Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как найти общий язык с подростком? Общение с подростками: психология

Переходному возрасту свойственны изменения во всех сферах жизни. У подростка происходит быстрое развитие индивидуальных качеств. Важно, что они прочно связаны и оказывают влияние друг на друга. Поэтому, если какая-то сторона личности будет развита больше, а другая – меньше, это грозит противоречиями характера.

Что такое кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста — это эмоциональное состояние, которое человек испытывает в возрасте 30–50 лет, чаще всего оно связано с переоценкой жизненного опыта. Кажется, что многие возможности и мечты юности упущены, при этом старость (или смерть) наступит довольно скоро. У разных людей кризис наступает в разном возрасте, это зависит от индивидуальных особенностей.

Часто кризис определяют как период эмоционального потрясения и связывают с жаждой перемен. В момент его переживания люди пытаются бороться с мыслями о старости. Многие могут отказываться от обязанностей в пользу развлечений. Вот почему термин «кризис среднего возраста» часто ассоциируется с покупкой спортивных авто или появлением новых отношений. Но средний возраст — это также и время переоценки, подведения итогов и самоопределения, считают психологи.

Средний возраст — это время переоценки, подведения итогов и самоопределения © Shutterstock

Что такое кризис среднего возраста

Старение вызывает у человека беспокойство и депрессию. А кризис среднего возраста — это фаза, которая помогает снова почувствовать себя молодыми, поскольку не хочет не мириться с фактом, что жизнь наполовину прошла [1]. Однако эмоциональные потрясения, которые люди испытывают в этом возрасте, не всегда приводят к серьезным изменениям в образе жизни, связанным с желанием оставаться вечно молодыми.

Термин изначально применяли только по отношению к мужчинам. Он объяснял страх смерти, который они испытывали в этот период. Сегодня определение охватывает физические, психологические, социальные проблемы, с которыми сталкиваются как мужчины, так и женщины. При этом многие не связывают кризис среднего возраста со старением. Так, в одном из опросов мужчины рассказывали о проблемах на работе или в семье, а женщины — со здоровьем и в личных отношениях.

Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам.

Как помочь:

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

3 Не подавлять самостоятельность подростка в принятии решений относительно школы. В этом возрасте нормально не выполнять часть домашнего задания (где-то учитель не проверяет, что-то можно списать, а может и «пронесет»), но это не должно влиять на успеваемость. Обращайте внимание подростка на последствия его решений.

Личностное становление у подростков

В период взросления у девушек и юношей происходят изменения модели поведения. Они могут выражаться в желании казаться старше (с помощью внешнего вида и поступков) и в стремлении быть независимым – уметь самостоятельно принимать решения, решать проблемы, не обращаясь за помощью к другим, особенно взрослым.

Не всегда эти желания совпадают с действительностью – тогда возникает конфликт, который выражается в кризисе независимости или зависимости.

  1. Кризис независимости

Для него характерны симптомы, которые обычно сильно пугают родителей. Например, проявление негативизма. Это протесты ребёнка, отрицание каких-либо предложений со стороны матери или отца, обесценивание их роли в своей жизни. Для подростка с таким настроем свойственны упрямство, своеволие, неотступность. Верными признаками кризиса подросткового возраста являются:

  • желание оценивать других людей, при этом не обращая внимания на собственное поведение и поступки. Часто жертвами критики становятся родители;
  • необходимость иметь собственное пространство – ребёнок может ревностно реагировать, когда трогают его вещи, без спроса заходят в комнату;
  • скрытность – подростки не любят, когда у них что-то спрашивают, просят поделиться мыслями, чувствами, желаниями;
  • депрессивные проявления – безразличие, пустые переживания, ощущение беспокойства.

Для Вас, родители! Для Вас, родители! Суркова Лариса Михайловна. От 8 до 13 … Ребенок от 8 до 13 лет: самый трудный … Главная книга о воспитании. Как здорово …

  1. Кризис зависимости

В данном случае ситуация противоположна предыдущей. Подросток пытается максимально приспособиться к окружающим его людям: родителям, друзьям. В этом случае он:

  • может казаться инфантильным – хочет, чтобы мама и папа проявляли больше внимания, воспитывали, защищали;
  • не проявляет самостоятельности – не может принимать решения, делать что-то важное без контроля влиятельных для него людей;
  • не стремится развиваться, не строит планы на жизнь.

Зависимость проявляется по-разному. Иногда заметны все перечисленные пункты, иногда – только один.

Развитие личности подроста: предвозрастные стадии и мнение

В возрасте 11-12 лет на смену ведущей учебной деятельности на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. К возрасту 15-17 лет оно сменяется на учебно-профессиональную деятельность, в связи с которой у подростков формируется определенное мировоззрение, самосознание, интеллект, умение строить жизненные планы, целеполагание и множество других полезных навыков, необходимых в человеческом обществе.

