Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как заставить мозг запоминать прочитанное

Ребёнок получил плохую оценку – эта ситуация может возникнуть в любой семье. Многие родители испытывали чувство, застающее врасплох, когда любимое чадо, в которое вложили все силы и постарались передать оставшиеся школьные знания, приносит домой двойку.

МРТ с какого возраста делают детям?

Раньше такое обследование делали с 7 лет. Сейчас рекомендации, с какого возраста делают МРТ детям, поменялись: можно делать с самого рождения, если есть показания для МРТ детям.

Чаще всего исследование проводят с 5 лет. С этого возраста можно убедить ребенка в необходимости лежать неподвижно, объяснить, почему нельзя шевелиться. В большинстве случаев он может следовать инструкциям врача. Перед тем, как сделать МРТ ребенку, нужно спокойно обговорить с ним детали процедуры. Успокоить и настроить правильным образом. Тогда не будет необходимости седировать пациента перед сеансом. Если врачи назначили пройти МРТ, а добиться неподвижности невозможно, исследование делается с легким наркозом. Часто это касается детей от 1 года до 5 лет, иногда и старше. Новорожденных можно обследовать, пока они спят.

Подготовкой в этом случае занимается анестезиолог. Он выбирает подходящий препарат (безвредный, короткого действия), рассчитывает дозу по массе ребенка, определяется с методом введения лекарственного средства (в вену или ингаляционно). Для предупреждения возможных аллергических реакций, осложнений требуется более детальное предварительное обследование ребенка (ЭКГ, общие анализы крови, мочи, консультации специалистов). После этого врач делает заключение, можно ли делать МРТ детям с наркозом. В возрасте от 5 лет этого можно избежать, если правильно настроить пациента.

Симптомы

Головные боли у малышей первых месяцев и первого года жизни вызываются теми же причинами, что у людей других возрастов. Это может быть артериальное или внутричерепное давление, патологии нервной системы, органов слуха, зрения, сосудистые нарушения, мышечные зажимы, кривошея, гипоксия, опухоли.

Но чаще всего головная боль у детей не связана с патологиями, а является первичной. Голова может болеть у крохи из-за того, что он не выспался, в комнате душно, при прорезании зубов, при отравлении. В любом случае головная боль — лишь симптом, а не болезнь.

Конечно, грудничок не пожалуется маме словами и не покажет пальчиком, где у него болит, но он постарается всем своим поведением показать, что ему некомфортно и неприятно. Родителям нужно лишь правильно расшифровать эти поведенческие сигналы.

Симптомы

В первую очередь цефалгия у малыша проявляется плачем. Но плакать дети могут и по другим причинам — от голода до скуки. Поэтому важно обратить внимание на характер рыданий. Малыш, который испытывает болевые ощущения в области головы, плачет громко, плач затяжной.

Если крохе уже есть 2–3 месяца, он может тянуть к головке ручки, а дети постарше начинают при приступах цефалгии дёргать себя за волосы, тереть лицо, царапать его. У грудного малыша при болевых ощущениям меняется поведение — сон может исчезнуть либо будет коротким (по 15 минут и чуть более), прерывистым. Кушает ребёнок с головной болью неохотно, сосательный рефлекс ослаблен. Есть и другая крайность — избыточная сонливость, но такое состояние, скорее, указывает на менингит или более опасный энцефалит.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

Photo by Christopher Campbell on Unsplash

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память — как и хорошую концентрацию — можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Память можно улучшить

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент — очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения — это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация — ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон… да и других команд тоже! И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт — вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом — даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ
  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы — средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно — столь же важно для запоминания. Это хорошо — фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей — чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями. 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ БЕЗ ТАБЛЕТОК

Начнем мы, пожалуй, с самых простых действий, который не требуют никаких затрат — ни материальных, ни физических. Например, академик Картавенко считает, что голова болит чаще у людей с нездоровой печенью и желчным пузырем. А избавиться от недуга за 20 секунд поможет массаж точки, расположенной на ладони под мясистой частью большого пальца. Смотрите, как это делается.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ БОЛИТ ГОЛОВА

Совет 1. В первую очередь необходимо расслабиться. Если мигрень появилась в тот момент, когда вы усиленно работаете, сделайте небольшую передышку и немного отдохните. Если есть возможность — полежите. Как показывает практика, это простое действие помогает избавиться от недуга уже через 10-20 минут. Можете дополнить отдых упражнениями для глубокой релаксации.

