Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как справиться с гневом психически больного человека

Я — мама маленького мальчика. Как любую нормальную мать меня волнует все, что так или иначе влияет на сознание и психику ребенка. Сегодня предлагаю поговорить о таком неоднозначном явлении современности, как интернет. А точнее, о взаимоотношениях наших детей с этим достижением человечества.

Ошибка № Не слушают, не слышат, не понимают

С возрастом у детей появляется собственное мнение, они исследуют мир, они хотят делать свои выводы. И многие родители совершают большую ошибку, желая уберечь детей от ошибок, начинают назидать и учить, учить, учить. Вместо того чтобы послушать своего ребенка, дать ему пространство для самовыражения. Постоянно говорят сами, а не слушают ребенка и не слышат его. Контакт между родителем и ребенком разрывается, и дети начинают отчаянно искать кого-то другого, с кем можно поговорить, кто выслушает его рассуждения, кто поймет.

«Токсичные родители не слушают своих детей, а вместо этого постоянно говорят сами, — объясняет Барбара Гринберг, доктор философии, клинический психолог. — Нужно приложить усилия, чтобы промолчать и научиться слушать, слушать и еще немного слушать. Если дети чувствуют, что их слушают, они будут больше говорить, больше доверять и вам, и миру. А базовое доверие миру — это основа качества жизни и психологической устойчивости».

Подумайте о детях!

Примером подражания для детей являются их родители, однако не всегда взрослые ведут себя достойно подражания, например, когда случаются ссоры в семье. Так все же, как избежать ссор или оградить ребенка от негативных эмоций при неизбежном скандале?

Дети очень ранимы и чувствительны и для того, чтобы понять, что в их семье что-то не так им даже не нужно наблюдать эти пресловутые ссоры. Они понимают все по тону, интонации, резким движениям и даже взгляду родителей. Поэтому при выяснении отношений родители в первую очередь должны оградить ребенка от негативных эмоций, которыми они обмениваются. Ссоры в семье пагубно влияют не только на психику ребенка, но и на их поведение со сверстниками и другими взрослыми людьми.

Ребенок реагирует на ссоры в семье по большей мере одинаково — негативно. Если до трех лет ребенок возмущается плачем, то уже в более сознательном возрасте они начинают сопровождать плач действиями. Например, могут убежать в другую комнату, забиться в угол или начать успокаивать родителей, привлекая внимание к себе. Подростки воспринимают ссоры в семье уже более осознанно, но негативный осадок при этом в них остается такой же, а может даже и более выраженный.

ТОКСИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Как пишет Сьюзен Форвард в своей книге «Токсичные родители»: все родители допускают ошибки, и большинство детей могут спокойно перенести приступ родительской агрессии, при условии, что обычно они также получают от родителей любовь и понимание, способные служить противовесом ошибкам. Но также есть много родителей, которые часто наносят ребенку эмоциональную боль, отравляя его жизнь. И продолжают это делать, даже когда ребенок уже вырос.

Самый распространенный способ взаимодействия в токсичных отношениях — это постоянное нарушение границ. С детства — это постоянный контроль, вход в комнату без стука, выбор одежды, прочтение дневников, обесценивание чувств. В более зрелом возрасте — влияние на выбор мужа или жены, института, профессии.

«Вечные родители»

Почему родители так себя ведут? Психологи уверяют, что есть так называемые «вечные родители», которые бессознательно сообщают своему чаду — «не расти», «останься со мной». Они готовы выполнять за своего ребенка любую работу, лишь бы только тот оставался рядом с ним. В итоге, повзрослев, такой ребенок остается инфантильным, продолжает жить с родителями, испытывает сложности с выстраиванием карьеры, отношений и проявлением внутренних эмоций, ждет, что его партнер станет решать все его проблемы, спасать. Кроме того, часто такой взрослый ребенок находится в созависимых отношениях, у него возникают проблемы с отделением от родительской фигуры, и парнер заменяет отца или мать.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

 Каждый человек имеет вредные привычки, что практически для всех является проблемой, которая играет далеко не последнюю роль в его жизни.

Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись.

