Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как привить хорошие манеры ребёнку?

Правила этикета за столом определяют допустимые манеры поведения во время трапезы. Их соблюдение необходимо для того, чтобы гости не мешали друг другу и могли наслаждаться приемом еды во время застолий, корпоративов, праздников.

Какие есть виды этикета для детей и подростков

Видов этикета, как известно, есть большое количество. Но к счастью, у детей их немного меньше, нежели у взрослых:

  • Гостевой (как следует вести себя, находясь в гостях)
  • Выходной (как нужно вести себя в особых общественных местах, например, в музее, кино, театре)
  • Пассажирский (как следует себя вести в общественном транспорте)
  • Семейный (как нужно вести себя в кругу семьи)
  • Речевой (как правильно вести вербальное общение)
  • Столовый (как правильно вести себя за столом )
  • Учебный (как правильно вести себя в учебных учреждениях )
  • Телефонный (как правильно вести разговоры по телефону и по переписке)

Для родителей важно понять, что правильно воспитать ребенка они смогут лишь в том случае, если они сами вежливые и воспитанные люди. Правильный пример — это лучший способ привить хорошие качества для своих детей.

Основные правила поведения за столом

Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

Что можно и нужно делать

  1. Перед тем как сесть за стол, следует помыть руки с мылом. Это необходимо делать даже годовалому ребенку. Конечно же, вначале моет руки младенцу мама, но уже с 2-3 лет малыш успешно может это делать самостоятельно. На первых порах маме придется напоминать о необходимости помыть руки, но потом выработается эта полезная для здоровья привычка.
  2. Принимать пищу за обеденным столом. Даже малышей нужно кормить в столовой или на кухне. Рекомендуется купить специальный стульчик, который позволит ребенку участвовать в семейной трапезе за общим столом.
  3. Обязательным правилом должно стать пожелание приятного аппетита перед началом приема пищи.
  4. Быть аккуратным во время еды, не испачкать ни себя, ни соседей. Маленькому ребенку, пока у него не выработается точная координация движений, следует использовать специальный фартучек (слюнявчик) или заправлять за ворот тканевую салфетку. В более старшем возрасте нужно приучить ребенка пользоваться бумажными салфетками. Перед тем как взять стакан с напитком, он должен аккуратно вытереть губы, чтобы не оставлять на стакане жирные следы (это может быть неприятно для соседей по столу).
  5. Есть и пить следует не спеша, жевать пищу не чавкая, с закрытым ртом. Если вдруг захотелось чихнуть или кашлянуть, то нужно отвернуться от стола, прикрыть нос или рот салфеткой и после извиниться.
  6. Сидеть за столом следует прямо, опираясь на спинку стула.
  7. Только прожевав и проглотив пищу, можно что-либо сказать за столом.
  8. Если желаемое блюдо или напиток стоит далеко, то не стоит тянуться за ним через весь стол. Нужно попросить передать его со словом «пожалуйста» и не забыть поблагодарить.
  9. Если кувшин с напитком или соком тяжелый, следует попросить о помощи взрослых и сказать «спасибо» за услугу.
  10. После окончания приема пищи обязательно поблагодарить маму или хозяйку дома, даже если блюдо не очень понравилось.

Что должно быть под запретом

Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

  1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
  2. Нельзя класть на стол локти.
  3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
  4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
  5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
  6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
  7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
  8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
  9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
  10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
  11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

Выходной — Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

  1. ​Мусор должен находится в урне, а не на земле;
  2. Запрещается ходить по газонам;
  3. Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
  4. Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
  5. В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
  6. Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
  7. Стоит помнить о правилах дорожного движения;
  8. Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
  9. Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
  10. Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Основные правила

Застольный этикет регулирует поведение гостей на всех этапах трапезы — начиная от рассадки и заканчивая прощанием.

