Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка правильно выговаривать звук «р» ?

Очень важно знать правила, как научить ребенка выговаривать букву «с», так как у многих детей страдает произношение именно этого звука. Отрабатывать навыки необходимо, начиная с раннего возраста. Для этого существует множество разнообразных методик, которые предполагают упражнения в игровой форме.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Проводить занятия можно в домашних условиях, но если на протяжении длительного периода времени родителям не удается добиться положительного результата, тогда придется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чаще всего это логопед, невролог или психолог в зависимости от причины невозможности произнести букву «с». Иногда требуется помощь хирурга (если причина кроется в неправильном анатомическом строении артикуляционных органов).

Свистящий звук «с» дети начинают произносить примерно к 2-ум годам. В 5 лет ребенок должен хорошо уметь его проговаривать. Причем как в твердом, так и мягком произношении. Если к этому возрасту малыш не говорит «с», посещение логопеда является обязательным.

Если человек правильно произносит свистящий звук, положение артикуляционных органов должно быть следующим:

  • слегка оттягиваются уголки рта;
  • зубы смыкаются или слегка раскрыты;
  • самый кончик языка должен упираться в нижние зубы;
  • спинка языка с передней части должна приближаться к альвеолам и образовывать с ними небольшую щель;
  • по средней части языка должен выходить воздух через образовавшийся желобок.

Причины звуковых дефектов

Исходя из данных статистики, можно сделать вывод, что к 4-5 годам основная часть детей уже четко произносит все буквы кроме «л» и «р». Слово «корова» произносится как «койова», а «рак» как «лак» или «йак». В окончаниях буква просто проглатывается или произносится на французский манер.

Речь до 5 лет проходит цикл развития, становления, закрепления. Повод для волнения отсутствует, но логопеда посетить придется. Если в шесть лет буква «р» ребенку еще не доступна, значит, речь нуждается в коррекции, в специальных тренировках. Дети, в отличие от взрослых, обучаются управлению языком, губами, дыханием. Они одновременно совмещают действия, что достаточно сложно.

Распространенная причина неправильного произношения «р» — строение языка. Он не достает небо, сдерживаемый подъязычной уздечкой. Буквально несколько лет назад проблема устранялась только хирургическим вмешательством, сейчас используется специальная гимнастика. Упражнения способствуют растяжению складки, соединяющей дно ротовой полости с нижней частью языка.

Молчаливые дети с недостаточной разговорной практикой амплитуду языка и вибрацию почти не задействуют. Необходимо научить их в игровой форме работать языком, доставая до носа, поворачивая во все стороны. Упражнения устраняют дисфункцию фонематического слуха, вялость. Они укрепляют речевой аппарат, увеличивая амплитуду движения.

Малыши путают многие звуки. Из-за физиологических особенностей дыхания, увеличенных аденоидов, насморка, сердечных заболеваний «р» может вообще отсутствовать в их словах. Дефекты речи устраняются логопедом на дому или в учреждении.

Специалисты рекомендуют родителям придерживаться определенных правил:

  1. Постепенность. На начальной ступени обучения не стоит сразу переходить к скороговоркам, сложным фразам. Лучше начать с простейших слогов: «ра», «ру», «ро» и тому подобное.
  2. Регулярность. Ежедневные занятия успешно развивают речь, тогда как редкие не дадут должного результата.
  3. Развитие интереса детей. Игровые формы тренировки более увлекательны, чем простое воспроизведение. Вместе с ребенком можно изображать рычащих зверей, играть в прятки с языком. Забавные закручивания и загибания его приводят к успеху.

Упражнения, рекомендованные логопедом, тренируют мышцы языка. Дети постепенно начинают управлять его вибрацией и амплитудой, необходимой для формирования звука «р».

Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок – это один из основных элементов методики.В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»: «Рыба, рыжик, рысь, рыбак, Радуга, ракета, рак. Рыболов, ружье, рубашка, Может рама или ручка? Нет. Сдаетесь? Это Жучка! Под столом она сидит и рычит» «Убежало, убежало, убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!» «Посадил дед лук, отрастил лук чуб, Увидал лук внук, оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слезы капают у внука!»

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки.

И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы.

Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.В таком порядке надо проводить занятия

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
  2. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
  3. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  4. Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  5. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за на произношение звука Л

После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

Профиль артикуляции звука Л

  1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить  малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
  2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
  3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
  4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть упражнения на артикуляцию Л
  5. Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  6. Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  7. Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Как научиться говорить Р — постановка звука

  • Развиваем артикуляцию. Кстати, этот «секрет» пригодится при любых нарушениях звукопроизношения. Развить артикуляционный аппарат помогут упражнения. Помните мультик про слоненка и удава? У них была зарядка для хвоста, а у вас будет — зарядка для языка! Найти нужные упражнения совсем несложно в сети. К наиболее простым относятся цоканье как лошадка, высовывание языка, скручивание его в трубочку и так далее. Это тот случай, когда гримасничать не только можно, но и нужно!
  • Возможно, причина в короткой уздечке языка. Операция по ее подрезанию несложная и ранка заживает за несколько дней. Если не готовы — попробуйте ее растянуть. Предложите малышу дотянуться языком до кончика носа. Не получается? Тянемся каждый день. Постепенно уздечка растянется и звук Р станет более доступным.
  • Приступаем к получению звука. Ребенок кладет свой палец под язык, которым начинает водить из стороны в сторону, постепенно начиная «рычать».
  • Еще один вариант получения звука Р. Пусть ребенок откроет рот и произнесет звук «з-з-з». В это время кончиком пальца (можно надеть на него детскую соску или использовать специальный логопедический зонд) постарайтесь двигать уздечку языка туда-сюда, создавая вибрацию. Если упражнение выполнено правильно, вы услышите замечательный звук Р.
  • Другой способ. Попросите ребенка сделать язык чашечкой и, прижав кончик языка к небу, с силой произнести звук «ддд». Пусть ребенок своим пальцем дергает уздечку, ощущая вибрирование. Так вы тоже получите звук Р.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной).

Как научить ребенка говорить букву Ш? «Лопатка»: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе от 5 до 10 секунд. «Мячик»: рот слегка приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Ребенок должен сдуть ватку на другой конец стола узкой струей воздуха, произнося при этом длительный звук «ф». «Гармошка»: рот приоткрыт, язык «приклеен» к нёбу, ребенок при этом закрывает и открывает рот, не меняя положения языка. Выполняя этот комплекс упражнений, вы легко справитесь с шипящими звуками и быстро разберетесь, как научить ребенка говорить буквы Ш, Щ, Ж и Ч.

Слова и скороговорки

После того как тренировка на выведение звука закончена, переходят к отдельным словам, а затем уже предложениям, скороговоркам.

Упражнение «Болтун»

Произносить любые слова с твердым и мягким звуком «Л», особенно те, где он повторяется. Например:

  • колокол;
  • колокольчик;
  • балалайка;
  • дельтапланерист;
  • благодетель.

Произносить слова надо следуя указанным выше рекомендациям: сначала посредством «межзубного звука», затем уже правильного расположения языка.

Упражнение «Скороговорун»

Для этой тренировки подбирают множество скороговорок с мягким и твердым звуком «Л». Примеры скороговорок для артикуляции:

  • Лилипуты болтали на лилипутском, болтая ногами в валенках алеутских.
  • Корабельное кораблекрушение привело к головокружению.
  • Около колодца колечка не найдется.
  • Карл у Клары украл кораллы.
  • У Клары на пол упала шляпа.
  • Угольки поставили в уголки, в уголки оставили угольки.

Произношение скороговорок, как и артикуляционный тренинг, осуществляют ежедневно, от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста.

