Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка владеть собой: правила, приемы, секреты

Отстаивать свое мнение сложно, даже если мы знаем, что это необходимо. Узнайте, как справляться со сложными социальными ситуациями, как отстаивать свою правоту, как стать увереннее. В этом вам помогут советы из выступления эксперта по социальной психологии Адама Галинского на TEDxNewYork.

Вызовы эпохи

В педагогическом сообществе уверены: в современном мире для школьников важны не только фундаментальные знания по предметам, но и умение работать с большими объемами и разными видами информации, креативность, способность планировать исследования, грамотно объяснять процессы и явления.

Как рассказала в своем выступлении руководитель Центра развития и управления качеством продукта ГК «Просвещение» Ольга Логинова, такие навыки нашли отражение в понятии функциональной грамотности — умении использовать знания для принятия повседневных решений.

Сам термин появился еще в 1957 году, но в то время под ним понимались умения читать, считать и писать. Однако с развитием науки и технологий, изменений в обществе и улучшением качества жизни таких навыков стало недостаточно. Для мониторинга уровня функциональной грамотности была создана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Первые исследования прошли в 2000 году, чтобы определить, насколько дети умеют самостоятельно и правильно принимать решения по широкому спектру вопросов.

Десять советов, как приучить ребёнка уважать ваши личные границы

Нахождение ребёнка в утробе – первое и очевидное нарушение личных границ матери. Занимая пространство внутри тела, младенец доставляет маме множество неудобств, а появившись в доме, требует ещё больше внимания и времени. Теперь с ним необходимо делиться территорией, пищей, создавать младенцу безопасные условия.

Этот путь проходил каждый из нас. Родители даруют детям жизнь и условия, передавая им накопленный опыт. Это – естественный жизненный процесс, но почему-то всё равно многие родители сталкиваются с непониманием и болью.

Нарушение личного пространства неизбежно вызывает конфликты – до тех пор, пока родители не осознают ценность своих границ и не начнут их защищать.

Признаки того, что ваше личное пространство нарушалось в детстве:

  • вашими вещами мог воспользоваться любой, а попытка отстоять своё именовалась жадностью;
  • вы не ощущали себя в безопасности, поскольку подвергались физическим наказаниям;
  • ваш внутренний мир обесценивался или высмеивался;
  • ваши попытки постоять за себя пресекались в категорической форме.

Вот почему повзрослев, вы тоже будете часто страдать от нарушения своих границ. Возможно, вы даже сами сделаете что-то для того, чтобы ваши личные границы практически перестали существовать. Поведение вашего ребёнка, пытающегося отстоять своё, будет вас раздражать и злить.

Десять советов, как приучить ребёнка уважать ваши личные границы

Тем не менее вы сможете научиться защищать свой внутренний мир, научить ребёнка отстаивать своё и уважать чужое пространство. Как это осуществить?