Его основные правила:

  1. Если у хозяина нет плана рассадки гостей, они должны ждать стоя, пока он не укажет им на места. По традиции организатор застолья садится во главе стола, рядом с ним располагаются почетные гости, а дети и молодежь оказываются на противоположной стороне.
  2. Во время рассадки женщины, вне зависимости от возраста или социального статуса, садятся за стол первыми. Хорошим тоном считается помочь им подвинуть стулья.
  3. Начинать трапезу можно только после того, как все гости заняли свои места и получили первое блюдо от организатора застолья. Если обед проходит в ресторане, нужно таким же образом дождаться, пока официант принесет еду каждому из присутствующих.
  4. Последующие блюда можно начинать есть сразу, не дожидаясь остальных.
  5. Опоздавших за стол ждут не более 20 минут. Явившийся позже назначенного времени гость должен вежливо извиниться (не оправдываясь и не вдаваясь в причины своего опоздания) и пройти на свое место.
  6. Во время трапезы нужно стараться издавать как можно меньше звуков. Запрещено чавкать, сербать, звенеть приборами.
  7. Запрещено класть на стол локти — ими можно случайно столкнуть тарелку или бокал. На столе должны лежать только кисти рук.
  8. Невежливо тянуться за блюдом на крайней стороне стола — вместо этого стоит вежливо попросить передать его.
  9. Запрещено выбирать лучшие куски из общей тарелки — нужно брать только те, что лежат ближе всего.
  10. Бокалы с вином наполняют не более, чем наполовину. По традиции мужчины наливают спиртные напитки женщинам, сидящим справа от них.
  11. Закончив есть, невежливо сразу выходить из-за стола — стоит продолжать участвовать в беседе, пока застолье не закончится. Если понадобилось срочно уйти, нужно вежливо сообщить об этом хозяину и извиниться.

Соблюдение правил этикета за завтраком, обедом и ужином необходимо для того, чтобы каждый из гостей чувствовал себя комфортно и уютно.

Поведение за столом

В столовый этикет входят не только нормы сервировки и поедания пищи, но и взаимодействия гостей между собой.

Чтобы произвести приятное впечатление, нужно придерживаться следующих правил при общении:

  1. Во время застолья принято вести дружелюбную, непринужденную беседу. Стоит воздержаться от обсуждений политики, религии, семейных или финансовых проблем и прочих тем, которые могут спровоцировать конфликты и споры.
  2. Во время трапезы не стоит громко разговаривать, смеяться, бурно жестикулировать и проявлять эмоции. Это может отвлечь других гостей от приема пищи.
  3. Неприличным считается уходить от участия в общей беседе. Стоит внимательно слушать других гостей и вносить свой вклад в поддержку разговора.
  4. Нельзя обсуждать проблемы со здоровьем во время еды — это невежливо, неприятно, отбивает аппетит.
  5. Невежливо вести частные беседы во время общей трапезы. Начинать их можно только спустя 1,5-2 часа после начала праздника.
  6. Неприлично критиковать блюда прямо во время застолья — если гостю что-то не понравилось, лучше всего просто не есть это. Не стоит также разговаривать о диетах, пищевых аллергиях, пользе и вреде тех или иных продуктов непосредственно за трапезой.
  7. Нельзя разговаривать по телефону за столом. Если беседа неотложная, нужно извиниться и отойти.
  8. Не стоит обращаться к человеку, который занят пережевыванием пищи. Ему придется спешить, чтобы дать ответ.

Соблюдать правила хорошего тона особенно важно в ресторанах и на праздничных застольях. Во время семейных и дружеских вечеров некоторыми из них можно пренебречь, но только если это комфортно всем из собравшихся гостей.

Использование салфеток

Многоразовые льняные салфетки предназначены для сохранения частоты одежды. Перед трапезой их нужно расправить и положить себе на колени. Закончив есть, складывать их обратно необязательно — достаточно положить их на стол рядом со своей тарелкой.

Бумажные салфетки используют для вытирания губ, лица, кончиков пальцев во время еды. После использования их кладут рядом с тарелкой, чтобы официант мог их выбросить. Вытирать ими чрезмерно грязные или жирные руки нельзя — лучше сходить в уборную и вымыть их водой. Протирать ими пролитые напитки или жидкие блюда также недопустимо.

Воспитание в детском саду и школе

Немаловажное значение в воспитании ребёнка имеют, конечно же, и детский сад со школой. Но не стоит перекидывать именно на них всю ответственность за воспитание. Они просто обязаны учить правилам этикета, но научится ли ребёнок, зависит и от него тоже.

Обычно уроки этикета скучны для детей. Их учат, а детям не хочется учиться, им хочется играть. А воспитателям столько нужно всего рассказать, что иногда просто некогда проводить урок в игровой форме, ведь они должны успеть выполнить обязательную программу. Да ещё и не так-то просто уследить за каждым ребёнком и каждого научить, каждому уделить внимание.

Поэтому воспитателям лучше стараться чаще использовать игровые формы обучения детей этикету. В то же время родителям не стоит надеяться только на воспитателей, они сами должны стараться прививать ребёнку хорошие манеры.