Часто проблемы со звуковым воспроизведением буквы «Л» происходят по причине широкого или толстого языка. По истечении времени, звук может выровняться сам, так как челюсть ребенка становится больше.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.Читайте так же:

  • Ребенок идет в первый класс – что должен уметь первоклассник?
  • Как научить слушать ребенка, который постоянно перебивает
  • Что делать, если ребенок закатывается и перестает дышать?
  • Малышу 1 год 2 месяца: что должен уметь карапуз в возрасте год и два месяца?
  • Детская дружба. О дружбе – детям

Поделитесь с друзьями:

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов

Как научить ребенка говорить букву р и л

Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей.

Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи – нормальное явление.

Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится. А вот после шести это уже определенно проблема.

Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.

Проблемы с правильным произношением звуков

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов

Проблемы с правильным произношением звуков

Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического – это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова.

В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его – это биологические особенности ротовой полости малыша.

Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.

Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют : «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».

Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок – это один из основных элементов методики. В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы».

Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,Радуга, ракета, , не ромашка,Рыболов, ружье, рубашка, Может рама или ручка? Нет. Сдаетесь? Это Жучка!Под столом она сидит и рычит»или «л»:«Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!»или«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,Увидал лук внук, оборвал луку штука: Слезы капают у внука!»

Забавные упражнения

Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.

Гимнастика

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов

Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы несколько упражнений:«Змея».

Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.

Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.

И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: видео

Формирование правильного произношения звуков

Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

  1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
  2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
  3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
  4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
  5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

Как постановить звук «л»

Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

Как постановить звук «л»

Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

Капуста тушеная с курицей и картошкой в кастрюле (на сковороде)

Готовить можно с филе, а можно и просто порубить курицу на небольшие кусочки и готовить вместе с косточками.

Что нужно:

  • куринное мясо полкило;
  • кочан на полкило;
  • картошка 6 штук среднего размера;
  • одна луковица;
  • одна морковка;
  • два помидора;
  • растительное масло 3 столовых ложки;
  • пара зубчиков чеснока;
  • листик лаврушки;
  • чайная ложка соли с верхом;
  • перец и приправы по вкусу.

Весь процесс приготовления:

  1. Помоем и почистим овощи.
  2. Ставим казан на разогрев и вливаем в него масло. Всыпаем мелко нарубленный чеснок и обжариваем до золотистого цвета, помешивая.
  3. Рубим курицу кусочками и отправляем обжариваться в казан с солью, перцем и специями, помешивая.
  4. Режем картошку крупными ломтиками и добавляем в казан, когда курица станет румяной.
  5. Режем лук мелким ломтиком и отправляем в казан, не забываем помешивать.
  6. Трём морковку и отправляем туда же.
  7. Следующая очередь помидоров крупными кубикоми, а потом кочан соломкой.
  8. Вливаем стакан воды, закрываем плотно крышкой и тушим четверть часа. Готово!

Приятного аппетита!

Это только как гарнир к мясному блюду или начинкой в пирог с капустой.

  • капуста свежая белокачанная кило,
  • лук репчатый одна штука,
  • две столовых ложки томатной пасты,
  • одна морковка,
  • соль одна ч. л.,
  • перец чёрный молотый,
  • три столовых ложки растительного масла,
  • столовая ложка сахара,
  • один листик лаврушки.

Приготовление:

  1. Всё сразу кроме томатной пасты и лаврушки выложить в жаровню и перемешать.
  2. Закрыть плотно крышкой и поставить на средний нагрев.
  3. Пасту развести в стакане воды и добавить в жаровню, когда закипит. Тушить минут двадцать под плотно закрытой крышкой периодически перемешивая.
  4. Лаврушку положить, когда выключаем плиту.
  5. Дать постоять на горячей плите минуток 10-15, чтобы дошло.
  6. Можно кушать.

Если готовить как начинку в пирог, то воды, в которой разводить томатную пасту – немножко, буквально пару ложек, и тушить при открытой крышке, чтобы испарилась лишняя влага.