Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как рождаются обиды. Формирование и влияние на жизнь

Роль отца в воспитании дочери некоторым все еще кажется незначительной. Папа любит ее, и этого достаточно. Так ли это?

Материнские обиды: «Меня никто не любит»

Передо мной сидит стильно одетый, привлекательный молодой человек. Он рассказывает о своих ощущениях: чувстве собственной никчемности, внутренней пустоты и ненужности. Он не произносит слов, но в его мироощущении явно читается: «Меня никто не любит. Меня не за что любить». Меня поражает несоответствие того как он выглядит тому, что он чувствует. И в то же время я понимаю, что именно его чувства составляют его реальность. Если бы я стала его переубеждать: «Да нет же, ты очень интересный и привлекательный», или давать советы на уровне: «Найди себе интересное занятие, займись йогой, посмотри, как прекрасен этот мир», то, скорее всего, он не смог бы принять и прочувствовать ни одного пожелания, насколько бы «правильным» оно ни было. Моя задача заключается в том, чтобы сопровождать его в его трудном путешествии к истокам такого мрачного взгляда на мир. А эти истоки кроются в его непростых отношениях с матерью… Самая большая боль, которую мы можем получить в этих отношениях – это ощущение: «Она меня не любит». Возможно, она была холодной, отстраненной, вечно занятой и раздраженной, жестко настаивающей на подчинении, или, наоборот, относившейся к своей материнской роли слишком беззаботно… Может, она была критикующей, или пряталась за чужими авторитетами, вечно спрашивая: «Как воспитывать правильно?» вместо того чтобы прислушаться к своей интуиции… Наш герой вспоминает свое детство. Первое, что всплывает в памяти – детский сад-концлагерь. Состояние, которое он испытывал постоянно, можно назвать одним словом – ужас. Ужас перед воспитателями, которые имели над ним полную власть, ужас перед ребятами, которые задирали и дразнили его. И постоянная, глухая тоска по маме, которую он каждый день ждал, сидя в прихожей у двери. Занятая мама отдала сына на пятидневку, и пытка ожиданием была бесконечной… Потом был выездной лагерь для детского сада, и мама пропала на месяц. А он стоял и ждал ее у ворот, и никто из воспитателей не мог отвлечь его от его тоски ни играми, ни уговорами. Возможно, именно тогда у него родилась мысль «Мама меня здесь оставила, потому что я ненужный, никчемный, плохой…» Его обида на мать сформировала в последующем его взгляд на мир – теперь и в отношении всех других людей он убежден, что его не за что любить, и его обязательно бросят. Психика «подсказала» ему пути защиты, необходимые для того, чтобы не умереть от боли – и вот он уже учится старательно подавлять свои чувства. Боясь вновь пережить боль и тоску одиночества, он сторонится девушек, и не пытается завязать с ними отношения, хотя при этом он убежден, что это они сторонятся его. Так он сам, не зная того, продолжает создавать себе одинокое пространство, в котором он никому не интересен. Почти все люди носят в себе травму, подобную этой, ибо ни одна мать не может любить ребенка так, как нужно это ему. Каждая мать любит так, как может, и как ее саму любили в ее детстве. Недолюбленные матери часто растят недолюбленных детей. И все же сия аксиома вовсе не означает, что ничего поделать нельзя. Обращать внимание на чувства своего ребенка, сочувствовать его пусть детским, но таким важным для него переживаниям, постоянно находиться с ним в диалоге – так можно помочь ему пережить насколько болезненное, настолько необходимое взросление. Тогда и не будет в душе ребенка катастрофы, а будет важный опыт взаимодействия с эмоционально значимым человеком, которое он впоследствии и перенесет на весь мир.

Как развивать у детей эмпатию

Чтобы ребенок вырос добрым и отзывчивым, нужно развивать у него эмпатию (прим. ред. — способность человека к сопереживанию). Считается, что ребенок становится способным к сопереживанию, начиная с 5 лет. Но учить этому ребенка можно с раннего детства, в этом отлично помогают общение с природой и домашними животными.

