Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как преодолеть синдром отличницы и наконец расслабиться

У каждого из нас есть свой идеал, которому мы стараемся в той или иной степени соответствовать. Но иногда происходит так, что этот идеал становится недосягаемой целью жизни. Такое стремление к идеалу именуется как “синдром отличника” или «отличницы». Если вам знакома такая ситуация, советую вам прочитать историю, которую рассказала мне моя знакома Ирина — практикующий психолог в области гештальт-терапии.

Общая информация

Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.

Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.

Признаки синдрома отличницы

Синдром отличницы – это психологическая установка достичь высоких результатов и заработать похвалу от других. В случае риска получить более низкую оценку, человек отказывается выполнять задание из-за страха поражения. Если родители говорили тебе, что «четыре» за контрольную означает, что ты недостаточно старалась, то, скорее всего, ты тоже страдаешь этим синдромом. Ты спросишь: «Зачем от этого избавляться? Разве это плохо?»

  • Трудности при выполнении лёгких заданий. Ты тратишь несколько часов на решение простого вопроса, с которым другие справляются за полчаса.
  • Постоянное желание улучшать или переделывать. Ты несколько ночей просидела над презентацией нового проекта, но результат тебя не устраивает. Ты не можешь перестать добавлять новые детали и остановиться на одном варианте.
  • Катастрофическое мышление. Ты считаешь себя «железной леди» без права на ошибку и в красках представляешь себе усмешки коллег и последующее унижение.
  • Всё или ничего. Ты видишь только негативные или позитивные стороны: «Если задачу нельзя выполнить идеально, лучше за неё не браться».
  • Неспособность расставить приоритеты. Ты берёшься за несколько дел сразу и не можешь закончить их вовремя.
  • Бесконечная проверка орфографии и пунктуации. Ты не можешь решиться отправить письмо и уже в десятый раз, вооружившись словарём, маниакально ищёшь ошибки.
  • Критика. Ты находишь недостатки в любом результате работы и чувствуешь разочарование, тревогу или гнев.
  • «Синдром бедной Эльзы», основанный на сказке братьев Гримм о девушке, живущей среди необоснованных страхов. Ты заранее уверена в поражении и видишь своё будущее в мрачных тонах.

Почему с этим нужно бороться?

Помните знаменитое описание образцовой девушки – «комсомолка, студентка, спортсменка и, наконец, просто красавица»? Казалось бы, что плохого в том, что человек старается во всем достичь успеха. Ничего. Если это стремление имеет определенные рамки. Если это – не самоцель и не зависимость от мнения общества.

Синдром отличницы у женщины опасен эмоциональным истощением. Малейшее несоответствие образу приводит к сильным душевным страданиям и нервным срывам. Даже такие мелочи, как порвавшиеся колготки или недовольный взгляд начальника, может испортить настроение на целый день.

Для женщин синдром опасен еще и тем, что она рискует остаться одинокой. Девушка, стремящаяся к идеалу, будет искать его и в будущем женихе. Она изведет придирками каждого, кто будет претендовать на это почетное место.

Ужасен и начальник, имеющий синдром отличника. Такой человек изматывает работой и себя, и своих подчиненных, не умеет строить партнерские отношения. Хотя такие люди, несмотря на свою сверхурочную работу, редко делают успехи в карьере. Привычка опускать руки перед серьезными препятствиями, не позволяет доводить до конца вверенный проект.

Склонность к синдрому проявляется еще в детстве. Если вовремя не избавиться от невроза, жажда хороших оценок оборачивается серьезными проблемами в будущем:

  • неумением получать удовольствие от самого процесса работы, так как все мысли заняты результатами;
  • появляется привычка «зазубривать», а не включать творческое мышление;
  • зацикливание на мелочах и неспособность мыслить абстрактно;
  • желание устранить всех соперников, даже нечестными путями;
  • отсутствие друзей из-за сложного характера;
  • эмоциональная нестабильность.

Парадокс синдрома в том, что человек терпит поражения именно из-за слишком сильного желания победить. Он очень болезненно воспринимает малейшие ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Причины появления

Согласно последним исследованиям в области психологии и генетики, синдром отличницы может быть как приобретенным, так и наследственным. С генетикой спорить человечество еще не научилось, а вот понять, что вызывает подобные расстройства психики, вполне под силу каждому.

