Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как развить воображение и визуализацию взрослому человеку ?

     Каждый родитель хочет, чтоб его ребёнок гармонично развивался. Именно для этого покупаются кучи и кучи разнообразных игровых наборов: этот развивает логику, этот мышление, этот творчество… Но обязательно ли тратить огромное количество денег на игрушки, которые вскоре будут заброшены? Возможно, существуют какие – то другие игры для развития творческих способностей, которые не требуют колоссальных затрат?

Творческие игры в тренинге: преимущества и особенности

Тренинг развития креативности и творческих способностей чаще всего проводится в игровой форме. Это связано, в первую очередь, с особенностями творческого мышления. Чтобы его активизировать, подтолкнуть, необходимо поставить перед человеком нестандартную задачу, заставить его отвлечься от обыденности и отказаться от примитивного, прямолинейного мышления. Игра для этой цели подходит лучше всего. Но творческие игры в тренинге имеют и другие преимущества:

  • они снимают напряжение и снижают тревожность, поэтому участники чувствуют себя свободнее и не боятся ошибиться;
  • приносят массу положительных эмоций, повышают тонус участников и играют роль энергетической подпитки;
  • в процессе тренинга развития креативности и творческих способностей происходит формирование и других важных качеств: умение работать в группе, отстаивать свою позицию, устанавливать социальные контакты и т. д.

Тренинг – это совокупность методов активного обучения и развития определенных качеств личности. В основном тренинг развития креативности и творческих способностей направлен на формирование навыков воображения, ассоциативного и образного мышления, а также умения находить и решать проблемы. Творческая игра в тренинге позволяет сделать процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным, пробуждает скрытые творческие силы.

      Игры для развития творческих способностей

Интеллектуально творческие игры

А что, если…

Пофантазируйте с ребёнком на тему, а что будет, если дождь будет идти не переставая? Если оживут все сказочные герои? Из водопроводного крана потечет гранатовый сок? Если кошки начнут разговаривать человеческим голосом?

 Загадай предмет.

Суть этой игры состоит в том, чтобы ребёнок отгадал загадываемый вам предмет. Пусть ребёнок задаст три вопроса по поводу предмета: какой он формы? Цвета? В какой комнате находится? Какой он температуры? Каковы его функции? И т.д. Главное, чтобы после этих вопросов ребёнок смог отгадать предмет, который вы загадали. Потом можете поменяться местами.

Описание.

Ребёнок с помощью прилагательных должен как можно точнее описать загаданное явление или предмет. Например, весна – ласковая, тёплая, солнечная, оживляющая, … Понятия могут быть любыми, и, чем сложнее их описать, тем лучше: утро, зима, темнота, свет, лето, цветок, речка, поляна, дерево, костёр, свеча, вечер…

Найди сходства.

Предложите ребёнку подумать над тем, что есть общего у абсолютно непохожих предметов. Какие общие признаки есть у подушки и костра? А у коробки и цветка? У стула и воробья? Чем больше предметы непохожи друг на друга, тем лучше!

Творческие игры детей дошкольного возраста

Последняя буква в слове.

Игра, пришедшая к нам ещё в СССР. Особенно хороша тем, что для неё не надо никаких дополнительных атрибутов: была бы голова на плечах. Суть игры проста и понятна: подобрать слово на ту букву, коей заканчивалось предыдущее слово, при этом не повторять уже названных. В эту игру особенно хорошо играть и дома, и по пути в школу, и в путешествии, и в очереди.

Сложи из фигуры картинку.

Для этой игры вам надо будет вырезать из цветной бумаги много простых геометрических фигур разных размеров и форм, а для надёжности ещё и обклеить их скотчем или самоклеящейся бумагой. Попросите ребёнка собрать из этих фигурок небольшую картинку. Какую? Пусть подскажет его воображение!

Игры на развитие творческого воображения

Предметы сменили работу.

Смысл игры заключается в том, чтобы дети придумали знакомому предмету (утюгу, пульту от телевизора, мелу, газете) новые возможности: то бишь ответили на вопрос: “А какую еще работу может выполнять этот предмет?”. Помните диснеевский мультик “Русалочка”, в котором героиня использовала вилку в качестве расчёски? Вот также и ребёнок должен придумать новое назначение предметам. Принимаются все ответы, кроме тех, которые можно считать нелепыми.

Предметы ожили в нашей квартире.