Вредные привычки — это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему                  осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности.

Эволюция человека обеспечила его организм неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Академик Н.М. Амосов утверждает, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т.е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в обыденной жизни.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, поведения, тех привычек, которые он приобретает, умения разумно распорядиться потенциальными возможностями организма на благо себе, своей семье и государству, в котором он живет. Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению и приобретению устойчивых заболеваний. К таким привычкам прежде всего надо отнести употребление алкоголя, наркотиков и курение. Немецкий профессор Танненберг подсчитал, что в настоящее время на миллион человекодин смертный случай в результате авиакатастрофы возникает один раз в 50 лет; от употребления алкоголя — один раз в 4-5 дней, от автокатастроф — каждые 2-3 дня, а от курения — каждые 2-3 часа.

Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:

  1. Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.
  2. Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
  3. Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
  4. Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.

Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Как справиться с гневом

Прежде всего, нужно контролировать свой собственный эмоциональный настрой. Если вы оба на взводе, то для начала разойдитесь по разным углам и успокойтесь. Хотя бы “остыньте” сами. Вот несколько советов:

– Досчитайте неспешно до 10;- Дышите глубоко и медленно;- Пройдитесь (по комнатам, по улице);- Попробуйте о чем-то другом, позитивном и приятном;- Отвлекитесь (сделайте что-нибудь по дому).

Обстановку легче контролировать при условии четкого и спокойного поведения. Опыт общения очень важен, когда эмоции нарастают. Психически больному человеку необходимо, чтобы вы излучали уверенность. Часто твердый и успокаивающий голос позволяет достаточно быстро ликвидировать одолевающие больного иррациональные чувства. Не забывайте, что за яростью и смятением чаще всего скрываются внутренние обиды и страх.

Дайте пациенту пространство, будьте внимательны и уверены

При общении с человеком в гневе важно то, что вы просто находитесь рядом. Не стоит прижиматься к нему, ходить по пятам и устраивать толкотню. Больного может еще больше разозлить, если его как бы загоняют в ловушку или угол. Следовательно, лучше не загораживать выход из помещения, а стать так, чтобы в случае опасности иметь возможность отойти. Когда психически нездоровый человек встревожен, остерегайтесь любых прикосновений, если вы полностью не уверены, что физический контакт понравится ему.

Поскольку гнев больного, как правило, вызван определенной причиной, будьте как можно внимательнее к нему. Попытайтесь мягко выяснить источник переживаний. Не игнорируйте и не преуменьшайте тревоги. Помогите больному сконцентрироваться на том, что поможет охладить его ярость. Первоначально стоит найти способ успокоения, а позже в спокойном состоянии выяснить причину гнева.

Независимо сдержан или разъярен больной, не позволяете переступать черту приемлемого поведения. Если он повышает голос, бросает вещи, угрожает, ломает мебель и предметы интерьера, беспокоит соседей, ему следует сдержано, но уверенно сделать замечание. Предположим, предупредить, что если он не перестанет, то вы уйдёте из дома.

Крайняя мера – полиция

Если ничего из перечисленного выше не помогает и обстановка становится угрожающей, опасной для здоровья, то возможно, единственный выход вызвать полицию. Обратиться в правоохранительные органы при конфликте с родным человеком обычно очень сложно. Но при тяжелой психической болезни другого выхода из положения возможно просто не будет.

Скорость и эффективность работы полиции, как правило, обусловлена от тяжести ситуации (на их взгляд) и от занятости на данный период. В небольших населенных пунктах полиция быстрее прибывает по таким вызовам, чем в больших мегаполисах с более высоким уровнем преступности.

Основные правила, что бы справиться с гневом больного:

– не теряйте самообладания, говорите сдержанно и четко;- оставайтесь спокойным, не показывайте свой страх, потому что это может лишь накалить ситуацию, или сообщите, что его агрессия вас пугает;- сохраните ему возможность уйти;- не дотрагивайтесь и не подходите к больному до тех пор, пока он сам этого не одобрит;- не идите на поводу требований, объективно оценивая границы возможного и исход;- попытайтесь определить, насколько гнев неразумен и бессмыслен, является ли он проявлением болезни или обоснован причиной, которую нужно учесть;- осознайте важность переживаний близкого человека и проявите желание его поддержать;- не спорьте о бессмысленных идеях;- помогите ему определиться с дальнейшими поступками;- оградите себя и окружающих от возможного насилия, поскольку вспышки гнева не всегда получается предупредить или остановить.

