Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как у детей развивается чувство стыда и как его воспитать правильно

Завоевать доверие у детей – это очень важно!

Жизнь по сценарию: когда родители решают за нас

Комментарии (115)

  1. Gala |27 мая 2011, 00:03 | #

    нельзя – нужно убеждать и больше доверять.и с детства давть свободу выбора – не пишать насильно за таскать в 5-6 кружков сразу,удовлетворяя свое родительское самолюбие и амбиции. Больше любить и больше хвалить) ***угол периодически не возбраняется))))))))

    • Krokodila |27 мая 2011, 10:16 | #

      рояль – это да… рояль – это сильно … меня с полным отсутствием музыкального слуха заставили закончить муз. школу мама хотела, чтобы "пришли приятельницы, а дети в 4 руки им играли…." … 9 лет на это потратили

      • Ехидна |27 мая 2011, 16:49 | #

        мама хотела, чтобы "пришли приятельницы, а дети в 4 руки им играли…."То же самое. ТОлько я 5 лет потратила, и слух у меня все же был. Но к чему мне была эта нервотрепка в муз. школе?

        • Krokodila |27 мая 2011, 18:28 | #

          У меня 7 лет музыкалки + 2 года ДО с преподавателем

          • etoja |30 мая 2011, 04:02 | #

            Да Вам просто орден за терпение положен!

    • Сейчас на сайте 14 Пользователей

      Na-stasia, Tati92, венгрия, Плюмерия, golgal, Black Bantik, Фифи555, Евгения VP, Mansfas, Andrestah, Ярика1981, 2587458, nfnmzyf67, egg61@

    Почему подростки грубят?

    Подростки используют грубость как призыв к родителям изменить свое отношение к ним. В этом возрасте у них начинается естественный процесс сепарации (отделения). Если она проходит успешно, то подросток становится самостоятельной личностью, умеющей принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому в период с 13 до 18 лет дети желают стать более независимыми, выйти из‑под влияния взрослых. 

    Но многие родители не поддерживают стремления ребенка стать самостоятельным и часто не готовы менять свое поведение. Тогда подростки начинают грубить, ведь они просто не знают, как можно доказать, что они выросли, а значит требуют другого отношения.

    «Вопрос решается индивидуально»

    В 2017 году, по подсчетам Министерства образования и науки, в России было 50 200 детей, оставшихся без попечения родителей. Новые семьи обрели 64 500 сирот. Право ребенка знать своих родителей прописано в пункте 2 статьи 54 Семейного Кодекса РФ и может быть ограничено только тогда, когда это противоречит его интересам. Говорится об этом и в Конвенции ООН о правах ребенка.

    Однако в российском законодательстве имеется и другая ограничительная мера — тайна усыновления, решение о которой принимают приемные родители. За ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность по статье 155 УК РФ. Специалисты департамента труда и социальной защиты Москвы уточняют, что тайна усыновления охраняется законом, но не всегда является обязательным элементом любого усыновления, главное — решение усыновителей.

    «Тайна усыновления ребенка должна соблюдаться лишь по желанию усыновителей, что главным образом касается случаев усыновления малолетних детей, новорожденных детей и иных случаев, когда целесообразность обеспечения тайны усыновления не вызывает сомнений, — говорится на сайте департамента. — Иногда усыновители по каким-либо причинам не считают нужным сохранять тайну усыновления и не скрывают от ребенка факта его усыновления. Этот непростой вопрос решается усыновителями ребенка индивидуально в каждом конкретном случае».

    В чем причина такого поведения

    Важно четко определить природу возникновения этого чувства. Зачастую стыд ребенка за родителя начинает проявляться в предподростковом возрасте и проходит примерно к 20 годам. Это связано с тем, что по мере взросления у детей запускается процесс самоидентификации, становится важным положение среди сверстников, внешность и статус.

    У большинства подростков существует определенный страх остаться одиночкой, не стать частью какой-либо группы. В результате ребенок старается быть похожим на остальных, или, наоборот, казаться совсем незаметным среди сверстников. Именно в этот период могут проявляться первые признаки стыда за родителей. Чтобы понять, что именно нужно делать в подобной ситуации, нужно выяснить из-за чего дети стыдятся старших.

