Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как правильно поддерживать ребёнка в разных ситуациях?

У взрослых «взрослые» поводы для расстройства, у детей – «детские», многие из которых  кажутся незначительными. Например, пирамидка получилась кривая, назвали обидным словом, не позвали в игру, что-то не получилось. Но для детей эти причины важные и переживают они «по-взрослому»: плачут, кричат, замыкаются в себе. Как поддержать ребенка, если он расстроен? Что говорить или не говорить? Давайте разбираться.

I. БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ДЕТЕЙ

1. Дети — дар от Бога (Бытие 4:1 «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа», Бытие 33:5 «И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему»).

2. Дети — наследие и благословение от Господа (Псалом 126:3 «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», Лука 1:42 «…и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего»)

3. Дети — венец стариков: Притчи 17:6 «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их».

«ПУСТЯКИ!»

«Да разве это повод для расстройства?», «Ты тоже с ней не дружи», «Надо было сделать так!», «Успокойся», «Не обращай внимания». Может, вы сами слышали в детстве: «Я тебе говорила: не лезь!» или «Мальчики не плачут». Кривая пирамидка – это же мелочь, чего из-за неё так расстраиваться? А у ребенка эмоции настоящие, потому что для него это важно.

Он, испытывая глубокие для него переживания, делится со взрослым, ожидая поддержки. А в ответ часто слышит эти фразы, мало похожие на поддержку. Это происходит потому, что современных родителей воспитывали точно так же: стереотипы поведения бессознательно были усвоены нами ещё в дошкольном возрасте. Причем большинство родителей действуют из добрых побуждений: чтобы не был размазней, умел справляться с трудностями, был самостоятелен в решении своих проблем, умел владеть собой, не расстраивался по «пустякам».

Мы «воспитываем» человека, которому в данный момент больно/грустно/обидно. Вполне очевидно, что пользы от этого мало. Кроме того, менторский тон, с которым произносятся эти слова, не способствует ни воспитанию, ни сближению с малышом. Как пишет Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?»:

«Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают»

Как успокоить ребенка во время истерики: полезные советы

Истерика или каприз? Советы, которые помогут успокоить ребенка

Многие даже не подозревают, но маленькие дети – отличные манипуляторы. Управлять взрослыми – это их дар от природы. Но вот методы, которыми ребенок манипулирует родителями, могут отличаться в каждом отдельном случае. Так, один младенец становится слишком капризным, плаксивым, другой рыдает, захлебываясь и краснея, а дети постарше, обнимая и расцеловывая родителей, выманивают все, что хотят (ну кто устоит перед такой милотой?). И если обнимашки-целовашки никак взрослых не тревожат, то капризы и истерика вызывают серьезные беспокойства. Поэтому родителям важно знать, как успокоить ребенка во время истерики, причем следует научиться делать это правильно.

Почему ребенок истерит?

Прежде чем понять, как успокоить истерящего ребенка, нужно разобраться в том, что представляет собой данное явление. Итак, истерика – это громкий плач картинного характера, которым ребенок старается привлечь к себе внимание. Главная цель истерик – добиться своего любой ценой. Как правило, во время истерики ребенок чувствует себя прекрасно, у него ничего не болит, он не хочет есть или пить. Просто в этот момент малышу чего-то очень сильно захотелось (съесть конфету, попрыгать на диване, заполучить новую игрушку и т.д.). Главными признаками истерики являются:

  • выгибания спины во время криков;
  • резкие непроизвольные движения;
  • закидывания головы;
  • громкий плач, переходящий в крик.

При этом слез на глазах капризули может и не быть. А пытаться его отвлечь различными манипуляциями или успокоить уговорами – бесполезное занятие. Так какова причина истерик?

Какой бы ни была причина истерик, нужно найти способ, как успокоить ребенка, отвлечь его от негативных мыслей.

Способы, которые помогут успокоить ребенка

Первое, что должны помнить родители, — нужно всегда сохранять спокойствие. Не нужно поддаваться на истерики своего чада, иначе он быстро смекнет, что плачем можно добиться всего, чего захочется.

В борьбе с детскими истериками можно использовать несколько методов:

Некоторые дети ввиду своей психологической особенности справиться с истерикой самостоятельно не могут. Задача родителей – помочь малышу. Для этого можно посадить кроху к себе на колени лицом к лицу, немного покачать, включить тихую музыку или ту, которая больше всего нравится крохе, усадить малыша в теплую ванну. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно обсудить с ним произошедшее. Нужно объяснить, почему нельзя себя так вести, спросить, что он чувствовал во время истерики и объяснить словами, как на самом деле он выглядел в этот момент. Постарайтесь помириться с крохой, обнимите его, поцелуйте, скажите о своей любви.