Предложите ребёнку пофантазировать на тему, какой был бы характер, например, у утюга, если тот ожил? А у телефона? А как бы вела себя микроволновка? Вы можете подвергнуть оживлению любой предмет в квартире. Кстати, альтернативная идея: можете на досуге нарисовать несколько пар глаз и ртов, которые можно будет в процессе игры приклеить скотчем к оживляемым предметам. Не забудьте перед игрой подогнать их по размерам оживляемых предметов.

Это только некоторые из игр для развития творческих способностей вашего ребёнка. Существует великое разнообразие развивающих игр, развивающих весь спектр способностей: начиная логическими и заканчивая творческими. Главное в этих играх — ваше желание проводить время с малышом с пользой для него и себя!

Неожиданная связь

Еще раз откройте словарь и возьмете из него два с первого взгляда несвязных слова. Так, это может быть «огурец» и «пистолет». Желательно придумать три сходных и три отличительных свойства и связать это в нескольких предложениях.

Например, и огурец, и пистолет можно держать в одной руке. Также они имеют схожую длину. Целое предложение может выглядеть так: “Военный начинает стрелять по банкам из пистолета, но видит, что стреляет по зайцу, бегущему по грядкам с огурцами”.

Некоторые игры на развитие творческих способностей у детей

«Спроси без слов». Цель этой игры – заставить ребенка задавать свой вопрос, не прибегая к помощи слов. Главное условие – не говорить вслух и даже губами, а вопрос должен быть как можно более конкретным. Лучше всего для этого придумать особенную обстановку, в которой произнесение слов и звуков вообще невозможно, например, в условиях другой планеты из-за рассеивания звуковых волн в ее атмосфере. Разрешается спрашивать, используя:

  • Жесты;
  • Позы тела;
  • Мимику.

Как только вопрос будет понят, ответ на него нужно дать тоже в беззвучной форме. Такая игра на развитие творческих способностей очень веселая, подходит для компании из нескольких детей. Она развивает артистические способности, владение языком своего тела и помогает преодолевать чувство стеснения.

«Изобретатель». В этой игре ребенок учится творчески и нестандартно подходить к использованию самых обычных предметов. Эта игра на развитие творчества учит приему переформулирования, то есть выделить какие-то несущественные для обычного назначения данного предмета свойства. Материалом для игры служат самые обычные предметы, и требуется придумать как можно больше вариантов их нетрадиционного использования, в том числе и полезного. Например, обычная деревянная линейка может служить:

  • Закладкой в книге;
  • Разделителем в картотеке;
  • Опорой для подросшего комнатного растения;
  • Лавочкой для мелких игрушек;
  • Строительным элементом компьютера;
  • Основой рамочки для фотографий.

«Золотые руки». Эта игра на развитие творчества у детей развивает нестандартное видение предметов. Она также основана на переформулировании, но здесь задается конкретный материал, для которого необходимо найти применение, а не предмет. Следует назвать как можно больше предметов, которые можно сделать с использованием этого материала. Например, глина – из нее можно сделать:

  • Вазу для цветов;
  • Глиняную посуду;
  • Печку;
  • Лепнину;
  • Кирпичи;
  • Статуэтки.

Если играют 2 команды, то побеждает та из них, которая назовет больше областей применения. В качестве материала можно называть:

  • Воздух;
  • Воду;
  • Стекло;
  • Ткань;
  • Пластмассу и др.

«Пантомима». Эта игра для развития творчества развивает способность выдумывать и креативно подходить к решению различных задач. При этом совершенно необязательно, чтобы идея могла быть реализована в действительности – можно придумывать самые нелепые и фантастические решения, важно только, чтобы их было много.

Пантомима развивает актерские способности, язык тела и жестов. Кроме того, ребенок учится создавать оригинальные образы, то есть включать воображаемый объект в новые связи, а также выбирать самый оригинальный из всех предложенных образов.

Специальный материал для игры не требуется. Необходимо изображать какие-то сцены из жизни или сказок, а ребенок должен их отгадать. Например, обезьянка радуется найденному банану, кролик ворует в огороде морковку, маленький медвежонок лакомится медом, печка печет пироги и др.

Можно выдвигать как можно больше идей насчет того, что изображает играющий, главное – не бояться того, что они окажутся ошибочными. После того, как ребенок угадает пантомиму взрослого, следует предложить сыграть главную роль ему и также попытаться угадать, что он изображает. По окончании игры надо поделиться своими соображениями насчет того, что было изображено хорошо, а что не очень.

Что помогает развивать креативность?

Иногда, кажется, будто у детей стоит вечный двигатель и им необходимо свою энергию направлять в нужное русло. Креативное мышление из них так и лезет наружу. И просто необходим способ угомонить сознание ребенка, при этом не испортить его порывы творчества. А если не вмешаться будет взрыв! Как же развивать креативность у ребенка, как ее направить в полезное русло и сделать ребенка счастливым?

