Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как одеть или переодеть без слез и капризов маленького ребенка

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Так как же приучить ребенка оставаться где-либо без родителей?

1. Ребенка нужно приучать к общению с другими людьми с раннего возраста. Приглашать гостей и навещать родных, ходить гулять на площадки, в парки, где ребенок получит общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Привыкший к постоянному общению, ребенок лучше переживет разлуку с родителями.

2. Если Вы куда-то уходите, обязательно нужно сказать ребенку, что за ним скоро вернуться. Нельзя скрываться тайком. Это может вызвать большую тревогу у малыша.

3. Можно создать свой ритуал прощания, превратить расставание в игру: просить ребенка помочь маме собраться, найти сумку, подать ключи, посоветовать какой шарф одеть. Или же создать некий секрет: мама идет на разведку по какому-то важному делу, а ребенок ждет ее с важнейшей информацией или трофеем – это их тайна. Тогда уход мамы будет интересным для ребенка и не таким печальным.

4. Накануне того, как ребенка придется оставить с другими людьми или впервые привести в детский сад, нужно напомнить ему об этом событии и ответить на все интересующие вопросы.

5. Положительно отзываться о няне, родственнике или воспитательнице, с которым ему предстоит провести время, показать, что мама дружит с этим человеком и он хороший.

6. Не затягивать прощание.

7. В общении с ребенком нужно подчеркнуть, что он любим и дорог, и скоро он с мамой снова будут вместе.

8. Иногда в присутствии ребенка стоит хвалить его другим взрослым, рассказывая, какой он молодец, что уже может оставаться без мамы/папы.

9. Рассказать ребенку о положительных моментах расставания: будет интересно, много игрушек, весело, назвать какую-либо вещь, которая заинтересует ребенка и которая есть там, где его собираются оставить.

Решаем проблему плача до его появления

1 Правило

Предотвратить всегда легче, чем остановить. Месяц до начала посещения детского сада НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОСТЫМ — учите самостоятельности, игнорируйте истерики, протесты: чем тяжелее ему сейчас, тем проще будет в саду. Никто не будет успокаивать мальчика, который плачет из-за того, что не хочет спать или собирать игрушки, — его посадят на стульчик или поставят в угол.

2 Правило

Дети легко внушаемы, доверяют нам, поэтому важно НЕ ОБМАНЫВАТЬ, обещая, что в садике будет весело и интересно. Есть режим, другие дети, которые плачут, кусаются, толкаются, а также воспитательница и нянечка — их всего двое, поэтому важно научиться все делать самому. Думаете, в 3 года малыш этого не поймет? Объясняйте доступно, по несколько раз.

Получили путевку, и сразу пытайтесь донести до малыша, что такое садик. Только правду, но в позитивном ключе.

3 Правило

Рассказывайте О САДИКЕ ТОЛЬКО исправить действие на ребенка случайных фраз «Ты плохо себя ведешь, скоро в садик – тебя там перевоспитают!» или «Вот в садик пойдешь, там никто тебе помогать не будет». Чтобы сказать это, понадобятся секунды, а на исправление в лучшем случае уйдут недели. Так и с критикой педагогов — ребенок не должен слышать, что Галина Петровна совсем не следит за детьми или что красится слишком ярко.

Старшей дали путевку позже остальных, сложность была в том, что дети уже познакомились и подружились, а она была новичком. Выручило то, что впервые мы пришли в группу на «Осенний праздник» — это помогло сформировать положительное впечатление. Вливаться в коллектив пришлось, используя игрушки из дома и записавшись на кружок танцев при детском саду.

С младшей все было проще — она бойкая девочка и легко заводит знакомства. Ее устраивало объяснение, что сестра в детском саду, а папа и мама работают, и играть с ней дома будет некому.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Как одеть или переодеть без слез и капризов маленького ребенка

Как часто молодые мамы и папы переживают переодевание или одевание малыша на прогулку как настоящую проблему, которая заставляет их нервничать, а ребенка капризничать и плакать. Многие малыши не любят эту процедуру и начинают сопротивляться всеми способами. Родители должны быть мудрее и терпеливее и проявить фантазию и воображение, чтобы превратить этот неприятных для обеих сторон процесс в игру или небольшую забаву.

Чтобы во время переодевания малыша не отвлекаться за различными нужными предметами и не бегать в ванную комнату или в кухню, лучше сразу продумайте все до мелочей и сложите все предметы в одном месте в непосредственной близости от места предстоящего процесса. Если будут под рукой влажные салфетки, крем или присыпка, пустышка или бутылочка, подгузник и пеленки, то переодевание пройдет намного быстрее и минимальными отрицательными эмоциями.

Развлекайте малыша песнями и сказками

Используйте с максимальной выгодой для себя и ребенка процесс одевания. Попробуйте петь веселую песенку или рассказывать детский стишок во время всей процедуры, разговаривайте с малышом.

Ваш кроха не только будет с интересом слушать, но еще и запоминать некоторые звуки и слова, что будет способствовать его речевому развитию.

Если делать это постоянно, то ребенок пополнит свой словарный запас без особых усилий.

Отвлеките ребенка игрушками

Как одеть или переодеть без слез и капризов маленького ребенка

Игрушки тоже могут быть отвлекающим маневром, но только на небольшой временной промежуток. Ребенок способен всего несколько минут удерживать внимание на новом, ярком и интересном предмете. Хотя маме бывает достаточно этих пару минут, чтобы закончить одевание. Необходимо просто положить игрушки вблизи малыша.

Переключение внимания

Для того чтобы внимание ребенка переключить с переодевания на что-то другое, можно воспользоваться различными предметами и способами. Это могут быть детские песенки или музыкальные игрушки, погремушки или светящиеся предметы, веселые потешки и различные звуки. Малыш может подержать в руке один из таких предметов, а в это время процесс одевания продолжится.

Играйте с малышом во время одевания

Всегда можно превратить скучный и неприятный процесс одевания в интересную игру или забаву. Самое простое – это поиграть с ребенком в прятки. Все детки любят эту игру и реагируют на нее положительно. Одевая один из предметов одежды крохе через голову, ребенок не видит маму – продолжайте с ним разговаривать (например, «Где ты?» или «ку-ку»).

Родительское терпение и фантазия обязательно принесет хорошие результаты в воспитании.

Родитель лишает ребенка своей любви

Звучит это примерно так: «Ты себя плохо ведешь, я не буду тебя больше обнимать / играть с тобой / уделять тебе внимание» и т.п. Для малышей подобные фразы могут звучать очень жестоко, они могут почувствовать себя уязвимыми и ненужными. И в этом случае истерики не избежать. Дальше хуже: из-за подобных манипуляций вырастают люди с комплексом отличника. Часто у них на полках пылятся золотые медали и красные дипломы, заработанные на радость родителям. Только сами дети при этом глубоко несчастны и даже не понимают, чего хотят в этой жизни.

Екатерина Доманькова

– Опять вопрос о глубине и длительности реакции. На мой взгляд, очень важно давать ребенку адекватную обратную реакцию, чтобы он понимал, что негативные поступки несут негативные последствия. Да, очень важно подбирать выражения, но делать вид, что ничего не произошло, тоже не стоит. Такое поведение не позволит ребенку выстроить правильные отношения с внешним миром, на мой взгляд.