— Нужно учить детей бережно относится к любым существам, будь то любимая собака, бабочка или даже листик. Показывайте детям своим примером, что не надо просто так ловить бабочку для забавы, причиняя ей боль, или срывать с дерева листья. Это поможет развить у них эмпатию и бережное отношение ко всему живому.

Психолог советует обратить внимание на детские книги про эмоции, в магазинах сейчас очень большой выбор.

— Такие книги помогают наглядно рассказать детям про такие сложные понятия, как радость, злость, обида, какие эмоции хорошие, а какие — плохие, как их лучше выражать. Читая и обсуждая эти истории с ребенком, родители будут лучше понимать внутренний мир детей и их чувства. А в ребенке с детстве будут заложены такие качества, как эмпатия и доброта — без них сегодня нам было бы очень сложно.

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@

  • Поделиться
  • Поделиться
  • Поделиться

Теги: Все о детях, Все о психологии

Как рождаются обиды

Все обиды формируются в детстве до 5 лет. В последующем они просто размножаются, усложняются и трансформируются.

Постепенно взрослея, человек забывает детские ситуации и неприятности, но обиды, зарождённые в них, продолжают жить и влиять на поведение и восприятия событий и людей, формируя различные негативные мужские и женские программы, родовые программы, шаблоны, страхи, ограничивающие убеждения и ситуации.

Первые обиды появляются, когда ребёнок, сталкиваясь с чем-то, что ему незнакомо и непонятно, пугается и не принимает происходящее, закрывается от него. Это может быть гневный окрик мамы, незнакомый человек, который подошёл слишком близко и что-то сказал непонятное, первый шлепок по попе.

Потом следуют ситуации, когда ребёнку начинают отказывать в получении желаемого, хотя раньше он получал всё по первому требованию: еду, тепло, питьё, прогулки, сон и т.д. И ребёнку становится непонятно, почему сейчас всё изменилось и ему не дают то, что он хочет. Он отказывается принимать ситуацию и начинает требовать. Так происходит зарождение обиды.

Как рождаются обиды. Примеры:

1. Большинство современных мам бегут к младенцу сломя голову по первому его крику. Чаще всего причиной и мотивацией такого поведения мамы является страх за ребёнка и страх быть плохой мамой, сидящие глубоко в подсознании и заставляющие всё бросать и нестись галопом. Обращаем внимание, что ключом здесь является не поведение, а мотивация. Поведение мамы лишь следствие страха.

Когда ребёнок с первых дней жизни получает всё, что хочет, то в его подсознании формируется понятие, что так должно быть всегда. И в дальнейшем, когда он в первый раз получает отказ, он не понимает, почему привычный порядок изменился, он недоволен ситуацией, продолжая настаивать на своём, крича, требуя и обижаясь. В его понимании и восприятии произошла первая несправедливость.

2. Другой пример. Отношение родителей к ребёнку, пока он был маленький, было достаточно лояльным и спокойным. Поэтому при столкновении с первым отказом или эмоционально выраженным наказанием (с раздражением, гневом, злостью) ребёнок не понимает, что происходит и отказывается принять новую ситуацию, обижаясь.

Вывод:

Получается, что, когда поведение родителей основано на страхах и негативных эмоциях, у ребёнка в ответ зарождаются и формируются собственные страхи и обиды. Или передаются от родителей, что в принципе, одно и тоже.

В основе всех обид лежит непринятие происходящего и страх. Как следствие, появляется боль, чувство несправедливости, обида, злость и так далее.

Обрати внимание: Чем больше страхов — тем больше внутри обид, и чем больше обид — тем больше страхов.

Мини-тест «Проблема обидчивости: есть или нет?»

Перед вами несколько утверждений. Прочитайте их и ответьте, верно данное утверждение или неверно. Если ребенок ведет себя по-разному, остановите свой выбор на варианте более частого поведения.

