Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка разговаривать спокойным тоном. Советы и информация

Я точно была не готова к неожиданностям. Самая пугающая из этих неожиданностей — график развития малыша. И не попасть в него было страшно. По весу и росту в первые месяцы у нас постоянно был провал. Наверное, именно поэтому я старалась изо всех сил обогнать по остальным пунктам: сидеть, ходить и говорить мы начали чуть раньше, чем положено. И если с двигательными навыками сын справлялся и без моих заморочек, то общению, на мой взгляд, нужно было именно учить.

Как дети учатся говорить

Взаимодействие с окружающим миром начинается у ребенка с самого рождения. Через органы чувственного восприятия он знакомится со всем, что происходит вокруг; получает извне информацию, цель которой — со временем побудить ребенка говорить. Видеть, слышать, ощущать сначала, а затем, взрослея, облекать чувства в слова.

Что умеет делать ребенок в разные периоды своей жизни до школьного возраста, наглядно видно из таблицы:

Сначала маленький человек криком заявляет о себе: “Я есть!” Спустя некоторое время гулением, спонтанным или в ответ на положительную эмоцию со стороны, он нараспев произносит различные вариации звуков, настраивая как музыкант свой инструмент.

Чуть позже начинает лепетать, повторяя простые в произношении слоги. А дальше, подрастая, слоги складывает в слова, слова — во фразы, фразы — в предложения.

И вот уже настроенный музыкальный инструмент исполняет мелодию правильной речи с четко произносимыми сложными словами и грамотно построенными предложениями. ????

Человек родился. И мама тут же начала болтать, как попугай

Я не молчала, наверное, ни секунды. Я говорила с сыном в роддоме, хотя еще не понимала, кто же он такой. Я говорила с ним дома, на прогулке, во время поездки, в больнице. Крошечный Севка лежал-полеживал, смотрел на меня внимательно, а потом и начал отвечать. Эти милые распевные «агуканья» и «улюлюканья» — счастье для мамы.

Обычно мы болтали по делу: я рассказывала обо всем, что с нами происходило.

«Смотри: это воробьи».

«Мама сейчас возьмет кружку, нальет чай, а выпьет его вечером, да, мой хороший?»

«Ну и что, что у нас с тобой каша сгорела, пока ты ел, папа нас любит, он и такую съест»…

И так целый день, каждый шаг. Были и звукоподражания сыну: однажды мы целый вечер хохотали над тем, как я говорю «гуингмы». Сын заливался, что такие звуки бывают в сочетании с таким глупым выражением лица у мамы, а мы с мужем от того, что, оказывается, наш сын умеет так громко, красиво и без умолку смеяться.

Я читала, что подражать сыновьим звукам тоже полезно — он начинает понимать, как он сам произносит звуки. Ну и еще мамина речь демонстрирует, как вообще произносить буквы, как должны двигаться губы, как звучат слова.

Иногда молчать я начала с тех пор, как сын пошел в садик. Три года комментирование продолжалось постоянно. А вот последние полгода садика мое речевое поведение изменилось: вечером после садика сын даже просит меня помолчать, пока мы едем домой, потому что он и так устал от шума. Вообще, перестроиться сначала сложно. Но приятно перестать быть попугаем.

Когда Малыши Начинают Говорить?

Детки издают первые звуки воркования и бульканья в возрасте двух месяцев . Эти звуки закладывают основу для дальнейшего развития речи, и следующим достижением станет лепет через четыре месяца  . Развитие продолжается, и к 12 месяцам малыш начинает говорить основные слова. Первые значимые слова появляются в возрасте 24 месяцев (двух лет), а разговоры начинаются в конце детского возраста, то есть в 36 месяцев (три года) . Как и любой другой этап развития, развитие речи у младенцев – это пошаговый процесс, который включает несколько этапов.

Научиться молчать – жизненная необходимость

Ну, есть же люди, которые жестикулируют, есть те, что храпят во сне или чавкают во время еды, да мало ли людей, прекрасно себя чувствующих со своими пороками. «Кто-то чавкает, а мы любим поговорить, – восклицают они, – и вовсе нам не нужно рассказывать, как научиться молчать!».

Я же убеждена, что позиция «любите меня таким, как я есть» – удел слабых, которые просто неспособны к изменениям и прикрывают свои уродства мнимой уверенностью.

