Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как развить память и внимание у ребенка 5-12 лет

Как формируется память ребенка? Как работают механизмы запоминания? Может ли ребенок забыть свою маму, если та уехала надолго? Каковы психические механизмы и функции детской памяти? Давайте рассмотрим несколько общеизвестных фактов о памяти малышей и проведем собственное расследование — соответствуют ли они истине?

Тезисы:

  • Цель данной работы состоит в исследовании особенностей памяти у детей 4-5 лет.
  • Изучить уровень развития памяти детей 4-5 лет.
  • Разработать и апробировать программу развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • 3 Особенности развития памяти у детей 4-5 лет.
  • 1 Модель опытно-экспериментальной работы.
  • До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии.
  • Особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • Выявить особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
  • Начало изучению памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане.
  • У детей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система.

Читать онлайнСкачать курсовую работу (теория)

Что делать, чтобы восстановить память

Восстановление работоспособности мозга, нервных окончаний – вот от чего напрямую зависит способность воспроизводить информацию. Доктора советуют кроме упражнений обязательно прибегать и к медикаментозному лечению. Рекомендуемые препараты, улучшающие память и внимание:

  • Глицин;
  • Биотредин;
  • Пирацетам;
  • Фенотропил;
  • Витрум мемори;
  • Кавинтон;
  • Энцефобол.

Что дает каждое лекарство? Глицин, Биотредин и Пирацетам давно знакомы российскому потребителю. Кроме их положительного воздействия на мозговую деятельность в целом нельзя не отметить доступную цену. Назначаются в соответствии с индивидуальными особенностями пациента. Глицин не имеет побочных действий априори, поэтому может быть использован как общеукрепляющее средство.

Фенотропил является одной из самых популярных таблеток для улучшения внимания и концентрации. Но есть ряд противопоказания: беременность, кормление грудью, аллергия на пирролидин. Кроме этого неправильное лечение может вызвать бессонницу, психоэмоциональное возбуждение.

Витрум мемори считается одними из лучших лекарственных средств данного направления. В составе витамины, цинк, вещества на растительной основе. Курс лечения составит около 2-х месяцев. На фоне положительного влияния на концентрацию внимания существует много побочных эффектов: от диареи и головокружения до Отека Квинке и анафилактического шока, поэтому применять их надо под строгим наблюдением врачей.

Кавинтон назначают значительно реже. Средство улучшает кровообращение в мозге, насыщает его кислородом. Также действует и Энцефобол, но его нельзя принимать при заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы. Как правило, последние два препарата назначают при психиатрических заболеваниях.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3–(а иногда и до лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы. У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми. Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2–4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Как улучшить память ребенка: специальные упражнения

Лилия Илюшина

Вопрос «Как улучшить память ребенка?» интересует многих родителей. Особенно остро он встает с поступлением малыша в школу, где требуется запоминать большие объемы информации.

Феноменальной слуховой памятьюобладал Вольфганг Амадей Моцарт. 14-летним подростком он как-то оказался в соборе Святого Петра в Риме, где звучала прекрасная органная музыка, ноты которой держались в тайне. Придя домой, юный музыкант записал услышанное им произведение по памяти. И как позже выяснилось, не сделал ни единой ошибки!

Потренируйтесь со своим ребенком«10 слов»

Зачитайте ребенку список, например: утро, корова, летчик, лыжи, трамвай, река, картина, кольцо, садовник, карандаш. А затем попросите его повторить. Если дошкольник 6-7 лет в состоянии воспроизвести 5–6 слов – это замечательный показатель кратковременной памяти.

Напомните ему те слова, которые он забыл. А примерно через час вернитесь к упражнению. Теперь пусть ребенок без подсказки вспомнит все, что он называл. Долговременная память считается очень хорошей, если малыш вспомнил хотя бы 7–8 слов.

«Повтори звуки»

Предложите ребенку закрыть глаза и не открывать их в течение минуты.

Ваша задача – издать ряд звуков: пошуршать газетой, постучать ложечкой о стенку чашки, пощелкать пальцами, позвенеть в колокольчик… Попросите ребенка повторить изданные вами звуки в той последовательности, в которой он их услышал.

Зрительная память французского художника Гюстава Доре была  удивительна – живописец мог без труда написать точную копию картины, виденной им всего раз.

Этот вид памяти напрямую зависит от нашей наблюдательности и способности к концентрации внимания. Развить столь ценные качества также помогут специальные упражнения.«10 картинок»

Возьмите 10 изображений различных предметов. Пусть ребенок рассмотрит их, а спустя 30 секунд назовет то, что удалось запомнить. 6–7 картинок из 10 – прекрасный результат для 6–7-летнего возраста.