  1. Вы иногда замечаете, что у ребенка сильная зависимость от похвалы и одобрения его поступков.
  2. Задайте ребенку вопрос о его друзьях, попросите рассказать о них. Верно ли, что в этом рассказе в основном фигурирует сам ребенок? Его внимание сосредоточено не на способностях и особенностях других детей, а на том, что они для него делают?
  3. Вы обращали внимание или слышали от других, что вашему ребенку свойственно самому инициировать ситуации, когда он может побыть обиженным и несчастным.
  4. Ребенок уверен, что все вокруг игнорируют его, недооценивают, стремятся специально задеть и обидеть.
  5. Он сильно обижается и огорчается, когда кто-то из детей добиваться большего успеха, чем он.
  6. Услышав, как хвалят другого ребенка, восхищаются его словами или работой, ваш ребенок очень сильно, до слез, расстраивается и бросает свое занятие.
  7. Ребенок не переносит любую критику в свой адрес, негативно реагирует на замечания.
  8. Надолго запоминает все обиды. Способен вспомнить все до мелочей даже через несколько месяцев или лет. При рассказе об этом будто снова переживает неприятную ситуацию.
  9. Легко заметить, что ребенок обиделся – он делает это демонстративно, всем своим видом показывая, как ему плохо.
  10. Вы подозреваете, что для ребенка обида – способ, чтобы добиться желаемого от окружающих.

Чем с большим количеством утверждений вы согласны, тем выше вероятность, что присутствует проблема повышенной обидчивости у вашего ребенка. Пора обратить внимание и начать бороться с ней!

Вот это да

Приведем пример. Вот наступил день, когда ваш кроха пришел домой и вслух сказал такие матерные слова, от которых уши сворачиваются в трубочки! Ребенок спокойно рассказал, кто его научил этому (Коля, Оля, Петя), и, конечно, вы твердо решаете оградить свое чадо от тлетворного влияния вышеперечисленных персонажей. Но не все так однозначно:

  • Вы должны понимать, что в жизни бывают такие ситуации, от которых нельзя полностью спрятать своего ребенка. От всего не застрахуешь.
  • Тот самый «негативный персонаж» мог также не знать смысла ругательства и произнести его случайно, толком ничего не осознавая.
  • В целом, ничего катастрофичного не случилось, это лишь не совсем лицеприятный опыт, который нужно правильно трактовать и верно на него отреагировать.

Вашему ребенку предстоит совершить немало глупостей в жизни. И оградить его от сверстников, закрыв ушки, вы не сможете. Самое важное – объяснить ему, что с ним произошло. Нельзя просто наказать ребенка после произнесенных матерных слов или одного-единственного неверного проступка и запретить общаться со сверстником, научившим малыша плохим вещам. Так, ваш резкий запрет повлечет за собой иной результат – неприятные слова и поступки станут притягательнее для чада, а запретные встречи с «плохишом» будут проходить тогда, когда вас нет.

Какая социализация нужна ребенку

Сама идея о необходимости социализации между детьми уходит корнями в концепцию, что зрелость – это нечто, чему мы обучаемся, а не то, что в нас растет, развивается и приходит с возрастом. Если вы считаете, что зрелости нужно учить, то постоянно будете ходить с мыслью, что нужно находить других детей, чтобы они практиковались в общении друг с другом. Но если вы верите в то, что дети растут и развиваются, то вы просто будете стремиться создавать необходимый контекст для их взросления. Это один из мифов, которые развевает Гордон Ньюфелд.

По сути, вы можете поместить ребенка в один пузырь со взрослым, и это будет то, в чем он единственно нуждается. Естественно, это не является нашей целью, но для настоящего взросления детям нужно иметь возможность расслабиться в отношениях со своими взрослыми, иметь возможность играть, и им нужны слезы. Если все это у ребенка есть, он будет расти и взрослеть.

