Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как заниматься математикой с детьми 3-4 лет. Советы и информация

Дети — настоящие изобретатели новых развлечений. Поэтому игры с детьми 3-4 лет дома — это всегда интересно. Но иногда фантазия малышей заканчивается, и им на помощь приходят мамы, чтобы поделиться идеями.

Ребенок не понимает математику: ищем причину проблемы

Вообще для успешного изучения точной науки должны сойтись воедино несколько условий:

  • наличие у ребенка способностей, которые необходимы для понимания и решения математических задач;
  • уверенность школьника в своих способностях;
  • интерес к математике;
  • понятное объяснение материала.

Отсутствие математических способностей у ребенка из-за гуманитарного склада ума — это миф, который современные ученые давно развенчали. Все дети потенциально талантливые, очень способные. Да, у одних учеников задатки к математике видны с раннего возраста, а у других слабо выражены. Это значит только одно — необходимо уделить больше внимания для их развития.

К тому же многие родители ошибочно полагают, что математический ум — это логика, аналитическое мышление. На самом деле для понимания точной науки необходимо еще и хорошее воображение, эффективная память, объемное внимание, пространственное мышление, быстрота принятия решений, интуиция.

Почему математику так трудно понять?

Чаще всего математика тяжело дается школьнику в силу психологических причин:

  • нагружая занятиями с раннего возраста, вы отбили у него охоту учиться;
  • малыш не уверен в себе, убежден в своей математической тупости (тоже с подачи взрослых, часто — учителя);
  • возможно, вы рассказали о своих детских проблемах с математикой, а ребенок поверил, что она сложная и непонятная;
  • школьнику не интересно учить дисциплину, потому что он не понимает ее смысл, практическую пользу;
  • критика, наказание за плохие оценки сформировали страх перед ошибками и неудачами, а математика, как сказал А. П. Конфорович, «уступает свои крепости только сильным и смелым»;
  • предмет читается в школе неинтересно и непонятно.

Знания и умения детей 3—лет

Дошкольник в возрасте 3 — 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

  • различать и называть цвета;
  • считать до 10;
  • собирать простые пазлы из 4 — 6 частей;
  • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
  • видеть и называть несоответствия;
  • запоминать лёгкие стишки.

Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные – помимо непонимания могут спровоцировать протест.

Как подобрать задания детям 3-лет

Все приобретенные дошколёнком знания и навыки можно условно поделить на несколько блоков. Так, зная, что должно быть изучено ребёнком к 4-летнему возрасту, можно понять какие развивающие задания ему предложить.

Логика, внимание, память

В 3 года малыш должен уметь собирать картинку из 4 частей, видеть несоответствия, различия и сходства на рисунках, убирать лишний предмет по заданному признаку, удерживать в кратковременной памяти 3-4 слова или изображения, концентрироваться на задании около 5 минут.

Рекомендованные задания

Предложите крохе рассмотреть картинку, а потом закройте её и задайте несколько вопросов. Также память будет хорошо развиваться при разучивании небольших стихотворений, если ребёнку трудно, пусть вначале говорит только окончания строчек.

Разложите перед дошколёнком 4-5 игрушек или картинок, а потом уберите одну, и попросите вспомнить, какой не стало.

Развитию логики и внимания способствуют игры «найди тень», «подбери заплатку», «найди пару», «продолжить цепочку» из нарисованных предметов, мозаики или конструктора.

Математика

До 4 лет кроха может освоить числовое и количественное значение чисел от 2 до 10; сортировать предметы по размеру, называть самый длинный/короткий, большой/маленький; называть основные цвета и различать несколько оттенков; кроме круга, треугольника и квадрата, знать ромб, прямоугольник и овал.

Рекомендованные задания

Цифры, геометрические фигуры можно, как и буквы составлять из сподручных материалов. Также существует много раскрасок по цифрам, паззлов и картинок с обозначением количества предметов и числового знака.

Развитие речи

3-4-летний дошкольник уже понимает обращенную речь, поддерживает беседу, использует местоимения «я» и «мы», описывает увиденное предложениями (до 6 слов), называет антонимы и группы предметов (одежда, посуда и т.д.), отвечает на вопросы по картинке, знает свое имя и фамилию, управляет силой голоса.

