Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно

-объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей

Как организовать дома учебный процесс

Как же нужно организовать дома учебный процесс, чтобы для ребенка выполнение домашних заданий было не стрессовой ситуацией, а приятной и радостной?

Ни в коем случае не заставляйте ребенка давать отчет о прошедшем школьном дне сразу, как только он переступит порог дома. Ведь его мозг перенасыщен информацией, пусть ребенок придет в себя, отдохнет от школы, покормите его и пустите поиграть и погулять.

Назначьте вместе с ребенком время, отводимое для уроков. Врачи считают период с трех часов дня до пяти-шести вечера наиболее оптимальным для выполнения домашних заданий. Время должно быть постоянным, чтобы ребенок мог планировать свои игры и освобождаться от них к назначенному часу.

По своей длительности занятия могут быть индивидуальными, так как дети в разном ритме усваивают материал, но не нужно подгонять ребенка и спешить расправиться со всеми заданиями сразу. До 12 лет ребенок может заниматься без паузы только полчаса, поэтому, если он что-то не успел, лучше отложить на утро. В перерывах между домашними заданиями следует дать ребенку отдых, напоить его соком или предложить шоколад.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.

В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

Эти советы психолога рекомендуют не заставлять учиться, а заинтересовать детей игровыми методами, сделать так, чтобы им хотелось получать знания.

Как помочь школьнику?

Мои предложения просты. Начать надо с того, что отлынивать маме не получится. Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений, чтобы внести в хаос немного больше порядка. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.

1. Расписание

Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.

2. Временные рамки выполнения задания

Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, что делать, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием стимулирует меньше зависать и усерднее шуршать.

В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала – домашка, потом – развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку – 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины – тот остается без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры – это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.

3. Система поощрений

Система поощрений – это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше – например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.

Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: “Ну почему????”, этот вопрос совершенно бессмыслен.  Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему.

Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Если школа недостаточно хорошо готовит ученика, нечестно обвинять в этом его. Невнимательность – это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать – можно и нужно.

Также я рекомендую посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания, так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, мемори – это далеко не полный список.

Как заставить ребенка делать уроки

Готовим ребенка к школьной жизни заранее

Основная причина, по которой дети не хотят ходить в школу и учить уроки — это банальное попустительство родителей в том, что не привили ребенку чувство ответственности и социального участия во взрослом мире.

— Ой, ему всего лишь пять, да пусть еще погуляет. Он же еще маленький. Рано еще маме помогать!

Вот так мы даем понять ребенку, что жизнь — это веселое и беззаботное приключение, где все вертится только вокруг его одного. Понятно, что ребенок с таким мировоззрением, придя в школу, будет буквально в шоке от того, что его заставляют что-то делать против его воли, да еще и отнимают его драгоценное время. Какое там домашнее задание, что вы? В голове ребенка будут только одни мысли, когда все это закончится, и когда уже можно будет погулять или поиграть.

Школу и занятия он будет воспринимать как некие временные трудности, которые, переждав и перетерпев, непременно закончатся и наступит время заняться тем, что ему нравится. Ребенка необходимо готовить с самых малых лет к социальному участию. Уже с четырех лет нужно давать понять малышу, что жизнь — это не только игры и то, что ему хочется, а принципиально нечто другое.

Ребенок может и должен помогать вам в каких-то мелочах. Также нужно заниматься с ребенком по дошкольной программе. Вам необходимо выстроить мировоззрение ребенка таким образом, чтобы у него сложилась устойчивая картина того, что жизнь — это какие-то обязанности, рамки и правила, а лишь только потом, что ему хочется.

Первый раз в первый класс

Главная задача родителей в дошкольной жизни ребенка — подготовить сознание малыша к тому, что у него всегда будут какие-то обязанности и те дела, которыми просто нужно заниматься потому, что есть такое слово «надо». Только в таком случае ребенок будет воспринимать школу не просто то место, куда он обязан ходить, но еще и так, что посещая ее, ему нужно что-то обязательно делать.

Конечно, не все дети рождаются вундеркиндами. Вполне ожидаемо, что у вашего первоклашки появятся определенные трудности по каким-то предметам. И это никоим образом нельзя пускать на самотек. Для вас это может показаться странным, но с самого первого домашнего задания вы должны быть рядом с ребенком, учиться с ним вместе, и контролировать его.

