Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как правильно воспитывать детей с рождения психология

Когда в семье появляются дети, другие вопросы и занятия отходят на второй план. Главная боль молодой семьи – воспитание малыша. Родители стремятся понять, что нужно делать, чтобы он вырос уравновешенным и умным. Одни пары обращаются за помощью к семейному психологу, другие посещают специальные курсы или читают соответствующую литературу. Для этой статьи старательно собирались принципы грамотного воспитания и советы психологов с мировым именем.

Как общаться с детьми любящим взрослым:

  • Радоваться своему сыну, дочке, внучонку…

  • Разговаривать с ребенком заботливым, одобряющим тоном.

  • Договариваться между собой о четких и определенных требованиях к поведению ребенка.

  • Терпеливо объяснять, показывать, учить.

  • Сначала спрашивать «Что?», а затем «Зачем?» и «Почему?».

  • Каждый день читать ребенку, петь на ночь колыбельные, обсуждать прошедший день.

  • Не раздражаться от бесконечных «почему», а, напротив, поощрять его любознательность, развивать воображение.

  • Поощрять и организовывать игры с другими детьми. Играть с ребенком.

  • Привлекать к посильному труду по дому.

  • Проводить досуг вместе с детьми, организовывать интересные праздники, поездки, прогулки.

  • Часто хвалить и поощрять ребенка. Не бояться давать «авансы» за его, пусть маленькие, успехи в чем-либо.

Как быть, если ребёнок — аутист

Для аутизма не всегда свойственны отклонения в интеллектуальном или физическом плане, более того, многие аутисты добиваются значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Особенность аутистов — в невозможности наладить контакт с другими людьми так же быстро и легко, как это получается у «здоровых» людей.

Симптомами детского аутизма можно назвать:

– снижение или полное отсутствие потребности общаться с другими людьми;

– нелюбовь к переменам, даже если это касается простой перестановки мебели;

– тяга к сортировке и складыванию вещей — то есть, к «стереотипным» играм и занятиям;

– агрессия по отношению к «чужакам» или даже к членам семьи;

– расстройства речи;

– могут быть проблемы с концентрацией внимания при обучении.

Аутизм начинает диагностироваться с 3-х лет, но некоторые особенности поведения ребёнка проявляются раньше. Например, малыш может стремиться к уединению, выказывать равнодушие в ответ на родительскую ласку, резко и внезапно реагировать на любые перемены в окружающей действительности.

Многие дети демонстрируют непонимание концепции самообслуживания — они поздно учатся умываться, пользоваться туалетной бумагой, держать вилку и чистить зубы. При этом аутист — далеко не всегда умственно отсталый. Многие известные гении, среди которых Ван Гог, Моцарт, Мария Кюри и Перельман, страдали от расстройств аутистического спектра.

Построение общения с ребенком

Самый первый контакт с малышом происходит сразу после его рождения. Своей улыбкой ребенок подает сигналы маме о том, что он уже готов слушать произносимые ею слова. Как общаться с детьми в этот период? Родители должны очень внимательно наблюдать за своим чадом. Только в таком случае общение получит свое дальнейшее развитие.

Став чуть постарше, малыш начинает издавать разнообразные звуки. Потом в его лексиконе появляются слова. Они окрашиваются порой радостными, а порой и грустными эмоциями. Таким образом, ребенок пытается найти решение собственных проблем. Как общаться с маленькими детьми? Нужно слышать своего малыша и стараться его понять. От этого и будет зависеть успешность общения. Такие контакты играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Ведь со временем ребенок будет строить общение с людьми, которые не входят в его окружение. Это он будет делать, исходя из семейного образца и уже приобретенного опыта.

Внутренний мир маленького ребенка является для его родителей непрочитанной книгой, которая постепенно раскрывает свою суть. Каждый малыш индивидуален по-своему. Именно поэтому правильный подход к нему бывает очень сложно найти. Но важно, чтобы малыш не замкнулся в своем мире.

Наладить общение мужа с детьми от первого брака — мудрость или глупость?

– Я дочери говорю – Даша, зачем ты в это лезешь вообще? – рассказывает шестидесятилетняя Марина Юрьевна. – Тащишь в свою семью этих детей, которые тебе никто. Если бы не ты, твой муж бы и не помнил уже, как их звать. У тебя свой ребенок скоро родится, тебе о нем надо думать! А не о чужих людях!