Если приступы раздражения и гнева – нередкие составляющие поведения психически больного человека, и он регулярно выплескивает агрессию, то выждите, пока очередной приступ ярости пройдет, он утихомирится и сможет вновь контролировать свои эмоциями. Для этого нужно:

1. Вести себя в этот момент строго и холодно, не раздражать больного, чтобы не спровоцировать еще большей агрессии.

2. Выплескивайте негативную энергию с помощью физических упражнений, работы по дому или просто покричите в укромном месте.

3. Абстрагируйтесь от ситуации, посмотрите телевизор, почитайте книгу, повяжите или посчитайте про психически больному человеку лекарство, прописанное доктором.

Чтобы снизить вероятность повторных приступов гнева, нужно в первую очередь понимать, что психически больной человек это обычный человек со своими особенностями. Для таких людей свойственны такие черты, как неуверенность в себе и низкая самооценка. Поэтому обязательно учитывайте, что больше всего обижает вашего близкого, и старайтесь больше этого не повторять. Относитесь к нему с пониманием, как и любой больной человек, он нуждается в сочувствии и поддержке.

Психически больной человек дезорганизован и физиологически, и духовно. Не нужно его за это ругать, постарайтесь общаться более оптимистично, вкладывайте в разговор доброту, теплоту и уважение.

Помните, что человек, страдающий психическим расстройством, думает то чрезмерно медленно, то быстро, мысли путаются, переживания и противоречия нарастают. Чтобы в итоге это не вылилось в гнев и ярость, чаще общайтесь с ним о проблемах и возникших сложностях. Не нужно вести долгие разговоры, говорите медленно и внятно. Давайте больному побыть наедине, отдохнуть от окружающих. Если ситуация выходит из-под контроля, незамедлительно вызывайте скорую помощь или полицию.

Также рекомендуем прочитать статью про лекарство от панических атак.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

COVID-стресс

О возможных психических последствиях пандемии COVID-19 можно говорить уже сейчас. И они затронут не только людей, которые заболели сами или пережили болезнь близких. Так, первые исследования, проведенные в Китае, продемонстрировали, что эпидемия коронавируса и связанные с ней карантинные меры привели к росту беспокойства, расстройству сна и депрессивным симптомам во всех группах населения, отмечает заведующая Центром комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Как быть, если ребенок столкнулся с кибербуллингом в соцсетях?

Если ребенка начали травить в сети, это значит, что какие-то его действия вызвали агрессию того, кто начал кибербуллинг. Здесь нужно поговорить с сыном (дочкой) и задать вопрос: «Почему это произошло?»

В целом же, травля в сети может привести к печальным последствиям. Дети очень восприимчивы к словам окружающих. Его травят в сети, а он эту агрессию может проявлять к своим одноклассникам. У ребенка начинаются сбои психики.

Что можно сделать:

Во-первых, оградить ребенка от интернета. Если уже начали активно травить, можно просто сменить аккаунт, либо заблокировать все старые аккаунты. Если ребёнок не идёт на это, тогда садиться и разговаривать. Важно выяснить причину кибербуллинга. Причины могут быть самые разные. Ребенку может нравиться отвечать на травлю или интересно участвовать в ней. Бывает, когда ребенок сам провоцирует на негативное отношение к себе. Например, он говорит о том, что он приверженец такого-то мнения, находятся не согласные с его мнением, и в итоге спор может зайти очень далеко и уйти совсем уже в другое русло и привести к массовому оскорблению одного человека группой людей.

