолютно все решения, какими бы небольшими они не были, так или иначе влияют на , следующая ситуация: «Мы хотим купить новый телевизор, но сломался кондиционер, поэтому необходимо копить деньги на его ремонт. Если не сделаем этого, то в доме будет слишком жарко, когда придёт лето. А вот когда купим кондиционер – можно будет задуматься о покупке телевизора».
  • Вы должны привить своим детям привычку принимать правильные решения относительно денег. Разговаривайте с ними, анализируйте, , если дети сообщают о том, что хотят купить DVD-фильм, спросите, действительно ли им нужен этот фильм в коллекции или намного разумнее взять его напрокат.

«Финансовый ежедневник. Как привести деньги в порядок», Алексей Герасимов

Итак, самое время перейти от теории к практике. Книга Герасимова – это ежедневник, который поможет вам отследить своё финансовое поведение: планировать накопления, вести учёт расходов и доходов, анализировать их. Рассчитан ежедневник на три месяца. По мнению автора, за это время вы должны привыкнуть записывать всю информацию, касающуюся ваших личных финансов. А затем сможете рисовать те же таблицы в обычной тетради или вести учёт в электронном виде, как вам удобнее. Суть в том, что, записывая цифры каждый день, вы сможете лучше видеть свои финансовые цели и постепенно двигаться к ним.

Образование остатка.

Когда ребенок освоил основной опыт, что происходит в момент, когда заработанное тратишь в один день, а также как получить более крупную покупку, важно также научить ребенка экономить. Это урок отлично осваивается в магазинах, при совместных покупках. Объясните ребенку, например, почему вы на больших распродажах покупаете огромную коробку стирального порошка или же большую упаковку туалетной бумаги. Посчитайте вместе, сколько стоило бы такое же количество товара без скидки. Каждый из нас в магазине обращает также внимание на скидочные кампании для различных продуктов – опять же обговорите с ребенком, почему выбираете молоко с „желтым” ценником – как вы экономите в данном случае. Что это значит? Это значит, что тратите меньше, чем запланировали ранее и поэтому в ежемесячном семейном бюджете образуется незапланированный остаток, которым вы можете распоряжаться по своему усмотрению – оставить на следующий месяц или совершить какую-то покупку, „чтобы побаловать себя”. Поверьте – ребенок очень быстро освоит этот урок и поймет, как можно тратить меньше, чтобы в результате покупать больше.

Поощряйте самостоятельность подростка

Переходный возраст, несомненно, сложен. Тем не менее именно сейчас вы можете помочь ребенку закрепить привычку правильно обращаться с деньгами. Начиная с этого момента нет смысла постоянно увеличивать выдаваемую на расходы сумму.

Если ваше чадо не удовлетворено имеющимися средствами, то пришло время подумать, как это можно изменить.

Да, запросы ребенка растут, но и возможности тоже. Если ваше чадо не удовлетворено имеющимися средствами, то пришло время подумать, как это можно изменить. С 14 лет ребенок может найти уже вполне официальную работу на несколько часов в день.

Также очень важно в этом возрасте вести беседы о финансах. Старайтесь, чтобы разговоры носили практичный характер или, к примеру, касались успеха каких-либо известных людей. Если разговоры будут похожими на нотации, информация, которую вы хотите донести до ребенка, не отложится в его голове.

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

Добрый день уважаемые читатели и подписчики блога Tvoya-Life. У меня трое детей, двое из которых уже достаточно взрослые, и поэтому возникает проблема их взаимоотношений с финансами. Когда дети начинают ходить в школу, многие родители задаются вопросами, такими как давать ребенку карманные деньги или нет, поощрять и штрафовать ли ребенка за его поступки?Нужно ли в раннем возрасте обучать детей основам финансовой грамотности? А считаю, что как только ребенок может самостоятельно совершить себе покупку в магазине, с тех пор стоит вводить в его обучение основы финансовой грамотность, одна из тех очень важных и главных наук, которую почему-то не изучают в школах. И поэтому вся ответственность в воспитании ребенка в этой области ложится полностью на плечи его родителей. Поэтому родители должны научить своего ребенка зарабатывать деньги, создавать себе источники дохода, пользоваться банковской системой и

1 Покупать все, что попросит ребенок

Одна из очень грубых и распространенных ошибок. Ей злоупотребляют в основном те родители, которые уже добились финансового благополучия, и считают, что у их ребенка должно быть все, что он не попросит. Покупать необходимо только ту технику , которая действительно нужна ребенку для учебы и образования. Например, компьютер или со временем перестанет воспринимать настоящую ценность денег, и будет считать что так и должно быть, что ему все покупают. Во взрослом возрасте из такого ребенка может вырасти человек, сильно злоупотребляющий кредитами, так как он привык все иметь. А вот доходы ему возможно будут не позволять все это купить, и он может упасть на дно финансовой пропасти.

2 Отсутствие у ребенка карманных денег

Тоже очень большая ошибка родителей. Если вы не будете давать своему чаду денег, то он видя что у его сверстников они есть, может развить в себе комплекс неполноценности, и может начать себя винить, что он не такой как все.

3 Покупать ребенку самые дешевые вещи и игрушки

Эта ошибка родителей, является прямой противоположностью первой. И если ребенка постоянно в чем-то ущемлять и на нем экономить, то у него может выработаться чувство неуверенности в себе, и .А если его родители не добились больших финансовых высот, то в 90 процентов случаях и он во взрослом возрасте повторит их судьбу и вырастет человеком, без особых финансовых целей, и будет просто плыть в жизни по течению, не стараясь что-то изменить.

4 Формирование негативного отношения к деньгам у ребенка

Это ни в коем случае нельзя делать. Так очень часто поступают те родители, которые сами не хватают в финансовом плане «звезд с неба».Никогда нельзя объяснять свою невозможность что-то купить ребенку тем, что деньги это плохо и все богатые плохие всегда внушать ребенку такое мнение, что все у него впереди, и он сможет в своей жизни добиться большего чем его родители. Необходимо мотивировать ребенка к достижениям и успехам.

Что в итоге

Умение бережно обращаться с деньгами формируется с детства.

Задача родителей — воспитать ребенка в меру щедрым и в меру экономным. Чтобы он не вырос скупердяем или транжирой.

Ребенок должен научиться планировать траты и рассчитывать бюджет. В этом вам помогут таблица трат и список желаемого.

Ребенок не умеет различать настоящую потребность от навязанного желания. Помогите ему в этом.

Объясните ребенку, чем плохи азартные игры, что такое легальный и нелегальный бизнес, как работает закон.

Приучите ребенка отвечать за свои поступки. В том числе и финансово.

Андрей Погожев

Больше статей о воспитании детей в блоге Катерины Деминой на Меле.