Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как протекает кризис четырех лет у ребенка

Главное, что придется осознать и принять для успешного выхода из кризиса – что ребенок хочет и может быть самостоятельным.

Большие проблемы маленькой ножки

Это только на первый взгляд кажется, что детская ножка – уменьшенная копия взрослой. У малышей продольный свод стопы плоский. Это связано с тем, что костная ткань еще мягкая, мышечная система развита недостаточно. Когда дети начинают самостоятельно ходить, функцию амортизатора берет на себя «жировая подушка», которая располагается на ступне. К двум-трем годам связки и мышцы становятся крепче, что позволяет ребенку дольше находиться «на ногах». Вот тогда и можно диагностировать плоскостопие. Кстати, у детей до 9 лет чаще встречается продольная деформация, так как поперечный свод к этому возрасту только формируется.

Бытует мнение, что у детей до 3 лет, не бывает плоскостопия. Это не совсем так. Есть малыши, входящие в группу риска. Это дети:

  • родители которых имеют плоскостопие. Наследственный фактор в данном заболевании играет существенную роль;
  • рано (до 8–9 месяцев) начавшие вставать и ходить;
  • с диспластическим синдромом (гипермобильностью суставов);
  • с эндокринными заболеваниями;
  • с избыточной массой тела;
  • с пострахитической деформацией нижней конечностей;
  • с неправильно сросшимся переломом костей голени и стопы.

Как распознать кризис лет?

Это происходит со всеми: послушный малыш, который капризничал только в исключительных случаях, к 3 годам превращается в упрямого ослика. Каждый день родители слышат рыдания по самым неожиданным поводам: нельзя достать луну с неба, налили попить в новую чашку, не дали надеть шапку в тридцатиградусную жару. На все предложения и увещевания ребенок кричит: «Я сам!», — а еще чаще — просто «Нет!». Очень популярны ультиматумы в духе «Не буду! Не есть! Не кашу!».

Не паникуйте: все это не означает, что вы избаловали и испортили малыша. Он бунтует и закатывает истерики вовсе не для того, чтобы разозлить родителей, — пока это единственный доступный ему способ заявить о себе и своих потребностях. Кризис 3 лет знаменует новый этап в развитии ребенка, и, когда этот сложный период закончится, он станет еще более самостоятельным, рассудительным и разумным. Сейчас он проверяет границы допустимого, и для ребенка важнее всего знать, что вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Малыш взрослеет, и в период кризиса вам нужно будет построить с ним новые отношения, основанные на большей свободе и равноправии. Для того чтобы грамотно помочь ему (и самим себе!), стоит больше узнать о возрастной психологии.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Подростковый возраст: особенности развития ребенка

В психологии кризис подросткового возраста считается труднейшим этапом взросления каждого человека. В этот период ребенок преодолевает границу между детством и зрелостью, что в корне меняет его мировоззрение. Отсюда и все изменения в поведении подростка — еще вчера он был милым малышом, а сегодня будто взбесился.

Подростковый кризис начинается с 11-12 лет и продолжается до 17-18 лет. И у него, несмотря на все негативные проявления, есть важная функция — ребенок ищет себя в этом мире, разбирается в собственных чувствах, расставляет приоритеты, активно накапливает опыт социальной жизни. Бегство от кризиса только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно прошедшие через этот сложный период, становятся сильнее и увереннее в себе, обретают способность управлять своей судьбой. [1]

«Гормональный взрыв», присущий подростковому кризису, сопровождается яркими внешними проявлениями — интенсивный рост и половое созревание. Это во многом влияет и на поведение ребенка. Обозначим основные особенности кризиса подросткового возраста:

  • Крайне критичное отношение к собственной внешности, что развивает застенчивость и неуверенность в себе.

  • Резкость и категоричность в общении со взрослыми.

  • То грубость, то доброжелательность из-за резких перепадов настроения.

  • Проявление острого интереса к сексуальным темам.

  • Нарушение родительских табу — первый опыт употребления алкоголя и курения.

  • Показное равнодушие ко всему окружающему.