Совет 2. Включает 3 действия:

  1. Согрейте чайник, заварите любой имеющийся чай. Возьмите чайную ложку, окуните ее в чай, подержите немного, затем приложите к крылу носа на той стороне, где болит голова. Держать ложку необходимо до тех пор, пока она не остынет. Затем надо повторить процедуру.
  2. После этого еще раз нагреваем ложку в чашке, но теперь прикладываем ее к мочке уха, что находится на больной стороне.
  3. Напоследок нагреваем в чае кончики пальцев руки. Считается, что боль обязательно пройдет.

Совет 3. Если есть возможность, чаще ходите босиком по росе — серьезно себя оздоровите. Земля будет забирать статическое электричество со свободными радикалами, накопившимися в теле и мозге от всех видов гаджетов и электрических приборов.

Совет 4. Возьмите несколько зерен фасоли и зубчик чеснока, сварите их и разотрите в кашу. В состав добавьте несколько капелек растительного масла. Разделите смесь на 2 маленькие лепешки, которые накладывайте на виски незадолго до сна.

Совет 5. Найдите сирень, сорвите несколько листьев, сполосните их проточной водой, приложите к тому месту, где болезненность наиболее ярко выражена.

Как исследует ребенка нейропсихолог

— Какие исследования нужны нейропсихологу? Необходимо ли ЭЭГ? Или только осмотр ребенка, общение с ним — ваша база?

— Пообщавшись с ребенком, я понимаю, нужно мне ЭЭГ или нет. Заранее сказать не могу. Но обычно ЭЭГ малоинформативно в том традиционном медицинском виде, в котором оно используется. 

Помимо практики, я занимаюсь научной деятельностью в Институте возрастной физиологии РАО, и в моей лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности специалисты проводят такие электроэнцефалографические исследования, которые позволяют выявить неоптимальное состояние различных мозговых структур, часто глубинного характера. 

Например, неоптимальное состояние лимбической системы, связанной с эмоциональными факторами. Оно может проявляться в склонности ребенка к бурным эмоциональным реакциям или быстрой смене эмоциональных состояний, в трудностях распознавания своих и чужих эмоций. Если ребенок меня в эмоциональном плане настораживает или я вижу повышенное истощение ребенка в рамках когнитивной деятельности, сниженную работоспособность, я обычно рекомендую сделать такие исследования.

— А какие еще исследования нужны?

— Если ко мне обращаются с нарушениями в развитии и трудностями в обучении, я могу заметить снижение энергетического обеспечения деятельности. И порекомендовать невролога, чтобы он назначил лечение. На фоне лекарств развитие может протекать быстрее. 

То есть я могу видеть, что ребенок энергетически ослаблен, и отправлю его к врачу для фармакологической поддержки. И данные ЭЭГ, УЗДГ нужны скорее врачу для постановки правильного диагноза и назначения лечения, нежели мне.

Есть мнение, что поврежденный в той или иной степени мозг — это предмет для работы нейропсихолога. Например, родовая гипоксия — это же тоже травма. Получается, это не так?

— После родов ребенок проживает длительный период онтогенеза. И мы знаем о том, что наш мозг пластичен и может одни проблемы успешно компенсировать за счет включения в работу других мозговых зон. И одни факторы поражения мозга могут оказаться значимыми для развития ребенка, а другие — нет. 