  1. Неправильно данная в детстве установка, что любовь не безусловна, ее необходимо заслужить, причем только хорошими поступками. И чем лучше и правильней все делать, тем сильнее будут любить. Как часто родители говорят своему чаду: «Если бы ты был отличником, тогда я бы тобой гордилась и тебя любила». Или так: «Не подходи ко мне, не разговаривай со мной, потому что ты сегодня поступила очень плохо» и т. д. Из таких высказываний ребенок устанавливает связь: если поступать хорошо и правильно, то будут любить, а если нет – не будут. Отсюда зарождается и стремление сделать все идеально любой ценой, ведь на кону любовь и признание. К сожалению, такую ошибку могут допустить не только родители, но и учителя, бабушки и дедушки, и даже школьные друзья и одноклассники. А любящие и заботливые мамы и папы просто не смекнут вовремя, что это за явление и как с ним бороться.
  2. Постоянное присутствие в окружении человека одного или нескольких патологических перфекционистов может вызвать так называемое «заражение» как у взрослого, так и у ребенка. Конечно, на физиологическом уровне никакого вируса или бактерии не передается. Но на уровне сознания и подсознания перенимание навыков, черт характера и особенностей поведения другого человека, с которым есть постоянный и близкий контакт, – явление не такое уж и редкое. Как в народе говорят, с кем поведешься, так тебе и надо. Часто родители-перфекционисты воспитывают своего ребенка по своему образу и подобию, и в результате получается еще один человечек с завышенными требованиями к себе и окружающим, с болезненным обостренным чувством неидеальности этого мира и стремлением все довести до безупречности.
  3. Чрезмерная самокритичность тоже может довести до такого состояния. Анализируя свои неудачи и промахи, человек думает, что если бы поступил правильно или сделал что-то лучше, то все сложилось бы по-другому или что-то бы не произошло. Это приводит в дальнейшем к стремлению все сделать лучше, а потом при следующей неудаче еще лучше, и так по нарастающей. Очень часто это встречается у детей, которых сильно ругают за ошибки и неправильные поступки.

Признаки

Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется наличием высоких требований, которые предъявляются к собственной личности. Стандарты и ориентиры у таких людей завышены. Они хотят добиваться лучших результатов и получать вознаграждение, которое чаще выражается в признании окружающих. Если они не могут выполнить задание, у них возникает чувство тревожности, что коррелирует с развитием неврастении. Невротический тип реагирования на внешние воздействия и события предполагает признаки:

  1. Гиперсоциальность – погруженность в общественную деятельность, как проявление компенсаторного механизма на фоне психологических проблем, желания дистанцироваться от них, вытеснить из сознания.
  2. Сензитивность (чувствительность) – личностная особенность, проявляющаяся усиленной реакцией на события внешнего мира, страхом перед новыми ситуациями, встречами с людьми, испытаниями.
  3. Тревожность – личностная особенность, развивающаяся на фоне ослабления нервной деятельности как свойство темперамента, проявляющаяся усиленными переживаниями по малейшему поводу.

Различают два типа перфекционизма – здоровый и патологический (невротический). В первом случае свойства личности включают стремление к лидерству, высокую работоспособность, высокую самооценку, адекватный уровень притязаний. Во втором – перфекционизм развивается на почве страха перед возможной неудачей.

Подобные механизмы развития присущи комплексу отличника, причем у взрослых он проявляется чрезмерной озабоченностью своими действиями, а именно их неточностью, неверностью, ошибочностью. Люди, страдающие синдромом отличника – это индивиды, которые сомневаются в качестве достигнутого результата, зависимы от оценки окружающих, стремятся оправдать ожидания людей, занимающих важное место в их жизни. Синдром отличника проявляется признаками:

  • Организованность, стремление к абсолютному порядку.
  • Тенденция всегда сомневаться в своих действиях.
  • Повышенная обеспокоенность совершенными ошибками.
  • Зависимость от критики со стороны родителей и других авторитетных личностей.
  • Предъявление к себе высоких требований с обязательным намерением им соответствовать.

При синдроме отличника наблюдается стремление достичь успеха во всех сферах жизни, что сочетается с главенствующей ролью оценки окружающих по сравнению с собственным мнением о результате – такое поведение опасно неспособностью индивида адекватно оценить свои действия и их итоги.

Приобретенный опыт отражает суждения исключительно других людей, но не собственные взгляды индивида. Советы и рекомендации посторонних воспринимаются безоговорочно без критики. По сути, человек стремится не к самосовершенствованию своей личности, а к получению положительных рецензий. Достижение успеха коррелирует с неимоверными усилиями и глубокими эмоциональными переживаниями.