Затем покажите те картинки, о которых он забыл. А через час попросите вспомнить все изображения. Об отличных показателях долговременной памяти можно говорить, если названо 7 и более картинок.

«Найди 10 отличий»

Хорошие результаты могут принести регулярно выполняемые задания из серии «Что изменилось на картинке?», «Найди два одинаковых предмета» и пр. Их без труда можно отыскать в развивающих книжках и детских журналах.

Тактильная память

Она особенно развита у потерявших зрение. Но ее можно и нужно тренировать всем. Мы запоминаем ощущения, которые испытываем, прикасаясь к чему-либо.

Возьмите несколько предметов с различной поверхностью – деревянные и металлические, теплые и холодные, гладкие и шершавые. Предложите малышу закрыть глаза, потрогать их, а затем пусть он попытается угадать, что у него в руках.

Приемы мнемотехники: вспомнить всё…

Чудесные превращения

Помните мультфильм про пластилиновую ворону, которая превращалась в корову, собаку, дворника и двух страусов – доброго и злого? Мнемотехнический прием, о котором пойдет речь, основан на том же принципе. Назовите первое слово и попросите ребенка во что-то мысленно его «превратить».

У предмета или существа могут отрастать уши, лапы, хвост… В своем воображении малышу разрешено всячески изменять его форму, размер, цвет, совсем как если бы из большого комка пластилина он поочередно создавал разные фигурки. Например, первое слово «карандаш». Вдруг он начинает растягиваться, делается мягким, гибким, очень тонким.

Затем скручивается, сворачивается – и вот уже перед нами клубок ниток, из которого начинают расти иголки. Клубочек оживает и превращается в ежика.

В зависимости от возраста можно совершать от 10 до 20 чудесных превращений, после чего юному волшебнику предстоит вспомнить весь ряд слов: карандаш, клубок, ежик и т. д. Если с легкостью названы все, надо усложнить задачу – следующую цепочку сделать длиннее на 3–4 элемента.

Метод Цицерона, или Всему свое место

Заключается он в том, чтобы мысленно расположить образы, которые необходимо запомнить, в хорошо знакомом пространстве – например, в собственной комнате.

Предложите ребенку запомнить 10 слов, к примеру: зонт, стрекоза, море, слон, конфета, сад, ворона, кастрюля, апельсин, ложка. И объясните, как все вышеперечисленное нужно «размещать» в помещении, чтобы потом без труда извлечь из памяти:

«Большой зеленый зонт мы «повесим» на ручку двери, стрекозу увеличим до гигантских размеров и «посадим» на ковер, висящий на стене.

Море пусть бушует в телевизоре, слон (его мы уменьшим его до размеров спичечного коробка) будет прогуливаться под сенью фикуса, растущего на подоконнике.

Огромную конфету в ярком фантике мы «разместим» на балконе – она так велика, что едва там помещается. Цветущий сад «разобьем» на полу. Ворону «посадим» на люстру».

В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придется всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Пользуясь этим методом, нужно соблюдать правило: маленькие предметы лучше увеличивать до больших размеров, а большие уменьшать (что мы и проделали со слоном и стрекозой).

Сочиняем рассказ

Еще один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов – придумать историю с их участием, связный рассказ, где каждому из элементов отведена роль.

Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых изображены: кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин.

Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку и заснула. Во сне она увидела мышь в шляпе».

Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. И еще: чем невероятнее и забавнее получилась история, тем больше шансов, что ребенок воспроизведет все заданные слова.

Статья для написана для журнала «АВС — гид»:

«Найти отличия»

Упражнений такого типа в интернете огромное количество. Суть задачи заключается в том, что два очень похожих рисунка оказываются рядом, и между ними есть некоторое количество отличий в деталях. Это хорошая тренировка внимания и кратковременной памяти, да и вообще умения «разобрать» рисунок на части и сравнивать эти части друг с другом. Если хотите более подробно почитать о том, как тренировать детское внимание перед школой, читайте статью.

Чтобы поддержать мотивацию ребенка, можно устроить соревнование или, например, сделать такое задание частью большой игры, но так, чтобы от него зависел результат.

Умения и навыки малыша

Независимо от того, мальчик это или девочка, в 4 года они должны уметь следующее:

  • концентрироваться на одном виде деятельности не менее 5 минут;
  • находить различия между предметами и уметь их описывать;
  • складывать простые пазлы, мозаики, башенки;
  • понимать разницу между большим и маленьким;
  • среди нескольких предметов находить лишний;
  • составлять простые причинно-следственные связи (например, зачем надо спать, одеваться и т.д.).