Слабые стороны человека: как с ними жить?

Если я до сих пор не убедила вас, что молчанье – золото, посмотрим, что вы скажите на следующие аргументы:

  1. От тех, кто слишком много говорит, рано или поздно начинают шарахаться люди. Подумайте, сколько понадобится времени, чтобы лишиться друзей и второй половинки.
  2. Болтуны – синоним слова «сплетник». Хотите жить с такой репутацией?
  3. Если вы рассказываете о своих планах всем вокруг, то возможность их реализации снижается, как минимум, на 50%.
  4. Знаете, сколько людей, страдающих от словесного поноса, становятся руководителями? Нисколько!
  5. От качества вашей речи напрямую зависит качество вашей жизни. Если вы ежедневно вываливаете на окружающих потоки создания, то насколько успешным может быть ваше существование?

До сих пор считаете, что ваша болтливость не порок, а особенности характера?

Тогда подумайте о людях, которым ваша «особенность» причинила боль!

Как сердилась на вас Маша, когда вы разболтали о ее секрете, или как долго обижался брат Саша, когда вы поделились с родителями информацией о его тайной любви, или какая неприятная ссора была у вас с Наташей, потому что вы рассказали всей вашей компании об их проблемах с Петей.

Если вам до сих пор не стыдно, тогда вы – пропащий человек, идите и поболтайте с кем-нибудь.

Тем, кто готов меняться, я хочу предложить несколько действенных рекомендаций.

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Как научить ребенка послушанию

Советы, с которыми вы познакомитесь, не только ответят на вопрос: Как научить ребенка слушаться, но и помогут родителям правильно скорректировать свое поведение в отношении непослушания любимого чада.

10 правил для родителей, как научить малыша слушаться

Для примера разберем следующую ситуацию: после прогулки ребенок упрямится и не хочет идти домой. Мама разъясняет, что пришло время обеда. Малыш, не испытывая чувства голода, не желает слушаться и продолжает плакать еще громче, привлекая внимание прохожих. Как правильно поступить родителям?

  • Быть настойчивыми в своих просьбах. Все дети являются очень хорошими психологами, поэтому действуя на публику они надеются, что мама уступит и изменит свое решение в пользу ребенка. Родители должны понимать, что если они не станут проявлять настойчивость, то дети и в дальнейшем будут ими манипулировать.
  • Разговаривать спокойным, а возможно и требовательным тоном. Родители должны доброжелательным тоном аргументировать свои доводы.
  • Учиться договариваться, предоставить ребенку право выбора. Например, мама говорит: малыш, если ты сейчас не успокоишься и не пойдешь домой, то твои любимые мультфильмы рассердятся, и вечером ты их не сможешь посмотреть.
  • Действовать на самосознание ребенка. Например, мама говорит: я думала, что ты вырос и стал большим, но я ошибалась. Ты ведешь себя, как маленький ребенок, и тебе впору можно дать соску для успокоения. Если я не права, то вытри слезы и покажи, что ты большой, прекрати капризы и пошли домой обедать.
  • Когда ребенок успокоится и начнет выполнять требования взрослых, то его обязательно нужно похвалить.
  • Ни в коем случае нельзя подкупать малыша. Фразы перестань плакать, а я тебе за это куплю шоколадку негативным образом сказываются на психике ребенка и подрывают авторитет родителей.

Главное, чтобы ребенок чувствовал любовь тогда всегда можно договориться

Необходимо помнить, что каждый малыш индивидуален и одна и та же ситуация требует от взрослых особого подхода.

Как научить ребенка послушанию

Только любящее сердце родителей способно преодолеть все лабиринты детского упрямства и в спокойной обстановке найти правильное решение.

Как общаться с ребенком со всей серьезностью?

Общаться с ребенком, слушая его

Во-первых, когда сын или дочь, говорят нам о чем-то, нужно найти время их выслушать. К сожалению, у родителей вырабатывается стойкая привычка слышать детей вполуха. Но с таким отношением невозможно, чтобы общение детей и родителей в семье было полноценным и сближало их друг с другом.