Лучше всего помогает игровая форма в развитии неординарного мышления. Для этого подойдут:

  • Конструкторы. Это не просто сбор деталей. В настоящее время можно найти конструкторы разной формы и разного характера. Они есть как для девочек, так и для мальчиков. Конструкторы развивают пространственное мышление ребенка, а это очень хорошо влияет на творческую составляющую.
  • Рисование. Придумайте для ребенка задание. Пусть нарисует то, что видел на улице, пусть добавит к этому рисунку, что, по его мнению, не хватало на улице для полного счастья. Ребенок должен рисовать не только, что видит, но и воображает. Это развивает память, фантазию и понимание того, что малышу нужно.
  • Раскраски и картины по номерам. Дети любят рисовать, и лучше всего конечно, если перед ними чистый лист, тогда они сами придумывают историю в картинке. Но раскраски учат аккуратности, при этом положительно сказываются на креативной жилке. Возможно, в будущем вас не будет пугать творческий беспорядок, если вы покажите, что чистота хорошо влияет на приток новых мыслей.
  • Гончарное искусство. Конечно, покупать станок для создания горшков не обязательно, а вот сходить в центры с ребенком можно. Это веселое занятие, которое поможет развить в ребенке целеустремленность и хорошо повлияет на фантазию.
  • Головоломки учат ребенка находить нестандартные решения в любых задачах. К тому же ребенку необходима будет помощь родителей.
  • Ролевые игры помогают развить социальные навыки, ребенок сможет создавать цельные образы, удерживать их, добавлять детали, манипулировать ими.

Но есть еще более интересные способы развивать креативность:

  • Придумайте свою сказку с ребенком. Это интересно, к тому же участие могут принимать все члены семьи, но давайте инициативу больше ребенку, помогайте ему, если у него нет идей, подсказкой, а не полной картинкой. Дайте ребенку наводку, и фантазия его заиграет новыми красками.
  • Устройте фотосессию. Мы можете придумать свою фишку, а затем выкладывать фотографии в инстаграм. Или же просто устраивать раз в месяц интересные тематические съемки. Пусть идеи придумывает ребенок, предлагает образы, детали. А вы, отталкиваясь от возможностей покупаете, что-то, ищите в прокат или сами делаете.
  • Нарисуйте комикс. Придумайте свою историю вместе с дочкой или сыном. Но не думайте заранее о сюжете. Пусть события развиваются спонтанно. Рисуйте вместе, придумывайте надписи, звуки, диалоги. А потом прочтите всей семьей.
  • Заведите блог. Но не для себя, для ребенка. Начинайте рассказ с себя и своего видения, а затем добавляйте мнение ребенка. Проводите эксперименты и пусть ребенок потом описывает вам свои эмоции.
  • Подарите ребенку блокноты. Сейчас очень много вариантов для творческого полета.

Например, «Уничтожь меня» Кери Смит или «Открой мир заново»

Эти книги уникальны тем, что в таком формате никто ничего не делал. Они созданы специально для творческих людей и для развития воображения.

«Пиши здесь, Пиши сейчас» Николь Ларю

Этот творческий блокнот подходит детям от 8 до 12 лет, он помогает понять себя и других. Вся работа с ним происходит в игровой форме.

«Натвори, что хочешь! Каракули»

Этот ежедневник специально создан для школьников, в нем находятся смешные задания, которые отлично поднимают настроение, плюс книга очень хорошо разгружает мозг и помогает расслабиться после уроков. Принцип один – «рисуй как хочешь и как умеешь»

«Линия — это точка, которая пошла погулять»

Учит мыслить нестандартно. Подходит и детям, и взрослым.

«Рисуем круглый год»

В этой книге заданий на целый год. А именно 365. При этом подходит для детей от 3х лет.

«Дневник хорошего настроения»

Этот блокнот для детей постарше. Но он отлично помогает планировать день, но не забывать о творчестве и креативе.

  • Учитесь лепить из полимерной глины. Это интересное занятие научит вас делать красивые украшения. Возможно, это перерастет из развития креативности ребенка в настоящее семейное дело.

Развивая креативное мышление, стоит помнить, что:

  1. Лучше отказаться от критики процесса и результата. Задача вовсе не в том, чтобы создать истинный шедевр, задача развивать фантазию, а для этого ребенок должен допускать ошибки;
  2. Не делайте все вместо него, у малыша должна быть свобода в творческой стезе;
  3. Если ребенку не нравится, то не заставляйте. Попробуйте его на следующий день увлечь подобным занятием, если же это не помогает, то найдите другой способ;
  4. Занятия должны быть интересные, скука может отбить все желание развиваться;
  5. Хвалите ребенка за процесс и результат. Отвечайте на его вопросы, радуйтесь его победам вместе.

