Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка слушать родителей – полезные советы детского психолога

Многие дети замечательно научились избирательно слушать, а следовательно, и слушаться старших – и это достаточно серьезная проблема для многих родителей. Предлагаем Вам несколько простых советов, как научить своего ребѐнка внимать Вашим просьбам, пожеланиям и указаниям. 1. Станьте примером внимательного слушателя. Покажите ребѐнку, как Вы умеете слушать мужа, друзей и особенно его самого. Больше слушайте, меньше говорите.

Поколение визуалов

Антропологи говорят, что со временем у людей меняется способ получения информации. Изначально был развит слух, но с появление телевидения, интернета мы все, а главное — наши дети, становимся абсолютными визуалами. Многие поколения детей ХХ века выросли на аудиосказках — пластинках, которые были в каждом доме. Но потом на смену пришли телевизор и интернет: яркие картинки, быстро меняющиеся кадры, короткие клипы — на них и взрослый, и ребенок могут зависать долгое время. При этом информация считывается так же — вырезками, фрагментами.

Если мы хотим развивать ребенка всесторонне, то нужно работать над восприятием информации на слух. А это значит, нам надо читать ему вслух самим и давать слушать детские аудиокниги.

Как сделать так, чтобы ребенок вас понял?

Инга, мама 5-летнего Тимура:

«Каждый день пытаюсь научить сына меня слушать, но все бесполезно. Нельзя сегодня идти на тренировку, ты заболел. Не пей холодное молоко. Убери за собой игрушки. Складывается ощущение, что я разговариваю со стенкой. Тимур стоит на своем и меня не слышит».

Если хотите, чтобы информация дошла до маленького человека, не критикуйте, не делайте замечания без необходимости.

Не стоит заставлять, ругать, приказывать, а нужно просить. В том случае, когда ваша просьба была проигнорирована, не повторяйте ее снова. Естественно, это не касается случаев, которые могут нанести вред здоровью, или каких-то важных дел, не требующих отлагательств. Наверняка, ваши требования и просьбы, в большинстве, не являются срочными, поэтому не стоит требовать немедленного их выполнения.

Чтобы ребенок вас услышал, проявите максимум уважения. Не кричите на малыша, не дергайте по любому поводу. Если будете обращаться по делу, ваши слова приобретут для маленького человека особую значимость. Если же повторять одно и то же по десять раз, ребенок просто проигнорирует сказанное.

Практические советы, как научить ребенка слушаться

1. Привлеките его внимание

Первая и самая важная вещь, которую нужно сделать, если вы хотите заставить ребенка слушать — это привлечь его внимание. Установите с ним зрительный контакт, прежде чем начать говорить. Если ваш ребенок чем-то занят, а вы в это время будете ему что-то объяснять, то это не даст никакого результата. Попробуйте отвлечь его на некоторое время от занятия. Например, если ваш ребенок рисует за столом, сядьте рядом и попросите, чтобы он рассказал вам, что он хочет нарисовать. Заведите с ним разговор, при этом используйте игривый и дружелюбный тон. И когда увидите, что его внимание полностью переключилось на вас, тогда скажите то, что хотели.

2. Будьте конкретны

Вам нужно понимать, что концентрация внимания у детей коротка, и они легко отвлекаются. Более того, они могут специально игнорировать вас. Но все же не ослабляйте концентрацию внимания ребенка, произнося ему пятиминутную речь о чем-то, что можно было сказать несколькими короткими предложениями. Учитывайте возраст вашего ребенка и его навыки в понимании сказанного. Используйте эти показатели для определения того, что вы планируете ему сказать. Вы можете использовать два или три слова, чтобы ребенку было проще их запомнить, и он вас лучше понимал. Например, вместо того, чтобы сказать: «пожалуйста, надень куртку перед выходом на улицу, потому что там плохая погода и идет дождь». Вы можете просто сказать: «надень, пожалуйста, куртку».

