Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как развить уверенность в себе: подробная инструкция

Когда мы смотрим на детские, особенно подростковые выступления, удивляют не только способности, приобретенное трудолюбием мастерство, но и свободная раскованность ребятишек на сцене, как следствие их уверенности.

Особенности восприятия мира в зависимости от темперамента ребенка

Подростковый возраст начинается в 11 и длится до 15 лет. Именно на этом этапе ребенок переходит от детства к зрелости. Этот период еще называют “критическим”, потому что происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации и биологической зрелости юношей и девушек. Индивидуальной особенностью несовершеннолетнего, как и других индивидов, является темперамент. Именно он часто влияет на то, как подросток воспринимает все, что с ним происходит. Черты темперамента заложены в человеке на генетическом уровне, и сильно их видоизменить нельзя. Как поднять самооценку и уверенность подростку? В этом могут помочь следующие сведения:

  • Сангвиники в подростковый период обладают повышенной активностью, энергичные, работоспособные, легко принимаются за новые дела. Таких детей “сложно выбить из седла”.
  • Холерики очень активные, несдержанные, вспыльчивые, нетерпеливые. Иногда они впадают в крайность, их самооценка то падает, то поднимается.
  • Флегматики менее чувствительны и эмоциональны. Они редко смеются и остаются спокойными при неприятностях. Флегматики более уверенны в себе. Терпеливость и выдержка помогают им обладать собой.
  • С меланхоликами дела обстоят труднее всего. У них высокая чувствительность и большая инертность. Это часто ведет к слезам, обидчивости. У меланхоликов часто проявляется неуверенность в себе.

В подростковом возрасте складываются и закрепляются черты характера. Очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал все, что с ним происходит. Поэтому очень важно следить за уровнем самооценки подростков.

Важность самооценки для человека

Самооценка – это субъективная оценка личности, которая отражает отношение человека к самому себе. Адекватная самооценка имеет большое значение для учебы, общения со сверстниками и взрослыми, увлечений ребенка. Заниженная самооценка приводит к тому, что малыш чувствует себя неуверенным, часто попадает в затруднительные ситуации, упускает благоприятные возможности.

Высокая самооценка помогает человеку достигать поставленных целей, не бояться трудностей и не опускать руки даже тогда, когда что-то не получается. Она дает силы пробовать новое и не пасовать перед ошибками, а пытаться исправлять их и двигаться дальше.

Девочка или мальчик со здоровым отношением к самому себе не будут слепо следовать за толпой, поскольку они умеют принимать самостоятельные решения. Такие дети меньше подвержены негативному влиянию сверстников, поскольку ценят себя, свое здоровье и свои чувства.

Из низкой самооценки формируется позиция жертвы. Человек, который ценит себя недостаточно высоко, всю жизнь будет искать поддержки и опоры у других людей и избегать ответственности, перекладывая ее на кого-то другого. Он чувствует себя неудачником и со временем настолько привыкает к этой позиции, что даже не пытается ничего изменить.

запрещённых приемов при воспитании уверенности в себе

Каждая семья – маленькая вселенная. Взрослый человек и новорождённый младенец – неповторимая индивидуальность. Универсальных рецептов нет и быть не может. Простейший пример: в воде при одной и той же температуре кипения картофель становиться мягким и рассыпчатым, а скорлупа яйца – твердой. Но есть определённые правила, ключевые моменты, которые:

  • следует исключить из воспитательного процесса, если вы хотите воспитать ребенка уверенным в себе;
  • неукоснительно придерживаться, если воспитываете цельную личность, которая будет верить в свои силы.

