Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка разговаривать спокойным тоном

Маленькие дети не умеют спокойно выражать свои эмоции: даже простую просьбу они выкрикивают так громко, что родители невольно закрывают уши. Взрослым нужно учить детей разговаривать спокойно, но для начала нужно выяснить причины, почему малыши общаются на повышенных тонах.

Как Дети Учатся Говорить?

Дети учатся говорить поэтапно, и, что удивительно, первый шаг происходит в утробе матери. Исследователи отметили активность головного мозга в языковых центрах мозга плода примерно на 30 неделе беременности . У плода наблюдается всплеск активности мозга каждый раз, когда мать говорит громче или когда она произносит слово с ударением на гласные. Эксперты предполагают, что спайк похож на то, что малыш получает свой первый урок речи и языка, слушая голос матери.

К концу беременности плод вполне способен слышать слова. Во время рождения дети рождаются с ограниченными, но значительными знаниями, включая способность отличать родной язык от иностранного. Тем не менее, развитие осмысленной речи происходит постепенно.

Почему нельзя кричать на ребенка

Родители должны знать, можно ли кричать на маленьких детей. Согласно исследованиям психологов, крик очень сильно отражается на психике малыша.

Он становится раздражительным, нервным, он постоянно вас боится и перестает вас уважать. Он находится в постоянном стрессе и у него меняется поведение.

Если вы кричите на малыша, то это чревато следующими проблемами в будущем. В результате это приводит к:

депрессии и тревожности;

нарушению самооценки и личной безопасности;

Как не кричать на ребёнка: советы … ПРЕКРАТИТЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА! СОВЕТЫ … Как не кричать на ребенка. Упражнение … Не могу не кричать на ребёнка …

ухудшению поведения;

нежеланию меняться;

появлению вербальной агрессии;

хроническим болезням.

Все эти проблемы доказаны и проверены.

Научиться молчать – жизненная необходимость

Ну, есть же люди, которые жестикулируют, есть те, что храпят во сне или чавкают во время еды, да мало ли людей, прекрасно себя чувствующих со своими пороками. «Кто-то чавкает, а мы любим поговорить, – восклицают они, – и вовсе нам не нужно рассказывать, как научиться молчать!».

Я же убеждена, что позиция «любите меня таким, как я есть» – удел слабых, которые просто неспособны к изменениям и прикрывают свои уродства мнимой уверенностью.

Слабые стороны человека: как с ними жить?

Если я до сих пор не убедила вас, что молчанье – золото, посмотрим, что вы скажите на следующие аргументы:

  1. От тех, кто слишком много говорит, рано или поздно начинают шарахаться люди. Подумайте, сколько понадобится времени, чтобы лишиться друзей и второй половинки.
  2. Болтуны – синоним слова «сплетник». Хотите жить с такой репутацией?
  3. Если вы рассказываете о своих планах всем вокруг, то возможность их реализации снижается, как минимум, на 50%.
  4. Знаете, сколько людей, страдающих от словесного поноса, становятся руководителями? Нисколько!
  5. От качества вашей речи напрямую зависит качество вашей жизни. Если вы ежедневно вываливаете на окружающих потоки создания, то насколько успешным может быть ваше существование?

До сих пор считаете, что ваша болтливость не порок, а особенности характера?

Тогда подумайте о людях, которым ваша «особенность» причинила боль!

Как сердилась на вас Маша, когда вы разболтали о ее секрете, или как долго обижался брат Саша, когда вы поделились с родителями информацией о его тайной любви, или какая неприятная ссора была у вас с Наташей, потому что вы рассказали всей вашей компании об их проблемах с Петей.

Если вам до сих пор не стыдно, тогда вы – пропащий человек, идите и поболтайте с кем-нибудь.

Тем, кто готов меняться, я хочу предложить несколько действенных рекомендаций.

Как научить ребенка разговаривать

Научить маленького ребенка разговаривать помогут следующие действия:

  • эмоционально-речевое общение;
  • развитие крупной и мелкой моторики;
  • артикуляционная гимнастика;
  • общение с природой.

Эмоционально-речевое общение

Чтобы правильно учить ребенка говорить, с ним нужно много общаться.