  1. Прежде всего, вы должны осознать тот факт, что быть родителем – значит, уметь разделять свое личное пространство с ребёнком. И это замечательно, что мы обладаем властью обустраивать жизнь нового человечка, разделяя с ним собственные ценности и соприкасаясь с детством снова.
  2. Отстаивайте своё пространство, замечая, что представляет ценность для вас. Вы должны определиться с тем, чем вы готовы поделиться с ребёнком, а что для него – табу. К примеру, выбирая совместный сон, вы должны осознать, что за интимные отношения несут ответственность взрослые, а не дети.
  3. Окружающие должны осознать, что ваше пространство нельзя нарушать. Защищайте то, что для вас важно – например, средства личной гигиены должны быть подальше от детских глаз. Когда вам необходимо уделить больше времени работе, своему хобби или просто побыть в одиночестве, вы должны уметь объяснить это детям и остальным домочадцам.
  4. Бережно относитесь также и к пространству ребёнка, помогая его так организовать, чтобы оно соответствовало возрасту. Например, игрушки, кажущиеся вам старыми, могут оказаться самыми любимыми для вашего отпрыска.
  5. Вы обязаны также ценить пространство всех членов семьи и на своём примере показывать ребёнку, что вы уважаете личные границы домочадцев. Если отец запрещает трогать свой мобильный телефон, значит, и вы не должны позволять ребёнку его брать, когда папы нет рядом.
  6. Цените своё тело и ухаживайте за ним. Не позволяйте вашему ребёнку вас бить даже в шутку. Объясните ему, что бить можно лишь неживые предметы. Старайтесь каждый день выделять время на отдых – ребёнок не должен постоянно находиться у вас на руках.
  7. Объясняйте детям, что специально причинять им боль или неуважительно относиться к их телу никому не разрешается. Физические наказания неприемлемы из-за того, что в момент их осуществления ребёнком полностью теряется чувство безопасности и формируется отношение к себе как к объекту, который не ценится.
  8. Изучайте собственный внутренний мир. Даже если вам страшно заглядывать внутрь себя, делать это необходимо. Узнав, что для вас ценно больше всего, вам станет гораздо проще донести эту информацию своим близким и ориентироваться, какие именно ценности вы станете отстаивать в первую очередь. Например, занимаясь рукоделием, вы отстаиваете своё право иметь хобби и выделять на него личное время. Старайтесь научиться ощущать собственную ценность, а также транслировать её своими действиями, мыслями и поступками.
  9. Уважайте мнение детей, их интересы и чувства. Выслушивая подростка с уважением и пытаясь понять, чем именно он руководствуется, предпочитая компьютерные игры общению со сверстниками, принимая его выбор стиля или музыки, вы лишитесь проблем с нарушением и вашего личного пространства.
  10. Вы должны также научить ребёнка уважать других. Некоторые люди предпочитают осуждать и критиковать, чтобы ощущать свою ценность. Помните: если вы постоянно критикуете детей, они будут сомневаться и в ценности вашего собственного внутреннего мира для вас, что скорей всего, спровоцирует нарушение ваших границ.

Руководствуясь этими советами, вы сможете обозначить и соблюдать как своё, так и детское пространство. И конечно, при соблюдении личных границ не забывайте о доброте и милосердии, не скатываясь до элементарного эгоизма.

Читаем также: 

  • Личное пространство мамы: 7 правил для психологического комфорта
  • Личное пространство мамы. жены, женщины: для чего оно нужно и как этого добиться

Как научить ребёнка спорить?

Дело в том, что у детей не возникает мотивации к спору – они верят всему, что говорят взрослые. Зачастую мнение маленького человека не учитывается в семье, что подавляет желание в дальнейшем высказывать свою точку зрения. Однако науке спора лучше научиться в детстве.

Если человек не имеет своего мнения, он перестаёт быть личностью. Согласитесь, вне зависимости от возраста, статуса и пола человек может ошибаться. Поэтому важно научить ребёнка слышать окружающих, уважать их позицию, делать выводы и принимать решение самостоятельно, аргументируя свои действия.

Чтобы ребёнок не попал под чужое влияние, родителям следует создавать ситуации, в которых бы у малыша формировалось собственное мнение. В первую очередь, научите ребёнка думать и мыслить логически.

Например, отвечайте вопросом на вопрос. Среди взрослых подобный диалог считается дурным тоном, но в отношении ребёнка может вполне дать действенный воспитательный эффект. Малыш спрашивает:

– Где моя спортивная форма?

– Куда ты её клал последний раз?

Ребёнок начинает выстраивать цепочку последовательных действий, куда могла «перемещаться» спортивная форма после последнего урока физкультуры в школе. Таким же образом можно искать любимые игрушки. Главное делать это самостоятельно и в какой-то момент всё обязательно будет найдено!

Устраивайте «дни желаний». Вопрос, какое из ограниченного числа блюд ребёнок будет есть на завтрак, уже давно должен стать закономерным. В выходные дни позвольте малышу пофантазировать на предмет необычных блюд, спросите, как ребёнок хочет провести время. Обсуждайте и принимайте мнение маленького человека, пусть и с незначительными корректировками.