    Что вы можете сделать:

    ✔ Если ребёнок хочет говорить – старайтесь слушать, не перебивая.

    ✔ Помните, что жизнь – это не только школа.

    ✔ При всей усталости и загруженности – старайтесь создавать домашние минутки близости.

    ✔ Играть! Смеяться, рассказывать анекдоты (его уровня) и смеяться его шуткам, рассказывать о своем детстве, о смешных случаях и о грустных или досадных. Когда родители любят рассказывать только о своих успехах и достижениях, то дети теряют желание разговаривать с родителями. Кому приятно делиться с тем, у кого все отлично получалось, получается и будет получаться отныне и во веки веков, аминь?

    ✔Интересуйтесь искренне его увлечениями, вещами, которые важны для вашего ребенка, например, попросите рассказать как он продвинулся в компьютерной игре, даже если вы вообще в этом не разбираетесь.

    ✔ Осознайте, что ребёнок опирается на нашу взрослость, силу и устойчивость – если он ощущает, что мы – взрослые и больше любой его боли, истерики, страха – ему будет легче вам довериться.

    ✔ Сами помните и напоминайте ребёнку, что ошибки – часть успеха.

    ✔ А ребёнок вам важен, независимо от его успешности, что вам может быть неприятно, но ребёнок не стал вам менее дорог, если он пукнет в “неположенном месте”, или если вы узнаете, что подросток матерится или не сдал контрольную работу.

    ✔ Занимайтесь своим потенциалом, чтоб не зависеть от успешности ребёнка.

    ✔ Уважайте его мнение, даже если оно идет вразрез с вашим. Никогда не применяйте оскорбляющие личность слова.

    ✔ Помните, что для ребёнка часто неочевидна ваша Любовь – старайтесь проявлять ее каждый день, искренне… каждый день…

    Советы родителям школьников

    А теперь перейдем к советам для родителей школьников любого возраста, ведь зачастую разногласия в семье случаются не по вине ребенка, а из-за недопонимания и невнимательности родителей. Быть может, некоторые из этих советов откроют вам глаза на особенности поведения школьника, на которые вы раньше не обращали внимание, или помогут выстроить с ним доверительные отношения.

    Не преувеличивайте и не драматизируйте

    © andreaortizg / Getty Images

    Несомненно, плохая отметка в дневнике – это неприятно и в какой-то мере портит общую картину, особенно если ребенок старается и учится хорошо.

    Вы можете узнать у него, почему так произошло – выслушать версию учителя и обязательно версию ребенка – его слова тоже имеют значение. Помогите ему исправить отметки и посоветуйте, как избежать этой ситуации в следующий раз – не более.

    Не стоит драматизировать, не стоит обвинять ребенка за неудачу, ни в коем случае не прививайте ребенку мысль, что идеальные отметки имеют в жизни первостепенное значение – это не так. Никакие отметки не могут быть важнее здоровья ребенка и его близких, не могут быть важнее теплых доверительных отношений в семье.

    На этапе школьного обучения они важны для поддержания ответственности и для наблюдения за результатами обучения, хотя оценки не всегда показывают реальный уровень знания ребенка.

    Ребенок должен понимать, зачем ему прилежно учиться и к чему приводят плохие отметки, но не забывайте, что, если есть выбор между здоровьем, крепкими отношениями в семье и идеальными отметками, несомненно, следует выбирать первые два варианта. Отметки забудутся, а детские переживания – нет.

    Учите ребенка ответственности и самостоятельности

    © Yuganov Konstantin

    Многие родители считают, что им не стоит учить ребенка базовым вещам – за них это сделает учитель. Это мнение ошибочно и часто приводит не только к недоверию между детьми и родителями, но и к проблемному поведению ребенка в школе. И не стоит забывать, что детей в классе много, а учитель – один, и у него не всегда есть возможность дать вашему чаду столько внимания, сколько вы считаете ему необходимым.

    Перед тем, как отдавать ребенка в школу, убедитесь, что он сам умеет завязывать шнурки, не имеет проблем с общением с окружающими, если ребенок здоров – понятно разговаривает и может сообщить, что ему надо и что беспокоит.

