Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как приучить ребенка убирать за собой игрушки. Советы и информация

Ребенок, который не убирает за собой игрушки, со временем может стать настоящим неряхой и лентяем. Чаще всего такие люди раздражают и настораживают окружающих.

Почему не получается

Может, не все родители в курсе, но от природы у ребенка нет навыков и желания поддерживать чистоту. Уборка — это довольно сложный алгоритм, практически недоступный двух- или трехлетке. Чтобы приступить к уборке, ребенок должен следующее: оценивать ситуацию в целом, определять последовательность необходимых действий, знать и помнить места хранения вещей, уметь систематизировать предметы, организовывать свои действия и оценивать результат. А лобные структуры мозга (это они отвечают за то, чтобы распределять и упорядочивать действия, организовывать процесс, сосредотачивать внимание и оценивать ситуацию) развиваются у человека до 18 лет. Ваш ребенок по естественным причинам просто не замечает беспорядка вокруг себя и понятия не имеет, как приступить к уборке.

Почему ребенку важно быть опрятным?

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Игры в 2-года: сколько и какие игрушки нужны ребенку

Знакомство ребенка с окружающим миром происходит через предметы, которые он может увидеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. В раннем возрасте это лучше всего делать при помощи игрушек, среди которых много развивающих и обучающих. Поэтому к их выбору нужно отнестись серьезно, как к покупке первой энциклопедии малыша, которая откроет ему мир. Современная игрушка должна не только выглядеть эстетично, ярко и интересно, но и увлекать, развивать и обогащать знаниями и навыками.

В 2-3-летнем возрасте у ребенка уже формируется первый игровой опыт. Он уже сам определяет интерес к конкретной игрушке, знает, что с ней делать и какой результат от использования можно получить. Например, накормить куклу игрушечным обедом или поиграть в школу с плюшевым медведем, расставить машинку по своим местам в гараже. Дети имеют своих «любимчиков», а на некоторые игрушки даже не обращает внимания, несмотря на их яркость, многофункциональность и развивающую составляющую. Малыши все разные, поэтому, что интересно одному, другого может абсолютно не привлечь. Но любую игрушку нужно покупать, четко понимая, что именно она развивает.

Что лучше выбрать для ребенка 2-3 лет:

  • логику отлично развивать при помощи кубиков, вкладышей и матрешек;
  • совершенствовать мелкую моторику и нарабатывать сенсорный опыт помогут пазлы, конструкторы, мозаики, шнуровки, игры с песком и водой;
  • кругозор расширяют фигурки зверей, карточки с изображениями представителей флоры и фауны, предметов, что присутствуют в разных сферах жизнедеятельности;
  • социальное развитие развивают кукольные домики, мебель, наборы посуды и игрушечной еды, бытовые предметы, куклы;
  • физически развивают игрушки для активного времяпрепровождения: машинки, каталки, кегли, мячи, велосипеды;
  • совершенствуют слух различные музыкальные игрушки;
  • положительные эмоции дарят забавы: курочки, что клюют зерно, волчки или медвежата-лесорубы.

Сколько игрушек можно дать 2-3-летнему ребенку одновременно

Игры в 2-года: сколько и какие игрушки нужны ребенку

Психологи утверждают, что из-за слишком большого количества игрушек ребенку сложно сосредоточиться на чем-то одном. Его внимание рассеивается, и концентрация отсутствует, что часто приводит к раздражительности и необоснованным капризам.

Правильный выбор разновидностей и количества игрушек поможет с ранних лет развивать сосредоточенность, внимательность и усидчивость. Поэтому чем меньше игрушек в распоряжении крохи, тем проще занять его и сохранить порядок в доме. Так малыш сам экспериментирует над действиями с одной игрушкой и развивает свою фантазию.

В уличной песочнице с лопаткой, совочком, ведром и формочками можно играть все лето напролет, и забава не надоест ребенку. Ведь каждый раз при помощи стандартных инструментов и песка можно создавать что-то новое и интересное: автомагистрали, замки, города, лабиринты, гаражи, дороги, реки и т.д. Возможно, на определенном этапе крохе требуется подсказка или физическая помощь старших. Но направив его мысли и действия в нужное русло, в дальнейшем он и сам с легкостью сможет сориентироваться в любой игре.