Но есть и обратная ситуация, когда родители как бы помещают ребенка в некий кокон, ограждая его от мира, и ему становится сложно взаимодействовать со своей деревней привязанностей. Здесь нужно быть осторожным. Речь ведь не об этом. Речь о том, что родитель должен быть ведущим, должен ввести ребенка в эту деревню привязанностей, в тот мир, в котором они живут. И именно родитель должен решить, как это сделать правильно.

Особенности подросткового возраста

Есть определенные особенности подросткового возраста, которые могут быть причинами конфликтности со взрослыми или ровесниками:

  • попытки проявления взрослости. На фоне происходящих физических и психологических изменений у подростка он пытается показать всем свою взрослость, возникают новые потребности и желания. Однако, зачастую нет никакой возможности удовлетворения своих вновь возникших потребностей, что порождает конфликты дома или в школе. Так, хочется свободы, вседозволенности и общения с друзьями, а родители заставляют исполнять определенные домашние обязанности. Либо возникают первые любовные чувства и интимные потребности, но предмет его обожания не отвечает взаимностью. Это приводит к конфликту внутри личности, что способствует провокации конфликтов из-за неудовлетворенности самим собой.
  • упрямство в смеси с негативизмом, когда подросток начинает игнорировать требования или просьбы родителей, делает назло или прямо противоположное. Такое поведение, демонстрация непослушания для него является попыткой самоутвердиться. Иногда это рассматривают как одну из подсознательных попыток защитить нервную систему от чрезмерных изменений.
  • ярое стремление все делать самостоятельно. Один из основных мотивов, который движет подростком – это желание отделиться от родителей. Это признак того, что в его развитии все происходит своевременно и правильно, полноценно. В общении с своими родителями он определяет грани дозволенного ему, постепенно расширяя их в стороны, таким образом определяя, до какой степени родители готовы пойти на уступки и где стоит уже остановиться.
  • стремление отстоять свои права как продолжение предыдущего пункта. Ребенок ощущает изменения, которые связаны с его взрослением, это дает ему пищу для размышлений о том, что можно уже использовать определенные привилегии, отведенные взрослым. Наиболее часто отстаивание прав касается времени укладывания спать и возвращения с улицы, от друзей, попытки ходить в те места, которые они считают нужными и общаться с теми людьми, которые им интересны, без указки родителей.
  • предпочтительное общение со сверстниками. Знакомые и друзья в этот период для ребенка становятся наиболее важными людьми в жизни, являются своего рода идеалами и примерами для подражания. Подростки сбиваются в группки, где есть один или несколько лидеров, которые становятся авторитетами для всех остальных. И они смещают с авторитетного места родителей, важным становится не их мнение, а признание внутри группы и со стороны ее лидера. Хотя родители и переживают за подобные компании, но это в целом не плохо, таким образом подростки учатся социализации и общению во взрослой среде. Важно, чтобы они не переходили рамки закона и морали.
  • попытки искать себя и определять свои возможности. Подростки пробуют разные виды деятельности, спорта или творчества, определяя свои способности и возможности. Зачастую это толкает их на необоснованный и чрезмерный риск, а также на вызывающее поведение в отношении ровесников и родителей. Чрез них они бросают вызов самим себе.
  • рефлексия, особенно внимание к собственной личности. Дети постепенно начинают сосредоточиваться на своих чувствах, мыслях, анализируют свое поведение и поступки, эмоции и отношение к окружающему, этические и моральные качества, а также реакции на различных людей и события. Они определяют структуру своей личности, сравнивая ее с другими людьми, составляют о себе самих определенное мнение, сравнивая его с идеальным образом. Если обнаруживаются идеальные качества, это повысит самооценку, а вот иногда самоанализ идет необъективно, и тогда собственная оценка существенно занижается, что ведет к проблемам поведения и общения ребенка.
  • внимание ко внешности, создание «оболочки». Уделяя очень большое внимание своей внешности и одежде, прическе и стилю внимание, они пытаются скрыть определенные комплексы, самими же ими культивированные – большой нос, кривые ноги, некрасивую попу и т.д. Подростки обычно судят о человеке по внешности, пока еще не умея понимать привлекательность внутреннюю, поэтому им важно как их «встретят по одежке», именно таким образом пока подростки завоевывают авторитет среди сверстников.
  • сильное влечение к противоположному полу. Появление симпатий и первой любви, интерес к противоположному полу подстегивается половыми гормонами. Подростки осваивают взрослые роли и половое поведение, учатся построению отношений. Они влюбляются, но переживают по поводу взаимных чувств, переживают за возможности быть отвергнутыми, и не знают, как правильно вести себя в таких ситуациях. Подобные чувства приносят подросткам целую палитру переживаний, что выливается в особенности поведения и общения с друзьями и родными.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Бывшие изгои: как складывается их жизнь