  • Выстраивание личных границ и соблюдение определенной дистанции с родителями.

  • Депрессивные состояния.

  • Плохая успеваемость в школе, поскольку вокруг появляется множество отвлекающих факторов — влюбленность, новые друзья и интересы. [2]

Далеко не всегда у ребенка проявляются все «симптомы» кризиса подросткового возраста. Так, по мнению психологов, существуют 2 основных пути его протекания. [3]

  1. Кризис независимости

Наиболее часто встречающаяся форма подросткового кризиса. В этом случае ребенок становится настоящим бунтарем — строптивым, непослушным, упрямым, своевольным. Его поведение и отношение к окружающему миру становятся своеобразным рывком вперед, выходом за пределы «детских» норм и правил. Подросток всеми доступными способами заявляет миру: «я уже взрослый, и теперь все будет по-моему».

  1. Кризис зависимости

В данном случае поведение подростка тоже меняется, но совершенно в противоположную сторону, чем бунт. Ребенок выказывает чрезмерное послушание, зависимость от родителей или своих более взрослых приятелей. Происходит будто регресс в эмоциональном развитии, откат к детским формам поведения. Ребенку страшно входить во взрослую жизнь, и он всеми силами старается остаться в том периоде жизни, где он чувствует себя в безопасности «под крылом» взрослых.

По мнению психологов, подросток часто занимает двойственную позицию, то есть проявляет симптомы и кризиса независимости, и кризиса зависимости. Но чтобы помочь ребенку, важно понимать, какие именно признаки проблемного сценария доминируют. [3]

«А потом она написала, что ребенок умер»

Гора из цветов и игрушек на трех школьных партах, свечи. Так выглядит стихийный мемориал возле казанской гимназии № 175, где сегодня ее бывший ученик убил и ранил десятки детей и взрослых. Сейчас школа оцеплена, вокруг машины полиции, МЧС, скорой помощи, Росгвардии, СК. С наступлением темноты у мемориала собирается всё больше и больше людей. Многие приходят с детьми, те возлагают цветы. Горят лампады и свечи. Жители Казани скорбно стоят вокруг. Многие плачут, причем даже мужчины не скрывают слез. Все шокированы и напуганы. Говорят, что такого в их городе не было никогда.

Утром 11 мая к школе подошел парень в черном плаще с оружием наперевес. Он шагал не скрываясь по улицам Казани, и никто его не остановил. В начале десятого в гимназии раздались выстрелы.

— Это очень страшно. Когда по нашему кабинету стреляли, я только тогда поняла, что не хочу умирать. Я хочу убить какие-то воспоминания, моменты в жизни, но не себя, — поделилась с корреспондентом «Известий» школьница Регина.

Очевидцы сообщили, что тревогу подняла вахтерша: она успела нажать кнопку до того, как ее настигли пули стрелка. Запертые двери спасли большинство учеников школы. Жертвами стали в основном ученики 8 «А».

— Я учусь в 8 «Г» классе 175-й гимназии. Мы сидели на уроке и трижды услышали звук, как будто на улице взрывают петарды, но слишком громкие. Через 30 секунд услышали еще несколько выстрелов, кто-то из учителей крикнул: «Убивают!». Директор по рации сказала закрыть все двери и спрятать детей. Мой одноклассник забаррикадировал дверь партами, и практически в этот момент мы услышали, как в замок нашей двери стреляют, пытаются выбить. К счастью, у них ничего не получилось, и они пошли дальше. Выстрелы не заканчивались еще очень долго, — поделилась Регина.

Ученик 9-го класса Николай Кислов рассказал корреспонденту «Известий», что во время теракта оказался на третьем этаже рядом с классом, который расстреливали.

— Был урок русского, — уточнил школьник. — Сидим, и по рации говорят: «Закройте двери, сидите тихо». И в какой-то момент слышим взрыв, и стекла первого этажа вылетают. В классе сразу началась паника. Честно говоря, я подумал, что это взрыв газа, просто какое-то ЧП. Мы заклеили вентиляцию листами на случай, если газ, пиджаки засунули под дверь. Так сидели полчаса, пока полиция нас не вытащила. У нас классная руководительница Алина Зарипова, ее сын Амир учился в 8 «А». Его увезли в больницу, думали, что пострадал. А потом она написала, что ребенок умер.