Как правило, вопросы, начинающиеся со слов «почему» и «зачем», из уст взрослых звучат с негативным подтекстом: «Почему запачкался?», «Зачем включил телевизор, если не выучил уроки?» Поменяйте контекст на позитивный: «Почему ты хочешь кататься на роликах, а не на самокате?» Слушайте ответ и хвалите за высказанные аргументы.

Даже в мелочах интересуйтесь мнением ребёнка: «Тебе нравится, как посадили цветы на клумбе?», «Тебе нравится тот креативный новогодний костюм у мальчика? Ты бы хотел себе что-то подобное? Почему?».

Когда ребёнок научился высказывать свое мнение, можно поиграть в игру «У кого больше доказательств». В процессе диалога каждый должен привести как можно больше аргументов: «почему полезно читать», «почему хорошо иметь много друзей», «чем полезно умение ездить на велосипеде» и так далее.

Выслушивайте мнение малыша до конца, похвалите словами: «Хорошо, ты меня убедил».

Наблюдайте, как формируется мнение ребёнка, но не переусердствуйте: в споре должна победить истина, а не упрямство.

Советы как правильно отстоять своё мнение

  • Не воспринимайте любую точку зрения как стопроцентную правду и только правду. Чужое мнение – это всего лишь чужое мнение, не подкрепленное фактами, и даже если человек в ваших глазах очень мудрый и авторитетный, его мнение не является истиной в последней инстанции. Авторитетный человек пришел к этому мнению путем собственных действий и ошибок, находясь в другом, отличном от вашего, окружении.
  • При споре старайтесь довериться своим чувствам и посмотреть внимательно на человека, ведь чтобы отстоять свою точку зрения, нужно хотя бы немного понимать своего оппонента. Постарайтесь понять, какие у него идеалы, что ему интересно, какая он личность. Попробуйте разглядеть его достоинства и недостатки. Понимая человека, вам будет проще с ним общаться, вы будете с ним на одном уровне.
  • Спросите у своего оппонента, почему он думает именно так? Как он пришел к такому выводу? Это исходит из того, что было сказано ранее: любой опыт каждого человека получен при различных обстоятельствах и в разном окружении. Зная, почему человек пришел к определенному пониманию ситуации, вы сможете объяснить ему ситуацию со своей точки зрения, как бы противопоставляя. Ну и к тому же, показывая заинтересованность в человеке, вы располагаете его к себе.
  • Манипуляция. Не пытайтесь манипулировать – потому что это элементарно нечестно и не дает вашему оппоненту высказать свою точку зрения наравне с вами. Но если вы чувствуете, что стали жертвой манипуляции, немедленно пресекайте это. Никто не имеет право начинать судить вас, испытываться вашу нервную систему на прочность. Если вы позволяете манипулировать собой, вы позволяете задавить себя и свою самооценку.
  • При высказывании своей точки зрения будьте инициативны, уверенны в себе и конкретны. Не занимайтесь пустословием: чья-то точка зрения воспринимается лучше, когда она подается четко, конкретно и уверенно. Будьте эмоциональны, но в меру: помните, что никогда не стоит начинать злиться и повышать тона. Воспринимайте спор как испытание собственной личности: поиграйте с собой, а сможете ли вы корректно поведать миру о своем мнении? Насколько вы убедительны? Если у вас не получится, не думайте об этом, как об унижении. Просто пообещайте себе, что в следующий раз все обязательно получится.

Часто от того, что человек не может противостоять чужому мнению, он кардинально меняет свою судьбу: живет с не любимым человеком, ходит на не любимую работу, гениальное изобретение пылится в чулане. А жизнь то ведь дается человеку только один раз, когда, если не сейчас проверить и поверить в жизнеспособность своего решения!

Всегда ли в споре рождается истина

Многие из нас знакомы с выражением «Истина рождается в споре». То есть в процессе спора люди обмениваются мнениями, подкрепленными аргументами, и выясняют истину, что и является целью любого спора. Данное выражение приписывают древнегреческому философу Сократу.