Мамам и папам для повышения их качества слушания как нельзя кстати будут полезны уточняющие выражения. Например, «на сколько правильно я тебя понял…» или «ты имеешь ввиду…» или «так ты мне говоришь, что …» и «я вижу что…». Кроме уточняющих слов будет эффективно и перефразирование. По сути это пересказ того что произошло с добавлением чувств, которые вызвало то или иное событие, но без осуждения и критики. Например, такая фраза: «Вижу, что когда учитель поставил тебя плохую оценку это тебя сильно огорчило».

Пятое правило: уделяйте время, чтобы выслушать ребенка, активно используйте уточнения и перефразирование.

Говорить с ребенком, признавая его чувства

Во-вторых, нам следует честно воспринимать чувства нашего ребенка

Когда мы заявляем: «Не будь слюнтяем, здесь совсем нечего бояться». Тем самым мы внушаем ребенку, что с ним что-то не то, раз он боится. Но ведь и в нашей взрослой жизни тоже есть свои страхи. Давайте будем честными и не отмахиваться от негативных чувств своих детей. В подобной ситуации следует спросить у ребенка, чего он конкретно боится. Обсудить с ним его страхи и постараться ему помочь, чтобы он не боялся.

Внимательно и серьезно относитесь к чувствам своих детей пытаясь им помочь в этом состоит шестое правило общения с ребенком

Разговаривать с детьми по-честному

В-третьих, дети ценят нашу искренность и слова сказанные ребенку должны быть правдивы. В конце концов, дети как полноправные члены семьи имеют право, чтобы родители говорили им правду. И как бы родители не пытались скрыть свою фальш дети это почувствуют.

Вот еще один пример, когда перед анализом крови мы говорим детям: «Это совсем не больно …». Да неужели? Мы пытаемся в этой лжи убедить ребенка и самого себя. Не лучше ли сказать своему отпрыску:  «Да, будет больно и неприятно, но боль быстро пройдет. Я знаю ты у меня терпеливый и сможешь немножко потерпеть, я буду рядом и буду держать тебя за руку».

Тоже самое можно сказать ребенку и перед походом к стоматологу. Такое честное общение детей и родителей будет по-настоящему удовлетворять потребность ребенка в правдивости. И с вами ребенок тоже будет откровенен.

Будьте правдивы и честны со своим ребенком. Таково седьмое правило как разговаривать с ребенком.

Как правильно сказать ребенку нет

1. Одного раза достаточно

Если сказали “нет”, не нужно постоянно повторять, приводить новые аргументы и пытаться снова и снова убедить ребенка.

Скажите “нет” всего один раз, бескомпромиссно и с серьезным выражением лица. Скажите причину, по которой ребенок не может получить то, что хочет, но не ввязывайтесь в спор и не повторяйте доводы бесконечно. Да, это запрет.

Большой ошибкой будет сдаться и уступить. Если ваш ребенок узнает, что вас можно уговорить, “измором взять”, он будет использовать это всегда, ходить за вами по пятам, ныть до заветного “да” и манипулировать до конца жизни.

2. Объясняйте свой отказ

Недостаточно сказать «нет». Дети не поймут причин отказа и, скорее всего, продолжат уговоры.

Самый эффективный способ сказать «нет» – четкие обоснования, которые может понять ребенок.

3. И «да» может значить «нет»

Дети слышат “нет” слишком много раз, и уже одно это слово потенциально вызывает негодование. Замените его на своеобразное “да”.

Например, если кроха просит печенье, не отвечайте “нет, кашу ешь”, скажите “да, ты можешь съесть печенье после обеда”.

Если ребенок хочет новую игрушку, скажите “да, я могу подарить ее тебе на Рождество”. Так вы находите компромисс и подаете пример своему ребенку.

4. Не кричите

Журнал Child Development Journal пишет: “Кричать на детей – это почти так же вредно, как и телесно их наказывать, и может вызвать проблемы с эмоциональным развитием и поведением”.

Конечно, когда у ребенка приступ нытья или истерика, сложно не прикрикнуть, но последствия крика всегда перевешивают выгоды от временного спокойствия.

Американский журнал “Брак и семья” опубликовал исследования, в которых говорилось, что крики впоследствии могут вызывать у детей проблемы с самооценкой и депрессию.

Родителям очень важно научиться общаться с ребенком спокойным, дружеским тоном.