Другой девятиклассник, Эмиль Ситдыков, отметил, что 11 мая — день рождения директора школы.

— У нее раньше муж умер в ее день рождения, и она его с тех пор не отмечала. А сейчас решила отметить — и такое произошло. Моему другу Айрату в спину попала пуля. Он лег на пол и притворился мертвым, за счет этого выжил. Сейчас он в больнице, с ним все хорошо, но вспоминать ничего не хочет, — поделился Эмиль.

Всем детям, пережившим нападение на школу в Казани, потребуется помощь психологов, считает руководитель отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», кандидат психологических наук Сергей Ениколопов. Посттравматический синдром проявится через три месяца, но работать со школьниками нужно уже сейчас, указал он. Еще одна большая группа людей, которым потребуется помощь специалистов, — родители этих школьников, добавил эксперт.

— Они напуганы, и это всерьез и надолго, — отметил психолог. — Они прокручивают в голове вероятность беды, которая только случайно обошла их детей. Тревога даст о себе знать через три-шесть месяцев и будет проявляться бессоницей, головными болями, подавленным настроением.

Как сбить температуру у ребенка?

Врачи советуют использовать только один препарат из вышеперечисленных – с Парацетамолом или Ибупрофеном в составе. В том случае, если температура снижается плохо или не сбивается вовсе, такие лекарства можно чередовать. А вот давать малышу комбинированный препарат – Ибуклин – нельзя.

Обратите внимание, что вовсе не обязательно снижать температуру до нормы. Достаточно лишь немного сбить ее для того, чтобы самочувствие малыша хоть немного улучшилось. Не забывайте и выпаивать карапуза, ведь в случае высокой температуры увеличивается потеря жидкости. Педиатры утверждают, что крохе необходимо выпивать по 100 мл воды на 1 кг веса.

Как помочь ребенку

Период с 2,5 до 5 лет является оптимальным возрастом для возникновения кризиса 4 лет у детей. Члены семьи должны не только вовремя выявить его, но и знать, какие действия необходимо предпринять, а которых лучше избегать.

В этот период малыш чувствует себя одиноким и все его истерики, протесты только подтверждают это. Поэтому первое, что должны сделать родители – это окружить ребенка любовью, вниманием и пониманием. Без всего этого пережить кризис ему будет довольно сложно.

Но, не стоит опекать детей чрезмерно, ведь это может усугубить ситуацию.

Для того чтобы кризис 4 лет не сказался негативно на характере, члены семьи должны в этот период уделить особое внимание общению с малышом, с помощью которого, на самом то деле, решаются практически все проблемы.

Расположив к себе малыша, родители должны понимать, что его доверие, прежде всего. Не имея доверия можно не рассчитывать на то, что малыш начнет рассказывать о своих проблемах и уж, тем более слушать родителей и выполнять их просьбы.

Если кризис 4 лет настиг малыша, то ни в коем случае не следует по первому же требованию выполнять все его капризы. Строгость в воспитании должна присутствовать. Естественно, можно установить ограничения на развлечения, досуг, но, ни в коем случае нельзя отказываться от данных обещаний.

В данной ситуации необходимо найти золотую середину, которая и станет спасением в подкравшийся кризис. Противопоказано наказывать детей, прилагая физическую силу. Это недопустимо и может сказаться на характере, психике и дальнейшем отношению к родным.

Задачей родителей является объяснить своему чаду, что он делает не так, рассказать о том, как бы вы им гордились, если бы он поступал иначе. Не стоит игнорировать заданные вопросы, ведь они имеют для него огромное значение.

Еще одним важным фактом, является непросто совместное времяпровождение с детьми, а непосредственное участие родителей и разделение детских интересов. Достаточно легко найти совместное увлечение. Это может быть лепка с пластилина, рисование, какой-либо вид спорта, рыбалка и прочее.

