Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» с помощью игр и упражнений?

Очень важно знать правила, как научить ребенка выговаривать букву «с», так как у многих детей страдает произношение именно этого звука. Отрабатывать навыки необходимо, начиная с раннего возраста. Для этого существует множество разнообразных методик, которые предполагают упражнения в игровой форме.

Можно ли заниматься постановкой звуков Р и Л без логопеда?

В отсутствие прочих нарушений речи родители вполне могут попытаться помочь своему ребенку справиться с трудными звуками Р и Л. В занятиях важно придерживаться правильных рекомендаций, последовательности и регулярности.

При должном старании — без перенапряжения и стресса! — результата вполне можно достичь и без помощи специалиста. Однако отметим, что если через полтора-два месяца регулярных занятий, ребенок так и не сумел «приручить» сложные звуки, вам все-таки придется посетить логопеда. Может быть причина в том, что вы неправильно выполняете нужные упражнения, а может быть, у ребенка имеются какие-то другие нарушения речи (например, дизартрия, ринолалия), которые родители не сумели выявить самостоятельно.

Причины трудностей в произношении звука “л”

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы.

Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого.

Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок – это один из основных элементов методики.В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»: «Рыба, рыжик, рысь, рыбак, Радуга, ракета, рак. Рыболов, ружье, рубашка, Может рама или ручка? Нет. Сдаетесь? Это Жучка! Под столом она сидит и рычит» «Убежало, убежало, убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!» «Посадил дед лук, отрастил лук чуб, Увидал лук внук, оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слезы капают у внука!»

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной).

Как научить ребенка говорить букву Ш? «Лопатка»: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе от 5 до 10 секунд. «Мячик»: рот слегка приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Ребенок должен сдуть ватку на другой конец стола узкой струей воздуха, произнося при этом длительный звук «ф». «Гармошка»: рот приоткрыт, язык «приклеен» к нёбу, ребенок при этом закрывает и открывает рот, не меняя положения языка. Выполняя этот комплекс упражнений, вы легко справитесь с шипящими звуками и быстро разберетесь, как научить ребенка говорить буквы Ш, Щ, Ж и Ч.

Эффективная разминка

Следует запланировать ежедневную гимнастику, которая выполняется совместно с родителями. По времени она занимает всего полчаса, но оказывает хороший положительный результат.

Для того, чтобы разработать мышцы, необходимо:

  • широко улыбнуться, считая до десяти;
  • сложить губы «рыбкой», удерживая их в таком положении несколько секунд;
  • сложенные трубочкой губы ограничить с двух сторон указательными пальцами и тянутся за ними, формируя «дудочку»;
  • поцокать языком для ощущения вибрации;
  • высунуть острый язык, напрягая его в течение 10 секунд, затем спрятать, прижимая к небу;
  • несколько раз провести по зубам языком в разные стороны, по небу к гортани.

Родители должны проконтролировать, чтобы во время гимнастики подбородок оставался недвижимым. Специалист объяснит ребенку, как правильно разместить язык, прижимая его к небу на уровне альвеол позади верхних зубов. Он определит причины картавости, подберет индивидуальный курс.

В период обучения правильному выговариванию «р» малышу нужна поддержка родителей. Их внимание и помощь приведут к совместному успеху.

Почему ребенок не выговаривает букву «С»?

Причин невыговаривания буквы «с» множество:

  • нарушенный прикус;
  • психологическая нестабильность – ссоры в семье, испуг и подобное;
  • неврологические причины;
  • плохой слух;
  • наличие 2-язычных родителей;
  • неправильное анатомическое строение артикуляционных органов;
  • генетическая предрасположенность;
  • сюсюканье;
  • нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Определить истинную причину возможно только у квалифицированного специалиста после проведения комплексных диагностических мероприятий.

