Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как развить воображение у ребенка и зачем это нужно

В наше время очень большое внимание в педагогике уделяется творческому развитию ребенка. Какое же творчество обойдется без воображения, фантазии.

Режиссерская игра, как вид творческих игр дошкольников.

  1. Игра «Передай игрушку и назови режиссерскую игру своего детства»

Цель: вспомнить приятные события детства; поднять эмоциональный настрой в группе.

Продолжительность: 7 мин.

материал; мягкая игрушка, магнитофон, диск с записью мелодии для сопровождения игры.

Психолог просит участников вспомнить, в какую игру больше всего любил играть каждый из них. Под музыкальное сопровождение передается игрушка. Как только музыка заканчивается, тот, у кого есть игрушка, называет игру своего детства.

Обсуждение: как вы считаете, для чего проводилась игра.

  1. Игра «Групповая наработки понятия «Игра»

Цель: дать обобщенное определение понятия «игра».

Продолжительность: 10 мин.

Материал: ватман с надписью слова «ИГРА», фломастеры, бумага.

Ход игры

Психолог предлагает участникам назвать слова, которые у них ассоциируются со словом «игра», поочередно на каждую букву этого слова:

И —

Р —

А —

Все слова зачитываются и подводится итог.

  1. Обзор фотовыставки «Макеты режиссерских игр».

Анализ предоставленных образцов «маркеров пространства» для режиссерских игр.

Цель: обосновать необходимость создания развивающей среды в виде «маркеров-пространства» для организации режиссерских игр в группе детского сада.

Продолжительность: 15 мин.

Материал: фотографии.

Ход работы

Теория вопроса. Большинство психологов утверждает, что режиссерская игра ребенка ассоциативная, то есть зависит от тех игрушек, которые попадают в поле его зрения. Благодаря этому и влияние взрослого на ход этой игры происходит через создание необходимой игровой среды.

Педагоги и психологи отмечают, что в детских садах малыши (особенно старшие дошкольники) мало играют. Проблема в том, что детский сад, ориентируясь на запросы родителей, основное внимание уделяет умственному воспитанию детей, подготовке их к систематическому обучению в школе. Но в игре происходит всестороннее развитие ребенка, и любую игровую ситуацию, даже ту, которая возникла спонтанно, можно использовать и для воспитания, и для обучения. А уж для осуществления индивидуального подхода, личностно-ориентированного взаимодействия, игра подходит, как нечто иное, особенно режиссерская.

Для мальчиков и девочек режиссерские игры следует организовывать отдельно, тогда они будут способствовать гендерному воспитанию дошкольников. Сюжет «мальчишеских» игр может разворачиваться вокруг профессий — водитель, строитель, автослесарь, а «девичьих» — парикмахер, врач … А лучше спросить у детей и уже по их желанию создать условия для развертывания игры.

Условиями для режиссерской игры являются:

  • организация специального индивидуального пространства для ребенка;
  • обеспечение времени и места для игры в жизни ребенка (распределение программного материала в группе в неделю, составление сетки занятий, предоставление в группе места для режиссерской игры и хранения игрового материала).

Предполагается, что в режиссерских играх дети сами придумывают сюжет, реализуют свои замыслы, создают игровые ситуации с готовыми игрушками. Однако так происходит не всегда. Воспитатель в таких случаях может выступать в роли ненавязчивого помощника и незаметно влиять на детские игры через создание предметно — игровой среды. Так, материалы, рисунки, пособия, которые использовались на занятиях, можно предоставить детям в свободное пользование. К этому можно добавить незнакомые детям предметы и игрушки как ассоциативный ряд, которые могут стать ключевыми и способствовать обогащению содержания игры новыми событиями.

Организовать детскую игру можно путем введения игровой условной ситуации. Так, взрослый начинает играть сам. Сажает игрушку-зрителя, берет в руки игрушечный микрофон и сообщает, что спектакль начинается. Кто-то из детей обязательно заинтересуется и подойдет. Инициативу можно передать детям, а можно попроситься и остаться играть с ребенком. Стоит помнить, что в режиссерской игре участвуют не все дети, а один ребенок, поэтому «заорганизовывать» этот процесс не следует.

Приглашение к осмотру фотовыставки с предоставлением комментариев во время работы.

Обсуждение в группе. Предоставляем участникам возможность выразить свои мысли и предложения по организации фотовыставки.

  1. Упражнение «Изготовление макетов для режиссерских игр»

Продолжительность: 20 мин.

Материал: сопроводительная мелодия, принадлежности для художественного творчества, детские рисунки, иллюстративный материал, игрушки.

Весь материал подбирается по определенной тематике, например, «Семья», «Зоопарк», «Морское дно», «Сельское подворье», «Клумба» и другие.

Итог.