Кроха с легкостью перенесет изменения, которые настигли его в возрасте 4 лет, проще, если в этот период будет чувствовать родительскую поддержку, понимание.

Если кроха растет в семье, где царит мир и понимание, ему уделяется достаточно внимания, с его мнением считаются, и малыш растет счастливым, то, вероятнее всего, с такими изменениями в поведении семья не столкнется, ведь чадо не будет видеть необходимости протестовать, идти вопреки родителям. И уберечь малыша от данного периода родители могут, правильно воспитав ребенка, не балуя его и не держа в «ежовых рукавицах».

Основные признаки

Кризис пяти лет у детей длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Основные отличительные признаки:

Основные признаки
  1. Малыш проявляет самостоятельность. Он требует больше свободы, стремится быть наравне со взрослыми. Например, заявляет о желании гулять самостоятельно.
  2. Появляется замкнутость, скованность. Малыш перестает делиться своими достижениями и радостями с родителями, хотя делал это раньше, становится неразговорчивым.
  3. Ребенок кривляется, копирует манеры взрослых. Изображает, как папа приходит с работы или мама готовит ужин. Подражание навязчивое, выводит взрослых из себя.
  4. Проявляются неуверенность в себе, страх перед всем новым и неизведанным.
  5. Повышенная активность и утомляемость.
  6. Непослушание, частая раздражительность. Агрессия и злость в ответ на замечания. Ребенок устраивает истерики, если не получил любимую игрушку или вынужден спать днем, грубит взрослым и сверстникам. Он становится неуравновешенным, обидчивым.
  7. Активно развивается фантазия. Малыш выдумывает игры, события, даже друзей. Рассказы бывают очень реалистичны.

Благополучная семья?

Причина нелюбви ребенка к себе кроется в отсутствии теплой обстановки в семье, формальном отношении друг к другу. В такой семье мама занята на работе, папа, чтобы не обременять себя проблемами воспитания и общения с ребенком, приучил его к компьютерным играм и планшету, бабушка в семье выполняет функцию няни, домработницы, где приоритетом является то, что ребенок чистый и сытый. Внешне вполне благополучная семья.

Часто родители просят: «Сделайте что-нибудь с моим сыном, дочерью». К сожалению, многие родители не осознают, что проблемы не в их «неуправляемом» чаде. Чтобы помочь ребенку, нужно изменить ситуацию в семье. И именно родителям нужно быть готовыми к длительной и серьезной работе над собой и своими отношениями с окружающими.

Сложность в том, что обычно к психологу обращаются мамы, но даже мама не всегда готова работать над собой и менять свой ритм жизни. А остальные члены семьи и вовсе проблем не видят.

Идеальный вариант выхода из подобных ситуаций: научиться родителям брать ответственность на себя, заботиться друг о друге, проявлять любовь и терпение, всем вместе проводить досуг. Помогут активные игры, прогулки всей семьей, поездки за город, пикники, совместное хобби, творчество, спорт. Семейные праздники укрепляют и сплачивают семью. В семье необходимо заводить традиции: ребенку читать сказки, обсуждать увиденное, прочитанное, учить выражать эмоции социально приемлемым способом, учить говорить о своих переживаниях и о чувствах других людей.