Мальчики

В этом возрасте они уже понимают, чем отличаются от девочек. Большинство мальчиков предпочитает общаться с представителями своего пола. Среди игрушек они выбирают машинки, конструкторы, пистолеты и т.д.

Мальчиков в 4 года начинает интересовать устройство каждого предмета.

Девочки

Девочки более самостоятельные, они могут сами выбрать себе занятие. Чаще всего предпочитают спокойные игры с куклами, ролевые игры с игрушками. Они более насторожены к незнакомым людям и сильнее привязаны к родителям.

Девочки в 4 года начинают больше копировать поведение взрослых.

С какого возраста необходимо ее развивать

Развивать память детям необходимо как можно раньше. Следует помнить об особенностях формирования психических процессов в детском возрасте и учитывать их во время занятий. До годовалого возраста активно развивается двигательная и эмоциональная память, в этот момент формируется привязанность к близким людям. С развитием речи начинает проявляться логическая память.

У малыша 6 лет появляется способность к концентрации внимания от 15 до 30 минут. Чем более заинтересован ребенок, тем усидчивее он будет заниматься. Дольше этого времени проводить занятия не стоит, так как утомление не позволит продуктивно усвоить информацию.

Развитие детей раннего возраста проходит в процессе игр, которые способны заинтересовать малыша.

В 5 лет интенсивно развивает память заучивание наизусть стихотворений – когда взрослые читают детям стихи с интонацией и выразительно, у малыша возникает желание повторить их. Учить нужно произведения с мелодичной рифмой, хороший результат дают занятия перед сном.

Тренировать зрительную память у детей с 6 лет можно с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Ребенок должен после удаления некоторых картинок определить, каких изображений недостает.

Для улучшения памяти в школьном возрасте в сложных случаях допустимо использовать витамины для детей, улучшающие процессы запоминания.

Во время развития всех видов памяти у детей в младшем школьном возрасте могут возникнуть трудности, связанные с 7 летним кризисом. Ход развития психических процессов, а в том числе и памяти у ребенка в 7 лет должно сопровождаться строгим режимом дня с чередованием труда и отдыха. Слишком много информации может вызвать у малыша стресс. Чтобы активно функционировала долговременная память в 8 лет, выученный материал необходимо повторять через определенный промежуток времени. Для формирования зрительных ассоциаций лучше использовать детские книжки с иллюстрациями.

Начиная в 12 летнего возраста, ребенок проводит логические и смысловые параллели. Механическое заучивание не даст желаемого эффекта, чтобы материал сохранился в памяти, его необходимо осмыслить и понять.

Память – психический процесс, над развитием которого потребуется работать всю жизнь. Без тренировки эта способность мозга слабеет и неуклонно снижается. Навыки улучшения памяти, привитые малышу с детства, помогут ему трудиться над своим развитием постоянно и долго сохранять гибкий ум.

Как правильно стимулировать развитие памяти у детей в дошкольном возрасте

  • Интеллектуальное созревание ребенка не может обойтись без тренировки памяти, ведь именно она является важным психическим процессом.
  • Важно уделять должное время развитию детской памяти, только так малыш научится получать новые знания, познавать мир и хорошо учиться в школе.
  • Занятия будут включать в себя несложные упражнения и игры, благодаря чему ребенку такие уроки будут не в тягость.

Особенности запоминания у дошкольников

  1. Дошкольным возрастом принято считать период с 4 до 7 лет, когда ребенок уже умеет говорить и здраво мыслить.
  2. По мере подготовки малыша к школьному периоду мыслительные способности начинают развиваться активнее.
  3. Особенностью развития памяти этого возраста является произвольное запоминание.
  4. Дошкольники запоминают только образы, они четко помнят о том, что особенно сильно произвело на них впечатление.

Признаки предмета для них выделяются не все, а только самые яркие. Незаметные факторы при этом остаются вовсе без внимания.

Обратите внимание! Развитие мелкой моторики обеспечивает формирование двигательной памяти, эти признаки проявляются только в старшем дошкольном возрасте.

Постоянное выполнение одних и тех же действий приводит к их четкому запоминанию и проделыванию на автоматическом уровне. Особой продуктивностью в этот период отмечается освоение речи. Около 5 лет дошкольник уже умеет читать, с интересом слушает рассказы и сказки. Такая способность развивается в результате общения со взрослыми людьми.

Память можно классифицировать по нескольким критериям. К примеру, по срокам запоминания:

  • кратковременная – при ней информация воспринимается без проблем и быстро запоминается, так же, как и быстро забывается;
  • долговременная – такой материал может быть запомнен на долгий период времени.