…За плечами у мужа Даши, Андрея – непростой развод, который случился шесть лет назад по инициативе бывшей жены. Расстались супруги очень плохо.

Бывшая приходила на работу, позорила Андрея перед родственниками, таскала по судам, пытаясь отсудить принадлежащее ему имущество. В итоге ничего из этого не вышло, но нервов и сил на все эти склоки и тяжбы пришлось потратить немало.

Когда эпопея с разводом и судами, наконец, осталась позади, Андрей облегченно перевел дух и начал жизнь с чистого листа. От первого брака у него остались двое сыновей. Сейчас мальчишкам одиннадцать и восемь лет.

– Поначалу Андрей вообще слышать не хотел ни о бывшей жене, ни о детях! – говорит Марина Юрьевна. – Аккуратно перечислял алименты и все. Ни о каком общении вообще речь не шла! Конечно, когда он уходил, дети были маленькие, и общаться с ними можно было только через их мать. Теперь проще – у них свои телефоны…

Впрочем, вряд ли Андрей общался бы с сыновьями и теперь, если бы не Даша. Именно по ее инициативе все началось и продолжается.

И даже идея купить мальчишкам смартфоны и подключить их к семейному тарифу, чтобы они могли звонить отцу бесплатно, принадлежит тоже ей…

… Даша появилась в жизни Андрея три года назад. Их роман развивался стремительно. Практически сразу молодые люди стали жить вместе, год назад поженились, ждут первенца. Даша – полная противоположность первой жены Андрея: хозяйственная, спокойная, домашняя. И жизнь мужчины коренным образом переменилась.

Даша навела в квартире уют и порядок, стала регулярно печь пироги и блины, а самое главное, как-то незаметно и ненавязчиво наладила общение Андрея с сыновьями.

Теперь почти каждую пятницу дети приходят в гости к отцу – и остаются до понедельника. Выходные они проводят все вместе. Ходят гулять, катаются на коньках, смотрят фильмы, читают, разговаривают, собирают какие-то модели кораблей.

С удовольствием они проводят вместе и каникулы.

Бывшая жена поначалу пыталась ставить палки в колеса и не пускать детей к отцу, но в последнее время почему-то резко сменила курс, и отъезд сыновей теперь только приветствует. Возможно, раскусила прелесть свободных выходных.

Впрочем, что там происходит в голове и в жизни у бывшей жены ее первого мужа, Дашу не особенно интересует. У нее отличные отношения с сыновьями Андрея, дети довольны, муж тоже счастлив.

И только матери Даши, Марине Юрьевне, это все очень не нравится.

– На восьмом месяце беременности ты все выходные стоишь у плиты, это разве дело? – вздыхает она. – Вам вдвоем с мужем побыть некогда! Ты тратишь свое время на воспитание чужих детей!

Дочь как будто не понимает, что эти дети – прямые конкуренты ее родному ребенку, который должен родиться через несколько недель.

Конкуренты за все – за внимание отца, за любовь, за деньги, в конце концов, в будущем и за наследство. Ну а что? В наше насквозь меркантильное время нельзя не думать о таких вещах…

– Я ее не понимаю! – вздыхает Марина Юрьевна. – Зачем ей это надо? Три года назад Андрей их и не знал, и не помнил. Выплатил бы алименты потихоньку, да и все.

– Твоя дочь – молодец! – говорит Марине Юрьевне подруга. – Мудрая женщина, сделала правильно. Дети должны общаться с отцом!

Но Марина Юрьевна только машет рукой. По ее мнению, никакая это не мудрость, а скорее наоборот – глупость и наивность, которая еще аукнется.

«Мам, а почему он в коляске?»

Постарайтесь доступным языком объяснить своему ребенку, что все мы разные. Есть дети со светлыми волосами, есть с темными, большие и маленькие, тихие и шумные, некоторые из них неразговорчивые, а другие слишком болтливые, некоторые не могут ходить, кто-то не видит или выглядит не совсем обычно. Эти дети такие же добрые и хорошие, с ними тоже можно дружить, и ни в коем случае нельзя обижать их только потому, что они не похожи на нас.