Как перестать быть токсичным человеком

Если вы обнаружили в себе вышеперечисленные признаки, то пора задуматься. Понять, что вы токсичный человек несложно. Если у вас мало друзей, и люди избегают общения с вами, то это тревожный сигнал. Ваша токсичность будет всю жизнь мешать вам в построении межличностных отношений, поэтому важно знать, как перестать быть токсичным человеком. Для начала необходимо принять свою токсичность, и разобраться в ее проявлениях. Если вы признаете, что у вас есть токсичные проявления, то первый шаг к их избавлению уже сделан. Но необходимо провести серьезную работу над собой.

Научитесь радоваться за других

Зависть – токсичное чувство, от которого необходимо избавляться. Научитесь искренне радоваться за другого человека. Замечайте успехи близких, и не воспринимайте их как повод для зависти и злости. Успехи других могут мотивировать, но не должны вызывать негатив.

Думайте о своем и чужом душевном спокойствии

Прежде чем выпустить свой негатив через критику или обвинения, подумайте о том, что от этого никому лучше не станет. Учитесь терпению и конструктивным диалогам. Избавьте от негатива и себя и своего собеседника.

Уважайте мнение других

Осознайте тот факт, что вы не можете всегда и во всем быть правы. Научитесь спокойно воспринимать мнение, которое отличается от вашего. Не пытайтесь доказать свою правоту в любой ситуации, учитесь принимать и чужое мнение.

Как было у нас, или привет, ностальгия

Во времена нашего детства, которое пришлось на такие сложные 90-е годы, любимым нашим развлечением была банальная игра в куклы. Я очень хорошо помню, как мы с подругой в 2-6 классах собирались у меня дома, и начиналась наша кукольная реальность. Конечно, куклы наши были своего рода проводниками в такую красивую сериальную жизнь (начало 90-х годов 20 века — время первых сериалов в России). У них были были “шикарные” дома из картона, “дизайнерская” одежда, сшитая из тканевых кусочков с ближайшей стройки (использовали в качестве утеплителя для стен) и очень интересная жизнь. Там были интриги, скандалы, любовь, работа, учеба — в общем, все, как в красивой заграничной мы играли в морской бой (в бумажной тетради), настольные игры (самая первая моя игра — Белая ворона, потом еще появился Менеджер и прочие), иногда, когда родители разрешали, было Денди. Играть долго и на цветных телевизорах было нельзя, потому что “трубка сядет”.Конечно, мы много времени проводили на улице. “Казаки-разбойники”, “Вышибалы”, “Пионербол”, игры на “Паутинке” (только для самых отважных — держатся ногами и висеть вниз головой). Спасение бегством от мальчишек-хулиганов, скакалки, “резиночки”. Да мало ли было у нас развлечений!Став постарше, девочки стали интересоваться мальчиками. Живыми, реальными мальчиками из соседнего двора, а не псевдокумирами из соцсетей. Мы читали “Анжелику” и мечтали, что нас так же кто-то полюбит, как ее любил Жофрей де Пейрак.

Мы грызли семечки на детской площадке, слушали песни под гитару, гуляли. Еще мы читали подростковые романы, смотрели сериалы про школу, слушали музыку. Это было время первых сигарет и алкоголя, опозданий домой с прогулок. Это были простые человеческие РЕАЛЬНЫЕ радости. В этом времени было многое. Но не было с подругами вышеупомянутую статью про группы ВК, мы задумались. А что было бы с нашим поколением девяностых, если бы у нас был интернет? Как нам все же повезло, что в нашем детстве мы не были опутаны всемирной паутиной. Мы не выставляли себя на показ всему миру, позируя перед веб-камерой, мы не фоткались возле каждого столба, надувая губы. Мы не показывали новый маникюр в инстраграмме. С нами не знакомились педофилы, скрывающиеся под фотографией ровесника. Пожалуй, мы — “последние из могикан”.

Как было у нас, или привет, ностальгия

Что запрещено для распространения?

Информация, которая считается потенциально опасной для здоровья или развития ребёнка, согласно законодательству, делится на две разновидности:

  1. распространение которой среди детей запрещено.
  2. Распространение которой среди детей ограничено. Ограничение налагается на определённые возрастные категории.

Оба вида регулируются ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Подробно каждый из них описан в п. 2 и п. 3.