Итак, простейшие примеры поведения, которые нельзя допускать (категорически!), воспитывая у чада уверенность в себе:

  1. «Папа, мама! Смотрите, я в песочнице нашел колечко с камушком!» — «Куда ты прешься в ботинках, я только что полы вымыла!» — отвержение. На подсознании малыша тут же отпечатывается: я – безынтересен, мои успехи не имеют ценности. Заниженная мимоходом самооценка обрастает при повторении ситуации снежным комом неверия в себя;
  2. «Мы поели», «Мы научились ходить», «Мы пошли в школу», «Мы сделали уроки», «Мы считаем», «Мы думаем» — полный симбиоз, когда родители границами своей личности поглощают личность крохи. Для них дитя – не индивидуум, а продолжения самих себя, и права на собственное мнение они попросту не имеют. В результате ребенок попросту теряет свое «я» и будет полностью зависеть от решения другого — о воспитании уверенности в ребёнке <забыть можно навсегда;
  3. «Я не буду смотреть передачу!» — «Еще как будешь!» — «Нет, не буду!» — «Сказали, будешь – значит, ты будешь!» — «Мама/папа! Позволь я тогда хоть телевизор включу!» — непререкаемая авторитарность, корни которой в «я старше – я умнее». Вырастая, ваш продолжатель рода станет лишь подчиненным, умеющим выполнять чужой приказ: точно, скрупулезно, но начисто будет лишен объективной самооценки;
  4. «Урезоньте ребенка, по салону маршрутки бегать нельзя!» — «Не смейте трогать моего малыша – дитя утомилось сидеть!». «Ваш шалопай изрисовал всю парту и не захотел вытирать свои художества! Объясните ему, что так плохо!» — «Мой ребенок творческая личность и это ваша проблема, что ему было скучно на уроке!». «Ваш хулиган мучает животных: привязал к хвосту кошки банки – немедленно примите меры!» — «Это вы/школа/мэр/правительство виноваты, что детям нечем заняться и некуда девать энергию!» — попустительство, вседозволенность, безоговорочное обеление самых неблаговидных и распущенных поступков чада под соусом «ребенок должен расти свободным, шоры – насилие над личностью». Так воспитывается не уверенность ребенка в себе, а ассоциативность, дикость и наглость, от которой плакать придется в первую очередь вам самим;
  5. «Мама/папа, у меня шнурок развязался!» — «Сейчас-сейчас, маленький, я завяжу!». «Хочу посмотреть мультики!» — «Сиди, мой хороший, я сам/сама включу тебе телевизор». – «Мне задали сделать реферат» — «Не беспокойся, я напишу!» — чрезмерное няньканье с твердой убежденностью «он еще такой маленький (и в 3 года, и в 15, и в 20 лет)! Кто его еще побалует, как не родители, в жизни еще столько всего придется пережить!» воспитывает в ребенке не только эгоизм (все для меня и во имя меня), но и лишает его возможности адаптироваться в окружающем мире – из обожаемого родителями чада он превращается в цель для насмешек и постоянных издевок;
  6. «Мама\папа, давай поиграем?!» — «Купили тебе солдатика/куклу/планшет/приставку/компьютер – вот и играй!». «Вы обещали, что мы погуляем!» — «На тебе деньги, купи себе, что тебе хочется!» — откуп, все чаще встречаемый у постоянно занятых родителей, четко формирующий в детях не ожидаемое «он понимает, что нам для него ничего не жалко, потому что он самое дорогое, что у нас есть, просто я не успевая», а «меня не любят!». «Им не до меня, я не такой, как им хотелось бы, иначе бы они нашли для меня время». В будущем заниженная самооценка перерастает в агрессию и замкнутость, психологическую заторможенность при физическом росте. Растет неуверенный в себе человек, а постоянно ожидающий от мира подачек потребитель;
  7. «У меня не получается, помоги, пожалуйста» – «Руки-крюки, дай сюда!». «Я тут собирал/складывала, а оно развалилось» – «Заставь дурака Богу молиться!». «Я хотел/хотела сделать, а получилось вот это» — «Неумеха! Тебе ничего нельзя поручить!» — отрицание способностей малыша порождает в душе ребенка полное безверие в своих силах. Уверенность в себе зарубается на корню, и он всегда будет сомневаться в себе, с завистью смотря (но ничего не предпринимая!) на достижения других.

Что такое уверенность в себе

Уверенность в себе — это наше собственное восприятие себя, своих возможностей и уровня профессионализма. Она выражается в виде позитивной оценки собственных навыков, способностей и сил для достижения значимых целей.

