Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как научить своего ребенка терпеть неудачи: советы родителям от психологов

Каждому человеку рано или поздно придется столкнуться с неудачей, которая может его сильно расстроить или даже вогнать в депрессию. Многие родители забывают об этом и не реагируют должным образом, когда их ребенок плачет из-за неудавшихся планов. Однако если вовремя объяснить подростку, что неудачи – это часть жизни, то он гораздо быстрее сможет социализироваться в обществе и стать самостоятельным. Но как правильно объяснить эту простую истину, чтобы не ухудшить положение?

Объясните ему то, что неудачи важны

“На ошибках учатся” – вы когда-нибудь задумывались над этой простой поговоркой? Если да, то вы понимаете, что она довольно четко отражает реальность вещей. Даже если ошибку совершаем не мы, а кто-то из наших знакомых, мы все равно используем ее в качестве бесценного опыта, позволяющего улучшить знания о жизни. Ну а те неудачи, которые довелось испытать на своей шкуре, попросту никогда не забываются, ведь процесс их получения был весьма болезненным.

Именно так вы и должны преподнести информацию своему ребенку. Само собой, такое проще сказать, нежели сделать. Однако подросток должен как можно раньше понять, что когда он испытывает разочарование, он учится на своих ошибках. Попробуйте привести в качестве убеждения какое-либо сравнение. К примеру, если бы алмазы чувствовали боль, когда они подвергаются огранке, то она была бы сравнима с человеческой. Но в итоге все неудачи приводят к появлению прекрасного бриллианта на свет.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Как упорядочить архивы памяти

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документами небольшими партиями».

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке.

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив».

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов.

Как упорядочить архивы памяти

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить. Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку — не беда. Единственное, можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста.

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища.

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод — информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь.

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода — природа — люди. Что о погоде? Снег — иней — метели — мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло — занимаются зимними видами спорта — готовятся к Новому году.

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает.

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме.

Как упорядочить архивы памяти

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам.

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно.

Четвертое: не ждите от ребенка, что он вдруг мобилизуется и станет другим

В период карантина усиливается акцентуация характера — тип каждого человека проявляется вдвойне ярче. Системный стресс ведет к тому, что спокойные и медленные еще больше замедляются, а быстрые ускоряются.

Так что если ребенку и до карантина было сложно концентрироваться, он не был организованным, не надо ждать, что он изменится. Наоборот, все усугубится. Это верно и для положительных качеств: если ваш ребенок был ответственным, то под стрессом он может стать гиперответственным, а это уже может навредить ему и закончиться срывом.

Карантин — хорошая возможность стать ближе, понять каждого человека в семье, в том числе и вашего ребенка, — как он осваивается в новой ситуации, разбирается с новой информацией.

Как приучить ребенка к самостоятельному засыпанию?

Сон должен ассоциироваться у ребенка не с родителями, а с ночными принадлежностями — любимое одеяло, кроватка, игрушка.

Если малыш капризничает — дайте ему выплакаться. Ни в коем случае нельзя его сразу оставлять одного. Этот этап взросления постепенный. Для начала тихим голосом объясните ребенку, что пора спать. Можно спеть колыбельную или прочитать сказку, затем несколько минут погладить ребенка по спинке или подержать за руку, затем выйти из комнаты на минуту и снова вернуться. Затем снова выйти из комнаты уже на три минуты, чтобы ребенок привыкал — мама возвращается, беспокоиться не о чем. Так в течение недели увеличивайте время ухода из детской, пока он не начнет засыпать самостоятельно.

Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-лет

В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.

Игры для детей 8-9 лет: Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.

Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.

Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).

Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.

Игрушки для детей 8-9 лет Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.

Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.

Устранение нарушений авторских прав

Мы прилагаем все усилия, чтобы как можно быстрее ответить на вопрос о предполагаемом нарушении авторских прав или товарных знаков.

Если Пользователь считает, что его авторские права или права на товарные знаки были нарушены, то Пользователю необходимо направить уведомление о таком нарушении на адрес info@ Указанное уведомление должно содержать:

  • Идентификацию интеллектуальной собственности или товарного знака;
  • Идентификацию Контента, который, по мнению Пользователя, нарушает его авторские права, в том числе: объяснение того, как именно Контент нарушает авторские права; где расположен на Портале (лучше всего URL-адрес страницы Контента);
  • Полное имя Пользователя, почтовый адрес, номер телефона и адрес электронной почты.

В дополнение к вышеуказанным пунктам Пользователь может включить любую дополнительную информацию, которая позволит установить факт нарушения его прав (например, копии официальных документов, подтверждающих права Пользователя).

Если Уведомление Пользователя содержит всю необходимую информацию, Администрация рассматривает запрос и предпринимает все предусмотренные законом и условиями пользования Порталом действия.

Пользователь, разместивший Контент, имеет право на направление встречного уведомления Администрации, если он считает, что Контент был неверно идентифицирован как нарушение или был удален по ошибке. Если Администрация получает указанное встречное уведомление, то направляет его Пользователю, заявившему первоначальную претензию. По истечении 10 дней Пользователь, заявивший первоначальную претензию, обязан уведомить Администрацию об урегулировании спора либо же передаче его в суд, в противном случае Администрация имеет право восстановить Контент.

Встречное уведомление должно содержать следующую информацию:

  • Идентификацию интеллектуальной собственности или товарного знака, включая описание того, где материал появился на Портале, прежде чем он был удален или заблокирован (URL);
  • Контактную информацию, включающую полное имя, почтовый адрес, номер телефона и адрес электронной почты.