Можно привести такой пример: «Представь, что ты оказался в Африке, и вокруг только темнокожие кудрявые детки. Никто не хочет дружить с тобой, и все обзывают “белой вороной”, а то и палками поколотить пытаются. Как бы ты чувствовал себя? Так и этот ребенок. Он чувствует то же, что и ты. Не забывай этого».

Регулярные занятия с родителями, реабилитологами, педагогами, а также доброжелательное отношение окружающих могут принести хорошие результаты. В этой особенной среде встречаются очень талантливые люди. Пусть для ребенка поход в общественное место или поездка в транспорте станет не очередным стрессом, а площадкой для общения и развития.

аутизмдетидетская психология

В каком возрасте нужно начать общаться с ребёнком?

Чем раньше, тем лучше. Потому что найти общий язык с ребёнком в 3 года не так уж и сложно, а вот как найти общий язык с подростком – большой вопрос. Но, если вы общаетесь с ребёнком с самого раннего возраста, то и с подростком у вас не будет проблем.

Если вы не общались с ребёнком, мало уделяли ему внимания, не интересовались его делами и его мнением, а тут, вдруг, в 14 лет решили поговорить с ним о ранней половой жизни подростков и дать свои наставления, то он даже разговаривать не будет с вами и обсуждать это. А тем более, не будет вас слушать.

Если же родители и ребёнок с малых лет общаются и для них это нормально, то у него не будет от вас секретов. Ведь он привык обсуждать все вопросы с вами с детства. Важно не поучать и навязывать, а интересоваться, спрашивать, узнавать мнение ребёнка. И чем старше ребёнок, тем серьёзнее темы можно затрагивать в разговоре с ним.

Дорогие наши читатели, тема о взаимодействии родителей и детей очень серьёзная. И тяжело в одной статье охватить все важные моменты. Поэтому, мы дополнили эту тему циклом из трёх интересных статей, первая из которых называется: "Правила общения родителей с детьми".

Нравится

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Роль отца в воспитании сына Роль отца в воспитании дочери Можно и нужно ли наказывать детей?
Методы поощрения детей Как воспитать из мальчика мужчину Как приучить ребёнка к порядку?

Здесь Вы можете оставить комментарий:

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Мария Монтессори – врач и педагог, родом из Италии. Ее педагогическая система известна во всем мире и по-прежнему актуальна. За время своей работы она составила 40 принципов, следуя которым, дети будут расти умными, уверенными в собственных силах и спокойными. Если хотите понять, как воспитывать ребенка, познакомьтесь с этими принципами и постарайтесь следовать им:

  1. Каждый родитель – это первый и самый главный учитель.
  2. Не пытайтесь направлять детей, следуйте за ними. Когда вы находите достаточно времени на ребенка, он многое рассказывает о личных интересах и нуждах.
  3. Дети учатся у жизни. Не мешайте им ошибаться и набираться опыта.
  4. Не стыдите малыша. Стыд учит только одному – неуверенности, которая к тому же провоцирует срывы на окружающих.
  5. Пойте и включайте музыку младенцам. Психология воспитания детей от года включает терапию музыкой. Колыбельные и другие легкие мелодии успокаивают и становятся основной для дальнейшего музыкального образования.
  6. Не защищайте малыша от окружающего мира слишком тщательно. Чтобы он вырос эмоционально устойчивым, уважайте и поддерживайте его.
  7. Позволяйте ребенку трудиться. Дети с ранних лет стремятся ко взрослому миру. Не обрывайте это стремление, способствуйте желанию трудиться, пусть и в разумных пределах.
  8. Учите малыша самостоятельности. Не мешайте ему самому решать задачи, которые кажутся вам сложными. Поддерживайте и помогайте, это придаст ребенку уверенности в собственных силах.
  9. Объясняйте, что у каждой вещи есть место и показывайте его. Только так придет понимание порядка и способность к его поддержанию.
  10. Не выбрасывайте сломанные игрушки. Чините их, причем вместе с малышом. Это поможет осознавать ценность материальных предметов.
  11. Не ругайте за сломанные вещи, даже если предмет испортили нарочно. Покажите, как пользоваться вещью правильно, спокойно объясните, почему намеренно ломать вещи неприемлемо.
  12. Если вы видите, что какой-то предмет вот-вот будет сломан, позвольте этому произойти. Тогда вы получите шанс объяснить, как правильно обращаться с ним, а разговор при этом отложится в памяти.
  13. Ошибки – лучший способ понять, как правильно действовать и решать возникшие проблемы.
  14. С ранних лет учите ребенка самостоятельно заботиться о себе – умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.
  15. Дети и воспитание – это ежедневный труд. Проявляйте терпение и толерантность. Малыши не понимают, как устроен мир и не знают, как справляться со «взрослыми» задачами. Если вам кажется, что проще сделать самому, чем объяснить – вы сбились с пути. Обучайте ребенка шаг за шагом, чтобы он комфортно чувствовал себя во взрослой жизни.
  16. Малыши хорошо реагируют на безусловную любовь, поэтому забудьте о наказаниях, жесткой дисциплине и правилах. Исключите негатив в любой его форме. Это не значит, что нужно позволять детям абсолютно все. Просто вместо жесткого наказания за проступок, лучше с любовью и энтузиазмом объяснить, почему он неправильный.
  17. Ребенок – это уже личность. Все слова, действия, картинки, запахи и звуки врезаются в память этой личности на глубинном уровне. Осознанно подходите к действиям, которые касаются детей или происходят в непосредственной от них близости.
  18. Проведите первые несколько часов после рождения малыша вместе с ним. Это касается и матери, и отца. Первые часы жизни – сензитивный период, во время которого формируется глубинная связь с родителями.
  19. Проявляйте нежность, дети ее любят. Если вы видите, что ребенок на грани истерики – не кричите. Нежно обнимите малыша, покачайте, расскажите ритмичный стих или спойте красивую песню.
  20. Наполните квартиру детской мебелью и аксессуарами. Ребенок с малых лет должен ощущать принадлежность к дому. Личные вещи помогут выработать связь.