Симптомы заболевания

Симптомы синдрома отличника очень яркие и остро переживаемые. В некоторых ситуациях этот комплекс может перерастать в патологию, становясь сродни заболеванию, но такое случается редко.

Однако даже умеренно выраженные признаки синдрома отличницы осложняют жизнь, ограничивают возможности человека, провоцируют сложности в межличностных отношениях. Степень выраженности синдрома отличника может быть различной, его отличительными признаками являются:

  • завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
  • потребность все делать идеально — перфекционизм. Человек сам себе ставит высокую планку, которой должно соответствовать все, что он делает. Если же такого соответствия нет, он ощущает себя разбитым, опустошенным, никчемным. К сожалению, в реальности не все зависит от человека, потому достижение идеала нередко становится невозможным;
  • острое реагирование на критику, даже объективную. Критика вызывает у личности с синдромом отличника не желание меняться, работать над собой, а комплекс неполноценности и депрессивное состояние;
  • острая потребность в одобрении окружающих. Человек жаждет получать одобрение и похвалу за каждое свое действие и достижение. Он не принимает себя таким, какой есть, потому что внутренне убежден, что без идеального выполнения задания он не достоин любви и уважения;
  • «победители во всем» — мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
  • страх рисковать — человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять профессию, переезжать в другой город и т.п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то».

Самое интересное: люди, которые стремятся быть совершенством, успешными во всех сферах жизни, редко добиваются значительных успехов. Часто их ровесники, которые проще смотрят на жизнь и время от времени позволяют ей течь самой по себе, меньше переживают из-за неудач, добиваются больших результатов.

Самым ярким проявлением синдрома является острое переживание человека в случае малейших неудач. Даже отсутствие похвалы может стать причиной внутренней трагедии.

Так как основной целью ребенка с синдромом является не получение новых знаний, а завоевание наивысшей награды, дети часто оказываются зависимы от мнения других людей и страдают нестабильной самооценкой. Они также ревностно относятся к успехам своих одноклассников и друзей. Больные дети готовы пожертвовать любимыми развлечениями или прогулкой с лучшими друзьями ради первенства в учебе.

Синдром отличницы часто возникает, если еще в детстве ребенку не объяснили, что он любим независимо от оценок, званий и наград. Именно вследствие этого уже взрослый человек в течение всей жизни может думать, что с ним общаются из-за какой-либо выгоды.

В более старшем возрасте синдром обычно проявляется группой нескольких признаков, к которым относятся:

  1. Излишняя ответственность за любую возникшую ситуацию;
  2. Завышенные требования к друзьям и родным;
  3. Неумение расставлять приоритеты;
  4. Желание быть самым лучшим в любых сферах деятельности;
  5. Неумение проигрывать.

Комментарий психолога:

Конечно же, синдрому отличника подвержены далеко не только дети. Ведь они вырастают и становятся взрослыми людьми, а их стремление получать только пятерки трансформируется в желание делать все, чем они занимаются, не просто хорошо, а безупречно. Такое свойство характера у взрослых людей называется перфекционизмом.

Чем же вреден перфекционизм? В первую очередь — тем, что человек, у которого есть эта особенность, просто не готов принять тот факт, что не все в этой жизни можно сделать безупречно. А если и можно, то на это уйдет настолько много времени и сил, что, скорее всего, овчинка выделки не стоит.

В результате такой человек будет, например, сутками корпеть над отчетом, выверяя его до последней (и никому, кроме него, неважной) запятой. Вместо того, чтобы посвятить это драгоценное время общению с любимыми людьми или же просто банальному сну.

Естественно, что такое отношение к тому, что делает подобный человек, он переносит и на общение с другими людьми. Если он сам делает свою работу безупречно (или всячески стремится к этому), то и другие люди должны поступать подобным же образом. Если же они так не считают, то перфекционист может проявлять к ним выраженную нетерпимость. Когда он становится начальником, его подчиненным не позавидуешь.

Причины перфекционизма

Почему же человек с синдромом отличника становится таким, каков он есть? На это есть две основные причины, и обе они кроются в стилях родительского воспитания.