Здоровая уверенность в себе отвечает за:

  • решительность,
  • проактивность,
  • настойчивое продвижение к цели,
  • качественные отношения с окружающими,
  • широкий круг общения,
  • устойчивость к трудностям.

Это вовсе не значит, что уверенному в себе человеку не свойственно чувство сомнения и страха. Напротив, он тоже сомневается и также испытывает страх и волнение, когда начинает что-то новое, сталкивается с препятствиями, делает шаг в неизвестность. Но ему помогает внутренняя сила — тот самый стержень, который, опираясь на накопленный опыт, существующие компетенции и способности, говорит: «Да, это не просто, но я справлюсь. Я приложу все усилия, и у меня получится».

Уверенность в себе убеждает, что вы достигнете успеха. Низкая уверенность, наоборот, становится причиной упущенных возможностей и нереализованных желаний.

Уверенные в себе люди легче заводят полезные знакомства, более востребованы в профессиональной сфере, быстрее и легче продвигаются по карьерной лестнице. 

Что надо знать об уверенности

Чтобы разобраться в том, для чего и над чем работать, надо понять: что входит в понятие «уверенность», из чего она состоит и на что влияет, ее роль и место в жизни.

Наверное, именно в трактовке понятия «УВЕРЕННОСТЬ» наибольшее значение приобретает основной принцип психологии – «принцип золотой середины».

Быть уверенным в себе человеком – значит не только не быть неуверенным, но и не стать самоуверенным. И истинная здоровая, как бы серединная уверенность должна быть исключительно полезна для самого человека, и не вредна для окружения этого человека.

Воспитывая в своем ребенке личную уверенность, вы должны помогать ему все время соблюдать этот баланс между недооценкой себя и переоценкой, между самоуверенностью и неуверенностью.

Уверенность – это внутреннее спокойствие, гармония. Это ЖИЗНЬ БЕЗ СТРАХА, без оглядки на мнение других, но с пониманием истинной цены своим поступкам, без страха перед отказом, ошибкой, неудачей. Ведь такие препятствия, пороги в жизненном течении не останавливают уверенного человека. Он может пригнуться, перешагнуть, переступить, даже развернуться, но он не остановится, он будет продвигаться к цели и достигать своей мечты. Каждый родитель желает такого безоглядного, беспрепятственного (без внутренних препятствий и барьеров) жизненного пути своему ребенку.

Для этого вы должны развивать в ребенке следующие отдельные составляющие уверенности:

  • Уважение к самому себе;
  • Веру в себя (при наличии обязательного условия – вашей веры в него);
  • Независимость от чужого мнения и от чужой воли;
  • Знание своих сильных и слабых сторон;
  • Умение давать честную и справедливую, объективную оценку (с учетом причинно-следственной связи и мнения всех сторон), а не только субъективную («от себя»);
  • Умение войти в положение другого человека, сопереживать и сочувствовать (этому ребенок может научиться, только если испытывает эти чувства в семье по отношению к себе);
  • Позитивный настрой;
  • Выдержку.

Самооценка и уверенность в себе

Уверенность в себе не является врождённым свойством, присущим с рождения, она приобретается в ходе жизни и напрямую зависит от двух основных понятий – самовосприятие и самооценка (самоуважение).

Самовосприятие – помогает сформировать представление о своей личности, создать внутренний образ своего Я, важно понимать плюсы и минусы, осознавать особенности, замечать достижения. Позитивный внутренний образ – это основа успеха в жизни.

Самооценка – это внутренняя шкала, оценка, которую ставим себе, сравнивая с другими людьми. Во многом зависит от самоуважения, понимания своих особенностей и уникальности. Уважение включает и принятие своей личности в комплексе с преимуществами и недостатками.

Психологи утверждают, что можно оценить себя в сравнении с прошлым опытом, каждый шаг вперёд – это достижение, нужно стремиться быть лучше, чем вчера, а не обогнать всех окружающих. Должна быть своя планка, задачи, цели. Победа над страхами, ленью, зависимостью от мнения окружающих – это много стоит!