Правила этикета для детей за столом

Самые основные правила поведения за столом, нам знакомы еще с глубокого детства. Наши родные довольно часто говорили нам такие фразы: «Не разговаривай с полным ртом!», «Не играй с едой!» и прочее. Это и есть правила этикета для детей, но в более грубой форме.

Отметим правила поведения:

  1. Сидеть за столом нужно ровно, со прямой спиной. Нельзя закидывать локти на стол.
  2. Не разговаривайте с полным ртом. Недопустимо громко разговаривать и петь за приемом пищи.
  3. Некрасиво брать еду руками, исключение – хлеб.
  4. Нельзя забавляться с едой.
  5. Не чавкайте и не хлебайте очень громко.
  6. Если вдруг, вам хочется чихнуть или закашлять, то нужно отвернуться в сторону и прикрыть рот или нос салфеткой.
  7. Есть нужно не спеша. Строго запрещено плеваться едой.
  8. Желательно не оставлять недоеденным, то что лежит в подставной тарелке. Соблюдения этого правила во многом зависит и от родителей. Не нужно накладывать ребенку слишком большую порцию.
  9. Если запачкались, то вытретесь салфеткой.
  10. Если вам понадобилось посетить ванную комнату, просто на просто не громко извинитесь и покиньте стол. Не совсем тактично рассказывать всем, куда вам надо отойти.
  11. Нужно быть вежливым и поблагодарить за кушанье того, кто это готовил.
  12. Уходить из-за стола нужно со всеми. Если ребенку очень неинтересны разговоры взрослых, то он может покинуть застолье с разрешения старших.

Топ-общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:

  1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
  2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
  3. Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
  4. Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
  5. Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
  6. Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
  7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
  8. Во время урока – отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
  9. Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
  10. Не перебивай учителя и одноклассника.
  11. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
  12. Отвечай на поставленные вопросы учителя, внятно, громко, уверенно.
  13. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
  14. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
  15. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
  16. Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
  17. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
  18. Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
  19. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
  20. В столовой кушай аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.

Как научить ребенка делать уроки

Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.

Например, в раннем возрасте мы помогаем детям выработать самые простые полезные привычки: проснулся — умылся и почистил зубы, пришел с прогулки — помыл руки. Когда это выполняется постоянно, мы делаем это автоматически, не задумываясь. Точно так же можно привить ребенку привычку «учить уроки самостоятельно» — в правильное время, в правильном месте.

И вот чтобы сформировать эту привычку, точно понадобится родительский контроль и поддержка. Идеальный вариант для заведения такого порядка — первый класс. Но и в позднем возрасте можно создать все условия для новой полезной привычки. Задача родителей здесь — помочь ребенку правильно организовать свое время и понять ежедневную обязанность учить уроки.

Подготовьте удобную рабочую площадку: у ребенка должно быть достаточно места и освещения. Стол, стул, полки и ящики для книг, удобная карандашница, место для портфеля. Ребенок не должен отвлекаться: приглушите звук телевизора в соседней комнате, уведите от ученика младших детей и домашних питомцев.

Найдите удобное время для уроков. Дети возвращаются из школы утомленные, им нужно время, чтобы немного отдохнуть и восстановиться, для этого нужно 1–2 часа. В это время не спрашивайте о школе, дайте ребенку поесть, погулять. Педагоги считают, что лучшее время для уроков — 15–18 часов дня.

Научите ребенка правильно сидеть за столом и держать ручку, раскладывать тетради и учебные принадлежности по столу. В классе у учителя вряд ли есть время, чтобы все это отследить.

Не стоит начинать уроки с самых сложных заданий. На них уходит больше всего времени, ребенок устает, теряет веру в себя. Начните с того, что школьник знает хорошо, а потом переходите к трудному.

Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.

Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.

Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.

Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!

Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.

И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.

Что нельзя говорить школьнику?

По мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит говорить школьнику некоторые фразы. Например…

Читать дальше

Как научить ребенка вести себя за столом

Не знаете, как помочь ребенку научиться правильно вести себя за столом? Замечания и нравоучения не дают желаемого результата?Попробуйте рассказать сказку о том, как некрасиво выглядят дети, которые не умеют вести себя за столом, как они неприятны обязательно обсудите с ребенком сказку. Важно, чтобы отвечая на Ваши вопросы, ребенок сам пришел к выводу о необходимости правильного поведения за столом.