Но оказывается, Сократ смотрел глубже: он говорил, что в споре каждый пытается доказать свою правоту, отстоять свою точку зрения. Но поскольку человеческое знание несовершенно, то и правота ― понятие относительное. Сам он любил общаться с людьми и от каждого он получал необходимые знания, приближающие его к истине. Это позволяло ему решать разные проблемы, не возбуждая в людях агрессивности, обид и ненависти. Ведь в споре важно не только доказать правильность своего мнения, но и обогатиться знанием оппонента. Поэтому Сократ считал, что не спор, а диалог, ― и с человеком, а не толпой помогает сформировать и отстоять правильное мнение.

То есть истина не рождается в споре, поскольку спорящие не слушают оппонента, а обдумывают в это время свой ответ. Они заранее настроены на то, что они правы, а все остальные ошибаются.

Как справедливо заметил кто-то из великих: «Спор― лучшее средство похоронить заживо Прекрасную даму ― Истину».

С самоконтролем связаны две опасности

Наука считает, что ресурсы на самоконтроль ограничены. Например, нейробиологи выяснили, что самоконтроль требует достаточного уровня глюкозы в мозге. Низкий уровень глюкозы приводит к тому, что ребенок не способен сдержать себя даже в тех ситуациях, которые раньше не вызывали проблем. К примеру, ребенок всегда адекватно реагировал на отказ купить игрушку, а однажды бросился в слезы. Вспомните — давно ли вы его кормили?

В краткосрочной перспективе регулярное использование навыка самоконтроля ведет к истощению ресурсов. Но самоконтроль как мышца, помните? Если развивать этот навык, объем ресурсов постепенно будет увеличиваться. Поэтому так важно учить ребенка самоконтролю с самого детства.

Самоконтроль поможет ребенку совладать с импульсом, вызванным желанием сладкого.

Но не переусердствуйте — чрезмерный самоконтроль приводит ребенка к зажатости и механическому блокированию негативных эмоций. Если они не находят выхода, то превращаются в пассивную агрессию. Клейбоу уверена, что саморегуляция решает эту проблему: помогает ребенку не слепо подавить чувства, а переоценить собственную реакцию и найти выход из ситуации.

В начале октября Эрин приедет в Москву на конференцию о технологиях и образовании EDCRUNCH 2019. Вместе с другими ведущими мировыми специалистами она расскажет, чему учить детей в современном мире технологий и гаджетов.

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Эрин КлейбоуЧитать дальше

  • Гиперактивный ребёнок: диагноз или выдумки мам?
  • Гиперактивность или норма: в чем секрет вечной детской энергии?
  • Прием парацетамола при беременности провоцирует развитие у ребёнка аутизма и СДВГ

Как научиться отстаивать свое мнение

Чтобы научиться отстаивать свое мнение, оно должно быть. Одно дело, когда его трудно высказать, оппонент агрессивен, громко кричит, впадает в истерику, не дает вставить и слово, пытаясь остановить любые возражения, запугать и сломать морально, и другое, когда нечего сказать, нет никаких мыслей по этому поводу. Ведь, когда нечего сказать, что можно отстоять?

Чувствуете, что вас используют, вами манипулируют, вы делаете не то, что хотите, от исполнения чужих просьб в душе возникает неприятное чувство, значит, пора повышать самооценку и иметь на все собственную точку зрения. И неважно, соответствует ли она чьей-то еще или нет. Ваше мнение имеет право на существование, как и любое другое. А чтобы иметь его, важно повысить свою самооценку.

Научитесь любить себя. Ведь не имеют своего мнения и те, кто привык жить чужим умом, те, кого лишили возможности принимать самостоятельные решения, постоянно критикуя, или говоря, что они ничего не понимают. Пришло время осознать, что без своего мнения вы обречены исполнять лишь пожелания и мечты других, а не свои. Вряд ли это приятно и способно понравиться.