Если бы будете прислушиваться к желаниям ребенка у вас все получится. Выбирайте такие способы развития креативности, которые будут соответствовать его возрасту, увлечениям, интересам и настроению. Фантазируйте вместе и в вашем ребенке скорее проснутся скрытые способности.

Помогите детям активировать свои чувства

В ребенке как развить креативность и творческое мышление? Для этого в первую очередь важно раскрыть их. Это важно, для того, чтобы они могли использовать все свои чувства. Опять же, это не означает дорогостоящие или сложные, долгие поездки. Отведите их в библиотеку, музей и на улицу, сказала она. Попросите их представить, на что может быть похоже путешествие в далекие места, сказал Резник. С какими животными они столкнутся? Как будет выглядеть окружающая природа? Какой запах вы почувствовали бы? Какие звуки будут издавать животные?

Записывайте идеи в блокнот

Не нужно ждать вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает уже в процессе работы. Для развития креативности требуется постоянное самообучение и творческий рост. Читайте как можно больше литературы по вашей теме, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками. В соцсетях можно подписаться на блогеров, которые так или иначе соприкасаются с вашей сферой. Постоянно ищите примеры для творческого подъема и учитесь у тех, кто уже достиг определенных успехов. Просматривая работы других людей, вы наверняка извлечете для себя много нового и интересного.

При этом важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте любые возникающие в голове идеи, даже если они кажутся абсурдными. Творческие порывы случаются неожиданно — за приемом пищи, на тренировке, в обувном магазине, во сне. Например, Архимед открыл свой знаменитый закон, принимая ванну. Для записи идей лучше всего завести специальный блокнот и всегда носить его с собой. Создавать заметки на ходу очень удобно с помощью диктофона. Только не забывайте потом переносить аудиозаписи на бумагу. В дальнейшем, рассуждая над этими пометками, вы можете придумать новый проект.

Не забывайте записывать свои мысли © Aaron Burden/Unsplash

Тайна Гулливера или как сочинять сказки для детей

О, их сочинять очень просто. Мы уже узнали какой прием был использован автором для сочинения сказки про Гулливера. Если вспомните сказки, то он прослеживается во многих других сказках и рассказах.

Вы можете взять его в свою копилку. Но какой есть секрет еще?

Самое главное признать то, что все на свете живое и может жить собственной жизнью. Даже не живые предметы. Нужно согласиться с тем, что в сказках возможно все.

Как только вы это примете, то все изменится. Давайте потренируем воображение и возьмем … камень.

Я предложу вариант, а вы сочиняйте свой.

У камня может быть собственная жизнь, дети, жена и т.д. А может быть он еще одинок и ищет вторую половинку? А ему попадаются они серые камешки.

И вдруг он увидел ту самую, единственную — это был изящный осколочек гранита. Он так и сверкал на солнце. Когда камешек мелкими шажками проходил мимо нее, его сердце билось в груди так, что этот стук можно было услышать.

И он решился пригласить ее на прогулку. Но вдруг случилось непредвиденное… Что же случилось?

Наши герои не встретились, у них на пути встал…. Что же было дальше? Что сделал наш влюбленный камешек? Кто ему помог? Какие пришлось преодолеть преграды? Чем все закончилось?

Представьте камушек, его возлюбленную, весь сюжет и запишите его. Но, конечно, конец должен быть счастливым)

Заключение

Совершенству нет предела. Но нужно с чего начинать. Начинайте прямо сейчас. Делайте эти упражнения и вы удивитесь себе, своим способностям.

Как вы уже догадались, лучший шаг на пути к воображению, это активизация правого полушария головного мозга. Где сокрыты помимо воображения, феноменальная память, интуиция, лингвистические способности и музыкальные способности.

Все приведенные упражнения развивают правое полушарие.

Но есть специальные эффективные упражнения для развития силы образов и фотографической памяти правого полушария, в которые вы можете играть с детьми. Что получить их бесплатно себе на почту переходите по ссылке (откроется в новом окне).

Вот и все. Вы узнали какими упражнениями и как развивать воображение и визуализацию у взрослых, а также правое полушарие. Есть еще много способов. Но самые эффективные и быстрые уже у вас. Нужно только их практиковать.

До скорого!

Ваша Надежда Тихонова