Основная проблема человека – оценивать себя за счёт внешних успехов, побед, это путь в никуда, постоянные нервозы и стрессы. Необходимо сначала научиться ценить себя, уважать, понимать, что достойны успехов и достижений, тогда всё будет проще, преграды – легче. Внутренняя поддержка, чувство человеческого достоинства – основа личности, способствующая будущим победам.

Итак, поднять самооценку и уверенность в себе можно, следуя следующему алгоритму:

  • Познать себя как личность;
  • Определить сильные и слабые стороны;
  • Принять себя;
  • Понять, что достойны уважения;
  • Развить уверенность путём упражнений;
  • Использовать преимущества личности в жизни.

Существует закон – отношение окружающих к человеку и вера в его силы зависит от внутреннего восприятия и уверенности в себе. Чем более сильная, уверенная личность, тем больше людей готовы ей верить, сотрудничать, взаимодействовать, уважать, принимать, любить.

Поэтому ориентация на внешнюю оценку пагубна, всё зависит от человека, какие импульсы посылаются во внешний мир, какие установки управляют жизнью. Изменив мышление, самовосприятие, развив уверенность в себе, изменения в жизни не заставят долго ждать.

Важный момент – негативное мышление разрушает уверенность, снижает самооценку, разрушает жизнь. Люди даже не замечают, как постепенно сами загоняют себя в глухой угол, ощущая безысходность, постоянный стресс, потерю сил и даже депрессию.

Идея позитивного мышления довольно проста, но в жизни слишком много негатива: новости, истории друзей, родственники жалуются на свои проблемы, нужно вырабатывать устойчивость, как к вирусу, минимизировать воздействие таких мыслей на жизнь, закладывать позитивные установки.

Интересно, что мозг человека не различает положительные и негативные мысли, вся информация – это руководство к действию, неуверенность – “я неудачник”, “у меня ничего не получается” приводит к результату – постоянные сложности в жизни, проблемы, всё валится из рук. Может, стоит изменить ход мыслей и включить другую волну – успеха и позитива?

Первый шаг к решению вопроса: Как развить уверенность в себе? – это формирование положительного внутреннего образа, наполняющего сознание верой в себя и будущие достижения. Как же воплотить изменения в жизнь?

Почему так важно достичь здоровой уверенности в себе

Уверенность в себе — это, прежде всего, отношение к себе. Такое отношение позволяет вам двигаться вперед день ото дня и достигать своих целей.

Проще говоря, это правильный баланс между оптимизмом и реализмом. Уверенный человек полностью контролирует свою жизнь. Он знает, чего хочет и получает это.

Быть уверенным в себе, значит быть справедливым в своих ожиданиях от жизни, и знать, как бороться, когда вы сталкиваетесь с препятствиями.

Почему так важно достичь здоровой уверенности в себе

Это самый ценный навык, который вы можете получить, и вот причины, чтобы развить его в себе.

1. Самоуважение и счастье

Уверенность в себе зависит от того, насколько вы цените себя и свои навыки. Чем выше эта уверенность, тем ценнее вы себя считаете.

Это позволяет вам гордиться собой и своими достижениями. Следовательно, наличие этой гордости приносит вам счастье и удовлетворенность в вашей жизни, независимо от вашего социального положения или недостатков.

2. Уверенность в себе позволяет двигаться вперед

Неуверенность мешает вам добиться успеха. Даже если у вас есть силы, чтобы преуспеть, недостаток уверенности не позволит вам делать то, что необходимо для достижения ваших целей.

Почему так важно достичь здоровой уверенности в себе

Наличие уверенности означает, что вы не сомневаетесь в своей личной ценности или в своей способности достичь своих целей. Кроме того, вы будете менее разочарованы или обижены, если столкнетесь с неудачами.

3. Больше успеха

Причина того, что одни люди более успешны, чем другие, заключается не в том, что они более образованы или имеют больше навыков в своей области. Основная причина их успеха заключается в том, что они чаще доверяют возможностями, которые возникают на их пути.