Причина первая — та, о которой рассказала Антонина выше. Это такой стиль воспитания, при котором родители не очень готовы видеть своих детей как самостоятельную личность со своими желаниями и устремлениями. Подчас они рассматриваются родителями как некое продолжение себя. И это продолжение должно достичь тех высот, которые не были достигнуты одним (или даже обоими) из родителей.

Часто эти желания могут даже не осознаваться взрослыми людьми, и все эти процессы происходят бессознательно: «я же хотела, чтобы мой ребенок был самым лучшим, особенным!»

в воспитании детей с Ланнистера не стоит брать пример

Яркий пример такого стиля воспитания, развивающее в человеке перфекционизм, можно увидеть в популярном сериале «Игра престолов». (Внимание: спойлеры!) Тайвин Ланнистер, глава клана Ланнистеров, двигает своих детей как пешки на шахматном поле, заставляя исполнять свои указания: Серсея должна выйти замуж за такого-то человека, чтобы укрепить власть семьи, Джейме должен охранять короля, а карлик Тирион, и вовсе ненавидимый отцом, утверждается на презираемый, хоть и важный, пост министра финансов. Их возражения в расчет не принимаются, а любое решение главы семейства подается с идеей «всё это я делаю для блага семьи», которое «превыше всего».

Конечно, это крайний пример, но он очень показателен.

Второй тип воспитания, вызывающий перфекционизм, можно обозначить как сочетание высокой критичности одного или обоих родителей с отсутствием похвалы. Иными словами, у такого ребенка буквально нет права на ошибку: если он все сделает идеально, то ему просто «ничего не будет», но если он где-то допустит ошибку, это станет настоящей катастрофой. В этом случае он получит просто непереносимую дозу родительской критики и суровое наказание.

В такой ситуации ребенок бессознательно выбирает стратегию, когда он принимает решение все делать идеально: тогда, как он думает, он сможет обезопасить себя от нападок. Когда такой ребенок вырастает, то подобное отношение к родителям автоматически переносится на школу, а затем и на работу. Часто и начальники у него подбираются, похожие на критичных родителей.

В какой-то момент из-за невозможности все сделать идеально у такого человека наступает срыв, с которым он приходит к психологу: в этот момент и для него самого становится понятным, что с этим синдромом нужно что-то делать…

Что делать?

Как избавиться от перфекционизма? Можно ли как-то предупредить такое развитие событий? Можно, если научиться заботиться о себе и грамотно рассчитывать свои силы и реальные возможности перед тем, как браться за новые проекты.

Возможно, в детстве от того, чтобы сделать дело идеально, действительно очень много зависело. Зато теперь, во взрослой жизни, можно научиться критически оценивать свой перфекционизм и понять, что иногда дело достаточно сделать просто хорошо, и этого хватит с верхом.

Психолог, семейный психотерапевт Евгений Махлин

Как избавиться от синдрома отличницы

Чтобы избавиться от синдрома отличницы, нужно посвятить какое-то время анализу того, на чем строится ваша самооценка. Как правило, на том, что внушали родители, что не дает вам реально ценить себя за что-то. Обычно для этого требуется взгляд со стороны. Самой себе обычно не задаешь вопросов, которые могут подвергнуть сомнению то, чему верила всю жизнь.

Синдром отличницы

 Здравствуйте.

У меня синдром отличницы. Мне всю жизнь внушали, что учиться нужно только на 5, иначе я ленивая и не стараюсь. Меня сильно ругали даже за четверки. Сейчас я студентка, понимаю, что на самом деле я все равно трудолюбивая, но я все равно стараюсь выучить все на отлично.

Я часто болею, перед экзаменами не щажу себя и сильно переживаю. Я бы хотела спокойнее ко всему относиться, что получу, то и получу. Но я не могу: боюсь, что провалю экзамен, боюсь преподавателя, не могу спать, у меня нервная дрожь. Помогите побороть этот комплекс отличницы, чтобы самой быть спокойнее и окружающих не обременять своими истериками.

Девочки-отличницы, которые забыли о праве на ошибку

Вы перфекционист до мозга костей и стремитесь всегда быть лучше всех и прыгнуть выше головы? Наши эксперты знают, как избавиться от ненавистного синдрома отличницы, который отравляет вам жизнь.

Наталья Дьячкова, Рита Ли · 18 мая 2018

Психолог, психодраматерапевт Ольга Митягина считает, что каждый человек имеет право на ошибку.