Чтобы научить ребенка говорить в 1 год, 1,5, 2 и 3 года, когда происходит активное накопление словарного запаса, большое значение приобретает книга. Мы учим ребенка говорить, когда читаем малышу стишки, потешки, сказки. И чтобы этот процесс был не просто скучным монотонным чтением, рассматривайте картинки, задавайте вопросы, включайте эмоции:

  • “Посмотри, волк спрятался за деревом и облизывается, глядя на зайчика! Как он облизывается? Да, точно.”
  • “А зайчик убегает? Как скачет зайчик-попрыгайчик? Все, убежал от волка.”
  • “Елочка в лесу какая нарядная, в белом платьице.”
  • “А вот детишки хоровод водят вокруг елочки и песни поют. Давай придумаем, какую песенку они поют.”

Не сомневайтесь, вашему ребенку так понравятся эти увлекательные чтения, что при каждом удобном случае он будет класть вам в руки книгу, которую выберет сам. А вы постарайтесь, чтобы у него была такая возможность.

Ну, а если книга станет другом, то вопрос “Как учить ребенка говорить?” в большей степени потеряет для вас свою актуальность.

Развитие крупной и мелкой моторики

Чтобы стимулировать ребенка начать рано говорить и помочь ему в этом, кроме эмоционально-речевого общения со взрослыми, необходимо уделять внимание развитию мелкой и крупной моторики.

Годовалый ребенок с удовольствием поиграет в “Ладушки” и “Сороку-ворону”.

Как разговорить ребенка в 2 года? Внимание двухлетнего малыша привлекут яркие пирамидки, замысловатые застежки и шнуровки, поиски затерянных сокровищ в море макарон. ????

Как разговорить ребенка в 3 года?

А с 3 летним ребенком собирайте пазлы, колдуйте над шкатулкой с драгоценностями в виде бусинок, сувениров, крошечных фигурок от киндер — сюрпризов, делайте поделки из шишек и желудей.

Важным моментом в тренировке крупной моторики ног, рук, тела и мелкой моторики пальцев является то, что эффективна она будет до тех пор, пока не станет навыком. Если ребенок уже “на автомате” собирает пирамидку, то пользы для речевого развития в этом уже нет. Пополняйте арсенал пальчиковых игр, развивающих занятий, гимнастических комплексов новыми видами и элементами.

Для развития крупной моторики, чтобы ребенок начал говорить, попробуйте вместе выполнить упражнение по преодолению полосы препятствий. Сначала надо пробежать по дорожке, потом проползти по тоннелю, затем перепрыгнуть с кочки на кочку. Начинать по сигналу и под музыку!

Чтобы научить малыша говорить, пальчиковую гимнастику делайте под любимый ритмичный стишок. Выполнение определенных действий под счет, как и роль сигнала в описанном ранее упражнении, тоже дает больший эффект.

И не забывайте про регулярность. Этот момент очень важен!

Артикуляционная гимнастика

Чтобы научить ребенка говорить правильно и четко, без речевой гимнастики не обойтись. Она помогает быть активными всем частям артикуляционного аппарата. Неважно, годик ли вашему ребенку или полтора, учите ли вы говорить малыша в два или три года, поупражняться щечкам, язычку всегда полезно, а главное — весело, потому что это игра.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом. Ни к чему перетруждаться. А чтобы добавить энтузиазма, можно заниматься по сделанным своими руками цветным картинкам.

Общение с природой

Современный ритм жизни, особенно в городах, новейшие информационные технологии заставляют человека много думать, анализировать, жить в напряжении. Подчас нет времени, а то и желания оторваться от монитора, отложить в сторону девайсы и гаджеты. Как никогда актуальным и жизненно необходимым стало пребывание на природе, где можно отрешиться от городской суеты, прислушаться к своим чувствам. На природе оживает наше эмоциональное правое полушарие.

Эмоциональная и мыслительная сферы психики тесно связаны. А речь — это основное средство мышления. Отклонения в развитии, нарушения одной составляющей влекут за собой изменения в другой.

Используйте каждую возможность побывать с ребенком в лесопарковой зоне, сквере, лесу. Рассказывайте ему сказки в действующих лицах.

Разговаривайте вместе с ним с деревьями: “Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!” Наблюдайте за тем, как трудяги-муравьи тащат строительный материал для своего многоквартирного дома.

Послушайте, как стучит дятел по дереву, извлекая из коры вредоносных жучков, тем самым помогая и спасая от болезни старую сосну.