И даже зная, что в анамнезе есть гипоксия, мы не можем утверждать, повлияла она или нет на детское развитие. Очень важен фактор среды, то, как мама развивала ребенка, включалась, давала разные задания, помогала. Он может быть гораздо успешнее в развитии, чем другие. Это всегда, знаете, лотерея. Чем больше мы вкладываемся, тем больше отдачи получим даже с детьми, которые плохо начали.

Недоношенных детей нужно в обязательном порядке показывать нейропсихологу? Или к 4–5 годам они уже так компенсировались, что и не обязательно?

— Недоношенные не всегда здорово компенсируются. Да, это фактор, при котором стоит показать ребенка нейропсихологу.

Движение за признание голосов

В 1987 году голландский психиатр Мариус Ромм работал с пациенткой по имени Пэтси Хейдж, которая слышала враждебные голоса. Сначала Ромм отказывался обсуждать с ней содержание галлюцинаций — как и большинство психиатров, он считал, что это сделает их лишь сильнее. Но Хейдж настаивала, что голоса — это не просто симптом болезни, что они что-то означают. Вместе они обнаружили, что самый главный голос напоминал Хейдж голос ее матери. Они пришли к выводу, что галлюцинации были связаны со строгим воспитанием и неспособностью выражать свои эмоции. После этого девушка начала поправляться.

Вскоре Ромм и Хейдж провели на голландском телевидении передачу, посвященную слуховым галлюцинациям.

Более 450 человек позвонили в студию, чтобы рассказать о своем опыте жизни с голосами. Так появилось движение Hearing Voices — международная сеть терапевтических групп, участники которых отстаивают альтернативный подход к слуховым галлюцинациям.

Они считают, что голоса нужно не отвергать и подавлять, а слушать, принимать и пытаться выстроить с ними доброжелательные отношения.

Это сильно расходится с традиционной медицинской моделью, в которой человек, разговаривающий со своими голосами, — эталон психа. Несмотря на почти радикальную направленность, движение получило поддержку среди многих психологов и психиатров по всему миру. Отделения Hearing Voices существуют в более 35 стран, включая Великобританию, Францию, Канаду и США.

Элеанор Лонгден после выздоровления сама стала психиатром и известным активистом движения за признание голосов. Она считает свои галлюцинации не случайным симптомом болезни, а источником понимания сложных эмоциональных проблем.

Главный вопрос психиатрии, по ее мнению, — не что с вами не так, а что с вами произошло. Голоса нужно воспринимать как забытую и отвергнутую часть своей личности. Узнавать больше о своих голосах — значит больше узнавать о самом себе.

Движение за признание голосов

Современные исследования показывают, что психологическая травма и галлюцинации связаны между собой сильнее, чем курение и рак легких. У тех, кто несколько раз в жизни пережил сексуальное насилие и другой травматический опыт, вероятность развития психоза увеличивается более чем в 50 раз. Галлюцинации при шизофрении и посттравматическом расстройстве могут быть одинаковыми, поэтому психиатры часто ошибаются с диагнозом. Вместо психотерапии они назначают антипсихотики, которые в этих случаях почти бесполезны.

Противоположная стратегия, которую предлагает Hearing Voices — слушать голоса и воспринимать даже самые злобные из них как часть самого себя, — многим действительно помогает вернуть психическое равновесие. Участники организации часто рассказывают одну и ту же историю: сначала голоса были враждебными и вгоняли меня в ужас, но как только я решил с ними взаимодействовать, они стали более управляемыми, иногда даже полезными. Например, они советуют вовремя ложиться спать или питаться здоровой едой. Голос становится своего рода воображаемым другом, который всегда рядом.

Но у этого движения есть и немало критиков. Некоторые из них считают, что активисты отвергают научные знания, преуменьшая значимость исследований психиатров-ученых.

Другие опасаются, что терапевтические группы подталкивают людей к отказу от приема медикаментов. Они утверждают, что движение привлекает слишком много внимания к принятию голосов, вместо того чтобы решать проблему, которая их спровоцировала.