Этот синдром чаще всего зарождается в детстве, если родители требуют, чтобы ребенок учился только на пятерки. Тот, кто привык бороться за их любовь с помощью оценок, во взрослой жизни зациклен на результате, зависим от мнения окружающих, болезненно переживает свои неудачи. У таких людей занижена самооценка, они вечно копаются в себе, боятся всего нового, незнакомого, потому что не дают себе права на ошибку. «Отличник» не только страдает сам, но и мучает своих близких бесконечными тревогами и придирками. И тут важно не довести до крайности, перевоспитать себя и постараться стать хотя бы хорошистом.

1. Всякий раз определяйте допустимое время на выполнение задачи.

Экономьте время и силы, потому что идеального результата все равно не существует.

2. Делайте регулярно что-то новое.

Важно перестать зацикливаться на результате и начать получать удовольствие от процесса. К примеру, осваивая кулинарный рецепт, обращайте внимание на цвет и текстуру продуктов, запахи, собственные ощущения. Учитесь радоваться всему, что делаете, будь то готовка, работа или занятия спортом.

3. Займитесь тем, в чем вы полный профан.

Можно пойти на танцы – в группе начинающих у всех будет что-то не получаться, и вы свои ошибки не воспримете слишком болезненно. Специально погружайте себя в чуждую среду. Вам нужно научиться совершать ошибки, адекватно воспринимать неудачи и промахи. Для этого специально нарушайте привычный уклад жизни. Занятия рисованием или лепкой также помогают побороть страх ошибиться.

4. Участвуйте в командных играх, коллективных обсуждениях.

Старайтесь работать в группе, прислушивайтесь к другим. Перфекционисты уверены, что лучше них работу никто не сделает, поэтому важно развивать в себе навык взаимодействия с людьми.

[1]

5. Не бойтесь выглядеть смешно.

Позволяйте себе просто дурачиться, малевать глупые картинки, измазаться краской, шалить вместе со своими детьми. Это даст вам возможность почувствовать себя неидеальным.

6. Устраивайте себе дни непослушания.

К примеру, раз в месяц ходите целый день в пижаме, или не мойте посуду, или сознательно опоздайте на работу. Продемонстрируйте себе и окружающим, что вы живой человек, а не робот.

7. Составьте список своих достоинств, лучших качеств, на которые вы опираетесь.

Вспомните, какая вы на самом деле, независимо от успехов, неудач, внешних обстоятельств. Если вы любящая жена и мама или заботливый сын – это главное, что будет с вами всегда, не обесценится, даже если вы совершите прокол на работе.

8. Хвалите себя за любые, даже самые маленькие победы и прощайте себе даже самые большие, на ваш взгляд, оплошности.

Посмотрите на себя со стороны: сколько событий произошло от вашего рождения до сегодняшнего дня, и вы со всем справились. К тому же во вселенском масштабе ваши достижения все равно не грандиозны, а провалы не смертельны. Это всего лишь вехи на линии жизни.

9. Вспомните, что вы сделали за последние год-два, какие умения приобрели, чего добились

Наверняка вам есть чем гордиться. А если чего-то важного не осуществили, вам есть к чему стремиться. И перестаньте сравнивать себя с другими. Страдать от того, что кто-то достиг в жизни большего, бессмысленно и непродуктивно.

Как помочь себе, когда боитесь совершить ошибку

Когда чувствуете, что накатывает тревога, в голове навязчивые мысли о том, что вы не справитесь с поставленной задачей, сконцентрируйтесь на своем теле и постарайтесь почувствовать почву под ногами. Примите комфортную позу, распрямите плечи, несколько раз поочередно сфокусируйте взгляд на дальнем и ближнем предметах. Таким образом вы снимете внутренний зажим, расслабите тело и сигнализируете головному мозгу, что ничего страшного не происходит.

Эксперт тренинг-центра «» Наталья Романовская:

Синдром отличницы – это перфекционизм. Но перфекционизм, который навязан родительскими установками: «для того, чтобы получить что-то, нужно быть какой-то специальной, то есть лучшей». На одной из открытых лекций «» я рассказывала про синдром отличницы. Выяснилось, что почти все присутствующие девушки ощутили это в себе. Дело в том, что наш менталитет и воспитание очень этому способствуют. Женщины с этим синдромом стараются сделать все идеально, но не для себя, а больше для других. В основе лежит страх, что если ты не будешь хорошей, полезной, удобной, тебя просто не будут любить. Так и получается, что в сексе стараешься только для мужчины, в жизни – для близких и друзей. А для себя – нет. Зато вроде бы все любят.