Если Вы точно освоили технику, как научить малыша правильно произносить «с», не рассчитывайте на то, что он научится делать это за 2-3 занятия. Иногда во время логопедической игры у ребенка получается произносить свистящий звук, но в словах и фразах применить его он не может. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Просто проявляйте терпение и заботу.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.Читайте так же:

  • Ребенок идет в первый класс – что должен уметь первоклассник?
  • Как научить слушать ребенка, который постоянно перебивает
  • Что делать, если ребенок закатывается и перестает дышать?
  • Малышу 1 год 2 месяца: что должен уметь карапуз в возрасте год и два месяца?
  • Детская дружба. О дружбе – детям

Поделитесь с друзьями:

Как научить ребенка выговаривать букву «Л»

Главная › Занятия › Развитие речи

Одной из проблем при развитии речи ребенка является постановка звука Л. Для выработки правильного произношения разработано много упражнений. Выполнять их лучше под контролем логопеда. Когда будет выработан навык произношения, его нужно автоматизировать. Тренировки могут занять много времени.

Для постановки звука «Л».

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

  1. Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
  2. Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
  3. Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
  4. Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
  5. Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

  • В — «вук» вместо «лук»;
  • Д — «дожка» вместо ложка;
  • Й — «йампа» вместо «лампа»;
  • мягкий Л — «плет» вместо «плот».

У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».

В чем причины неправильного произношения л

До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

Как научить ребенка выговаривать букву «Л»
  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Как нужно расположить язык и губы

У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.

Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
  2. Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
  3. Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
  4. Область у корня должна быть слегка приподнята.
  5. Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов

Как научить ребенка говорить букву р и л

Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей.

Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи – нормальное явление.

Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится. А вот после шести это уже определенно проблема.

Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.

Проблемы с правильным произношением звуков

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов

Проблемы с правильным произношением звуков

Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического – это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова.

В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его – это биологические особенности ротовой полости малыша.

Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.

Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют : «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».

Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок – это один из основных элементов методики. В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы».

Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,Радуга, ракета, , не ромашка,Рыболов, ружье, рубашка, Может рама или ручка? Нет. Сдаетесь? Это Жучка!Под столом она сидит и рычит»или «л»:«Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!»или«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,Увидал лук внук, оборвал луку штука: Слезы капают у внука!»

Забавные упражнения

Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.

Гимнастика

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов

Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы несколько упражнений:«Змея».

Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.

Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.

И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.

Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: видео

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

Игры на закрепление произношения
  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.

Игры на закрепление произношения
  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.

Игры на закрепление произношения
  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.

Правила проведения упражнений

Для того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.

  • Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
  • Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
  • При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
  • Занятия проводят в форме игры.
  • Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
  • Занятие проводится только в сидячем положении.
  • Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
  • Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
  • Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
  • Выделять и хвалить любые успехи малыша.
Правила проведения упражнений

Тушеная капуста с грибами и курицей в казане

Делать будем не только с грибами, но и с курицей, можно и без неё обойтись, но с курицей однозначно вкуснее.

Тушеная капуста с грибами и курицей в казане
  • полкило свежей капусты;
  • куриное филе грамм триста;
  • одна большая луковица;
  • одна морковка;
  • отваренные грибы, любые, полулитровая миска, можно больше, грибами капусту не испортишь;
  • растительное масло четверть стакана;
  • перец и соль по вкусу.
Тушеная капуста с грибами и курицей в казане

Приготовление:

Тушеная капуста с грибами и курицей в казане
  1. Наливаем в жаровню-кастрюлю маслице и обжариваем грибы, порезанные небольшими кусочками до полуготовности, всыпаем мелко нарезанное филе и обжариваем совместно с грибами.
  2. Добавляем нарезанный мелким кубиком лук и поджариваем слегка с грибами.
  3. Следующая очередь моркови, натёртой на крупной тёрке, тоже слегка обжариваем.
  4. Закладываем капустку, порезанную соломкой, перемешиваем и плотно закрываем крышкой. Тушим минут десять, солим, перчим и вновь тушим ещё минут десять под плотно закрытой крышкой на самом маленьком огонёчке.
Тушеная капуста с грибами и курицей в казане

Приятного аппетита!

Тушеная капуста с грибами и курицей в казане