Чего нельзя делать во время детской истерики?

Родители часто допускают ошибки, пытаясь успокоить или отвлечь свое чадо от истерик. Поэтому стоит запомнить, что в такие моменты нужно оставаться спокойным (что очень трудно), здравомыслящим, непоколебимым и настойчивым. Ни в коем случае нельзя:

  • идти на уступки, лишь бы ребенок прекратил истерить;
  • спорить с малышом, дразнить его – кроха в такие моменты не слышит и не понимает взрослого;
  • кричать на ребенка;
  • стыдиться своего малыша: если он истерит на людях (к примеру, в магазине), оставайтесь непоколебимыми, чтобы ни думали о вас окружающие люди;
  • силой поднимать ребенка с пола или усаживать его на руки во время истерик – пусть он вдоволь накувыркается и накричится: так он поймет, что все его театральные представления бесполезны;
  • отступать от своих требований;
  • успокаивать ребенка: чем активнее суета возле истерящего ребенка, тем дольше он будет играть свою роль;
  • наказывать малыша за истерики, тем более на глазах посторонних людей.

Если потакать каждой истерике ребенка, в дальнейшем будет сложнее справиться с этим явлением. К тому же к обычным проявлениям истерики постепенно будут присоединяться агрессия и жестокость, что в дальнейшем невозможно будет исправить самостоятельно – без помощи специалиста не обойтись. В любом случае помните, что запретов не должно быть много, но и потакать ребенку во всем тоже не стоит. Учитесь предотвращать истерики, и тогда ваш ребенок вырастит счастливым человеком.

Детская истерика: как успокоить ребенка за минуты

Привет, сегодня мы поговорим о детских истериках. С этим столкнулся практически каждый родитель, а справились  единицы. Мы поговорим об их причинах и о том, что нужно сделать родителям  для того, чтобы прекратить истерику ребенка за считанные минуты.

Что такое истерика? Причины возникновения

Я думаю, не надо смотреть в справочнике, чтобы понять определение  истерики. Все родители  сталкивались с тем, когда их дети начинают громко плакать, падают на пол и не слышат ни одного разумного довода, и вот это можно назвать истерикой, и бывает это в очень разном возрасте: и в год, и в 2, и в 10 лет.

И причины истерик, как правило, (вот сейчас скажу родителям то, что не захочется услышать)- это то, когда мы их игнорируем.

  И когда дети раз, возможно, к нам подошли , второй или третий, что-то у нас спросили или посмотрели, или дернули нас, а мы на них не отреагировали , они выбирают способы, на которые нам придется отреагировать и, как правило, — это плач, падание,  что-то, на что мы просто обязаны отреагировать.

В каком возрасте начинаются истерики?

Вы можете столкнуться с тем, что истерика у вашего ребенка начнется даже вот буквально уже до года, но пик, если взять всех детей в мире, — это полтора-два года.

  Это тот момент, когда они делают это часто, с удовольствием  и результативно.

  И очень важно понимать,  как правильно на это реагировать, чтобы  в считанные минуты ее просто локализировать и изменить поведение ребенка, чтобы ему не пришлось к этому прибегать постоянно.

Что делать, чтобы прекратить истерику?

Существует простой, универсальный алгоритм, который будет работать с любым  возрастом, который позволит вам прекратить истерику вашего ребенка меньше чем за 2 минуты. Он состоит всего из пяти пунктов.

  1. «Отреагировать» После как услышали плач ребенка, быстро поворачиваете голову в сторону, где он плачет. Разговаривать  запрещено.
  2. «Присоединиться» Если он прямо перед вашими ногами, значит опуститесь к нему или если он в нескольких шагах, подойдите к нему. Разговаривать запрещено.
  3. «Анализ ситуации» Посмотрите на выражение лица своего ребенка. Он может плакать по разным причинам. Он может быть зол, в отчаянии, что никак не может до вас достучаться, расстроен чем-то, вы считаете эту эмоцию с его лица и спросите его – «Ты расстроен? Ты злишься? У тебя что-то  не получилось?» И это будет такой «мосточек», который позволит вашему ребенку или кивнуть вам в ответ, или не согласиться с вами, но вы его уже включили. И если вы это сделали, переходите в следующий пункт — четвертый.
  4. «Глубокий анализ ситуации» И здесь вам нужно понять причину – что же случилось?! Вы можете думать одно, а у ребенка в голове может быть совсем другое. Просто спросите – «Что случилось? Расскажи.  Я хочу знать, я хочу помочь, или скажи мне, чего ты хочешь».  И дети начинают с вами взаимодействовать.  Здесь очень важно не оценивать  то, что они говорят, не критиковать  и не пытаться тут же давать советы, что им нужно поступить как-то иначе.  Просто слушайте. Просто задавайте следующий вопрос – «Что-нибудь еще?» Когда ваш ребенок выговорится, переходите в пункт пятый.
  5. «Ответить ребенку» Вы можете быть не согласны с тем, что он попросил у вас конфету, чупа-чупс, не знаю, айфон, потому что в классе его все купили. Если вы с ним не согласны, так и скажите им, честно – «Я не планирую тебе это делать, я тебя понимаю, но не планирую. Потому-то, потому-то, потому-то.  Извини».  Если вы согласны, тогда скажите — «Боже мой, спасибо, что ты рассказал, теперь я точно понимаю как мне поступить. Давай, пойдем , сделаем это».