5. Переключите внимание

Бесконечные “хочу” часто являются формой проявления банальной скуки. Если на ребенка не обращают внимание, если он чувствует, что про него забыли и хочет развлечь себя, он начинает что-то хотеть и чего-то просить.

В таком случае можно обойтись даже без отказа – просто дайте то, чего он хочет на самом деле – обнимите, развлеките, и он забудет о своих мнимых желаниях.

6. Не смущайте ребенка при посторонних

Не смущайте ребенка и ни в коем случае не высмеивайте его желания перед другими людьми. Если он при всех начал что-то требовать, а вы хотите отказать, отойдите вместе туда, где никто вас не побеспокоит, и поговорите.

Если вы будете смущать ребенка на публике, тем самым вы будете с самого детства подрывать фундамент уверенности в себе. Кроме того, он научится делать то же самое с вами.

7. Дайте альтернативу

Альтернатива позволяет ребенку не чувствовать себя обиженным и обделенным. Есть разница в отношении между тем, чтобы сказать “нет, конфету нельзя” и “нет, дорогая, конфету нельзя, но вместо нее ты можешь съесть яблоко”.

Если ребенок достаточно взрослый, объясните, почему яблоко лучше конфеты.

Если ваш рассказ будет достаточно цепляющим, в следующий раз ваш ребенок может выбрать яблоко вместо шоколада по собственному решению.

8. Предоставьте выбор

Так вы показываете, что мнение детей важно и учитывается. Пускай они не получили, что хотели, но их желание не проигнорировано, с ними посоветовались и позволили самостоятельно принять решение.

Такой подход не только успокоит кроху, но и продемонстрирует ваше уважение к нему.

К примеру, на завтрак покупайте несколько видов хлопьев и позволяйте своему ребенку принимать окончательное решение, чего именно он хочет.

Но пускай выбирает именно из хлопьев, ведь на вопрос “Чего ты хочешь на завтрак?” можно получить ответ “картошку фри”, и тогда снова придется ему отказывать.

9. Избегайте фраз “какая ерунда!”

Когда малыш хочет что-то откровенно ненужное, сложно удержаться, чтобы не бросить раздраженно: “ну что за ерунду ты просишь! Какая глупость!”.

Но взрослые забывают, что взгляды на мир и ощущение важности вещей у детей и взрослых существенно различаются.

Мы мыслим совершенно разными категориями, и для ребенка какая-то абсурдная вещь может иметь огромное значение. Она действительно нужна ему.

Не обесценивайте желания крохи – приучите его относиться к собственным желаниям с уважением, какими бы странными они не казались. Это может существенно повлиять на будущее.

10. Не давайте ложных надежд

Родители часто говорят: «Не сейчас, дорогая». Если не сейчас, то когда? Если вы не выполнили своего обещания, у ребенка могут возникнуть проблемы с доверием.

Будьте конкретны, обозначьте четкое время, когда ваш малыш может рассчитывать на исполнение желания. Например: «Не сейчас, дорогая. Мы купим это на твой День рождения.”

11. Не противоречьте своему партнеру

Часто кто-то из родителей говорит “нет”, а ребенок уже топает к другому за заветным “да”. Избегайте этого!

Во-первых, это вызывает конфликты в семье, а во-вторых, вырабатывает у ребенка привычку манипулировать.

Разговаривайте с партнером, советуйтесь. Если ваш муж или ваша жена отказала ребенку – поступите так же, подкрепляя тем самым авторитет партнера.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Как научить ребенка говорить букву Л

Нарушение произношения звука «Л» в дефектологии называют Ламбдацизм. Очень часто дети не выговаривают эту букву, так как не слышат ее в слове. Что бы научить ребенка произносить букву «Л», нужно показать ему слова, где она встречается и желательно показать иллюстрации.

Выравнивают языковое произношение потешки и скороговорки. А разминку начинаем с логопедических упражнений:

Как научить ребенка говорить букву Л
  1. «Маляр». Кончиком языка плавно и аккуратно вводим по верхнему небу, будто работаем кисточкой маляра.
  2. «Что прячется под скатертью». Берем пять предметов, в обозначении которых есть буква «Л». Пускай ребенок на ощупь угадает название вещи.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Через 2 месяца посещения ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок.

Мой опыт развития речи у ребенка

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

С уважением, Любовь Созыкина