Пусть страшно ошибиться и сделать неверный выбор. Зато это ваш выбор, ваше решение, а значит, для вас они правильны и разумны. Потому что вы делаете то, что считаете лучшим для себя. Если результат будет не такой, как хотелось бы, все равно его можно исправить, а полезный опыт вы точно получите. И об этом стоит говорить, когда кто-то пытается вас убедить, что вы неправы, все делаете не так. Напомните им, что ваше мнение — это прежде всего ваше мнение. Вы не хуже этого человека, пусть он и пытается вас в этом убедить, поэтому имеете право думать, как сами считаете правильным. К тому же, вы же ему не говорите, что делать и как поступать, так на каком основании он позволяет это по отношению к вам. Возраст – не аргумент, больше опыта – тоже. Его опыт получен в других обстоятельствах, с другими людьми, в другой ситуации, пусть ему и кажется, что он полезен. Он не способен точно знать, что будет, если вы поступите, следуя его советам. Так какой тогда смысл слушать его. Лучше уж самому сделать выбор и приобрести собственный опыт.

Узнайте, что хотите от жизни, что нравится, а что нет, какие события достойны вашего внимания, а какие нет. Это позволит понять себя и определить, по каким вопросам вы хотите опираться исключительно на свое мнение, а в каких готовы услышать мнение окружающих ради своей безопасности.

Отстоять свое мнение без уверенности в том, что говорите, тоже не получится. В первую очередь, вы должны сами верить в себя, свои выводы, свое право высказываться, как считаете нужным, не нарушая права других оскорблениями или унизительным отношением. Когда человек сомневается в том, что говорит, страдает от низкой самооценки, очень часто он не способен найти нужные слова и сказать, что хотел, даже если его готовы услышать и дают возможность это сделать.

Как научиться отстаивать свое мнение

Хотите, чтобы к вам прислушивались, не нарушали границы все подряд, особенно те, кто является манипулятором, невоспитанными и невнимательными людьми, начните уважать самого себя. Не корите во всех бедах и проблемах, не останавливайтесь за шаг до принятия решения или перед тем, как сделать первый шаг, постоянно сомневаясь, а правильно ли делаете, а не ошибетесь ли, а достойны ли того, чтобы исполнить свои цели, иметь свои мечты.

Окружающие очень легко считывают отношение людей к себе самим, поэтому и ведут себя с ними порой так, как они сами позволяют себе с собой обращаться: не заботиться, упрекать за все, что делают, критиковать, как настоящий враг. При этом они не хотят причинить себе боль, все эти привычки и слова, скорее всего, они слышали в далеком детстве и усвоили, как нормальную манеру общения с самим собой.

Если наконец-то признать свое право на ошибки, заблуждения, недочеты, имеющееся у всех людей, ведь на свете нет идеальных, (а если таковыми кажутся, это всего лишь картинка), то пора признать, что смысла критиковать себя и бояться говорить, что думаешь, нет.

Себя важно любить — и это нормально, это не эгоизм, а здоровое отношение к себе и проявление заботы о себе, о хрупкой человеческой психики, которой нелегко справляться со всем тем, что ждет любого человека в жизни. И кто как не вы должны позаботиться о себе в первую очередь. Уважение начинается только с себя. Окружающие люди никогда не будут уважать человека, который не уважает себя.

Верьте в своего ребенка

Не стоит недооценивать способность ребенка выполнять условия заключенного соглашения. Такие соглашения вполне способны помочь ему рационально планировать свое время и распорядок дня с самого детства.

Многие родители хотят услышать от меня какую-то конкретное значение максимального времени, которое им стоит позволять детям проводить за компьютерами, телефонами и прочими гаджетами, но такого значения просто не существует. На эту цифру влияет множество факторов, включая интересы вашего ребенка, то, чем он занимается в сети, и то, насколько вредит проведенное за компьютеров время другой деятельности, и какую именно деятельность оно вытесняет.

Обсуждения и споры, даже если вы не приходите к единому мнению — это нормальное, если во время них вы относитесь друг к другу с уважением.

И самое главное — постарайтесь вовлечь вашего ребенка в дискуссию, чтобы объяснить ему необходимость ограничений, позволив при этом установить собственные правила. Когда родители налагают на своих детей ограничения «извне», не учитывая при этом их мнение, они вызывают у детей раздражение и стремление каким-либо образом «обойти» их.