Бывшие изгои в школе, чьи отношения с коллективом так и не были скорректированы, впоследствии:

  • испытывают обиды на прошлое, прирастают новыми обидами на спутников и окружающих;
  • ожидают негативного исхода событий;
  • часто более агрессивны;
  • более закрыты для общения и хуже устанавливают новые контакты.
  • Взрослый, выросший из отверженного ребенка, остается чересчур чувствительным ко всем происходящим событиям, на него оказывают большое влияние окружающие, ему важна позитивная оценка действий и признание. Неважно, кто этот взрослый — бывший юноша или девушка. Изгой школы отличается не зависящей от пола и внешности чертой — у него не сформированы навыки работы с болью. Он не умеет отпускать боль, прощать прошлое, выносить опыт из разочарований, справляться со страхом перед новой болью.

    В качестве рекомендаций взрослым, которые подвергались травле в школе, можно привести:

    Бывшие изгои: как складывается их жизнь
  • Постараться приложить усилия и попытаться узнать окружающих с хорошей стороны, понять их интересы, стремления, желания. Вполне вероятно, что такая длительная работа над собой повысит доверие к людям, покажет бывшему изгою, что не все люди плохие, что все взрослеют и становятся другими.
  • Учиться проигрывать события со своим участием, представляя себе разные исходы. Что будет, если реагировать не так остро; что будет, если сказать людям другие вещи; возможно ли чувствовать себя иначе в ходе событий (например, не разгневанным, а спокойным), как достичь этих состояний; действительно ли хочется того, к чему прилагаются силы.
  • С помощью этого метода человек учится анализировать свои состояния, менять их, иначе реагировать на ситуации, более открыто и спокойно относиться к изменениям.

  • Работать над эмоциональной грамотностью. Многие люди не могут описать свои эмоции. Это речевой навык, который тренируется и воспитывается. Когда проблема известна “в лицо”, ее можно решать. Если неизвестна, тогда неясно, над чем работать. Кроме того, адекватное сообщение о природе своих чувств помогает окружающим людям лучше понимать ситуацию и корректировать свое поведение. Если реагировать обидой, замыкаться без объяснений, можно растерять расположение окружающих людей, они могут устать искать подход к “сложному” человеку.
  • Тренировать уверенность в себе. Воспользоваться услугами тренеров-психологов, развиваться самостоятельно по профильной литературе, смотреть обучающие видео — все эти способы пойдут на пользу.
  • Работать над имиджем. Демонстрировать уверенные и располагающие жесты и мимику, быть приятным и опрятным внешне, всегда иметь заготовки по темам для бесед, уметь слушать и проявлять интерес — окружающие всегда такое ценят, и человеку становится проще установить новые контакты.
  • Обязательно работать с прошлым опытом. Грамотные психологи и литература смогут помочь с лихвой. Прописывание, проигрывание неприятных событий, переживание боли, прощение, разрядка негативных эмоций — все это неотъемлемые атрибуты конструктивного освоения прошлого опыта. На проработанной почве можно строить новые модели взаимоотношений без оглядки назад.