По возможности путешествуйте. Это научит толерантности к разным расам и культурам.

  • Дом – это не только крепость, но и лучшее место для экспериментов. Позволяйте проводить «научные исследования» на кухне или «стратегические важные эксперименты» в саду. Это поможет понять, как устроен мир.
  • Способность к обучению и усвоению новой информации прямо зависит от чувства собственной значимости.
  • Самые важные годы для последующего становления – это первые шесть лет жизни.

Изучайте и применяйте советы психологов по воспитанию детей, но не забывайте прислушиваться к внутреннему голосу.

Вам также может быть интересно

Правила личной жизни для одинокой мамы

Основные правила поведения в условиях стресса

Правила мудрой жены: хитрости сохранения брака

Как понять что ребенку не хватает внимания?

Воспитание ребенка: о чем забывают современные родители

Валентина Хамайко: как не потерять себя в материнствеПросмотров: ???? 1047

Терпение и труд – всё перетрут!

Когда я что-то мастерю, детвора очень этим интересуется и всегда любит принимать в этом участие. Стараюсь поручать им какие-то простые вещи, чтобы они тоже участвовали в процессе. И они с кайфом это делают.

Они мажут клей, расставляют саморезы, принимают участие во всех затеях. Ну, конечно же они ещё маленькие и надолго их не хватает. Помогают полчаса, потом умотают во что-то играть. Всё-таки это дети. Но по мере взросления они могут делать всё больше и больше.

Каждый генерал, когда то был солдатом. Нужно пройти определённый путь к тому, чтобы научиться успешно делать серьёзные дела. И каждый такой путь, он начинается с первых шагов. Например, детям тяжело поначалу взять и одеть всю эту зимнюю одежду на себя.

Ему не скажешь: иди одевайся. Для него эта задача не по силам пока. Но, например, можно его попросить принести кофту, штаны. Попросить его надеть штаны, ботинки. Давать ему конкретные задания, которые он может уже делать.

Однажды пришёл я с ними в детский садик. А я уже и знать не знаю, где там у них лежат вещи и что конкретно они должны одевать. У меня есть дочка, самая старшая – я у неё спрашиваю, или прошу помочь мне.

У них ещё не хватает внимания, чтобы выполнить всю процедуру раздевания, правильно положить вещи в нужные места, переодеться. Но они могут это всё делать по частям. И если имя аккуратненько управлять, то большую часть они уже делают сами. Они с удовольствием будут это всё делать.

И так потихоньку общаясь с детьми можно их сорганизовать в очень слаженную команду. Они на самом деле любят, когда ими управляют по-доброму.

«Всему своё время, папочка!»