По объекту запоминания:

  • зрительная – запоминается только визуальная картинка;
  • слуховая – воспринимается только услышанное;
  • двигательная – запоминаются движения;
  • эмоциональная – воспринимаются эмоции, к примеру, ребенок обжегся горячей кружкой, это он хорошо запомнит;
  • вкусовая – запоминание вкуса;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • осязательная – запоминание ощущений.

Справка! Такие виды принято объединять в один блок под названием образная память.

Диагностика у детей дошкольного возраста

Предложенные занятия можно использовать в качестве упражнений для развития детей.

Важно! Помните, что диагностика памяти в этом случае должна проводиться только в игровой форме.

  1. Запоминание предметов и иллюстраций. Разложите перед вашим чадом 5 картинок или игрушек, оставьте на полминуты для запоминания. После этого уберите и попросите малыша озвучить то, что было перед ним несколько секунд назад.
  2. Рисование с запоминанием. Положите перед дошкольником простой рисунок на 1 минуту. После этого уберите и попросите малыша нарисовать такой же рисунок.

Игры и упражнения для развития

Следующие игры проводите столько времени, сколько позволит ваше чадо, но не доводите его до утомления, иначе в следующий раз он вовсе не захочет участвовать в занятиях.

Зрительной

  • Покажите малышу несколько практически одинаковых простых картинок. Оставьте их перед глазами примерно на минуту. После этого уберите и спросите, какие отличия он заметил в изображениях.
  • Если детей несколько, посадите их друг с другом рядом и попросите запомнить, как выглядит сосед. После этого отворачивайте одного ребенка, а другого попросите описать его.

Ассоциативной

  • Покажите малышу любой предмет и попросите охарактеризовать его. Пусть ребенок назовет его цвет, форму, размер и прочее. Помимо ассоциаций, эта игра неплохо развивает наблюдательность.
  • Предложите малышу несколько предметов и предложите сравнить их. Ребенок должен рассказать, в чем отличия предметов и чем они похожи.

Тактильной

  • Малыша просят закрыть глаза. Взрослый, придерживая его за плечи, ведет по заданному маршруту. Выбирайте несложные комбинации, к примеру, 2 шага вперед, один шаг влево. Когда ребенок открывает глаза, он должен повторить маршрут, который только что проделал.

Слуховой

  • Медленно, делая паузу после каждого слова, взрослый должен зачитать ребенку 10 слов. После этого малышу предлагают повторить те, которые он запомнил. Такая методика помогает развить кратковременную память.
  • Очень хорошо дети запоминают песни. Особенно, если это детские песенки с короткими куплетами. При удобном случае включайте подобные композиции или пойте самостоятельно, вовлекая в процесс ребенка.

Мнемотехника

Мнемотехникой принято считать методику, которая развивает память с помощью образов и ассоциаций. Если говорить проще, то это способность запомнить что либо, представляя в голове образ или картинку. Ребенок обладает чудесной ассоциативной памятью, поэтому такая методика будет ему только в радость.

Музыкальное творчество

Четырехлетние малыши обычно проявляют интерес к музыке, желание слушать и исполнять. Они узнают знакомые мелодии и называют их. При прослушивании музыки они могут определить, грустная она или веселая, громкая или тихая, быстрая или медленная.

Они с удовольствием поют детские песенки. С большим энтузиазмом танцуют под музыку или пение взрослого, выполняя движения по тексту песни. Очень любят отбивать ритм музыки на шумовых музыкальных инструментах: ксилофоне, барабане, маракасах.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку для дошкольников основной деятельностью является игровая, начиная занятие, нельзя говорить малышу: «Давай позанимаемся»! Надо говорить: «Давай поиграем». Обучение происходит в процессе игры.ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Если вы заметили, что малыш отстает в развитии от других детей – это серьезный повод обратиться к педиатру или детскому неврологу. Тянуть нельзя. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше вероятность, что малыш догонит своих сверстников.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Этапы формирования памяти

Виды памяти нового жителя планеты проявляются постепенно. Маленький человек только появился, но уже помнит, как совершать сосательные движения – это моторная память.

В полгода прогрессирует эмоциональная, образная подключается следом. Долговременная появляется после года жизни – крошка может запомнить, где вчера был, кого встретил. К двум достигается еще больший прогресс. У чада складывается представление о мире, которое он составляет непроизвольно.

Память становится произвольной в пять лет. Это позволяет намеренно что-то заучивать при сильной мотивации.

Интересные особенности детской памяти:

  • у девочек скорее проявляется зрительная память;
  • моторная стремительнее прогрессирует у мальчиков;
  • долговременная раньше появляется у девочек, но носит больше эмоциональный окрас;
  • запоминание чисел доступнее мальчикам.