Как это в жизни?

Ты делаешь все идеально. Все должно быть под контролем. А еще лучше, если будет четкая инструкция, что и как делать. И скорее всего, ты во многом успешна и все вокруг довольны тобой. Но что за этим стоит? Другие люди чувствуют, что ты все можешь взять на себя, потому что не в силах отпустить контроль. Они начинают пользоваться этим и все на тебя перекладывать. Итог – усталость и ощущение несвободы. Ты не живешь в моменте. Это синдром «отложенной жизни»: сначала надо поработать, а потом что-то будет. Из-за этого ты не наслаждаешься жизнью. Ты не балуешь себя просто так.

Что с этим делать?

Научись себя радовать. Начни с мелочей, например, купи себе платье и не думай о том, заслужила ты его или нет. Это воспитание в себе здорового эгоизма: радовать себя и благодарить просто так. Осознай свои потребности, полюби себя. Когда ты будешь радовать себя, мир начнет меняться. А люди вокруг будут стремиться радовать тебя.

Способы избавиться от синдрома

Если вы ощущаете, что ваша жизнь зашла в тупик, а отношения имеют только негативную окраску, можно все исправить и избавиться от синдрома отличника (отличницы). Что для этого надо делать? Определиться, нужна ли вам помощь специалиста или вы сможете справиться самостоятельно. Возможно, достаточно будет посетить психолога. Если же проблема более глубокая, может потребоваться консультация психотерапевта. Борьба с комплексом отличника включает в себя такие варианты:

  1. Общение с психологом поможет правильно расставить приоритеты. Человек начнет осознавать, что стремление быть во всем совершенством портит жизнь, а не улучшает ее. В процессе общения можно научиться повышать самооценку, избавиться от зависимости от одобрения окружающих и освободиться от синдрома отличника.
  2. Разрешить себе ошибаться, не быть совершенством во всех жизненных ситуациях. Научитесь делать некоторые вещи не до конца идеальными: не домыть всю посуду, кое-что оставив на потом. Раскладывая на столе или полкам все предметы по своим местам, «забудьте» что-то: небрежно оставьте листок бумаги посреди стола или положите футболку к нижнему белью.
Способы избавиться от синдрома

Подобный «беспорядок» поможет вам ослабить хватку перфекционизма и комплекса отличника. Вы заметите, что при этом в вашей жизни ничего не ухудшилось: отношение людей к вам не поменялось, не нарушился распорядок дня, ваши способности и навыки не претерпели катастрофических изменений. Постепенно от мелких «нарушений порядка» вы можете переходить к более крупным. Это сделает вас более независимыми от мнения окружающих, придаст ощущение свободы от внутренних ограничений и избавит от синдрома отличника.

  1. Не сравнивать себя с другими людьми. Никто не повторит вашего пути, у каждого свой опыт, окружение, воспитание, способности, склонности. Не существует абсолютно одинаковых людей, потому сравнение себя с кем-либо, кроме себя самого неоправданно и бессмысленно.
  2. Осознать, что никто не ждет от вас, что вы будете идеальными. Не приписывать людям то, чего они не думают на самом деле. Исходя из этого, не стоит ждать постоянного одобрения своих поступков от окружающих.
  3. Попросить своих близких о помощи: ввести в семье полезную привычку часто обнимать друг друга без причины, хвалить без привязки к каким-либо поступкам. То есть, давать понять, что вы (и вас) любите друг друга просто так, а не за какие-то особые заслуги. Этот способ очень хорошо помогает в борьбе с синдромом отличника.
  4. Хотя бы 1 раз в неделю делать что-то экстраординарное в своих глазах, чтобы освободить настоящие эмоции. Регулярно выделять время для отдыха: полностью отрешиться от всех забот, заняв свое время развлечениями: походом в кино, общением с друзьями или родственниками, посещением аквапарка и других развлекательных заведений.
  5. Сталкиваясь с критикой своих поступков, необходимо помнить, что это мнение отдельно взятого человека. Постараться посмотреть на критику со стороны, насколько она объективна, и если да, какую пользу вы можете вынести из нее. Не воспринимать критику как попытку унизить или оскорбить ваше достоинство или способности. Такое неправильное восприятие проистекает от комплекса отличника.
  6. Придумать себе хобби или заняться новым делом. Причем не ждать поощрения результатов своего труда окружающими. Делать то, что хочется ради самого процесса. Получать удовольствие не от результата, а от самого «делания». Пусть не все будет получаться и не выглядеть идеальным, цель ведь не в победе над другими, не в первенстве и комплексе отличника, а в получении удовольствия.
  7. Позволять жизни идти своим чередом: влиять на то, на что вы можете повлиять, и отпускать ситуацию, на которую вы повлиять не можете.