Главная цель активистов — устранить стигму, связанную с психиатрическими заболеваниями. Они хотят создать будущее, в котором любой человек сможет идти по улице, разговаривать со своими голосами, и при этом никто не сочтет его ненормальным.

Раньше гомосексуальность тоже считалась болезнью, но теперь мы знаем, что всё дело в общественных установках и стереотипах. Голоса не всегда приводят к страданию и агрессии: многие люди могут научиться жить со своими голосами и не причинять никому вреда. «Слышать голоса — это естественная, хоть и необычная вариация человеческого опыта», — сказано в манифесте организации. Странно, но теперь многие психологи и психиатры почти готовы с этим согласиться.

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Смоленского района Смоленской области
  • Консультация для родителей
  • «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»
  • Подготовила: воспитатель
  • 1квалификационной категории

Сологубова Ю.В.

Консультация для родителей

«Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы».                                                                                                         

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

                                              В.А. Сухомлинский

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, крепкими, выносливыми. Но часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка.

Результаты последних исследований подтверждают, что современное общество мало уделяет внимание Здоровому Образу Жизни, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения.

Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья.

Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!». Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность.

Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После  активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.

При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.

Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты.  При этом любое принуждение недопустимо.

Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком.

Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).

  1. Регулярное закаливание. 
  2. Необходимо активно использовать целебные
  3. природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые
  4. лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так
  5. как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму.

Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др.

Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду.  Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье.

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка"

Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель.

Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.

Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.

Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих.

Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи, поэтому детей ни в коем случае нельзя оставлять одних, без присмотра. Дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. 

  • Помните, здоровье ребенка в ваших руках!
  • Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст,
  • Его берегите, как сердце, как глаз.
  • Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
  •                                                           (Сократ)

Как правильно реагировать на плохую оценку?

Сначала разберемся, что испытывает ребёнок. Ему стыдно! Если в семье нормальные, доверительные отношения, школьнику и в голову не придет скрывать плохую оценку. Учитывая, что он всеми силами старался проявить себя с хорошей стороны, честное признание показывает, что малыш гораздо храбрее, чем кажется на первый взгляд. Только сильная личность может признаваться в своих промахах. И еще это говорит о том, что ребёнок вам доверяет.

Поэтому крик – шаг назад в отношениях между вами и маленьким человеком. Он поймет, что маме доверять нельзя, и в следующий раз постарается скрыть плохую новость. Плакать тоже не стоит, своими слезами вы демонстрируете слабость, падаете в глазах ребёнка. Лучше постараться сохранить спокойное выражение лица и попытаться поговорить с расстроенным малышом, объяснив, что в жизни бывает всякое. Но из всех ситуаций есть выход. И вы сделаете всё возможное, чтобы помочь исправить плохую оценку.

Если все-таки решили ругать, ругайте правильно. Не стоит припоминать нелюбовь к книгам, вечное откладывание домашнего задания «на потом», перечислять, что ребёнок не помогает в уборке по дому, не моет после себя посуду и так далее. Не переводите разговор в скандал. Из-за двойки малыш не должен чувствовать себя непутёвым во всем. Вы должны знать, как наказать ребёнка за двойку. Главное для малыша – быть уверенным, что родители его любят.

Попробуйте вместе разобраться, почему уровень оценки оказался так низок. Вполне возможно, школьная программа сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если дело в этом, наймите репетитора. Также причиной может быть лень. Контролируйте выполнение домашнего задания каждый день. Если понадобится, объясните непонятную тему.

Психологи утверждают, что в начальной школе у детей еще низкое чувство ответственности. Хорошие оценки они стараются получить ради родительской похвалы. Поэтому продумайте мотивацию для своего ребёнка. Например, пообещайте долгожданную игру за высокие баллы в конце учебного года, объясняйте, что в старших классах учиться будет сложно, если сейчас относиться к выполнению заданий несерьёзно.

Помните, что когда вы требуете хорошей успеваемости в школе, ваша цель – не подавить в ребёнке желание учиться, а заставить поверить в себя, полюбить учёбу, чтобы в дальнейшем малыш смог выбрать свой путь.