Конечно, все приведенные выше стратегии вовсе не гарантируют, что между вами и вашими детьми непременно (и сразу же) установится идеальная гармония. Более того, вам стоит ожидать оживленных дискуссий о том, какую роль современные технологии играют (и должны играть) в вашем доме и жизни ваших детей. И знаете, что? Это вполне нормально. Споры, даже если в конечном итоге приводят к тому, что каждая сторона остается при своем мнении — это признак здоровой семьи (при условии, что они проходят в атмосфере уважения).

Дети могут усвоить те навыки, которые необходимы для обучения правильной концентрации и рациональному распределению доступного времени, лишь в том случае, если вы дадите им возможность самостоятельно следить за своим поведением — начав хотя бы с чего-то малого — но для этого нужно с ними общаться.

Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

Рекомендации для родителей

Далее мы дадим несколько дополнительных и действенных рекомендаций тем мамам и папам, кто всерьез решил приучить своего дошкольника к чтению:

  • Хорошо, если дома ведутся разговоры не только о политике, но и о книгах. Желательно показывать свои эмоции во время обсуждения – что было смешным, а что – грустным. Взрослые должны давать понять, что говорить о недавно прочитанных книгах можно и нужно. Такие разговоры будут мотивировать младших членов семьи тоже поделиться своими мыслями о том, что читали.
  • Хорошие родители знают, что нужно стараться всегда отвечать на вопросы маленького почемучки. Однако взрослые не всегда могут сходу вникнуть в сложные или специфические темы. В таких случаях есть смысл объяснить малышу, что ответ на его вопрос можно найти в книге. Обязательно помочь разобраться и поискать вместе с ним нужную литературу.
  • Перед тем, как начинать читать новую книгу, можно постараться заинтриговать ребенка описанием ее сюжета. Пусть он сам захочет узнать продолжение.
  • Периодически нужно выбирать многостраничные сказки и повести. Читать их можно по частям, обещая малышу продолжение в следующий раз. Это довольно сильный способ, который может помочь разжечь интерес чада к чтению.
  • Некоторые мамы и папы настаивают на том, чтобы ребенок обязательно прочитывал книгу от начала и до конца, даже если ему не интересен сюжет. Таким образом, они стремятся воспитать в ребенке упорство и усидчивость. Однако в данном случае эти действия принесут только вред. Лучше отложить неинтересную историю и попытаться подсунуть ее позже, когда ребенок станет старше.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями.

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты — прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение — это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги — это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать — вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Чтение как развлечение

Приучать ребёнка к чтению можно и с помощью игры.

  • Книгу надо давать в руки, когда малыш ещё только учиться хватать – пусть он запомнит это ощущение.
  • С более взрослыми детьми можно проводить другие игры, Например, попросить найти какое-то слово в произведении, угадать, откуда этот персонаж. В общем, придумать то, что подтолкнёт его открыть книжку.
  • В старшем возрасте можно попросить ребёнка сделать презентацию по литературным героям или писателям, или найти в интернете видеоролик про жизнь интересного автора. Таким образом, используя современные средства, гаджеты можно существенно расширить литературное поле.

Онлайн-программа «Быстрое чтение»

На этой онлайн-программе всего за 4 недели вы существенно увеличите скорость чтения, повысите качество работы с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал. С помощью специальных игр и техник вы сформируете навык быстрого чтения и запоминания, который сможете применять в работе и учебе, а расписание и режим занятий будут адаптироваться под ваш уровень и прогресс; вы будете просто открывать курс и следовать инструкциям. Все легко, просто и эффективно! Также имейте в виду, что проходить эту программу вы можете вместе со своим ребенком! Узнать подробнее…

Самые лучшие учителя для детей – это их родители. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и сообразительным, обязательно дополнительно занимайтесь с ним сами и учите полезным вещам. И чтение как раз из таких. Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как научить ребенка читать
  • Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
  • Как уберечь ребенка от курения
  • Как научить ребенка читать быстро и правильно
  • Как освоить скорочтение за неделю
  • Как мотивировать ребёнка к чтению?
  • Как заинтересовать ребёнка читать?
  • Как научить ребенка читать по-английски
  • Читаем быстро и еще быстрее
  • Подборка курсов для детей и родителей

Ключевые слова:1Быстрочтение