Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как проработать детские психологические травмы?

Реакция психики на пандемию у всех разная. Кто-то воспринимает новую инфекцию как обычную сезонную ОРВИ, а у кого-то могут случиться панические атаки. Как легче справиться с болезнью? Как оказывается поддержка пациентов с коронавирусной инфекцией? Опыт белорусского психотерапевта.

Что такое детская психическая травма

Несмотря на глубоко укоренившееся убеждение, что практически любое действие или событие может стать причиной детской травмы, психика у ребенка обладает высокой степенью «гибкости». И во многих случаях ребенок просто не осознает «ненормальности» происходящего, так как до определенного возраста у него нет четких представлений о нормах и морали. Это не значит, что у таких событий, как пьянство родителей или их «рукоприкладство», нет последствий. Они есть, но не в виде травмы — у ребенка под влиянием таких факторов часто формируется нездоровое представление о семье, роли родителей и пр.

Травма же возникает в ситуациях, когда ребенок испытывает:

  • Боль. Физическое насилие, применяемое к ребенку, является самой частой причиной детских психических травм. Но травма также может возникнуть при других травматических событиях — ДТП, падении с высоты, врачебных манипуляциях и пр., которые причинили ребенку внезапную и сильную боль.
  • Страх. Страх за себя или за кого-то из близких может сформироваться, когда ребенок участвует в каком-либо событии, угрожающем его здоровью или жизни, или когда он присутствует при таком событии в роли свидетеля.
  • Сильные эмоциональные переживания. Это может быть расставание с родителями, переезд в другой город и разлука с друзьями, смерть питомца, острое чувство стыда и пр.

Эти чувства являются самыми распространенными в перечне обстоятельств, фигурирующих среди причин детской психической травмы, но они необязательны для того, чтобы стать источником проблем. Все зависит от индивидуальных особенностей психики ребенка и условий, при которых произошло травмирующее событие. Так, для одного ребенка причиной травмы может быть звук грома, который разбудил его среди ночи. А для психики другого ребенка даже ДТП или природные катастрофы проходят бесследно, так как он находился рядом с родителями и чувствовал себя защищенным.

Важно знать, что травмирующее событие может быть «исключено» из сознательных воспоминаний или запомниться как тень события — смутные представления и образы, не вызывающие каких-либо особых эмоций или переживаний. И нередко, уже будучи взрослым и присутствуя при схожих обстоятельствах, человек вдруг испытывает необъяснимый страх, крайнюю степень неприятия чего-либо. В этот момент детская психическая травма как старый боевой шрам дает о себе знать.

Заказать звонок Написать в WhatsApp СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ

Когда обратиться за помощью

Следует четко осознавать, что детская психическая травма не становится слабее и не оказывает менее негативного влияния на жизнь, если человек забыл о самом событии. Напротив, такие травмы постоянно присутствуют в качестве «фундамента», на котором строятся реакции, чувства и отношения с окружающими.

Поэтому важно как можно раньше обратить внимание на признаки, указывающие на то, что внутри вас есть «спутник», управляющий вами.

Перечень симптомов, которыми проявляются детские психические травмы, может быть бесконечным, так как это состояние развивается в разном возрасте, при огромном количестве обстоятельств, при участии разных «персонажей» — все это оказывает влияние на то, насколько глубоким и ярким будет след.

Но некоторые признаки такой травмы характерны для всех случаев без исключения, и именно на них нужно ориентироваться.

Так, обострение детской психической травмы всегда происходит в присутствии схожих обстоятельств. Вне зависимости от того, какими именно симптомами проявляется это состояние — тоска, апатия, страх, чувство душевного дискомфорта, гнев и пр., — они возникают при событиях, так или иначе ассоциирующихся с детской травмой. Например, если к травме привело ДТП, спровоцировать обострение может просмотр фильма, в котором демонстрируются аварии, или даже просто резкий звук тормозов на проезжей части. Развитие обострения может быть постепенным или внезапным. В первом случае симптомы проявляются по нарастающей — легкий, почти неуловимый страх, повышение уровня тревожности, резкие перепады настроения, полное безразличие к окружающим или крайняя степень конфликтности, повторяющиеся ночные кошмары, бессонница и пр.

При внезапном развитии обострения может наступать нервный срыв, сопровождающийся истеричным поведением, длительными приступами рыданий, сильным страхом. Физическими проявлениями этого состояния часто бывают тахикардия, скачки артериального давления, шум в ушах, ощущение нехватки воздуха.

Онлайн консультация специалиста

по Вашему вопросу!

Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Заказать звонок

Перечисленные проявления однозначно указывают на необходимость консультации со специалистом. Важно понимать, что последствия детской травмы могут, без преувеличения, разрушить всю жизнь человека, включая его личные отношения, карьеру и здоровье.

Комплексный и индивидуальный подход к решению этой проблемы позволит определить причину вашего состояния и последовательно устранить как его источник, так и «наслоения» когнитивных и других искажений, которые развились на почве травмы.

 

Самодиагностика

Выявить у взрослого человека психологическую травму, полученную в детском возрасте, может только профессиональный психотерапевт. Необходимо понимать, почему речь идёт именно о детских психологических травмах. Дело в том, что у взрослого человека уже есть определённый жизненный опыт и он знает, как справляться с негативными эмоциями, как пережить страх, сильный стресс. Поэтому во многих ситуациях при получении психологической травмы взрослый человек понимает, когда ему нужна психологическая помощь. Но ребёнок этого не знает.

Статья по теме Работа подсознания: как сны помогают решать проблемы и выявлять болезни

В большинстве случаев детская травма скрывается где-то в глубинах подсознания человека, и понять, над чем именно нужно работать, может только специалист. Но предварительную самодиагностику можно провести и самостоятельно. Вот наиболее тревожные симптомы, которые могут быть вызваны пережитой в детстве психологической травмой.

► Неадекватная эмоциональная реакция, физические или соматические переживания в обычных на первый взгляд ситуациях.

Самодиагностика

Например, если человек, находясь вне дома, замечает, что у него без всяких причин возникает чувство тревоги, учащается сердцебиение или возникают другие некомфортные чувства (например, страх, ощущение опасности). Если такие ощущения возникают на протяжении длительного времени и всегда в определённых ситуациях, они могут быть вызваны последствиями детской психологической травмы.

► Провалы в памяти, касающиеся событий детского возраста.

Некоторые люди утверждают, что совершенно не помнят себя в детстве: как они жили, что делали, что с ними происходило. Такие провалы в памяти могут быть признаком того, что в детстве с этим человеком произошло что-то психотравмирующее, и память заблокировала воспоминания об этих негативных событиях. Если человек не помнит лица близких ему людей, не узнаёт на фотографии родственников, с которыми много общался в детстве, то такие белые пятна в памяти могут быть признаком затаившейся в глубине сознания непроработанной детской травмы. В подобных случаях человеческая память будет активно блокировать воспоминания о пережитых психотравмирующих ситуациях и делать всё, чтобы сохранить функциональные возможности человека и избежать сильных травмирующих переживаний. Для восстановления психического здоровья очень важно обнаружить подобные провалы, помочь в этом может специалист.

Идеальное или проблемное: влияет ли детство на счастье во взрослой жизни? Подробнее

Что делать родителю, подозревающему самоповреждающее поведение?

✔ 1. Сделайте паузу, вдохните-выдохните. Вам необходимо успокоиться и подумать, прежде чем принимать какие-либо решения и начинать действовать. Ваше настроение необходимо взять под контроль, ведь в такой ситуации гамма переживаний едва ли приятная (грусть, злость, страх, вина).

Иногда первая реакция родителя – задавать ребёнку вопросы, однако это может быть расценено как нападение и ребёнок станет ещё более закрытым и замкнутым. Безусловно, следует обратиться к профессионалу, школьному или частному психологу, однако некоторые вещи Вы можете сделать и самостоятельно.

✔ 2. Еще раз дайте подростку понять, что Вы его любите (вне зависимости от конкретных фактов его поведения). Следует помнить, что дети причиняют себе вред, потому что испытывают множество трудных эмоций. Вне зависимости от того, хотят ли они таким образом наказать себя, успокоить, или же просто заставить что-то почувствовать, их реальность очень тревожная и нестабильная. В этом постоянном вихре эмоций им нужно убежище, где они могут чувствовать себя в безопасности.

Именно это должен обеспечить ребенку родитель. Не важно, можете ли Вы разрешить проблему подростка немедленно – важно, чтобы тот знал, что любим, и принимаем родителем, и что тот не стыдится, даже если ребенок ведет себя так, покрывая свое тело порезами и ожогами.

Благодаря этому возникает эмоциональную стабильность, которой так не хватает подростку.

✔3. Попытайтесь понять, какая причина стоит за причинением себе повреждений, потому что порезы и ожоги – всего лишь симптом. Причины есть всегда, но они могут быть очень разными – кто-то из подростков страдает от депрессивного или тревожного расстройства, кто-то стал жертвой школьной травли, кто-то начинает причинять себе вред из-за проблем с учителями или с самими родителями.