В том, что вы вместе будете делать уроки хоть до выпускного класса — нет ничего плохого и ужасного. Напротив, с самого первого класса ребенок привыкнет к тому, что все что он делает (привет взрослая жизнь и работа!), будет кто-то оценивать. Он должен понять, что все, даже то, что ему не нравится, нужно делать хорошо и до конца. Тут важно не делать за ребенка уроки, а помогать ему с карандашом разобраться с тем, что у него не получается.

Ведь если у ребенка не получится раз, а потом два — то желание что-то делать, за что в итоге все равно поставят двойку, у него напрочь отпадет. Вы должны контролировать и помогать. Дети есть дети, и становятся они взрослыми и ответственными в разные временные промежутки. Кто-то в 12, а кто-то и в 20. Такова жизнь.

Когда будет все хорошо?

И так, если вы успешно перешагнули начальные классы, вполне станет уместным вопрос, когда уже ребенок станет достаточно взрослым и сознательным, чтобы перестать контролировать его уроки. На самом деле тут нет однозначного ответа. Для кого-то из детей эта отметка может быть в 9 лет, а для кого-то и в 16.

Повторимся, нет ничего плохого и страшного в том, что вы будете вместе учить уроки до самого последнего звонка. Напротив, это весьма интересно и увлекательно, когда ваш ребенок не просто пересказывает вам учебник истории или физики, а выражает свое мнение и видение того или иного вопроса. Наблюдать, дискутировать и видеть, как ваш ребенок ментально растет — это очень занимательно.

Главное, не превращать учебу в обязаловку и однотипные штампы. Конечно же, нужно продумать и систему мотивации ребенка. Ваш подход должен формировать у детей картину отношения к учебе и урокам не просто, что это нужно, так, для галочки, а что все это действительно важно.

Как заставить ребенка делать уроки

Если вы все сделали правильно, то рано или поздно вы заметите, что ваш ребенок стал по-настоящему самостоятельной и сознательной личностью. Произойдет это не сразу и не в один момент, но вы это заметите. И вот тогда, вы уже должны принять решение, двигаться и дальше вместе, или же навсегда отпустить ребенка в настоящую взрослую жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Facebook Вконтакте OK Яндекс Twitter Telegram

психолога как правильно учить уроки с ребёнком

со школы ребёнок обязательно должен отдохнуть.

Отдых должен быть коротким, чтобы ребёнок не успел расслабиться. Есть предположение, что уже в школе половина полученной информации у детей рассеивается. Домашнее задание даётся как правило на закрепление нового материала.

Поэтому, чем быстрее ребёнок сядет за выполнение домашнего задания, тем больше вероятности что он его усвоит. Чем больше время отдыха, тем больше материала выветривается из голов наших детей.

домашнего задания не должно растягиваться на весь вечер.

психолога как правильно учить уроки с ребёнком

Необходимо научить ребёнка системе правильного выполнения домашнего задания. Например, начинать надо всегда с письменных заданий. Потом сделать 10 минутный перерыв.  И Приступать к устным предметам.

В общей сложности ребёнок младшего звена должен потратить на выполнение домашнего задания не более двух часов, дети старших классов не более трёх часов.

должен самостоятельно выполнять задания.

Ваша задача только проверять и исправлять ошибки. Также вы можете объяснять ребёнку вопросы, которые вызывают у него сложности.

ругайте ребёнка за плохие отметки.

Поговорите и выясните почему так произошло. Попытайтесь найти решение этой проблемы. Если это единичный случай, то ребёнок быстро исправит плохие отметки.

Если это система, то вам лучше поговорить с учителем и вместе пытаться объяснить ребёнку, что плохая учёба никому ещё не принесла пользы. Что впереди его ждут экзамены и с такой учёбой, ему трудно будет их сдать.

хвалите ребёнка за его успехи.

психолога как правильно учить уроки с ребёнком

Говорите какой он молодец. Как хорошо ему удается справляться с различными заданиями. Поощряйте ребёнка. Взамен на хорошую учёбу подарите ребёнку билет в кино, в развлекательный центр. Организуйте семейный поход в пиццерию и так далее.

Обещайте ребёнку какой-либо ценный подарок на его день рождение или новый год, при условии, что он хорошо закончит четверть.

Умение общаться с ребёнком залог нашего хорошего будущего. Дети всё очень хорошо помнят. Они помнят своё детство и как призму перекладывают его на свою взрослую жизнь в будущем.

От счастливого детства зависит, будут ли вам благодарны ваши взрослые дети или нет.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» — после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает — шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей — обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку — домой не приходи!» — родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании. Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше.

Некоторые дети говорят, что домашняя работа — лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.