Не стоит и детскую комнату перегружать игрушками. Лишние, надоевшие и невостребованные – спрячьте в шкаф. А когда ребенку наскучит играться с теми, что в его распоряжении, поменяйте их на те, что были спрятаны. И так периодически делайте «обновления» запасов.

Для игры ребенку хватит 2-3 игрушек. А другие пусть хранятся в ящиках и на полках.

Рассмотрим несколько способов, как научить ребенка убирать за собой:

Определитесь с количеством игрушек в доступе

Если у вас их горы, то тут и взрослому будет тяжело убрать. Поэтому переодически убирайте часть игрушек из постоянного обращения, потом меняйте. Тут как раз можно предложить: "давай уберем эти игрушки, и достанем новые".

Важен пункт хранения игрушек

Когда ребенок видит что у каждого предмета есть свое место, ему легче потом найти место для игрушки.

Для совсем малышей здорово будет всегда проговаривать: "давай положим машинку в шкаф", "сейчас мы уберем мишку на кровать" и так далее.

Делите уборку на маленькие части

Сначала выберите один вид игрушек, потом другой. Расскажите реб̈енку общий план уборки, а также уточните, что делает в частности он/она.

Подключайте элементы игры

Заинтересуйте ребенка креативом: "давай уберем сначала все синие игрушки, потом все желтые игрушки и так далее.

Также можно внедрить элемент игры "соревнование": "кто быстрее уберет?", "давай засечем, успеем ли за 10 минут?" и тому подобное.

Годовалый малыш уже может помогать маме в уборке игрушек. Само собой, он будет это делать не потому, что хочет чистоты в комнате, а потому что это интересно. А сделать это интересным — ваша задача.

Придумайте приятный ритуал на время уборки

Например, делать это под ритмичную, задорную музыку и пританцовывать.

Что важно помнить, приучая к уборке ребенка любого возраста?

  • ️Ваша последовательность. Решили передать ответственность, так передавайте, не нужно менять курс, то: "быстро все убрал", то "ой, не успел, ну иди милый мой, я сама, сама".
  • Ежедневное выполнение простых правил и ребенок скоро привыкнет. Спокойствие, только спокойствие.
  • Если ребенок все равно отказывается убирать игрушки, можно использовать сказкотерапию.
  • Очень важен также личный пример. Если у вас везде кавардак, не требуйте от чада быть другим. Но и не ждите, что он привыкнет за день, дайте ему неделю другую.

Оригинал статьи: -kak-naucit-rebenka-ubirat-za-soboi-igruski/

Дошколенок

Для детей старшего дошкольного возраста просто убирать игрушки будет неинтересно. Нужно добавить в игру соревновательный элемент. Пусть порядок в комнате наводится на скорость с последующим выходом на улицу или совместным поеданием мороженого.

Стоит иметь в виду, что одному ребенку редко бывает интересно. Поэтому первое время необходимо учить его убирать игрушки вместе со всей семьей. Многие здесь могут сказать: «Мне надо, чтобы ребенок сам игрушки убирал, чтобы мне не сидеть с ним». В этом случае можно ответить только следующее: пока ребенок не привыкнет к труду, к обязанностям по дому, его нельзя оставлять одного. Только совместно проведенное время привьет отпрыску желание помогать. В противном случае через несколько лет действия, которые в нежном возрасте были интересны, станут яблоком раздора между родителем и повзрослевшим чадом.

Еще одна распространенная ошибка родителей – постоянно отмахиваться от ребенка и требовать от него, чтобы он не лез. Часто в желании разобрать свой шкаф с вещами или разложить на кухне кастрюльки кроется то самое стремление к порядку. Ограничивая эти желания, мама сама убивает в ребенке аккуратность и трудолюбие.