Как вести себя за столом

… Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»- Входи! – ответила старушка, выглянувшая в окно. – Я здесь живу с моими вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах.А когда встала, увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту на котлету и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. Наконец наколол на вилку котлету и стал ее обкусывать; измазал при этом нос и щеки, потом вытер их рукавом.«Фу, как противно! – подумала Даша. – Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот». И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб…- Как вам не стыдно так некрасиво есть! – в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять их было невозможно, потому что все говорили с набитыми ртами.- Извините, – вздохнула Даша, – но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной.И ушла.

Примерные вопросы для обсуждения:Почему Даша ушла из лесной избушки?Правильно ли Даша сделала, что ушла? Как лучше было поступить?Что не так делали дети? Как нужно правильно есть суп, макароны, котлеты, пить компот?Зачем нужно правильно вести себя за столом?Какие правила поведения за столом ты уже знаешь?

Конечно, одной сказки недостаточно, чтобы научить ребенка правильно вести себя за столом. Сказка выполняет роль мотиватора, она должна помочь сформировать у ребенка желание научиться правильно вести себя за столом. И это желание нужно постоянно подкреплять: своим примером правильного поведения за столом, обращать внимание в мультфильмах и книгах на соответствующие моменты, ненавязчиво и тактично напоминать правила поведения за столом, рассказывать интересные истории (об истории столовых приборов, об исторических казусах за столом и т.п.). Далее необходимо в игровой форме познакомить ребенка с основными правилами поведения за столом (можно поиграть в столовую, званый прием, кукольный день рождения и т.п.): показать правила поведения за столом в действии.

Научите ребенка вести себя за столом! Ваш выросший ребенок будет Вам очень благодарен, чувствуя себя уверенно и непринужденно в любой ситуации за столом.

Это интересно

Психологические приемы

Игра. Помнишь, как в «Джентльменах удачи» герой Евгения Леонова накормил бунтующую детсадовскую группу? Он объявил, что завтрак отменяется, и все дети начинают подготовку к космическому полету, а первым делом подкрепляются едой для космонавтов. Попробуй придумать нечто похожее.

Мнение авторитетного взрослого. Если подросший малыш отказывается брать ложку в руки, попробуй апеллировать к образу значимого для него взрослого. Например, скажи о том, что не кормишь с ложечки папу или обрати внимание на то, как ест старший брат, которому младший стремится подражать.

Последовательность. Полезно будет договориться со всеми членами семьи о том, что ребенка приучают к самостоятельности за столом. Чтобы избежать ситуации, когда папа настаивает на самостоятельности, а мама ратует за кормление с ложки, потому что так быстрее и удобнее.

Как правила этикета касаются детей

Еще несколько лет назад книжки по воспитанию учили молодых родителей тому, что дети не должны вступать в разговоры со взрослыми без разрешения, не должны перебивать, заговарить с гостями пока их не спросят. Сегодня многие педагоги полагают, что это мешает развитию ребенка как личности, что он имеет в разговоре те же права, что и взрослый. Это можно принять, если ребенок, даже маленький, общается на правах взрослого. Но если он канючит», плачет, пытается манипулировать, то это очень раздражает. Поэтому родителям стоит ограничить — не столько свободу ребенка, сколько свою — занимаясь собственным чадом так, чтобы оно не было в тягость окружающим.

Как правила этикета касаются детей
Как правила этикета касаются детей

Как правила этикета касаются детей

Все это касается и тех моментов, когда родители вместе со своим малышом посещают рестораны, кафе, музеи, пользуются общественным транспортом. Умение занять свое дитя так, чтобы он чувствовал себя хорошо и при этом не докучал остальным, — это и есть хороший тон, в отличие от попыток объяснить: «Это ж ребенок, что я могу с ним сделать».

Как правила этикета касаются детей
Как правила этикета касаются детей

Стоит ли делать замечания чужому ребенку? Нет! Если вам совсем невтерпеж, то замечание в очень вежливой форме можно сделать родителям ребенка. Но при этом вы должны помнить и о том, что делать замечание не является хорошим тоном.

Как правила этикета касаются детей
Как правила этикета касаются детей

И главное, не забывайте про то, что ребенок в первую очередь видит и повторяет поведение своих родителей. Не забывайте про золотые слова «Спасибо», «Пожалуйста» и будьте вежливы!

Как правила этикета касаются детей
Как правила этикета касаются детей