Люди, которые слишком обеспокоены или сомневаются в себе, слишком взволнованы, чтобы быть полностью восприимчивыми к перспективам, которые прямо перед их носом!

Кроме того, людям легче делать ставки на тех, кто источает уверенность в себе. Представьте себе двух докторов с одинаковыми навыками, кому бы вы доверили свое здоровье: тому, кто кажется уверенным, или тому, кто сомневается в своем суждении?

4. Уверенность в себе ведет к улучшению отношений

Почему так важно достичь здоровой уверенности в себе

Мы любим компанию уверенных людей, потому что они расслаблены и помогают другим чувствовать себя более расслабленными. Они чувствуют себя комфортно и вызывают желание сотрудничать. Они менее подвержены зависти и эмоциональной незащищенности в отношениях. Они знают свою ценность и преимущества, которые они приносят в их отношения или брак.

Напротив, люди, которым не хватает уверенности в себе, как правило, токсичны в своих отношениях. Они слишком зависимы от своего супруга и слишком обращены к себе, к своим потребностям и в конечном итоге игнорируют потребности своего партнера.

5. Спокойствие и жизнь без стресса

Когда вы уверенны в себе, вы чувствуете себя комфортно в любых ситуациях. Вам не нужно беспокоиться о том, что о вас думают другие, потому что вы знаете, чего вы стоите. Критика других людей не так сильно на вас влияет.

6. Уверенность в себе — это вакцина против депрессии!

Отсутствие чувства собственного достоинства часто наблюдается у людей, страдающих депрессией. И наоборот, те, кто уверен в себе, менее склонны к депрессивным эпизодам. Когда дела идут плохо, они знают, что, несомненно, есть другой способ решения проблемы.

Почему так важно достичь здоровой уверенности в себе

Кроме того, они не позволяют всем неприятностям жизни дойти до них. И они знают, как искать поддержку, необходимую для решения проблем.

7. Лучшее качество жизни

С уверенностью в себе, вы более склонны рисковать в жизни, чтобы достичь своей мечты. Выход из зоны комфорта приносит новые впечатления и новые отношения.

Кроме того, уверенные люди могут лучше исследовать свое окружение и использовать то, что оно предлагает. Людям, которым не хватает уверенности, как правило, скучно в рутине, в которой они запираются, и не хотят меняться.

методов развить в ребенке уверенность

  • Найти занятие, в котором ребенок продемонстрирует успехи. Он поет, ловок в спорте, танцует моделирует? Прекрасно! Пусть развивает свои умения.  
  • Обсуждать промашки и не придавать им трагичного значения.  
  • Поощрять креативность – если ребенок хочет что-либо изменить (в своей внешности), поддерживаем его.  
  • Завести дневник успеха, в котором школьник будет фиксировать свои победы, и вместе заполнять его. Научить ребенка ставить цели, и двигаться к ним.
  • Не сравнивать ребёнка с другими детьми. Полезнее научить его сравнивать себя нынешнего с собой «вчерашним» и представлять себя «завтрашнего». Важно давать ребёнку возможность перемениться к лучшему.  
  • Помочь ребенку полюбить себя, разглядеть достоинства. Акцентировать внимание на том, что у него хорошо получается, хвалить.  
  • Принимать ребёнка таким, каков он есть. Многие родители мечтают, чтоб их ребёнок обладал достоинствами, которые для них особо значимы. Желая развить в малыше конкретные качества, родители не ценят тех, которыми ребёнок обладает. Важно ценить все, даже самые маленькие достижения.
  • Никогда никому не говорить о своем ребёнке плохо. Не стоит критиковать свое чадо в кругу других людей. Ведь вы – тот, кто должен вдохновлять, подбадривать и вселять уверенность. А не  

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Неуверенность по наследству

Как родители могут помочь ребенку стать уверенным в себе, если сами всего боятся. Дети перенимают манеру поведения родителей, внимательно наблюдая за тем, что они говорят, как принимают решения и поступают в разных ситуациях.