Рекомендованные задания

Над звуковой стороной речи можно работать при помощи артикуляционной гимнастики или чистоговорок. Для умения формулировать свои мысли подойдут задания типа «Что может быть?.. (называете свойства, а ребёнок подходящие предметы), «Что было сначала и потом?» (на примере сказки, явления природы, бытовых ситуаций), «Для чего нужен?..» и т.д.

Основы грамоты можно начать с изучения букв и звуков. Изучая графическое изображение буквы важно называть не её название («эм»), а звук («м»).

Окружающий мир

В три года дети разделяют животных на домашних и диких, многие знают, где они обитают и чем питаются, распознают несколько видов растений, насекомых, рыб и птиц, различают овощи, фрукты, грибы. Они называют время суток, явления природы, некоторые знают несколько признаков времен года.

Рекомендованные задания

Данная область знаний расширяется у ребёнка с опытом. Превращайте в экскурсию гуляние в парке, поход в поликлинику или магазин, акцентируйте внимание малыша на происходящем вокруг, не ленитесь подробно отвечать на все вопросы «почемучки».

Тематический материал:

  • Развивающие игры для детей 3 лет онлайн
  • Бизиборд для мальчиков своими руками
  • Развивающие задания для детей 4 лет

Дома можно использовать детские энциклопедии, компьютерные презентации и печатные игры.

Творчество

Данный возраст – время, когда творческая энергия проявляется у детей особенно сильно. Они уже умеют вырезать ножницами (некоторые с мамой), клеят готовые и «рваные» аппликации по образцу или фантазии.

Творческие занятия могут занимать много времени, поэтому лучше их проводить отдельно.

Рекомендованные задания

Кроме рисования, лепки и аппликаций, развить нестандартное мышление и фантазию поможет домашний кукольный театр и ролевые игры.

Чтобы включать в деятельность мелкую моторику ежедневно используйте мозаику, крупы, песок, бусины, пуговицы или другие мелкие предметы.

Пример тематического занятия «Птицы весной»

В начале занятия показываем ребёнку презентацию о перелётных птицах, рассказываем, почему и куда они улетают зимой.

Превращаемся в птичку (на скорую руку можно сделать бумажную маску с клювом и вырезать крылышки). Под весёлую музыку можно «полетать» на кухню (в тёплые края) и «поклевать зернышек» (собрать с пола макароны).

Время математики. Учимся считать до 4. Просим ребёнка вернуть яйца в гнёзда. Считаем нужное количество и приклеиваем.

Учим буквы. Замечаем, что слово «птицы» начинается на букву «П». Рассматриваем её и выкладываем при помощи счетных палочек или макарон. Также можно предложить дорисовать букву за мамой карандашом.

Нарисуйте заранее несколько птичек, на крылышках которых изображена буква «П». Просим ребёнка её найти.

Логика – найти на изображениях самую большую птичку, с жёлтым кругом на крылышке, без красного квадрата и др. (готовим карточки заранее).

Закончить серию тематических развивающих заданий для детей 3-4 лет о птицах можно раскрашиванием, лепкой или аппликацией.

Организовывая дома развивающие занятия, будьте готовы к тому, что результат обучения никогда не бывает быстрым. Если крохе что-то сложно даётся, не давите на него, отложите задание и вскоре он обязательно со всем справится!

Подвижные, активные игры

В 3-4 года малышу необходимо много двигаться. Лучший способ потратить море энергии — побегать с родителями или ровесниками.

  • Найди и покажи. Мама называет любой предмет, находящийся в комнате, а ребенок должен как можно скорее найти этот предмет и добежать до него.
  • С берега на берег. Из игрушек и подушек выложить «реку». Задача игрока — пройти вдоль всей реки, перепрыгивая с берега на берег.
  • Дождик и солнышко. По команде «Солнышко» игрок (или игроки) бегает по комнате, по команде «Дождик» — прячется в «Домик» в гору подушек, на коврик и т. д.

Окружающий мир

Развивающие занятия для детей 2-6 лет по изучению окружающей среды можно проводить каждый день, даже без отрыва от дел. Ребенку интересно буквально все, и он с радостью поддержит беседу, задавая все новые и новые вопросы.