Как понять ребенка, который не умеет говорить?

Здесь есть один очень важный момент. Итак, если ребенок не разговаривает еще и у него истерика, постарайтесь предложить ему варианты ответов – «Ты хочешь это?» Конкретно показывайте, не спрашивайте, а показывайте на какой-то предмет, еду или то, что он хочет. «Или это, или это — покажи мне».

И даже маленький ребенок годовалого возраста начнет показывать  что он хочет, а вы больше его поймете. Как только вы начали, он откликнулся на вас, это означает, что вы включили его в разговор. Так уж устроена наша физиология, что истерика будет утихать, как только вы зашли в диалог со своим ребенком.

Как не допустить истерику?

И знаете, последнее, что мне хочется сказать – как вообще не допустить истерику ребенка. Есть один единственный вариант не допустить истерику ребенка — это никогда не игнорировать его. Это  не означает, что ваше время все должно быть посвящено ребенку.

Это просто означает, что если вы слышите его и можете на него отреагировать, отреагируйте сразу, потому что вы не знаете насколько важно для него ТО, для него, внутри,  по его шкале ценностей важностей, что он хочет к вам обратиться или сказать.

  Если он не услышит ответ от вас один раз, второй или третий, он выберет способ, на который вам все равно придется  отреагировать. Поэтому реагируйте с самого начала, и истерики, как таковые,  пройдут вообще.  Вы забудете, что это такое.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

А может просто не нужно обращать внимание?

Многие книги советуют родителям не обращать внимание на поведение детей, когда они падают в истерике  или плачут, с тем, что если вы отреагируете, то это будет продолжаться.

  Но, честно говоря, давайте просто порассуждаем  логически: если вы, взрослый человек, чего-то действительно очень хотите,  а вас игнорируют снова и снова, вы мир перевернете, чтобы получить то, что хотите.  И ваши дети поступают точно также.

  Поэтому единственный способ — начать реагировать на них быстро и никогда не игнорировать.

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Стыдится чего-то

Бывает, дети нашкодят, скроют это, а потом ходят и стыдятся самих себя. И если вы вдруг заметили бегающий взгляд, не стоит сразу вопрошать: «Ну и что ты снова натворил?». Так вы только увеличиваете силу стыда. Лучше спокойно спросить, что тревожит ребёнка, показывая, что вы его принимаете таким неидеальным: с ошибками и проступками. Если же хотите его поучать, разберите ситуацию: объясните, почему не стоило так поступать. Но не критикуйте. Поверьте, для того, чтобы испытывать чувство стыда, у ребёнка есть множество причин: отличие собственных интересов от интересов большинства, телефон старой модели, непринятие себя и своего тела и т. д. Помогите ему побороть комплексы, избавив ребёнка от стресса и сильных переживаний.

Пункт второй: расстроиться и схватиться за сердце

— Каждый ребёнок очень заботливый и добрый внутри. И расстраивать родителей никто не хочет. Поэтому если мама хватается за сердце и принимает капли, то в другой раз ребёнок не придёт с проблемой. Зачем расстраивать маму? — говорит психолог.

В итоге, если в семье не заведено общение с ребёнком, дети подавляют свои эмоции, вместо того чтобы переживать их. И если вдруг какая-то эмоция подростка захватила его, он не видит выхода. И единственное разрешение конфликта, как ему кажется, – суицид. Смерть — лучший выход, чем это страдание. Подросток не в силах психически переработать это переживание.

Ценитель тишины

«Я часто держу свою дочурку у груди и легко ее покачиваю. Обязательно нежно шепчу ей на ушко: «Ши-ши-ши-ши-ши…» Она моментально успокаивается и прекращает плакать. Еще дочка любит, когда я ей пою – тоже тихо и нежно. Ей нравится слушать щебетанье птиц и тихую музыку».