Особенности подросткового периода можно условно разделить на несколько стадий:

  1. Чувство взрослости. Пограничное состояние – вроде уже не ребенок, но и не взрослый. Личность еще не созрела. А уже так хочется быть взрослым. Взросление связано с ответственностью и самостоятельностью, поэтому подростки пытаются высвободиться из подчинения старших, что нередко ведет к конфликтам в семье и школе.
  2. Критичность мышления. Имеет два полюса: положительный, когда ребенок учится самостоятельно мыслить, делать выводы и отрицательный, когда подросток спорит, доказывает свое видение ситуации, часто сомневается.
  3. Нестабильность в поведении и эмоциональная неустойчивость. Обуславливаются изменениями на уровне физиологии – небывалый всплеск гормонов провоцирует перепады настроения, резкость в суждениях, грубость, агрессию и даже жестокость.
  4. Потребность в самоутверждении. Желание подростка занять свое выгодное положение среди сверстников, иметь личное мнение, чтобы с ним считались, одобрение и поощрение от родителей. Здесь тоже проявляется противоречивость: с одной стороны желание выделиться, с другой – быть как все.

Основные причины конфликтов подростков с родителями

Функция подросткового возраста

Основные причины конфликтов между подростками и родителями

Борьба за свободу.Непослушание, грубость и хамство по отношению к родителям.Вседозволенностьнедостаток внимания со стороны родителей.Требование приобрести что-либоОбщение с «проблемными» друзьями.Алкоголь, сигареты, наркотические вещества.Снижение успеваемости.Неаккуратность и отказ выполнять работу по дому.Кардинальная смена внешнего вида. Чем мотивировать подросткаФинансовоПокупкой желаемой вещи,Предоставлением новых прав и свободВзаимным выполнением обязательств.

Основные причины конфликтов подростков в среде сверстников

Причины конфликтов подростков в среде сверстниковПодросток становится объектом травли (буллинга).

  • Принадлежность к другой расе;
  • Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость;
  • Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек;
  • Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах;
  • Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок;
  • Социальное положение – дети из малообеспеченных семей;
  • Отставание или отличные успехи в учебе.

Конкуренция, борьба за статус в группеПодросток сознательно противопоставляет себя сверстникам

  • Подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры;
  • Подросток демонстрирует нетрадиционную сексуальную ориентацию;
  • Значительное расхождение интересов;
  • Выраженная религиозность.

Влюбленность и общение между полами

  •        Конкуренция за внимание особы противоположного пола;
  •        Ревность;
  •        Безответная любовь;
  •        Разрыв отношений;
  •        Протест родителей против избранника.

Причинами конфликтов между подростками и учителями становятся:

Отсутствие уважения к учителю.Нарушение дисциплины в школеПлохое выполнение домашних заданий,Попытка учителя устранить конфликт между ученикамиНесправедливое отношение учителя.Неподобающий внешний вид ученика

Бес – в ребро, седина – в бороду

Мужчина средних лет, обеспеченный, выхоленный, с карьерным взлетом и самоуверенностью – вот лакомый кусочек для многих девиц. Да, есть такой контингент женщин, которым не интересны молодые парни со всеми их комплексами и неустроенностью в жизни – они обращают внимание на зрелых, опытных мужчин, умеющих красиво ухаживать и дарить хорошие подарки. И сам пик опасности припадает как раз на кризис 13-го года брака – когда семейные перебранки у него уже в печенке, жена же за столько лет кухонного рабства отнюдь не похорошела – наоборот, даже запустила себя до безобразия – а приближение собственной старости пугает до смерти. И мужчина в любовнице, таким образом, находит свою отдушину, свою молодость, доказывает сам себе и окружающим, что его рано списывать со счетов. А жена для него к этому времени становится больше другом, сестрой, соратником.

Значит, самое время доказать, что вы – Женщина. А ведь это очень амбициозно и приятно – выглядеть в 40 как в 30, например. Почему бы не взяться за себя, если есть такой мощный стимул? Нет, выцарапывание глаз и тягание за волосы «красивой и гордой» любовницы не поможет – мужчина элементарно может подать на развод, период сейчас такой. Здесь уже за волосы нужно тащить себя – как барон Мюнхаузер. Да-да, вытаскивать из собственноручно созданного болота рутинного быта и собачьих отношений, из собственных комплексов, из страхов и нелюбви к себе. Вытащите – и мужчина будет у ваших ног. А любовница навсегда останется в прошлом, как использованная резиновая кукла из секс-шопа, даже не думайте о ней. Главное – зажгите собственную любовь, придайте ту остринку в отношениях, которой так не хватало мужу, удивляйте и поражайте. Влюбите в себя снова, как в экстремальных экшн-мелодрамах по типу «Мистер и миссис Смит».