3. Подавайте пример

Чтобы заставить ребенка слушать, вам нужно показать, как это делается на собственном примере. Поэтому, когда ребенок задает вопрос или спрашивает о чем-то, обязательно слушайте его внимательно и смотрите ему в глаза. Даже если вы чем-то заняты, постарайтесь отвлечься и найти время, чтобы поговорить с ребенком. Проявляйте к детям больше любви, заботы и внимания. Так вам будет намного проще заставить их слушать. Вам нужно создать атмосферу, в которой дети могут легко общаться с вами и спокойно обсуждать возникшие вопросы и проблемы. Будьте с ними дружелюбными, честными, любящими и добрыми. Удостоверьтесь, что вы позволяете своим детям полностью выражать себя, и обязательно слушайте их. Это в свою очередь заставит их уважать вас, ваше мнение и слова.

4. Покажите свою признательность, когда ребенок слушает

Поощряйте ребенка словами, подарками или какими-то другими наградами, когда он слушает вас и делает то, что вы просите. Благодарите его, когда он помогает вам с чем-то, и скажите, насколько сильно вы цените их труд и то, что они вас слушают. Вы можете поощрять детей давая им больше свободы и времени, чтобы они могли заниматься любимыми делами. Хотя подобные поощрения следует использовать в разумных рамках. Но они очень важны, и будут способствовать продолжению их хорошего поведения.

5. Обсуждайте с детьми то, почему они должны вас слушаться

Когда речь заходит о том, как заставить ребенка слушать, важно помочь ему понять причину, почему это нужно делать. Обсуждение фактов и логики ваших слов позволяет ребенку лучше понять, почему он должен вас слушать, и что он должен делать и чего не должен. Больше общайтесь с детьми и чаще проводите с ними воспитательные работы. Иначе вам будет очень сложно приучить детей к порядку.

6. Пусть ребенок увидит результаты его непослушания

Вам нужно позволить некоторым вещам происходить самостоятельно. Но при этом контролировать сам процесс. То есть, позвольте ребенку столкнуться с некоторыми последствиями его непослушания и неправильных действий. Но только тех, которые не причинят ребенку никакого вреда, а послужат ему жизненным уроком.

7. Заставьте детей слушаться — предоставив им несколько вариантов

Вместо того, чтобы явно выдвигать свою точку зрения, позвольте ребенку выбрать один из нескольких вариантов. Например, если вы хотите, чтобы дети помыли посуду после того, как поели. Вы можете сказать им сделать это сразу же, либо после того, как они посмотрят свой любимый мультфильм или сериал. Это позволяет детям лучше понимать способность принимать решения. Кроме того, они с большей вероятностью будут делать то, что вы от них хотите. Поскольку не будут чувствовать давления с вашей стороны.

8. Составляйте график выполнения задач

Ребенок с большей вероятностью будет придерживаться фиксированного плана, нежели выполнять случайные указания. Если вы правильно разделите игровое время ребенка и задачи, которые ему нужно выполнять, то он с большей вероятностью будет следовать этому плану. Кроме этого, составьте такой же план и для себя. Покажите ребенку, как вы его придерживаетесь и выполняете все, что там написано. Это поможет развить в ребенке дисциплину, ответственность, и он не будет чувствовать, что его заставляют делать что-то.

9. Пусть он временами делает то, что ему хочется

Когда мы говорим о том, как заставить ребенка слушать, то все в конечном итоге сводится к любви и уважению, которое они испытывают к вам, как к родителю. Поэтому, если вы будете позволять детям делать вещи, которые им сильно нравятся, тогда вы естественным образом будете становиться для них более значимыми, и будете вызывать уважение. Это работает точно так же, как и в том случае, когда вы внимательно слушаете детей и они начинают слушать вас. В этом случае вы заставляете их чувствовать себя любимыми и особенными. И в результате они начнут отвечать вам взаимностью.

10. Наберитесь терпения

Все эти советы и стратегии, как заставить ребенка слушать, действительно могут вам помочь. Но они требуют последовательности и практики. Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы. Такие, как эмоциональное состояние вашего ребенка и уровень его развития. В некоторых случаях родителям может потребоваться дополнительная поддержка со стороны детских специалистов. Тем не менее, то, что вы практикуете дома, будет иметь наибольшее влияние на их способность слушать и понимать вас.