Важно, чтобы родитель помог подростку попробовать понять причины, по которым он вредит себе, только после этого можно начинать борьбу с ней.

✔ 4. Подростки, склонные к самоповреждениям, часто не готовы, не могут говорить на эту тему, при попытках взрослых начать разговор – отмалчиваются. Не стоит заставлять их в приказном тоне – это только усилит уже имеющиеся проблемы. Но можно подумать над альтернативными вариантами диалога. Вот несколько вариантов, которые пробовали другие родители:

А) Оставьте на столе в кухне блокнот, в котором ребенок может писать любые вещи, которые он хотел бы, чтобы родители знали. Писать всегда проще, чем говорить напрямую. Любой из родителей читает записи каждый день и находится в курсе происходящего, там же родитель может оставлять ответы на вопросы или писать свои комментарии;

Б) В комнате ребенка (или над его спальным местом) можно повесить маркерную доску, на которой ребенок может отмечать, например, звездочкой или черточкой, каждый день, когда он не причинял себе повреждений. За каждый же день, когда повреждения были нанесены, один знак ребенком стирается. Таким образом родитель остается в курсе происходящего и избегает при этом неловких разговоров с ребенком;

В) Можно приобрести набор цветных браслетов на запястье (например, резиновых), которые подросток надевает каждый день, цвет же зависит от настроения: красный цвет символизирует крайнее эмоциональное напряжение, желтый – то, что его настроение в пределах нормы, зеленый – что все отлично. В случае возможности договоренности со школьным психологом и сотрудничества родителей с ним в вопросах борьбы с самоповреждающим поведением ребенка это – хороший способ для психолога также быть в курсе состояния ребенка.

✔ 5. При наличии хорошо налаженных контактов со школой, сообщите о ситуации классному руководителю, социальному педагогу или школьному психологу, если он есть в школе. Совместно родителю вместе с сотрудниками школы будет легче следить за поведением ребенка, к тому же, иногда школа идет на встречу родителям, и немного изменяет условия проведения, к примеру, устных ответов у доски, для ребенка, если они вызывают у него такой сильный стресс, что он причиняет вред своему телу.

✔ 6. Не пытайтесь заставить ребенка прекратить то, что он делает. Часто ребенок в таких ситуациях продолжает наносить себе повреждения, только не сообщает об этом родителю. Не всегда «изъятие» всех острых предметов из квартиры, например, включая столовые ножи, является хорошей идеей. Иногда подростки, отчаявшись в такой ситуации, причиняют себе вред гораздо более травматичными способами, например, режут кожу осколками стекла. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно, поговорите с ребенком о том, какого поведения он хотел бы от вас в этой ситуации. Иногда дети сами предлагают убрать подальше все потенциально опасные предметы.

✔ 7. Предложите ребенку альтернативные варианты поведения. Есть много других вариантов, которые молодые люди могут пробовать, помимо причинения повреждений своему телу. Кто-то справляется при помощи банального биться подушки, разрывания бумаги на мелкие клочки или более экзотичного сжимания в руках кубиков льда (да, это не очень приятно и очень чувствительно, потому является хорошей альтернативой для самопорезов).

Кто-то рисует красной ручкой на коже, кто-то носит на запястье резиновый браслет, который может с силой натянуть и отпустить в момент эмоционального напряжения.

✔ 8. Воспользуйтесь помощью профессионалов: детский психолог в поликлинике, центры помощи семье и детям, службы психологической помощи, консультации подросткового психолога и т.д. Психолог может всегда оказать поддержку родителю и предложить направления поведения в конкретной ситуации, даже если сам подросток отказывается идти на прием.

——————————————-—

Будем рады ответить на все вопросы, записать на психологическую консультацию и рассказать подробности!

Помощь родителей ребенку

Чтобы родители могли помочь своему чаду при наличии психотравмы, им необходимо пересмотреть особенности воспитания и на основе опыта изменить тактику. Таким образом родители не будут травмировать психику ребенка, сделав условия максимально комфортными. Если же картинка воспитательного процесса не будет изменена, это может привести к тому, что в подростковом возрасте ребенок станет неуправляемым. Все эти неприятные моменты лучше обсудить с психологом, тогда родители смогут максимально правильно вести себя, чтобы ребенок не получал новых психологических травм и рос в комфортной для него среде.

Взрослому человеку от негатива из прошлого, токсичных мыслей, отравляющих жизнь, поможет избавиться курс Викиум «Детоксикация мозга».