Родителям на заметку:

  • Не меняйте свое решение по сто раз на день. Если вы хотите, чтобы ребенок убрал игрушки, не нужно через пять минут после начала уборки отправлять его обедать или одеваться на улицу.
  • Если вы решили, что пришло время учиться самостоятельности, не меняйте свое мнение в другой день. Раз начали, значит, требование должно сохраняться каждый день.
  • Желательно, чтобы все домочадцы поддерживали одну и ту же линию поведения. Если мама требует соблюдения чистоты, а папа при этом ухмыляется и отпускает шуточки, ребенок рано или поздно повторит поступок отца.
  • Приучая к любому делу – уборке игрушек, заправке кровати, чистке зубов и т. д., – объясняйте ребенку, зачем это нужно. Это не должно быть требование типа «Я мама, и я так сказала». Ребенок должен понимать, что он делает, зачем и почему.
  • Требования и приказы всегда приносят меньше пользы, чем тактичное замечание или просьба. Не стоит превращать обычное домашнее дело в повод для ежедневного скандала. Ребенок гораздо лучше слышит спокойную речь. Уже к 30 секунде крика его мозг перестает воспринимать все, что говорится потом.
  • Похвала и доброе слово должно стать привычкой родителей. Нет ничего сложного в том, чтобы поощрить малыша за выполненную работу. Тем более, если она сделана хорошо.
  • Обратите внимание на себя и других членов семьи. А вы убираете свои вещи? А вы поддерживаете порядок? Дети полностью копируют поведение родителей, принимая его за эталон. Когда дома бардак, а наводить порядок должен только младший член семейства, это вызовет справедливое возмущение и протест.

Как заставить ребенка убираться в своей комнате

Каждая мама хочет видеть свое чадо аккуратным и опрятным, ведь это отражается во взрослой жизни. Как же приучить ребенка наводить порядок? С какого возраста можно начинать приучать малыша к чистоте? Как заставить подростка убираться в своей комнате не потеряв родительский авторитет?

Как приучить ребенка к порядку?

Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Так звучит главный вопрос большинства взрослых. Ответ на него неоднозначный.

Начнем с того, что приучать ребенка нужно начинать с раннего возраста (2-3 года). В этом возрасте крошка еще считает родителей эталоном правильного поведения.

Как заставить ребенка убираться в своей комнате

Начните с уборки игрушек после интересной игры. Предложите отправить машинки в гаражи, а животных в зоопарк.

Принимайте непосредственное участие в сортировке игрушек. Кстати, важно, чтобы все игрушки имели свое место. Пусть то будут контейнеры, мягкие емкости, коробки. Главное, чтобы малыш мог сам доставать и убирать их.

Например, одна в одной коробке хранится конструктор, в другой машины, в третьей животные и так один важный момент: покажите пример.

Если у Вас дома папины носки можно встретить в любой части квартиры или мамина косметика занимает любую открытую поверхность, не ждите от своего чада тягу к чистоте и порядку. Желаете чистоплотного ребенка — наведите порядок в своих вещах и поддерживайте чистоту ежедневно.

Для дисциплинирования составьте план для всей семьи на день, неделю, месяц. Для дошкольников задания можно изображать рисунками или картинками. В конце дня после выполнения обязанностей можно ставить сердечко (плюсик, пятерку).

В соответствии с возрастом должны быть и требования.

Крошка в 2-3 года в состоянии убрать игрушки после себя (вместе с мамой конечно), в 3-4 года можно просить о помощи в домашних делах (помыть посуду, протереть пыль), дошколятам постарше можно вывешивать небольшой список дел.

Как заставить ребенка убираться в своей комнате

Не стоит нагружать ребенка домашними делами, помощь по дому должна войти в привычку и не обременять. Кроха должен понимать важность процесса, который приносит пользу для всей семьи.

Маме не стоит устраивать шоу для вовлечения, так как малыш быстро привыкнет и будет требовать все новые сценарии. Согласитесь, не каждая мама сможет выдумывать ежедневно новые, увлекательные спектакли. Уборка должна ассоциироваться с ежедневным обычным делом, в котором участвуют члены всей семьи.

Сложно понять, почему папа лежит на диване, а мама разрывается между домашними родители захотели принудить к порядку в подростковом возрасте, это будет не легко, но возможно. Тинейджеры очень раздражительны и строптивы, поэтому воздержитесь от эмоций.

Придерживайтесь советов для положительного результата:

  • взрослый должен четко высказать желаемые действия и результат. Например: “Вещи должны быть убраны к ужину”;
  • превратите уборку в обычное занятие, создайте благоприятную обстановку (включите любимую музыку сына или дочери, читайте интересную книгу вслух);
  • не в коем случае не смейтесь над подростком и не сравнивайте своего с другими;
  • заведите щенка, который точно будет грызть брошенные вещи.