6-лет

В эмоциональном отношении это довольно спокойный возраст. Шестилетний ребенок сохраняет много черт более раннего периода. Он активен, приветлив и, в основном, сосредоточен на себе. В группе детей он будет, скорее всего, держаться особенно. Малыш еще часто плачет. На шестом году жизни его поведение постепенно выравнивается, ребенок становится более импульсивным.

К восьми годам он уже выглядит и действует почти по-взрослому. Дистанция между ним и родителями увеличивается. Он привыкает больше полагаться на собственные силы. На смену зависимости от взрослых приходит взаимодействие и дружба с другими детьми. Дети шести-восьми лет еще предпочитают игры без строгих правил и не особенно заботятся об успехе своей команды. Они часто меняют друзей.

Как сделать так, чтобы ребенок вас понял?

Инга, мама 5-летнего Тимура:

«Каждый день пытаюсь научить сына меня слушать, но все бесполезно. Нельзя сегодня идти на тренировку, ты заболел. Не пей холодное молоко. Убери за собой игрушки. Складывается ощущение, что я разговариваю со стенкой. Тимур стоит на своем и меня не слышит».

Если хотите, чтобы информация дошла до маленького человека, не критикуйте, не делайте замечания без необходимости.

Не стоит заставлять, ругать, приказывать, а нужно просить. В том случае, когда ваша просьба была проигнорирована, не повторяйте ее снова. Естественно, это не касается случаев, которые могут нанести вред здоровью, или каких-то важных дел, не требующих отлагательств. Наверняка, ваши требования и просьбы, в большинстве, не являются срочными, поэтому не стоит требовать немедленного их выполнения.

Чтобы ребенок вас услышал, проявите максимум уважения. Не кричите на малыша, не дергайте по любому поводу. Если будете обращаться по делу, ваши слова приобретут для маленького человека особую значимость. Если же повторять одно и то же по десять раз, ребенок просто проигнорирует сказанное.

Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

В помощь родителям

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.

Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку. Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.

Притча «Мудрец и бабочка» Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду. Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он. Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его: — Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: — У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: — Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: — Все в твоих руках.

Что может и что не может детский психолог

Прежде чем выбрать психолога для ребенка, важно понимать, кто такой и чем занимается специалист, к которому вы хотите отвести ребенка. Психолог — это не врач, не педагог, не экстрасенс и не волшебник. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок стал удобный или ему выписали какое-то лекарство, то вам нужны другие специалисты.

Чем же занимается детский психолог? Детский психолог занимается изучением внутреннего мира ребенка. Его задача — найти подход, понять ребенка, говорить с ним на одном языке, показать ребенку, какие ресурсы и возможности скрыты в нем самом, помочь их найти и открыть. Лучше понять себя, свои желания, осознать, выразить, прожить свои эмоции и чувства, научиться выражать их конструктивно.

Психолог не обучает, не наставляет ребенка — в жизни и так хватает учителей. Он находится рядом с ребенком, становится свидетелем изучения им своего мира.

Психолог не обучает, не наставляет ребенка — в жизни и так хватает учителей. Он находится рядом с ребенком, становится свидетелем изучения им своего мира.

К психологу обращаются в случае, если у ребенка есть сложность, которая не имеет никаких материальных и видимых причин. Причины его поведения, страхов и тревог глубже — в его эмоциях, в его восприятии мира.

Вот примерные запросы, с которыми достаточно часто приходят к психологу: сложности в детско-родительских отношениях, проблемы с адаптацией к детскому саду или школе, вспышки агрессии, страхи, неуверенность в себе.

Психолог не ставит диагнозов детям, не выписывает лекарств. На это есть психиатры и медицинские психотерапевты. У психолога нет волшебной таблетки и волшебной палочки, которая вмиг решит все проблемы. Психолог работает с тем, что принесли ребенок и его родители, помогает осознать, принять, прожить, выразить, понять.