Запрокиньте голову и посмотрите вместе, как качаются в унисон верхушки деревьев на фоне голубого неба и бегущих по нему пушистых облаков.

Так с детства придет умение слышать. Себя, другого, реагировать на это душевным теплом.

По мере взросление это умение поможет научиться сначала думать, а потом говорить. Тонко чувствующий человек не болтлив, он деликатен.

Научить ребенка говорить первые слова или разговаривать предложениями будет несложно, если в первую очередь заботиться о богатстве его внутреннего мира.

Как общаться с ребенком со всей серьезностью?

Общаться с ребенком, слушая его

Во-первых, когда сын или дочь, говорят нам о чем-то, нужно найти время их выслушать. К сожалению, у родителей вырабатывается стойкая привычка слышать детей вполуха. Но с таким отношением невозможно, чтобы общение детей и родителей в семье было полноценным и сближало их друг с другом.

Мамам и папам для повышения их качества слушания как нельзя кстати будут полезны уточняющие выражения. Например, «на сколько правильно я тебя понял…» или «ты имеешь ввиду…» или «так ты мне говоришь, что …» и «я вижу что…». Кроме уточняющих слов будет эффективно и перефразирование. По сути это пересказ того что произошло с добавлением чувств, которые вызвало то или иное событие, но без осуждения и критики. Например, такая фраза: «Вижу, что когда учитель поставил тебя плохую оценку это тебя сильно огорчило».

Пятое правило: уделяйте время, чтобы выслушать ребенка, активно используйте уточнения и перефразирование.

Говорить с ребенком, признавая его чувства

Во-вторых, нам следует честно воспринимать чувства нашего ребенка

Когда мы заявляем: «Не будь слюнтяем, здесь совсем нечего бояться». Тем самым мы внушаем ребенку, что с ним что-то не то, раз он боится. Но ведь и в нашей взрослой жизни тоже есть свои страхи. Давайте будем честными и не отмахиваться от негативных чувств своих детей. В подобной ситуации следует спросить у ребенка, чего он конкретно боится. Обсудить с ним его страхи и постараться ему помочь, чтобы он не боялся.

Внимательно и серьезно относитесь к чувствам своих детей пытаясь им помочь в этом состоит шестое правило общения с ребенком

Разговаривать с детьми по-честному

В-третьих, дети ценят нашу искренность и слова сказанные ребенку должны быть правдивы. В конце концов, дети как полноправные члены семьи имеют право, чтобы родители говорили им правду. И как бы родители не пытались скрыть свою фальш дети это почувствуют.

Вот еще один пример, когда перед анализом крови мы говорим детям: «Это совсем не больно …». Да неужели? Мы пытаемся в этой лжи убедить ребенка и самого себя. Не лучше ли сказать своему отпрыску:  «Да, будет больно и неприятно, но боль быстро пройдет. Я знаю ты у меня терпеливый и сможешь немножко потерпеть, я буду рядом и буду держать тебя за руку».

Тоже самое можно сказать ребенку и перед походом к стоматологу. Такое честное общение детей и родителей будет по-настоящему удовлетворять потребность ребенка в правдивости. И с вами ребенок тоже будет откровенен.

Будьте правдивы и честны со своим ребенком. Таково седьмое правило как разговаривать с ребенком.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Что делать, если ребенок не говорит?

Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.

Массаж

Различные потешки и прибаутки во время массажа — обязательное условие. Внимание сына все сосредоточено на мне, на прикосновениях, на спокойных действиях: отличный способ быть услышанной. Каждое упражнение обязательно сопровождалось описанием того, что делаем: «Погладим, погладим… А теперь лягушонок, большой лягушонок и маленький лягушонок… А теперь покрутим педали, поехали с Марусей на речку… А до носа ты пальчиком ноги дотянешься? Молодец! А это мизинчик, это безымянный…» И так далее без умолку.

Так мы запомнили названия частей тела — наверное, второй блок слов, которые сын научился говорить после «мамы», «папы», «бабы», «деда», «луны» и «банана». Он знает, где находится голень, где бедро, как называются пальцы.

Дополнительный бонус для взаимодействия с мамой: он точно знает, как назвать часть массажа, которую сейчас, во взрослом возрасте, ему нужно повторить.