1221

1221

Оживление забытых травм

Постепенно в отношениях между Игорем и Машей, помимо недопонимания, вызванного разницей характеров, стали проявляться последствия их детских травм. Когда Игорь проводил вечера со своими друзьями, Маше казалось, что он «играет в дядю Юру» и вместо того, чтобы путешествовать по их волшебному миру, веселит каких-нибудь чужих девиц. Потребность Игоря в динамике и тусовках в веселых компаниях у Маши ассоциировалось с мамиными привычками «развеяться» и «порадовать себя» тасканием по магазинам.

Игорь не любил «копаться в психологических дебрях» и старался перевести беседы о значимых для Маши впечатлениях и переживаниях в режим шуток и пересказа смешных историй из его прошлых посиделок. Машу сильно оскорбляло то, что, заметив у нее желание поговорить о чем-то для нее важном, например, про озадачившую ее стычку с подругой, Игорь мог сказать, что он жутко устал, и предложить ей обсудить это завтра. Но при этом у него могло вполне хватить сил на бурный секс, а после этого он мог еще дурачиться и подшучивать над Машей.

Игоря выбешивали Машины привычки обсуждать разные нелепые и глупые ситуации в отношениях с ее подругами: «кто что подумал, когда сказал какую-то чушь?», «что она имела в виду, когда …», «как бы тебе объяснить, но я почувствовала …». У него такие разговоры жестко ассоциировались с привычками его мамы обсуждать предательство отца и то, о чем он тогда думал.

Но еще больше его пугало то, что Маша, как и его мама, имела установку «разобраться в мужской психологии» и проверить, не появились ли в его душе какие-либо опасные желания и чувства.

Изначально Игорю нравилось, что Маша не была предельно серьезной и могла вместе с ним дурачиться, придумывать глупые или веселые истории, она могла быстро сорваться с места и поехать в другой город и даже страну. Но ее нельзя было сдвинуть с места ради того, чтобы сходить вместе на какую-то тусовку или событие. Она могла изводить его вопросами о том, «а какой в ней смысл?» или «а что тебе дает общение с этими людьми?». В такие моменты Маша как бы превращалась в его маму.

В какой-то степени и Игорь, и Маша не очень обоснованно привязывали ассоциациями из прошлого свои старые детские травмы к поведению друг друга.

Затевая разговоры на психологические темы, Маша вовсе не пыталась проникнуть во внутренний мир Игоря ради того, чтобы уличить его в каких-либо пагубных наклонностях, неприличных желаниях или опасных установках. Она просто хотела быть ближе к нему, и ей было важно разговаривать с ним о том, что творилось в ее душе.

Игорь был вовсе не равнодушен к Маше, он был готов многое для нее сделать, многим пожертвовать, но он был человеком дела, а Маша как-то не стремилась говорить о делах и о решении реальных задач и проблем. Вместо этого она пыталась втянуть его в какие-то «дебри непонятностей» и в «булькающее болото эмоций».

Постепенно те переживания и травмы, которые имели место в детстве Игоря и Маши, стали оживляться в их душе. И постепенно они начали видеть в поведении друг друга повадки своих родителей.

Данная статья принадлежит к серии статей о феномене «возрастного регресса» в любовных отношениях, а также о механизме «сценарных игр», которые иногда случаются в любовных и семейных отношениях

Вот список всех этих статей:

Причины эмоциональной травмы

Эмоциональная или психологическая травма — это урон психологическому состоянию человека, связанный с тем, что ему пришлось пережить очень тяжелое событие. Обычно такое переживание мешает человеку нормально функционировать в обществе. Эмоциональная травма может быть связана с разными событиями, среди которых внезапная угроза ограбления или насилия, терроризм, продолжительное насилие сексуального или психологического характера, проблемы с отношениями, разрыв или развод, смерть близкого человека, тяжелый медицинский диагноз, издевательства сверстников, ощущение краха или унижения. Психологическая травма обычно предшествует тяжелой тревожности и депрессии.

Причины эмоциональной травмы

К сожалению, многие люди при таком состоянии не обращаются за помощью к специалисту и даже не догадываются, что им нужна поддержка. В такой момент важно, чтобы близкие смогли распознать беду и помочь. Если вы хотите быть в состоянии это сделать, изучите основные признаки эмоциональной травмы. После того как ваш близкий человек столкнулся с одной из описанных выше проблем, вам особенно важно контролировать, нет ли у него данных симптомов.

Причины эмоциональной травмы

Причины эмоциональной травмы

Женщина спровоцировала скандал, запретив соседским детям играть в своем дворе

Причины эмоциональной травмы

Польский торт «Вузетка». Подруга научила, как сделать воздушный десерт

Причины эмоциональной травмы

Причины эмоциональной травмы