Полезное видео о том, как справляться с неуправляемыми детьми

  • Перепады настроения, вспыльчивость. Малыш становится раздражительным, любая мелочь может вызвать целую бурю эмоций. Вроде бы столь милый и добрый ребёнок неожиданно перестаёт таким быть и позволяет себе грубости даже по отношению к незнакомым людям.
  • Эмоциональность. Интенсивность проявляемых чувств порой несоразмерна ситуации, обстоятельствам. По крайней мере, так оценивают, воспринимают взрослые. Для маленького человечка же даже упавший осенний лист с дерева может показаться трагедией.
  • Манерность. Моментами напоминает шута, который кривляется. Таким образом он хочет показать, что вырос и вполне умеет себя вести так, как полагается зрелому человеку.
  • Неуверенность. Теряет устойчивость, так как обычная похвала по мелочи, да ещё и не заслуженная, может перестать устраивать. Также переживает, что другие дети лучше, чем он, им больше удаётся, они красивее, умнее и так далее.
  • Самостоятельность. Отказывается держаться за руку, проявляет желание попробовать какие-то запретные напитки или еду. Например, заявляет, что тоже хочет пить кофе по утрам. В общем, стремится делать дела, которые только подчеркнут его независимость.
  • Фобии. Неожиданно начинает бояться того, что раньше не вызывало страха. Например, у некоторых возникают даже навязчивые состояния на тему смерти, либо переживания по поводу будущего, вероятности неудачи и прочее.
  • Замкнутость. Весёлый и общительный, резко замыкается в себе, отказываясь, порой разговаривать не только с посторонними, но и с близкими людьми.
  • Ложь. На самом деле то, что говорит ребёнок, не является результатом его осознанной лжи. В этот период он просто настолько активно начинает фантазировать, что порой сам путается, где реальность, а где вымысел. Ему может настолько чего-то сильно хотеться, что будет выдавать желаемое за действительное.
  • ребенок перестает делиться с родителями переживаниями, не рассказывает, как прошел день;
  • на попытку пообщаться или узнать, как дела, может ответить, что хочет побыть один или нагрубить;
  • закатывает истерики, требует исполнения каждой прихоти, может весь день ходить недовольным;
  • сравнивает себя со сверстниками и считает себя хуже, комплексует из-за этого;
  • не уверен в собственных силах, слишком большое значение придает мнению других людей;
  • боится совершить оплошность, поэтому не хочет пробовать себя в чем-то новом;
  • отчаянно желает походить на старших, поэтому перенимает их привычки, жесты, поведение, обороты речи;
  • ратует за самостоятельность, стремится все делать сам. Что иногда не очень хорошо, ведь это предполагает такие вещи, как прогулки без родителей и попытки выполнить домашние дела, которые пока ему не под силу.

Наличие этих признаков говорит о том, что у ребенка начался кризис 5 лет, и старшим необходимо запастись недюжинным терпением. Да, это непросто. Но самому малышу еще труднее, ведь у него совсем нет жизненного опыта, и он не знает, как справиться с этим состоянием.

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Способы лечения невроза

Бороться с заболеванием специалисты предлагают при помощи комплексного подхода. Сюда входит медикаментозная терапия, физические нагрузки и правильное питание, режим сна и бодрствования, умеренные умственные нагрузки.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты, в первую очередь, это антидепрессанты, которые участвуют в захвате серотонина, дофамина, нopaдpeнaлинa. Кроме того, такие средства способствуют блокировке фермента, который разрушает данные гормоны. Это позволяет увеличить их объем в общем кровотоке и улучшить тем самым настроение.

Эти лекарственные средства не сказываются на состоянии человека во время вождения транспортного средства, не вызывают привыкания, однако эффект от них наступает только через несколько недель после начала приема. Длительность курса терапии может достигать 2-3 месяца.

Также существуют антидепрессанты нового поколения, которые считаются более безопасными и имеют меньше побочных эффектов. Длительность терапии и суточную дозу определяет только лечащий врач. Принимать препараты самостоятельно без консультации невропатолога крайне нежелательно.

Еще одно эффективное средство – препараты из группы транквилизаторов, которые оказывают влияние на передачу нервных импульсов в мозге, что позволяет притормозить деятельность нервной системы, снизить реакцию человека на конкретный раздражитель. Средства обладают седативным и противотревожным воздействием на организм.

Психотерапевтическое лечение

Личная психотерапия позволяет человеку, страдающему нервным расстройством, построить картину своей личности, установить причину, которая привела к неврозу. Врач помогает изменить взгляд человека на окружающий мир. Выздоровление наступает, если пациент с помощью специалиста осознаёт причину своих страхов и беспокойств.

Также часто применяются медитации. С помощью психоанализа можно разобраться со своим внутренним миром. Медитация позволяет снизить тревожность и создать новые убеждения относительно конкретных ситуаций.