Отдельной частью массажа стоит гимнастика для глаз в самом раннем возрасте. Мы тренировали зрение погремушками: я медленно передвигала их из стороны в сторону. Погремушек было две: корова и звездочка. Про корову читала стих Мухи, про звездочку пела Наутилуса. Даже крошечный Севка наслаждался. Любовь к этим погремушкам, стихотворению и песне до сих пор. Стоит напомнить — и Сева становится нежный, ласковый и спокойный.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.
Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Как научить ребенка слушаться родителей

Однозначного ответа на вопрос как научить ребенка слушаться нет и быть не может. Попытаемся дать несколько полезных советов для облегчения поиска контакта с ребенком.

Вам может быть интересно: Как научить ребенка читать по слогам

С чего начать

Начало может быть в отказе от наказаний. Нельзя заставлять. Вернее, можно, но только силой. А такие шаги ни к чему хорошему не приводят.

Вот несколько советов как сделать, чтобы ребенок слушался:

  1. Прекратите агрессивно реагировать на каждую провинность и отступление от вашей линии поведения.
  2. Установите контакт с малышом. Разговаривайте с ним, объясняйте, почему он должен делать, то, что вы просите. Поймите ваше чадо, в чем причина его непослушания. Он может устать, проголодаться, хотеть пить.
  3. Укрепляйте свой авторитет. Станьте героем, примером для подражания.
  4. Поощряйте дела крохи, направленные в нужное русло. Пусть моет посуду, забивает гвозди, помогает. Даже если вам это и кажется неправильным
  5. Превратите обязанности в игру или турнир (кто больше или быстрее). Детям всегда нравится участвовать в таких соревнованиях. И не забудьте, поддаться проигрывать не любит никто.
  6. Дайте дитяти возможность выпустить пар. Пусть порезвиться и побегает. Двигательная активность радует детей, они становятся довольными и более послушными.

Чем старше становятся дети, тем сложнее привить им послушание. Не откладывайте этот вопрос на потом. Начинайте прививать привычку слушаться уже со второго года жизни крошки.

Как научить ребенка слушаться с первого раза

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выполняло просьбы сразу, и думают, как научить ребенка слушаться с первого раза. Но немногие понимают, сколько труда надо вложить в это умение. Мы попытаемся дать несколько простых рекомендаций:

  • Смотрите в глаза. Поддержка зрительного контакта очень важна при беседе с любым человеком. Говорите с ребенком не с высоты вашего роста, встаньте на один уровень. Зрительный контакт самая простая и необходимая часть доверительных отношений. Нужно просить о чем-то, смотря в глаза.
  • Хвалите. Не забывайте поощрять за выполнение просьбы. В целом это самое важное в воспитании похвальба. Хвалите часто, по поводу и без него. Научить слушаться можно начинать с просьбы о выполнении любимого дела. Попросите раскрасить картинку, показать, как он играет с любимой игрушкой похвалите-попросите сделать что-то еще. Так вы установите цепочку связей родитель просит ребенок выполняет. И все это добровольно и без негативных ассоциаций.
  • Не давайте забывать о вашей просьбе. Не уставайте просить и напоминать. Это касается детей до трех лет. Не повышайте голос. Будьте спокойны и доброжелательны. Не прекращайте напоминать, что слушать вас надо с первого раза.
  • Говорите о своих чувствах. Расскажите о своем отношении к действиям малыша. Скажите, что расстроены его поведением, непослушанием. Но не ты плохой, потому что не слушаешься, а я расстроилась, потому что ты не делаешь, что я прошу.
  • Следите за последовательностью ваших требований. Они не должны противоречить друг другу. И просьба должна быть одна не загружайте дитя сразу списком необходимых действий, все должно быть по порядку и в определенной последовательности.
  • Установите четкие правила и распорядок. Причем для всех членов семьи, а не только одного малыша. Следуя заранее обусловленным правилам и требованиям, он не будет видеть причин, чтобы отступать от заведенного порядка жизни.
  • Не отступайте со своих позиций. Не позволяйте нарушать требования. Помните, если уж вы установили ограничение следите, чтобы оно оставалось нерушимо в любой ситуации.

Не обольщайтесь даже следуя всем полезным советам, вы не найдете ответа на вопрос Как заставить ребенка слушаться?. Воспитание процесс длительный и трудный. И дитя будет бунтовать, и нарушать ваши требования и запреты.