И бывает, что прямо сейчас он не хочет это делать. Можно пообщаться с ним, а потом снова это предложить и он сделает. Или, можно договориться, что они это сделают через 10 минут. Только если это маленькие дети, они могут заиграться и забыть. Но если им прийти и сказать, что 10 минут прошли – давайте это сделаем. Это неплохо работает.

Им может понадобится некоторое время, чтобы на что-то согласится. Если мы говорим, что мультики надо выключить прямо сейчас, то они категорически не согласны. А вот если попросить досмотреть мультик и выключить. Или посмотреть этот мультик и ещё один. Такая договорённость очень даже принимается.

Или, например, насчёт ложиться спать. Если им строго сказать, что уже пора нужно ложиться спать, то это не прокатит. «Я никогда не лягу спать!» «Я не хочу спать!» «Я играю, мне спать некогда!» А если сказать, что через час все должны быть в постелях. «Я всё равно не буду спать!»

Терпение и труд – всё перетрут!

Ну, хорошо, не будешь спать. Просто полежишь в кроватке под одеялом. И если вы так все уляжетесь, то вам сказку почитаем. И кто первый залезет в кровать, тот будет тогда первый выбирать сказку. Так возникает энтузиазм, и все они с удовольствием зубы чистят и прочее.

Ими не нужно командовать строго как в армии. Если, конечно, это не критическая ситуация, действительно опасная для здоровья. Хорошо детворе давать некоторую свободу действий. По времени, например. Если девочка хочет одеть синюю кофточку, а не красную, ну и пусть она её оденет, делов то.

Т.е. какая-то нужна свобода. То есть вы ставите, конечно, какие-то правила, какие-то рамки, вы ими управляете. И в то же время, даже в армии есть личное время, когда каждый сам решает, чем ему заняться. Да и способы осуществления тех или иных вещей, время, когда лучше что-то сделать – тут очень не помешает возможность человеку самому определяться с этим.

Не забывайте вместе строить планы

Прекрасная и полезная часть детства — походы и путешествия. Правда, в нашем детстве все было сложнее и героичнее. «Туда автобусом, потом электричкой, потом пешком, — говорит Катерина Дёмина. — А сейчас посадили ребенка на заднее сиденье, дали планшет — и три часа потеряны для жизни»… А ведь их можно было потратить с пользой и смыслом.

Как именно? Привлекать ребенка к планированию — выходных ли, путешествий ли. «Придумайте вместе с ребенком, чем вы будете заниматься в каждые выходные в течение месяца, — советует Евгения Пайсон. — Запишите его идеи и свои идеи на бумажках, перемешайте их и к выходным вытягивайте по бумажке, так получите разнообразную культурную программу, и все будут довольны. Помните, когда планируете, что ребенок может воспринимать образовательные развлечения как работу, а не как отдых, и учитывайте это. И постарайтесь, продумывая дела на выходных, распланировать их так, чтобы у ребенка было несколько часов времени с каждым из родителей».

Кстати, гендерные роли давно перемешались: есть мамы, которые любят рыбачить, и папы, которые прекрасно готовят. Главное правило — прежнее: занимайтесь с ребенком тем, что доставляет вам удовольствие.

«Папам обычно больше нравится всякая возня и физические упражнения, мамы лучше помогают с уроками и больше любят мелкую работу вроде бисероплетения», — замечает Катерина Дёмина. Если папа любит возиться в гараже, а мама — печь тортики, или папа — фотографировать, а мама — изучать поведение птиц — прекрасно; привлекайте к этому детей. «А вот тупить вдвоем с папой на диване в телевизор — это не годится», — говорит Евгения Пайсон.

В общем, выключаем телефон, отклеиваемся от компьютера, придумываем план — и радуемся жизни и своему ребенку.

Советы психологов по воспитанию детей

По вопросу воспитания психологи придерживаются единого мнения: ребенка нужно любить. Если это чувство изначально присутствует в отношениях родителей и детей, то, несмотря на сложности, оно останется с ними навсегда. Любящая мама на интуитивном уровне чувствует что нужно ее отпрыску, когда необходимо поругать, а когда успокоить. Обожающий ребенка папа без напоминаний идет играть не в компьютер, а с малышом. В любящей семье царит гармония, а процесс воспитания проходит гладко и не нуждается в советах извне.