Диетотерапия

Правильная диета во время невроза позволяет снизить нагрузку на организм. Стоит питаться небольшими порциями 4-5 раз в день, добавить в свой рацион овощей и фруктов. Они содержат большую концентрацию витаминов и клетчатку, которая является строительным материалом для всех систем организма.

Также лучше всего исключить сладкое, мучное, жареное, сильно соленое. Исключать крепкие и газированные напитки. А также не стоит забывать и о питьевом режиме, минимум 1,5 литра чистой воды в день.

Дыхательная гимнастика и массаж

Физические упражнения помогают нормализовать деятельность таких отделов мозга, как кора и подкорка, а также стимулировать и успокоить нервную систему.

На начальном этапе проведения гимнастики выполняют простые упражнения, которые не предполагают воздействие на мышцы, и не требуют концентрации внимания. Со временем нагрузку необходимо увеличивать. А дыхательная гимнастика улучшает кровообращение во внутренних органах и в головном мозге, что позволяет избавиться от болевого синдрома.

Профилактика развития невроза

Чтобы не допустить у себя развитие невроза, нужно исключать стрессовые ситуации и эмоциональные перезагрузки. Делайте перерывы в работе, когда занимаетесь тяжелым умственным трудом.

Занимайтесь тем, что приносит удовольствие и расслабляет или успокаивает. Также для профилактики подойдут медитации, которые полностью расслабляют тело и разум и поднимают настроение.

И не забывайте, если чувствуете постоянные панические атаки, упадок эмоционального состояния или другие тревожные симптомы невроза, обратитесь к специалисту.

Тактика для родителей

Главное, что придется осознать и принять для успешного выхода из кризиса – что ребенок хочет и может быть самостоятельным. Известный российский психолог предлагает такие несложные правила для родителей будущих и состоявшихся первоклассников:

  • Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”
  • Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Правило 3. Позволяйте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться “сознательным”.

Психическое развитие ребенка в период раннего детства.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего «Я». Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 30-100 слов, к трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1500 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2 лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа,— следовательно, узнавали себя.

Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя –  сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «Я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший». Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается воля.

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Советы родителям

Действия родителей, коррекция системы требований к ребенку позволят сгладить проявление кризиса и предотвратить формирование негативных черт характера. Психологи рекомендуют внести в процесс воспитания несколько изменений.

  • Привлечь ребенка к составлению списка семейных правил. Каждый член семьи может предложить свой список, из которого на общем совете будет сформирован список правил для всей семьи.
  • Общаться с ребенком как со взрослым человеком. Если родитель слушает ребенка, задает ему вопросы, перестает отдавать ему приказы, а убеждает в своей правоте, то ребенок в большинстве случаев следует желанию взрослого.
  • Следить за нагрузкой для ребенка. При быстрой утомляемости для него имеет смысл сократить количество учебной нагрузки и посещаемых секций.
  • Установить четкий режим дня. Родителям стоит приучать ребенка вовремя принимать пищу, ложиться спать, отдыхать и общаться с друзьями. Правильная организация жизни снизит на него давление стрессовых ситуаций.
  • Проявлять объективность во время оценки поведения ребенка и результатов его деятельности. Он нуждается в своевременной похвале и помощи, чтобы найти выход из сложных ситуаций.
  • Показывать личный пример. Ребенок в первую очередь копирует поведение родителей. Важно своим поведением и самоорганизацией давать ему положительный пример.
  • Играть в игры вместе с ребенком. В ходе свободных игр он сможет осмыслить и заново проиграть какой-либо кризисный сценарий и освободиться от довлеющей над ним проблемой.

Независимо от того как протекает кризис 7 лет у ребенка, он нуждается в эмоциональной поддержке и помощи взрослых. С точки зрения возрастной психологии кризис является неотъемлемым периодом в процессе становления личности.

Правильное поведение и внимание родителей на этом этапе поможет ему сформировать положительное отношение к учебе, адекватную самооценку, уважительное отношение к самому себе и окружающим людям.