Для детей 2-3 лет

В этом возрасте ребенок быстро впитывает информацию. Понимая природу окружающих предметов и явлений, малышу легче будет уловить принципы многих вещей, с которыми он столкнется позднее.

Знакомство с животными

Для этой цели отлично подойдет ферма, зоопарк и другие места, где ребенок сможет познакомиться вживую с представителями различной фауны.

Знакомство детей с животными лучше всего проводить вживую, например, в зоопарке

Увиденное необходимо тут же обсудить с ребенком: «вот лиса, у нее рыжая шубка и пушистый хвост», «это корова, она говорит му-у-у», «курочка несет яйца и говорит ко-ко».

Времена года

Изучить с ребенком картинки, на которых ярко представлены времена года. Сравнить их. Рассказать о самых главных атрибутах каждого сезона. Например, зима – это снег, мороз, Новый год; лето – тепло, фрукты, море. На последующих занятиях предложить ребенку рассмотреть картинку и определить, какое из времен года на ней изображено. Проанализировать совместно ответ.

Совместная прогулка

На прогулках обращать внимание малыша на окружающие предметы и явления. Например, дома – бывают одно- и многоэтажные, камни – твердые и тяжелые, лужи – появляются после дождя и высыхают на солнышке.

Переходя дорогу, рассказать об элементарных правилах дорожного движения. Так можно не только расширить кругозор малыша, но и превратить обычную прогулку в увлекательный поход.

Для детей 3-4 лет

В этом возрасте, знания о свойствах объектов окружающей среды приобретаются, в основном, опытным путем. Однако для грамотной систематизации знаний необходимы развивающие уроки.

Когда это происходит

Рассмотреть с ребенком картинки, отображающие распорядок дня. Проанализировав с ним увиденное, попросить назвать время суток, когда ребенок совершает то, или иное действие. Например, чистит зубы – утро; сидит на уроке, обедает – день; лежит в кроватке, за окном темно – ночь. Точно так же можно разобрать любые рисунки, ярко иллюстрирующие время суток.

Вопрос-ответ

Данный урок проходит в форме беседы, в ходе которой ребенок проявляет знания, полученные ранее, например:

  • Зимой идет белый, пушистый… (снег).
  • После дождя на дорогах появляются… (лужи).
  • Из крана течет… (вода). Вода жидкая, а лед… (твердый).
  • Когда вода замерзает, то превращается в … (лед).
  • Утром солнце встает, а вечером… (садится).
  • Весной птицы вьют… (гнезда).

Чей листок

Предложить ребенку картинки с изображением листьев уже известных ему деревьев. Попросить малыша назвать дерево, которому соответствует тот или иной лист. Аналогичную игру можно провести с изображениями цветов и фруктов.

Летом и осенью более тесному знакомству с флорой родного края послужит сбор гербария. Позже, просматривая собранный материал зимой, малышу легче будет вспоминать названия знакомых ему растений.

Для детей 5-6 лет

Изучение тех или иных явления и объектов лучше проводить в местах их непосредственного наблюдения, например:

  • животных – в цирке, зоопарке, хоздворах;

Правила дорожного движения и дорожные знаки замечательно запоминаются при наглядном их изучении

  • растения – в естественных местах произрастания, ботанических садах;
  • транспорт и дорожные знаки – во время прогулки;
  • правила поведения в обществе – на личном примере, при походах в гости, театр, магазин.

Детям в этом возрасте будет интересно самостоятельно вырастить растение, приготовить элементарное блюдо, или соорудить скворечник. Это будет полезным навыком для развития самостоятельной деятельности.

Любое развивающие занятие можно превратить в увлекательную игру, которую дети 2-6 лет с удовольствием поддержат. Для этого не обязательно приобретать специальные дидактические материалы. Достаточно проявить немного фантазии и смекалки.

Не слушайте, когда скажут — «да ты гуманитарий!»

В каком возрасте можно понять, есть ли у ребенка способности к математике? Мне в первом классе объяснили дома: математика — это точно не твое. В итоге я потом безумно любила алгебру, геометрию, учебник Сканави был моей любимой книжкой. Но несмотря на это, у меня все равно в голове есть установка — «это не моя область». Как понять, что ребенок способный, или что математика — совсем не его? 

