Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как выбрать кружок для ребенка — полезные рекомендации для родителей

Третьей основной целью занятий детей в кружках считается преодоление тех или иных проблем со здоровьем или трудностей с учебой. Например, детей, которые имеют заболевания позвоночника, отдают в бассейн. И часто занятия, выбранные по необходимости, впоследствии становятся серьезным увлечением.

Мнение ребёнка играет важную роль

Обязательно посоветуйтесь с ребёнком, узнайте его мнение, обсудите с ним возможные варианты. Лучшим выбором будет направление, к которому у него есть и склонность, и интерес.

Екатерина Сафонова – психолог портала “Я-родитель” – проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

«Мнение родителей практически единогласно: ребёнок должен посещать кружки и секции, так как это способствует его всестороннему развитию. Но силы ребёнка, время и деньги, к сожалению, не резиновые, поэтому перед родителями часто стоит вопрос: как из такого многообразия различных кружков выбрать именно тот, в котором ребёнок сможет самореализоваться? Проверить это можно только методом проб и ошибок. Главной действующей силой должно являться желание ребёнка. К школьному возрасту дети обычно уже имеют представление о разных сферах деятельности и могут осознавать, чем они хотят заниматься, а чем – нет.

Часто бывает так, что родители отдали малыша в секцию, а он отказывается её посещать. В этом случае не стоит заставлять ребёнка делать что-то через силу. Конечно, иногда детишки ленятся, но чаще им действительно не нравится этот вид деятельности. Уважайте их желания! Если ребёнок Вам говорит, что он совсем не хочет заниматься лепкой, но ему нравится бокс, удовлетворите его просьбу. Если ребёнок ходит на секцию с удовольствием, значит, Вы всё делаете правильно».

Детское творчество

Творчество – продуктивная деятельность для развития ребёнка, она необходима малышам! В раннем возрасте дети проявляют многие способности и умения в играх и творчестве – рисуют, лепят, мило танцуют для мамы и папы под весёлые песенки, самостоятельно делают открытки к праздникам.

Творчество подразумевает освоение новых навыков, нового опыта — это созидательная деятельность, она направлена на создание чего-либо. Главное в творчестве не результат, а процесс.

Важную роль в творчестве играет воображение. Если ребёнок может что-то представить, нафантазировать, то он вполне может перенести это на бумагу, сделать из пластилина.

Детское творчество помогает развить:

  • Трудолюбие;
  • Усидчивость (или, наоборот, активность);
  • Внимательность, наблюдательность;
  • Воображение;
  • Интеллект;
  • Память.

И это не весь список!

Конечно, нельзя заставлять ребёнка заниматься творчеством, если у него нет желания. Лучше поискать более подходящую сферу, ассортимент весьма широкий.

Отдают не по возрасту

У маленьких детей быстрыми темпами развиваются моторная и сенсорная сферы, и очень важна двигательная активность. Именно она оказывает серьезное влияние на формирование познавательных и интеллектуальных способностей. Доказано, что дети, у которых нет возможности достаточно двигаться, бегать, развиваются гораздо хуже. Именно поэтому психологи рекомендуют малышам подвижные игры: бег, прыжки, лазание, танцы. Плюсом будет рисование, лепка, конструирование — эти виды деятельности прекрасно развивают моторику. Все это можно делать и дома вместе с мамой и папой, но, если ребенку интереснее заниматься в группе — найдите студию поближе к дому, чтобы не тратить силы малыша на дорогу.

© Getty Images/iStockphoto Как выбрать кружок для ребенка

Учитывайте интересы ребенка

Как же правильно их учитывать, эти интересы? Поговорите с ребенком для начала. Возможно, он и сам хотел бы чем-то заниматься, но ему нужна ваша поддержка или помощь. Окажите ее, даже если выбор ребенка вас удивит.

Если ребенок не проявляет никакой инициативы и вообще относится к идее посещения какой-либо секции или кружка без энтузиазма, предложите ему что-либо на свое усмотрение. Опишите достоинства и перспективу такого занятия (стать самым сильным, красиво танцевать и т.п.).

Выбирая варианты, объективно оценивайте возможности своего ребенка и его характер. Не стоит, к примеру, записывать активного, неусидчивого ребенка в шахматную секцию, общительного и компанейского – на одиночный вид спорта (легкая атлетика, плавание), лучше выбрать футбол и волейбол, а робкому ребенку вряд ли по душе придется бокс. Но это не значит, что ему вообще противопоказаны единоборства, просто выберите более «мягкий» вид, без ударных элементов, например, айкидо.

С помощью кружка можно поправить не только состояние здоровья (плавание и художественная гимнастика укрепят позвоночник и исправят осанку), но и откорректировать характер ребенка. Если, например, ваша дочь очень стеснительна или комплексует по поводу своей внешности, предложите ей латиноамериканские танцы. Может, она и не станет лауреатом всевозможных конкурсов, но научиться владеть своим телом и приобретет уверенность в себе.

Творческие секции

В таких кружках ребенок может проявить себя, развить творческое мышление. Выбирайте вариант, исходя из склонностей ребенка.