На самом деле заставлять крошку убирать за собой не только игрушки, но и вещи, посуду можно только благодаря ежедневным последовательным действиям.

Как заставить ребенка убирать за собой, если мама один раз побудила к самостоятельным действиям, а в течение недели убирала сама. Кроха приходит в недоумение и непонимание от Ваших требований.

Как заставить ребенка убираться в своей комнате

В самом начале приучения малыша к порядку мама сама показывает (соответственно убирает) как и куда нужно складывать игрушки. Постепенно увлекает малыша в уборку играя.

Чтобы получить положительный результат родитель вовлекается в игру: сын отвозит на грузовике грязные вещи, а куклы дочки вытирают пыль волшебными тряпочками. Важно, чтобы уборка не была нудным занятием, а приносила удовольствие.

Рекомендации, как научить ребенка убирать игрушки

Существует большое количество советов как приучить ребенка убирать за собой игрушки, вещи, посуду. Ниже перечислены самые популярные:

  • с раннего возраста приучайте малыша к поддержанию чистоты и уважению чужого труда. Согласитесь, обидно когда только что вымытый пол испачкают грязными ботинками;
  • не приучайте получать за выполнение домашних дел поощрения. Такой метод точно сработает, но готовы ли Вы “платить” за каждый убранный носок.
  • требования должны соответствовать возрасту. Не ждите от малыша 2-3 лет чисто вымытый пол;
  • Вам придется напоминать о наведении порядка, а еще лучше поучаствовать в процессе.

Так же есть и крайние меры по привитию любви к чистоте:

  • предупредить неряху о том, что все неубранные вещи через конкретное время окажутся на помойке. Важно слова подкреплять действием.
  • Отложить покупку новых игрушек или вещей до того момента, когда в комнате будет порядок на протяжении, например, 10 дней.
Как заставить ребенка убираться в своей комнате

Домашние дела в доме сильно влияют на развитие личности. Растущий человек, который соприкасался с домашними хлопотами познает тонкости быта, учится обслуживать себя, с легкостью найдет нужный вещи.

Каждая мама, которая нашла подход к своему малышу точно знает как приучить ребенка к порядку. Все дети индивидуальны, если один может сразу остановить игру (чтение книги, общение с друзьями), то другим необходимо время для “перезагрузки”.

Обязательно хвалите даже за попытку убрать одежду на полку, пусть это покажется не так аккуратно, зато желание наводить чистоту возрастает.

Как заставить ребенка убираться в своей комнате. Ссылка на основную публикацию

Как научить ребенка собирать игрушки — эффективных метода!

Как приучить детей собирать игрушки

Воспитывать чистоплотность и аккуратность психологи советуют ещё в дошкольном возрасте. Это неврождённые качества. Малыш приобретает их с возрастом и благодаря родителям. Чтобы сформировалось понятие ответственности, и дети с малолетства проявляли интерес и уважение к труду, начните с малого.

Попробуйте научить ребенка убирать за собой игрушки. Это непросто, так как в освоении навыка одинаковые меры воспитания неприемлемы. Можно использовать любые подходы и способы, кроме принуждения. Ультиматумы и наказания в этом вопросе неуместны, ничего, кроме негативных ассоциаций, они не вызывают.

Есть другие выходы, более интересные, полезные и безопасные для детской психики.

Учим ребенка убирать за собой игрушки

Чем раньше родители научат следить за порядком, тем лучше будут результаты. Это доказанный факт, но в своём стремлении вырастить трудолюбивого чистюлю, важно не переусердствовать и учитывать возрастные особенности.

Откликаться на просьбы дети начинают в 1–1,5 года. Они уже могут что-то достать, принести, собрать и т. д. Это идеальный возраст для обучения порядку и правилу «поиграл — убери». До 2 лет малыши на любые просьбы откликаются с удовольствием, не протестуют и не капризничают. Более взрослые дети ведут себя иначе.

В 2,5–3 года начинается пора экспериментов, когда маму и папу проверяют на прочность, а именно готовы ли они уступать, если им не подчиниться. В этом возрасте у ребёнка прибавляется занятий и увлечений, их уже не так впечатляет похвала, поэтому найти правильный подход и приучить к порядку намного сложнее.