Как узнать, кто сделал порчу, без магии

Перед тем как пользоваться магическими ритуалами, попробуйте выявить врага самостоятельно, аналитическим путем. Наверняка в вашем окружении найдутся люди, которые вызывают отторжение, неприязнь или даже страх. Есть личности, которые своим поведением, отношением и манерами раздражают всех окружающих. Но, как правило, в порче участвуют не они, поэтому искать нужно более глубоко.

Если вы понимаете, что на вас и вашу семью наложено заклятье, сначала подумайте самостоятельно, кто может быть ему виной. Попробуйте вспомнить, с какого момента в жизни начали появляться неприятности. Возможно, на это понадобится много времени, но вскоре вы точно сможете найти эту точку отсчета.

Статьи, рекомендуемые к прочтению:

  • Как научиться магии огня

  • Магические амулеты и их значение

  • Как сделать куклу Вуду

Теперь необходимо узнать, кто сделал порчу. Как правило, это люди из вашего окружения, с которыми вы находились в близком контакте. Начните вспоминать всех, с кем приходилось общаться или пересекаться перед началом неудач. Возможно, кто-то вручал вам подарок или просто заходил в гости, возможно, вы сами кого-то посещали. Учитывать стоит абсолютно всех, независимо от вашего отношения к этим людям. Близкие могут помочь вам восстановить события.

Всех, кого вы вспомните, нужно занести в список. Далее просмотрите полученный перечень и попытайтесь интуитивно вычислить обидчика. Делать это нужно следующим образом: называйте каждого по имени и представляйте мысленно. Если к человеку у вас лишь положительные эмоции, смело вычеркивайте его из списка. Если чувствуется хоть малейшая неприязнь, оставляйте. После этого у вас должно получиться не больше 10 человек.

Когда вы выделите потенциальных врагов, нужно будет встретиться с каждым лично.

Как узнать человека, сделавшего порчу:

  1. Внимательно проследите за его лицом при вашей встрече. У совершившего порчу будут страх и злость. При этом вы сами почувствуете возрастающую неприязнь.

  2. Сделайте так, чтобы первые фразы разговора исходили от потенциального неприятеля. Скорее всего, он спросит, как ваши дела, причем именно в той сфере, которая пострадала от порчи (здоровье, работа, семья и т. д.). Узнав ответ, он постарается поскорее покинуть вас.

  3. Совершивший порчу будет избегать смотреть вам в глаза. Обратите внимание на его движения: скорее всего, человек будет сжимать кулаки, перекрещивать руки, облизывать губы.

Также можно сделать следующее. Купите маленький подарок и попытайтесь вручить его потенциальному обидчику. Он будет всячески отказываться и в итоге постарается скорее уйти, не взяв презент.

Профилактика головных болей у детей

Чтобы помочь ребенку справиться с болями, начни наблюдать, при каких обстоятельствах они появляются. Убрав из жизни ребенка основные провокаторы головной боли, ты можешь помочь ему избавиться от нее навсегда.

Если твое чадо часто жалуется на боли в голове, попробуй исключить из его жизни несколько факторов:

  1. Продукты питания – орехи, шоколад, кофеиновые напитки, мясо с содержанием нитратов, продукты с большим количеством специй, а также еду, которая содержит в себе глутамат натрия.
  2. Длительный просмотр телевизора.
  3. Усталость.
  4. Голод.
  5. Длительное пребывание на солнце.
  6. Длительное воздействие громких шумов.
  7. Переживание стресса.

Перечисленные выше методы борьбы с болями в голове без использования медикаментов также являются отличной профилактикой проблемы.

Отличная идея для профилактики – дневник болей. В нем рекомендуется отмечать даты, когда ребенок жаловался на боль в голове, продолжительность приступа, вероятные провокаторы боли, ее характер и дополнительные симптомы – кровяное давление и температуру тела. Анализ дневника поможет тебе лучше понять, почему у ребенка болит голова.