— Математика существенно шире, чем то, что проходят в школе, и даже то, что изучают в старших классах и математических. Математика очень большая. 

Даже если мы занимаемся математикой с дошкольниками, то мы какие-то вещи берем арифметические, какие-то — геометрические. Есть дети, которые очень успешны и талантливы в любых арифметических вычислениях, у них хорошо улеглась информация про числа, они уверенно считают, быстро, они сразу видят, что 10 и 3 — это 13, им не надо пересчитывать по одному. Есть дети, которым это надо пересчитать лишний раз, но это не значит, что оно у них не уляжется. 

Точно также — с геометрическими задачами. Я собрала какую-нибудь фигурку из кубиков, даю ребенку такие же кубики и прошу сделать эту фигурку. А он пробует, пробует, так, сяк, но не та фигурка вышла. Есть дети, которые сразу видят, что и куда прицепить, чтобы сразу получилась такая же. 

Есть дети, которые более талантливы в арифметических заданиях, а менее — в геометрических, и наоборот. Но чем больше мы в это играем, тем больше шанс, что эта область разовьется. 

Я часто вижу детей 5–6 лет, которые блестяще решают геометрические задачки и не очень хорошо считают. Или, наоборот, очень хорошо считают, но не очень складывается с геометрией. Или геометрические задачки отлично, а рассуждать тяжело. Дети разные. Но если прямо сейчас ребенок не может продемонстрировать умения, это не значит, что он через полгода или через год не научится. 

Во-первых, в какой-то момент количество переходит в качество. 

Во-вторых, те или иные области мозга дозревают у детей с разной скоростью. Если вы видите ребенка девяти месяцев, который отлично ползает, но еще не пытается ходить — это нормально, он еще не ходит. А кто-то и в год еще вовсю ползает, но не ходит. А кто-то уже в девять месяцев бегает, но при этом говорить начинает ближе к трем. Это совершенно не значит, что к школе эти дети не выровняются — все будут прекрасно бегать и болтать, скорее всего. 

«Закончишь год без троек — куплю самокат!» Почему подарки не мотивируют учиться, а гуманитариев не бывает Подробнее

Если ребенок-дошкольник долго не может  запомнить цифры — да, так бывает. Но это совершенно не значит, что он гуманитарий и никогда не научится математике. Да, с этими значками он пока не договорился, так бывает. Но, возможно, он сможет решать геометрические или логические задачи. Мы будем время от времени предлагать ему разные задания, в какой-то момент вдруг — раз! — и щелкнет. 

В моей любимой книжке Александра Звонкина «Малыши и математика» есть такой эпизод — он принес геометрическую головоломку на кружок для младшей дочки и для ее ровесниц. Три девочки примерно поняли, что надо делать — там надо было из нескольких деталей собрать картинки. Одна совершенно не поняла, чего от нее хотят, какую детальку куда положить, как повернуть. Совсем не поняла, чего от нее хотят. 

Не слушайте, когда скажут — «да ты гуманитарий!»

Через неделю они снова встретились тем же кружком и снова решили поиграть в какую-то геометрическую головоломку. И девочка, которая неделю этим не занималась, но, видимо, про это думала, вдруг раз! — и деталь на нужное место сразу кладет и понимает, чего хотят. Можно было бы после первого урока сказать: «Ну все, просто гуманитарий. С геометрией беда и никогда лучше не будет». Я бы сказала, что чем меньше таких поспешных выводов, тем лучше, и тем проще нам заниматься с детьми. 

Вообще-то, взрослые тоже, когда первый раз сталкиваются с какой-нибудь незнакомой задачей, часто с первого раза не разбираются, но это не значит, что они не могут с ней справиться. Думаю, что многие помнят, как учились водить машину. Поначалу одновременно и смотреть в зеркала, и включить поворотник, да еще и дворники включить — это сразу слишком много. Потом потихонечку какой-то из этих навыков стал автоматическим. Очень даже можно и дворники включать, и поворотники, еще болтать по пути. 

У детей то же самое. Сразу много уровней сложности не надо давать одновременно. Начинаем с того, что точно получится, потом потихонечку наращиваем сложность. Как-то так.