Если мама, не дождавшись реакции, начнет сама убирать игрушки, малыш поймет, что протест сработал, и в дальнейшем будет активно пользоваться своим умением манипулировать.

В таких ситуациях многое зависит от поведения взрослых. Временный беспорядок можно потерпеть, а вот с непослушанием подрастающего ленивца справиться будет труднее.

Если ребёнок проигнорировал ваши слова и убирать игрушки не желает, подождите, пока он сам чего-нибудь захочет. Как только просьба прозвучит, доброжелательно напомните о том, что игрушки так и не собраны.

Пусть привыкает к тому, что незаконченные дела нужно завершать. Это хорошее качество, в будущем оно пригодится.

Уступчивость и излишняя строгость родителей одинаково бесполезны. Чтобы приучить детей собирать игрушки, придерживайтесь следущих проверенных правил.

Показывайте пример

Что такое порядок, маленькому ребёнку объяснить сложно. Учить хорошему необходимо на личном примере. Нельзя требовать того, чего вы не делаете сами. Беспорядок запоминается.

Дети привыкают к любым условиям и, если с рождения они видят горы немытой посуды и разбросанные по квартире вещи, это становится нормой. Малыш копирует поведение родителей.

При отсутствии достойного примера для подражания, он не проявят интереса убирать за собой игрушки.

Учите играючи и делите обязанности

В одиночестве и без напоминаний ребёнок вряд ли возьмётся за уборку. Придётся напоминать. Маленького ребёнка до 3 лет очень легко увлечь интересной игрой. Он мгновенно откликается на предложение родителей посоревноваться, например, кто быстрее соберёт пирамидку или соберёт в коробку карандаши.

Не настаивайте на самостоятельности. Если в комнате полнейший хаос, объём работ для маленького малыша может оказаться непосильным. Убирайте вместе с ребёнком, пусть он собирает кубики, а вы складываете книжки.

Так можно не только приучить поддерживать порядок, но и научить определять место для каждой игрушки: машинки в гараж, конструктор в коробку, куклу в коляску и т. д.

Главное, сразу дать понять, что ваше участие — это только помощь.

При категорическом отказе убирать за собой, спрячьте любимую игрушку. Когда малыш вспомнит и начнет искать её, скажите, что она обиделась и ушла к более доброму и бережливому хозяину. Это действует, но чтобы ребёнок всё правильно понял обязательно верните вещь и расскажите, что нужно делать, чтобы это не повторилось.

Не принуждайте, а стимулируйте

Уборка игрушек не должна быть разовой акцией. Приучите ребёнка наводить порядки регулярно. Если малыш увлеченно прибрался за собой сегодня, это не означает, что завтра с таким же энтузиазмом он сделает то же самое. При отказе выполнить вашу просьбу проще всего пригрозить и прикрикнуть, но это не выход. Можно попросить, но настойчиво и твердо, избегая угрожающего и приказного тона.

Хвалите за старания, подбадривайте и поощряйте малыша. Можно предложить прогулку, поход в цирк или просмотр любимого мультика, но только после уборки. Это не шантаж, а хорошо действующий стимул. Обещание купить новую куклу или машинку после того, как ребёнок выполнит просьбу тоже работающий стимул, но материальными подарками лучше не злоупотреблять.

Нежелание ребёнка убирать игрушки может быть вызвано плохим самочувствием или адаптационным периодом: устройство в детский сад, переселение в отдельную комнату, появление братика или сестрёнки и т. д. Не беспокойте малыша настойчивыми просьбами в период перемен.

Выводы

Быстро приучить к порядку малыша не получится. Капризы и протесты неизбежны и к этому надо себя подготовить.

Не заостряйте внимание на шумных отказах, не уступайте при отказах на ваши просьбы и не повышайте голос на бунтующего малыша. Угрозы, принуждения, обвинения – это запрещённые воспитательные приёмы.

Раздражённая кричащая мама только напугает. Лучше слов учат поведение и поступки, поэтому порядок и чистота должны быть правилом для всей семьи.

Много подобных статей вы сможете найти в нашем разделе о воспитании детей

Тут мы будем размещать только самые интересные и актуальные темы, касающиеся развития и воспитания детей!

Или посетите наш сайт о развитии детей