В списке полностью запрещённой – следующие разновидности информации:

  • оправдывающая любое противоправное поведение. Сюда может относиться какая-либо информация, где в положительном виде выставляются преступления.
  • Содержащая в себе нецензурную брань.
  • Показывающая, что жестокость и насилие допустимы, и оправдывающая такие поступки. Сюда же относится информация, в которой различными способами побуждают к осуществлению насильственных действий над животными или людьми.
  • Провоцирующая неуважение к людям из своей семьи, к родителям.
  • Отрицающая семейные ценности. Сюда также входит информация, в которой можно узреть пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.
  • Побуждающая к действиям, результатом которых является причинение вреда своему здоровью; к суициду; к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью. Под «представляющими угрозу» подразумеваются действия потенциально опасные, несущие в себе большую долю риска.
  • Способная вызвать у ребёнка желание пробовать психотропные, одурманивающие вещества и наркотические, продукцию спиртосодержащую, табачные изделия. В этом же пункте ФЗ рассматривается побуждение к занятию бродяжничеством, проституцией, попрошайничеством, а также участию в азартных играх.
  • Информация порнографического характера.

СПРАВКА. Отдельным пунктом в ст. 5 Закона о защите детей от вредной информации (а именно п.2, пп. 8) идёт ещё один запрет. Он направлен на ограждение от распространения данных не тех, кто может их посмотреть/прочитать, а того, о ком эти данные.

В ст. 5, п.1, пп. 8 упоминается, что запрещено распространение информации о несовершеннолетнем, который пострадал в результате какого-либо противоправного действия (либо бездействия). Нельзя предавать огласке или выкладывать в свободный доступ любые данные, по которым можно было бы установить его личность. То же относится к информации о его родителях.

Что ограничено?

Список ограниченной информации распространяется на разные возрастные категории согласно п. 7-10 стать 5 Федерального закона.

В этот перечень входит информация:

  • в которой содержатся выражения и слова, являющиеся бранью, но к нецензурной брани не относящиеся;
  • представляемая как описание либо изображение половых отношений между женщиной и мужчиной;
  • вызывающая ужас, паническое состояние либо страх;
  • представляемая как описание либо изображение преступлений, жестокости и других действий антиобщественного характера.

СПРАВКА. Стоит учитывать, что ограничения налагаются не только на возраст. Также они подразумевают стиль подачи: не должно быть какой-либо пропаганды, призывов к аналогичным действиям, выставления негативных черт характера и/или поведения как достоинств и т.д.

Например, возможны сцены насилия (исключая сексуальное) в мультиках для детей до 6 лет, но при условии, что оно осуждается, либо при условии выражения сочувствия к жертве. Также это должно быть подано в контексте последующей победы добра над злом. Такие сюжеты часто встречаются в сказках и мультфильмах.

Несмотря на обширный охват темы, данный закон имеет множество слабых звеньев. Нередко возникают споры даже среди экспертов о том, допустима ли какая-либо информация или её нужно запретить. Иногда вводятся ограничения на безобидные, с точки зрения родителей, материалы, а агрессивные мультфильмы могут легко попасть на ТВ.

Также то, что описано в ст. 5 данного Федерального закона, в отдельных случаях может входить в список исключений. Данный перечень указан там же, в ст. 1, п. 2.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона Пункт 2

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

  1. оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
  2. распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;
  3. оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
  4. рекламы.

Разбор закона и способы защиты ребенка от информации причиняющей ему вред.

НЕ БЕРИТЕ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЧУЖУЮ ЖИЗНЬ

Одно из главных свойств токсичных персонажей — перекладывать ответственность за свой выбор и свои поступки на других людей. Например, на вас.

Подруга спросила совета, получила его, приняла решение, оно было неудачным, а виноват в этом кто? Вы, конечно. И вам теперь придется за это платить, долго и дорого.

Это самая древняя манипуляция в мире, не поддавайтесь на нее – если вы испытываете чувство вины по отношению к другому человеку, то разберитесь в том, кто реально виноват в его ситуации. В 99% случаев это будет он сам, так что пресекайте любые попытки втянуть вас в чужую мелодраму на корню.