Если ваш малыш эмоционален и артистичен, отведите его в театральную студию или кружок по вокалу.

Усидчивым и спокойным детям подойдут кружки игры на музыкальных инструментах или рисования. Мальчиков могут заинтересовать разнообразные технические кружки, например — судомоделирование или авиакружок. А вот девочки с радостью посещают занятия по рукоделию: это может быть шитье мягких игрушек, бисероплетение, валяние, вышивание.

Творческие секции

Детям будет полезно посещение кружка «Юных натуралистов». На занятиях дети не только узнают много полезной информации о представителях флоры и фауны, но и ездят в заповедники, контактные зоопарки, где в прямом смысле прикасаются к миру живой природы.+

Кружки и секции — это отличная возможность для ребенка развить свои навыки, научиться чему-то новому, расширить круг общения. Возможно, в будущем простое увлечение перерастет в профессию и станет делом всей жизни. Главное — сделать правильный выбор.

По материалам

Советы родителям

1 Не выполняйте задания за ребенка!

Чего греха таить, почти все мамы и папы могут довольно быстро решить пример или задачу из школьного учебника за второй, третий или четвертый класс и без труда понять, какие буквы пропущены в предложении в пособии по русскому языку.

Но выполнять домашнее задание, если даже ребенок умоляет об этом — значит оказывать ему медвежью услугу.

Легкие примеры заканчиваются, а впереди у школьника все возрастающий объем внеурочной нагрузки. Не превращаться же мамам и папам в «бюро», которое через несколько лет будет вечерами решать задачи по физике и химии, вникать в алгебраические и геометрические премудрости!

2 Расскажите ребенку о его обязанностях

С ранних лет дети должны понимать, что у человека есть права и обязанности. Например, мама и папа работают и получают за это деньги, а ребенок ходит в школу и выполняет домашние задания. Они учат ответственности, правильному распределению времени и помогают лучше усвоить знания.

3 Поощряйте правильно

Делать это нужно словом, а не деньгами: глубоко неправы те родители, кто переходит со своим чадом чуть ли не на «товарно-денежные» отношения: дескать, сделай уроки вовремя и хорошо, а я тебе дам денег (куплю, что ты попросишь) или разрешу играть в компьютерные игры хоть всю ночь.

Запомните: школьник делает домашнее задание не для мамы и папы и не для педагога, а для себя.

4 Всегда будьте готовы к диалогу

Месяцы, когда ребенку только начинают задавать на дом, самые «горячие». Это стресс для мальчишек и девчонок: возможно, дети не сразу привыкнут к тому, что заниматься надо и после уроков. Важно, чтобы ребята могли посоветоваться с родителями по любому вопросу — без доверительных отношений здесь никак! Родители не должны ругать ребят, если что-то у них не получается: без ошибок не обходился еще ни один школьник.

5 Подготовьте ребенку рабочее место

У ребенка должно быть удобное рабочее место для выполнения домашнего задания.

Важны высота стола и стула, правильное освещение, отсутствие внешних раздражителей (например, включенный телевизор или компьютер).

Зачем рассеивать внимание, зарабатывать сколиоз и проблемы со зрением, занимаясь где попало?

Успешнее в учебе те ребята, которые сразу поняли, что задания на дом — это продолжение пути к знаниям. Таких детей не испугать тем, что со временем уроки станут сложнее, а над закреплением знаний придется дольше работать вне класса. И даже если когда-нибудь привычная домашняя работа с учебниками и тетрадками целиком переместится в онлайн, советы о правильной организации процесса по-прежнему останутся актуальными.

Теги: домашнее задание, начальная школа

ОБУЧАЮЩИЕ КРУЖКИ И ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ

Ребёнок может достигнуть больших результатов в изучении иностранного языка, если он начнёт учиться в дошкольном возрасте и будет слышать несколько часов в день. Многие родители отправляют малыша в детский сад с изучением английского языка. Но там занятия идут 1-2 раза в неделю, а этого недостаточно для ребёнка. Поэтому нужно следить за тем, чтоб практика была постоянной.

Чтобы быстрее изучить иностранный язык, нужно создать специальную среду. До первого класса учить малыша стоит по играм, а не по методическим пособиям. Этому могут способствовать специализированные языковые школы. Квалифицированные преподаватели точно знают, как обучать детей, чтобы они достигали успеха.

Обозначьте свои цели

При начале посещения кружка важно проговаривать с ребенком любого возраста, что у этого процесса, этих занятий, есть начало и конец. И без веской причины (состояние здоровья, переезд в другой район) желательно не бросать начатое. Пусть вы побольше времени потратите на выбор секции, но не будете пропускать и завершите ее.

«Если уж вы видите, что ребенку совсем разонравилось, сменились увлечения, педагог – не настаивайте, меняйте. Этим вы учите его гибкости, – говорит нейропсихолог, – Но обязательно завершите отношения: вместе с сыном или дочерью попрощайтесь с ребятами из секции, с руководителем, скажите теплые слова. Так у ребенка приобретается опыт «ставить точку», после которой можно начинать новое».