Бес – в ребро, седина – в бороду

Готовьте свой боевой арсенал: романтические ужины, изменение собственного образа, развитая чувственность и сексуальность – пусть теперь муж побеспокоится и поревнует, как бы кто не украл его жену!

Психолог Анна Вадимова для сайта «»

Как пережить подростковый кризис

Кардинальным отличием кризиса переходного возраста у подростков от всех дошкольных и ранних кризисов является то, что в прежних ситуациях ребенок искал и в конечном итоге, находил утешение и поддержку у родителей, то теперь родители сами становятся причиной и источником кризисных явлений.

Этот период психологи образно называют “вторым перерезанием пуповины”, то есть отторжением от родителей и становлением самостоятельной личности.

Здесь важно понимать, что если прежде родителям рекомендовалось быть все время рядом с ребенком, перетерпеть, переждать нахлынувшую на него волну эмоций, после чего малыш вновь вернется в теплое и комфортное лоно семейного уюта, то теперь ситуация изменилась. Запущен механизм отторжения прежних семейных уз и птенцы должны вылететь из гнезда.

И здесь нельзя винить ни родителей, в том что они недостаточно добры или наоборот недостаточно строги; ни детей, что они неблагодарны и не послушны – просто так устроена природа этого явления.

Причины подросткового кризиса

  • Быстрый темп физического и умственного развития приводит к образованию новых потребностей. Но они не могут быть полностью удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости. Другими словами, школьник ощущает себя самостоятельным и независимым. Но пока еще не может вести образ жизни взрослого человека.
  • Ведущей деятельностью теперь выступает общение со сверстниками, а не учебная деятельность. Поэтому успеваемость снижается, а мнение взрослых перестает быть значимым.
  • Развитие когнитивных функций ведет к новым знаниям. Мышление переходит от образного к абстрактному. Оно теперь работает, учитывая свой собственный опыт. Ребенок использует свои знания, память, дедукцию, свое мнение. Это ведет и к осознанию своей индивидуальности, неповторимости. Размышления о своем предназначении. Страх, вызванный этими размышлениями. Формируются взгляды на жизнь.
  • Подросток постоянно испытывает внутреннее противоречие между желаниями и возможностями. Он способен реально и чаще всего критически оценивать свои умения. Но еще по-детски переживает, если не получает то, чего хочет.
  • Часто причиной кризиса подросткового возраста является острый конфликт с родителями. Многие взрослые не знают или не понимают, что поведение их чада в период подросткового кризиса естественно. Оно обусловлено всеми выше перечисленными причинами. Но мамы и папы продолжают использовать старый подход к своему взрослеющему отпрыску.
Причины подросткового кризиса

Психология мальчиков подростков

Подростковый период у сынов Адама заключается в трансформации мальчиков во взрослых мужей. На данной стадии происходит биологическое созревание, которое совпадает с зарождением новых интересов, разочарованием в былых увлечениях.

Юные подростки расстаются с детством, понимание того, что дальше будет с ними, отсутствует, поэтому они ощущают дискомфорт.

В пубертатном периоде отмечается активный рост мальчиков: меняется гормональный фон, «ломается» голос, растёт скелет.

Именно данный этап проявляется предельной нетерпимостью юношей, нежеланием оказать помощь тому, кто отличается. Мальчикам подросткам становится важной их внешность, поэтому если существуют проблемы с внешним обликом, то будет беда. Поскольку обязательно найдутся мальчишки, готовые обсмеять, а другие – готовые поддержать их в этом веселье.

Психология мальчиков подростков

Такие подростковые проблемы нередки. Они являются немаловажной психологической основой рассматриваемого периода. Вследствие скоростной гормональной перестройки у подростков нередко появляются прыщи, увеличивается вес. Мальчишки мучаются неконтролируемой эрекцией.

Помимо физических трансформаций, половых и гормональных метаморфоз, с ребёнком происходят и иные изменения. Видоизменяются его взгляды на бытие, начинают волновать вопросы, ранее совсем не интересовавшие. Опасность рассматриваемого этапа заключается в преувеличении собственных способностей, поскольку вчерашним детям всё кажется более радужным, доступным и простым.

Данный возраст характеризуется возникновением «разрыва» между здравым смыслом и эмоциями. Недоразвитие префронтальной зоны в пубертатном периоде объясняет возникновение основных проблем в поведенческом реагировании. Поэтому тинейджеры зачастую неспособны верно проанализировать ситуацию только в связи с незрелостью нервных процессов.