    Кроме того, учите ребенка ответственности. Объясните ему, что важно уметь отвечать за свои поступки – сделал кому-то больно или неприятно, нагрубил, толкнул – надо попросить прощения. Если обижают слабого – заступиться, сообщить об этом учителю, если возникает конфликт – по возможности решить его словами, если пообещал – надо постараться сдержать обещание.

    Дети не всегда способны предельно ясно выразить свои мысли, однако установка, что сначала в ход должны идти слова, сделает его намного осознаннее в будущем.

    Общайтесь с ребенком

    © LightFieldStudios / Getty Images Pro

    Если вы заметили необычное поведение у ребенка, которое ранее за ним не наблюдали, если он стал замкнут, ничего вам не рассказывает и вовсе избегает общения – это не повод думать, что само пройдет, это повод бить тревогу.

    Это не значит, что вы должны выпытывать у школьника или его друзей подробности его жизни, следить за ним. Это значит, что надо начать с ним общаться – сначала ненавязчиво.

    Спрашивайте, как у него дела, как прошел день. Проводите больше времени вместе – гуляйте, ходите в кино, театр, занимайтесь спортом вместе, устраивайте дома уютные вечера. Покажите ребенку, что он может вам доверять и вы заинтересованы в том, чтобы ему помочь. Покажите ему, что просить помощи – нормально, и что вы не осудите его, что бы не произошло.

    В жизни большинства школьников, а особенно подростков, многие вещи случаются впервые – взросление, первая двойка, первая драка, первые разногласия с учителем, первая школьная любовь – и часто ребенок не знает, как на них реагировать, как решать проблемы, потому что никогда раньше с ними не сталкивался. И, скорее всего, он боится рассказать о них вам, ожидая негативной реакции.

    В такой ситуации вам необходимо быть настойчивым, но не нарушать личные границы школьника – аккуратно узнайте, что произошло. Если ребенок вам открылся, дайте ему знать, что вы поможете решить его проблему, а не сделаете еще хуже. Общайтесь с ребенком, и вы не пропустите ничего важного.

    Манипуляции стыдом и чувством вины

    Нередко взрослые осуществляют манипуляции стыдом и чувством вины в общении с детьми. Используя эмоции в свою пользу, они пытаются добиться своей цели, не задумываясь о том, как это повлияет на ребенка.

    Манипулируя стыдом и чувством вины, многие родители вымещают на ребенке плохое настроение, усталость, косвенно виня его во всех своих бедах.

    Ребенок, которому говорят о стыде, но не объясняют, в чем он конкретно виноват, не всегда способен различить чувство вины и стыда.

    Так, человек, который испытывает вину, осознает, что сделал кому-то больно, доставил неудобства и готов исправить ситуацию. В этом русле и следует воспитывать детей. 

    Например, мама, уходя на работу, попросила дочь прибраться на кухне и вымыть посуду. Вернувшись домой, она увидела, что беспорядок не исчез. 

    Правильные действия: «Милая, ты видимо забыла, что я просила навести порядок? Я очень расстроилась, увидев полную раковину грязной посуды. Думаю, что ты успеешь исправиться, пока я переодеваюсь и отдыхаю, твоя помощь мне очень нужна».

    Манипуляции стыдом и чувством вины

    Неправильные действия: «Тебе совсем на мать наплевать? Просила посуду помыть, а ты весь день дурака валяешь, и тебе даже не стыдно, что кухне беспорядок! Вот опять придется самой все делать».

    Подобные высказывания негативно влияют на детскую психику. Ребенок, не понимая, за что с ним так разговаривают, побоится об этом спросить. Ему будет проще промолчать и признать вину, за которую станет стыдно.

    Со временем это превратится в постоянную защитную реакцию и норму поведения. С каждым эпизодом будет возрастать чувство неполноценности и собственной ущербности, а неуверенность в себе станет препятствием в  жизненных достижениях.  

    Стыд будет мешать сказать слово, высказать мнение, о чем-то попросить и предложить свою помощь. Человек  постыдится показать себя, обратить на себя внимание и презентовать собственные способности.

    Стыд не даст человеку ощущения нужности, востребованности, уверенности в собственных силах. Жизнь, прожитая в стыде, ограниченна и безлика. Человек вроде есть, но ему стыдно за то, что он есть.