Ребенок со звуковым вектором очень чувствителен к звукам. Больше остальных его раздражают скрипы, хлопки, грохот – и остальные громкие и резкие звуки. В отличие от зрительника, он не пугается, но они доставляют ему большой дискомфорт. А вот тихие, нежные напевы, шепот, успокаивающая музыка для детей (или тихая классическая), тишина дома – это то, что благотворно влияет на его настроение и развитие.

Как правильно воспитывать такую девочку или мальчика? Малыш со звуковым вектором будет таким всегда – предпочитающим тишину и уединение, нежели громкое и веселое общество сверстников. Однако родителям для гармоничного развития ребенка мало просто оставлять его в покое, важно учить его общаться и с другими людьми, чтобы он не вырос социофобом. Подробнее об этом – на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Почему может плакать во сне грудной ребенок?

Любая мама волнуется, когда грудной малыш плохо спит, ведь он не может рассказать о своих проблемах, поэтому непросто догадаться, что вызывает дискомфорт.

Ночной плач малыша провоцируется следующими причинами:

    Ночными кошмарами. У младенцев такое происходит редко, но, по мере развития, сновидения становятся реалистичнее и правдоподобнее.

    Поэтому плач по данной причине может происходить чаще, иногда малыш стонет.

  • Неприятными ощущениями в животике. Болезненность может вызываться коликами, поэтому новорожденные плачут, всхлипывают и выгибаются, не просыпаясь.
  • Чувством голода. В связи с маленьким желудком, насыщение не продолжается слишком долго, поэтому при продолжительном времени отдыха грудничка может беспокоить голод.
  • Некомфортными условиями в помещении – низкой или высокой температурой, повышенной влажностью и т.д.
  • Мокрыми пеленками. Это вызывается и сухими, но неудобными подгузниками, поэтому малыш капризничает, дергает ногами, переворачивается.

Это вызывается резким переходом в состояние бодрствования и связано с физиологическими особенностями – трудностями с адаптацией. Малыш часто капризничает в одиночестве, его успокоит общение с мамой.

Почему может плакать во сне грудной ребенок?
Почему может плакать во сне грудной ребенок?

Что делать, если дочка постоянно трогает себя на людях

Дочка трогает свои органы в общественных местах, и вы хотите, чтобы это не повторялось?

Попробуйте следующие меры:

  • Отвлекайте. Начинайте играть в игры, рассказывать истории, просить рассказать стишок.
  • Меняйте тип воздействия. Посадите дочку на колени, погладьте по голове, поиграйте пальчиками.
  • Устраните «провоцирующие» ситуации. Проверьте штанишки и трусики: может, ребенок из них вырос и они начали натирать?

Если ситуация возникает у детей старше 10 лет, спокойно обсудите ее вместе. Встретьте проблему лицом к лицу, и вы заметите, что бояться было нечего.

Третья стадия: что останется после нас

На третьем этапе – в принятии горя – ребенок отвечает на вопрос о духовном наследии, которое оставил после себя ушедший человек. Папа просил нас быть честными – так мы и стараемся жить. Продолжаем играть на скрипке: уже без дедушки, но с мыслями о нем. Можно всю жизнь таить обиду на бабушку, которая ушла слишком рано, а можно каждый день благодарить жизнь за то, что этот человек был, за все, что он дал. Второй путь – светлый, правильный, на нем дети взрослеют, но не стареют душой.

«Рана от потери полностью не заживет никогда. Но мы можем повлиять на то, как этот стресс отразится на дальнейшей жизни ребенка», – отмечает Ольга Филиппова.

5 добрых книг для детей о смерти близких. Наталья Савушкина, «Царское дело» Каждый летний день у бабушки в деревне полон приключений, но все меняет смерть дедушки. В этой книге взрослые чутко и правильно поддерживают девочку. Мария Парр, «Вафельное сердце» Герои книги живут на маленьком норвежском хуторе – дружат, учатся заботиться, а также переживают первые в жизни потери близких людей. Амели Фрид, «А дедушка в костюме?» Пожалуй, лучшая книга для первого разговора о смерти. Своеобразный дневник героя, задающего важные вопросы об уходе близких. Фредрик Бакман, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Эта история как раз про духовное наследие – любимая бабушка уходит, а приключения, которыми она наполнила жизнь, остаются. Дарья Доцук, «Домик над обрывом» Героиня погружается в выдуманный мир: реальная жизнь сильно изменилась после того, как папа «уехал в командировку». Нельзя скрывать от детей смерть близких, так и хочется написать в аннотации.

Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что “…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?”

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что “…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!”

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

Не манипулируйте чувствами

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: “Как дела?” – “Нормально!”

Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что “Мне сейчас нужна твоя помощь.” “Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.” “Я без тебя сейчас не справлюсь!” “Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!”

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

Как сформировать надежную привязанность?

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. С мальчиком необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Дочь опять наполучала пятёрок и заканчивает триместр отличницей, и ей это нравится, а мне совсем нет.

Она об этом знает.

— А что ты скажешь, если я закончу школу с медалью? — подзуживает она.

Ох, лучше бы нет.

— А как же папа? Он же медалист! А почему мне нельзя?

Большинство моих клиентов — женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема — неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы.

……………..

Есть девочки, которые от рождения слишком эмпатичны и слишком нейротичны. Они жалеют залетевшую муху и безногую куклу, тащат с улицы котят, рано спрашивают о смерти. В них слишком много тревоги, и единственное, что может их стабилизировать — это спокойные, довольные взрослые. Когда взрослые нестабильны, мир этих девочек сползает в тартарары.

Они миротворцы, медиаторы, буферы. Раз мама радуется пятёркам — они будут получать пятёрки.

В силу высокого интеллекта сензитивным малышкам учиться легко и потому не особо интересно. Оценки “отлично” лишены для них персональной ценности: они не ставили себе высоких целей вроде “научиться делить столбиком” или “освоить десятичные дроби”, это не их вызов. Но похвала за прилежание приятна и помогает справиться с внутренним раздраем при помощи мамы. Мама довольна? Значит, можно жить дальше.

Так шаг за шагом девочки подсаживаются на крючок внешних оценок.

Им бы найти что-то своё — то, что поддержит, увлечёт и позволит пережить вкус личной победы, но увы. После школы по расписанию фортепиано, которое тоже очень радует родителей.

Потом, спустя двадцать с лишним лет в кабинете психотерапевта они будут сетовать на пустоту и немоту глубоко внутри — я себя не слышу, не понимаю, что меня греет, я не чувствую интереса к жизни.

А как иначе, если ты четверть века живёшь чужими радостями?

“Папа закончил школу с медалью потому, что у него уникальная голова” — объясняю я Лизке. Если ты ухватываешь информацию раз в пять быстрее, чем в среднем по больнице, то медаль карман не оттянет. Если нет — не стоит и пытаться. Годам к пятнадцати хорошо бы иметь свою систему ценностей, определяющую, куда инвестировать в первую очередь, а куда по остаточному принципу. Я надеюсь, что скоро у моей дочери найдутся более интересные планы, чем пятёрка по ОБЖ.

Врождённая чуткость играет против. “Что за ерундой ты сейчас занимаешься?”. Всё, никакой ерунды, мгновенный отказ от себя ради спокойствия в доме. Хотя эта самая ерунда могла бы подсказать вектор развития собственной души, а не привычки чувствовать за других. Ерунда — это то, что потом, через много лет, будет возвращено себе как великий подарок.

Просто лежать и мечтать. Танцевать. Драться. Верить своему телу. Верить в свою силу.

Девочки-отличницы здесь тянут максимум на тройку.

Итак, сами по себе пятерки и грамоты для психического здоровья не опасны — особенно изредка и для мальчиков. Но если они становятся способом коммуникации с миром по причине отсутствия других способов заявить о себе и если они идут в ущерб по-настоящему созидательным занятиям (а созидательно то, что помогает адаптироваться в мире, а не создает видимость адаптации), тут родителям хорошо бы включиться и помочь своим чудесным дочерям сэкономить на психотерапевте.

Что делать с такими девочками?

Ох, много что.

Научить регулировать свои эмоции самостоятельно, без помощи близких (свои для этого тоже нужно уметь регулировать).

Ориентировать не на чужую оценку, а на свою. Справилась или нет? Получилось ли лучше, чем вчера? Смогла ли добиться того, чего хотела?

Никогда не использовать в качестве домашнего терапевта, не нагружать своими надеждами и опасениями.

Добавить в семейный уклад весёлого раздолбайства.

Позаботиться, чтобы ребенок получал достаточно физической нагрузки.

Не обсуждать без особой надобности школьную успеваемость и качество выполнения уроков.

Вместе мечтать.

Снизить контроль.

Поддерживать любые начинания — даже самые, на ваш взгляд, глупые. “Попробуй” вместо “да, но…”.

Делиться своим опытом обретения себя.

Не рычать, как собака из будки, на проявление несогласия.

Уважать не совпадающими с вашими детские вкусы.

Не запугивать будущим.

Жить своей жизнью.