Откуда же «растут ноги» комплекса отличника?

«Смотри какой у Яночки куличик получился ровненький. Сможешь сделать лучше» – говорит невзначай мамочка своей 2-х летней дочурке Лизоньке.

И ничего в этой фразе нет криминального, но уже в таком нежном возрасте посажено зернышко соперничества и понимания, что надо быть лучше других.

Возможно, кулич у Лизы был не идеально ровный. Зато она сделала его сама и это маленькая, но ее личная победа. Дети очень болезненно относятся к критике и сравнению с другими. Они, как губки, впитывают все вокруг. И дальше все чаще Лизонька будет злиться, если станет второй. В первую очередь, маме она будет доказывать, что лучшая. Так и появится маленький росточек синдрома отличника.

Чуть подрастет, пообещает родителям и себе самой учиться только на «отлично». Чтобы не расстраивать маму и папу, чтобы ее не считали глупее других, чтобы быть только первой. У всех свои обстоятельства и причины, но итог один. Сама природа или усидчивость, или целеустремленность будут двигать ею. Сначала тяжелее, потом Лизонька уже втянется в темп, «поймает волну» и уже не сможет иначе. Даже если пообещает себе получать только двойки. Нет, это для нее не реально. Она уже запрограммирована на «отлично». Будь у нее хоть 300 задач одновременно – она их выполнит, ведь нет невозможного.

Когда надо будет поступать в институт Лиза остановится на распутье, как в сказке витязь перед камнем, а на нем – «без вариантов». И действительно, а что выбирать, если везде старалась, везде получалось, везде на «отлично». Да и выбирать надо не призрачные мечты, а реальность. Ведь профессия должна быть «правильной». Так год за годом синдром прогрессирует и становится неотъемлемой частью Лизоньки.

Она везде будет стремиться, везде успевать.

Откуда же «растут ноги» комплекса отличника?

Добрую или злую шутку сыграет синдром? Тут уж, как говорят, от судьбы не уйдешь. А она – девица непредсказуемая и крутит нами как хочет.

Как же синдром может себя проявить с отрицательной стороны?

Все время стремиться к первому месту – это постоянное соревнование, которое выжигает. К тому же, внутренний критик не спит – он, как Змей с яблоком, пробуждает постоянные сомнения.

Наверное, Вы слышали мысль о том, что перед экзаменом трясутся только отличники? И действительно, двоечнику терять нечего. Он не обладает знанием и не боится ответить неправильно, не раскрыть тему, он в принципе и не знает, чего бояться.

Отличник же переживает и старается ничего не забыть. К тому же, здесь еще срабатывает постоянный страх перед общественным мнением: что, если будут смеяться – отличник, и не сдал экзамен. А что терять двоечнику? Наоборот, он может лишь приобрести уважение и похвалу, если отличится и покажет знания. На него не возлагают надежды, не ожидают хорошего результата. Двоечник свободнее в своем поведении, выборе.

Изречения не появляются из воздуха. Еще одно распространенное мнение на этот счет, что двоечники сидят начальниками над отличниками. И это довольно часто встречающаяся ситуация. А почему так происходит? Не потому, что кто-то купил медаль или заработал ее усидчивостью и, как говорят, «зубрежкой». Нет, большая часть реальных отличников успевают проявить себя в разных областях и при этом успеть выполнить множество дел, в том числе и погулять с друзьями.

Проблема кроется в основном в том, что отличник постоянно сомневается в своих силах, ведь надо сделать минимум хорошо. Они боятся перейти черту и рискнуть, ведь риск может быть не оправдан. Отличники не полагаются на удачу, всегда продумывают все наверняка и взвешивают минусы с плюсами. Им всегда есть что терять, хотя бы репутацию. Они убеждены, что начальник должен обладать определенными качествами, навыками, до которых пока не дотягивают – ведь надо быть на высоте. А иначе – стыдно. Поэтому мы часто встречаем ситуацию, когда менее разумный и квалифицированный начальник управляет подчиненными – отличниками. Они рискуют, а подчиненные – выполняют задачи.