Подростковая память

«Сыну 15 лет. Еще в средней школе у него были проблемы с успеваемостью. В старших классах все стало еще хуже. Основная проблема заключается в том, что сын плохо запоминает и усваивает информацию (в основном, на уроках математики и физики). Совсем не читает, не может как следует выразить свои мысли. Что-то выучив и поняв, он потом благополучно это забывает. Приходится постоянно держать под контролем его успеваемость — напоминать, проверять уроки, созваниваться с учителями, нанимать репетиторов. Но положительных сдвигов до сих пор нет. В следующем году ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Но я не представляю, как он «соберет» в голове такой объем материала по трем предметам и донесет хоть что-то до экзаменов».

— Марина, мама 15-летнего Саши

Память — комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению полученных ранее знаний и навыков. [1]

В возрасте 10-15 лет у ребенка происходит серьезная «перестройка» процессов запоминания. Отсюда и проблемы с «плохой памятью» у подростка. Он переваривает массу информации, часть которой необходимо запоминать для хорошей успеваемости в школе и дальнейшего поступления в ВУЗ.

Советский психолог А. Н. Леонтьев изучил закономерность развития у детей основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. По его мнению, у подростков, в отличие от младших школьников, продуктивность непроизвольного запоминания замедляется с одновременным ростом произвольного. То есть в возрасте 10-15 лет ребенок способен управлять познавательными процессами. Из потока информации он учится вычленять главное и сохранять в памяти именно это. [3]

В целом, развитие памяти у детей 10-12 лет и старше сводится к развитию мышления. Для ребенка вспоминать и воспроизводить тот или иной учебный материал — значит думать и рассуждать. Он устанавливает логические связи между элементами информации, а когда нужно воспроизвести ее, он вспоминает все цепочки.

Вследствие того, что к старшим классам появляется много новых учебных предметов и усложняется сама школьная программа, у подростков могут начаться проблемы с запоминанием. Память ребенка важно тренировать.

При этом родителям не стоит брать на себя постоянную функцию напоминания, так как это будет демотивировать ребенка. Его память без тренировки станет хуже, а он сам привыкнет, что можно лишний раз не думать — мама напомнит.

Зачем развивать воображение у ребенка?

Мозг человека состоит из множества нейронов, связанных между собой. Их слаженная работа решает тысячи мелких и крупных задач ежедневно. Мы регулярно нуждаемся в свежих идеях: в детском саду, школе, на работе. Можно натренировать мозг выдавать большие объемы новой информации по нашему запросу.

В детстве легче приучить себя к нестандартному мышлению: мозг более податлив и пластичен, при грамотном подходе знания стремительно усваиваются и закрепляются на всю жизнь.

Зачем развивать воображение у ребенка?

Воспитатели и родители с детства обеспокоены развитием памяти ребенка — быстрое запоминание гарантирует, что малыш сможет без проблем жить в привычной среде, выстраивать социальные связи по определенному шаблону. Воображение имеет другую функцию: его задача — предугадать возможные варианты развития событий в нестабильной обстановке, спрогнозировать будущее максимально точно. Это своеобразный механизм адаптации, подаренный природой.

У новорожденных воображение отсутствует совсем, но любознательность, тяга к новым знаниям заложена в каждом. Родителям следует поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся глупыми фантазиями с высоты опыта взрослого человека.

Заметно, что не все дошкольники обладают развитым воображением. Однако регулярные тренировки всегда дают положительный результат — воображение можно и нужно развивать во время занятий.

Детские онлайн пазлы как инструмент развития ребенка

  Мы уже упоминали в качестве развивающей игры шахматы. Но эта игра в дошкольном возрасте может заинтересовать не очень многих. А вот пазлы можно и нужно использовать как раз в дошкольном возрасте.

Составление картинок из мелких кусочков придумано очень давно. Причем пазлы классифицируют иногда как искусство. Мозаичные картины древних как раз представляют собой воплощение этого искусства.

Пазлы бывают простые (например, четыре кусочка для самых маленьких детей) и сложные (состоящие, например, из тысячи кусочков). Также можно купить набор картинок в коробке или воспользоваться интернетным вариантом – пазлы онлайн.

Интернетный вариант не позволяет использовать при сборе картинки сотен кусочков, но несколько десятков использовать можно. А это как раз пазлы онлайн для детей 4-5 лет, которые в состоянии обеспечить концентрацию внимания и развитие воображения в игровой форме. Только воображение позволит ребенку предварительно представлять будущий рисунок.

На самом деле детские онлайн пазлы простой и действенный инструмент. Как научить своего малыша собирать пазлы.

Детские онлайн пазлы как инструмент развития ребенка

Правила достаточно просты. Начинать следует всегда с уголков. А их всего четыре. В уголки ставим кусочки в первую очередь. А дальше собираем картинки по сторонам. Это общий принцип.

На нашем сайте в верху справа есть ссылка на наши пазлы. Они достаточно просты. Изучите их и предложите вашему ребенку их освоить тоже. Игра простая, но результат в виде улучшенного воображения не замедлит проявить себя.