Неуверенность по наследству
Неуверенность по наследству

Перестаньте произносить самоуничижительные фразы типа «вот я неумеха, опять все сделала не так!» Показывайте на собственном примере, что браться за новые дела интересно, даже когда не все получается.

Неуверенность по наследству
Неуверенность по наследству

Не транслируйте страх, осыпая ребенка излишними предостережениями. Это и ваш шанс стать лучше: по мнению психологов, обрести уверенность можно в любом возрасте, главное признать проблему и работать над ней.

Неуверенность по наследству
Неуверенность по наследству

Неуверенность по наследству
Неуверенность по наследству

Виды самооценки у ребенка

Как повысить самооценку и уверенность в себе женщине — психология

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

Виды самооценки у ребенка
  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Поощряйте детское любопытство

Родители иногда не знают, что делать, если ребенок не уверен в себе. Ответ прост: одобряйте его любознательность. Когда малыш входит в возраст «почемучки», мы сами оказываемся в непростом положении. Ребенок постоянно задает вопросы, о которых взрослый даже не задумается. «Почему небо голубое?», «Почему самолет не падает?», «Почему идёт снег?» После этих вопросов мама с папой понимают, что сами мало что знают. Даже не так: родители знают, но не понимают, как лучше объяснить. Малыш ставит их в тупик.

А ведь именно в период неуёмного любопытства у ребенка формируется интеллект, закладывается база знаний, мозг готов к получению новых навыков и умений. Именно поэтому нельзя отвергать малыша в это время. Не ответив на его вопросы, вы оставите его в неведении. Уровень его интеллекта будет оставаться на месте, багаж не будет пополняться знаниями, его успехи будут оставлять желать лучшего. Отсюда возникнет и неуверенность в себе. К тому же, поощряя любопытство ребенка, вы развиваете и свою эрудицию.

Родительское равнодушие – это не только причина неуверенности ребенка, но и вероятность его душевной травмы на всю жизнь. Всё время отнекиваясь от малыша, вы рискуете тем, что он больше не будет у вас ничего спрашивать, станет чужим и отдаленным. Своим равнодушием вы убедите его, что он бесполезный и никчемный. А это даже у взрослого человека пошатнет уверенность в себе.

Именно в детстве закладывается характер человека, формируется его личность. И родители до 7 лет оказывают огромнейшее влияние на психическое развитие ребенка. Поэтому если вы не будете принимать участие в воспитании малыша, существует риск, что он вырастет замкнутым и стеснительным человеком.

Социальная адаптация

Малыш, который был привязан к маме на протяжении 2 лет, испытывает невероятный страх, переступая порог детского садика, где его собираются оставить на какое-то время

Важно поговорить с крохой заранее. Объяснить, что группа в которой он отныне будет проводить время – это безопасное место

Там много деток его возраста. Все они с радостью станут с ним играть. А вечером мама обязательно вернется и заберет его домой.

Лучше всего записать ребенка на подготовительные занятия при детском садике, который он будет посещать в будущем. Постепенно маленький человек привыкнет и станет смелее, а страхи уйдут на задний план

Важно показать малышу, что воспитатель — это друг. Доверительное общение воспитателей и родителей в присутствии ребенка раскрепощает его и он уже сам готов поверить в то, что эта тетя хорошая

Помочь обрести уверенность подростку, посещающему школу, немного сложнее.

Очень хорошо стимулирует детскую психику развивающая художественная литература, где герои, преодолевая свой страх, становились сильными, помогая окружающим. Для сына можно подобрать рассказ про Робин Гуда, а для дочери – сказку про Золушку и т. д. Главное, не завышать планку, требуя от детей невозможного, так как в случае неудачи они могут поникнуть духом.

Пускай сами выбирают, развитие в каком направлении им больше по душе: танцы, музыка, углубленная математика, иностранный язык и т. д. Если внушить маленькому человеку, что он замечательный и его будут любить в любом случае (знает он или не знает школьный предмет на пятерку), то он сам захочет порадовать родителей своими успехами. Он будет стараться доказать изо дня в день, что его любят не зря, а он действительно такой, каким его видят близкие люди.

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.