Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как заставить ребенка слушаться с первого раза: секреты мудрых родителей

У любого плохого поведения детей есть определенные причины, которые не всегда легко обнаружить. Часто это поведение достигает своей цели, в результате чего ребенок получает то, что он хочет (внимание, сладости, игрушки). Оно может быть показателем нормы, т.е. ребенок ведет себя в соответствии с тем, что он видит дома.

Как воспитать ребенка

Единственно правильного ответа нет. Это связано с влиянием внешних окружающих факторов. Есть 6 моментов, которые указывают на то, что воспитательный процесс идет в верном направлении:

  • Постоянный контакт с малышом. Психология ребенка – тонкое понятие. Чтобы работать с ней правильно, взрослые и дети всегда должны контактировать. Без обид и отговорок.
  • Отсутствие негатива в отношениях. Строго запретите себе бить ребенка. Негатив не должен быть типичным в семье, это может быть только вынужденная и крайне редкая мера.
  • Не забывайте хвалить. Похвала обязательна, даже если дочь или сын только начали проявлять склонности к творчеству, логике, спорту или другим формам активности.
  • Экспериментируйте, причем не только в методиках воспитания, но и в обычных повседневных делах. Пробуйте открывать новые горизонты всей семьей.
  • Позволяйте детям ошибаться и по возможности делайте так, чтобы над ошибками они работали самостоятельно.
  • Давайте свободу. Старайтесь воспитывать детей так, будто они уже взрослые, сформировавшиеся личности. Позволяйте принимать некоторые решения самостоятельно.

Дети не должны знать, что такое ругань и угрозы. Такие негативные моменты хорошо откладываются в памяти и всплывают уже в осознанном возрасте.

Воспитание – это работа не только над детьми. Придется учиться слышать себя и постоянно взаимодействовать с окружающими факторами. Кстати, одна из самых актуальных тем у молодых мам и пап при работе с психологом – это способы защиты малыша от внешнего влияния. Здесь важно заложить правильные установки еще с первых дней жизни.

Как воспитать ребенка

Как же сделать так, чтобы ребенок по своему желанию делал то, что вы от него хотите?

Начните с анализа собственной позиции и отношения не только к вашему ребенку, но и вообще к жизни и другим людям. Посмотрите на себя. Как часто вы делаете то, что вам не хочется? С какими чувствами и эмоциями вы это делаете? Дети очень тонкие сенсорные радары улавливающие ваши эмоции, поэтому не стоит удивляться если вы сами относитесь к каким-то вещам с отрицанием и внутренним протестом. Вы пример для ваших детей. И если сами начнете делать разные вещи с удовольствием, то и ваш ребенок начнет по-другому реагировать на ваши просьбы и предложения.

Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел овощи, то ешьте их вместе с ним, с искренним удовольствием. Придумывайте смешные истории про овощи и все, что с ними связано.

Уважайте мнение и желание вашего ребенка. Если он говорит, что свитер, который вы на него натягиваете – колется, оденьте другой, более мягкий. При выборе вещей в магазине обсуждайте их с детьми, начинайте взаимодействие с момента, когда ваш ребенок начинает ходить. Будьте не только авторитетом, но и другом. А когда вы начинайте настаивать на чем-либо сразу вспоминайте себя в детстве в похожей ситуации и для себя решите, чего вам тогда стоила настойчивость ваших родителей.

Взаимодействие с ребенком не должно сводиться к потаканию его капризам и причудам. Естественно, позиция взрослый – ребенок должна существовать, просто старайтесь чтобы она не была авторитарной и тиранической для вашего ребенка. В каких-то моментах стоит повысить голос, но внутри надо оставаться абсолютно спокойным и не рефлексировать. Таким образом, ваше доминирование будет считано без ущерба для психики ребенка. Он запомнит интонацию и поймет, что от него хотят, но при этом эмоционально останется спокоен.

Как же сделать так, чтобы ребенок по своему желанию делал то, что вы от него хотите?

Если вы наказываете ребенка, то предельно ясно объясните за что вы его наказываете спокойно, взвешенно, объективно и рассудительно. Он должен знать где накосячил, почему вам или другим взрослым это не понравилось, а также дайте ему возможность увидеть альтернативу. То есть что можно было сделать в данной ситуации по другому, не доводя ее до крайности.

Резюмируя все вышесказанное повторю о необходимости выявления и удаления у себя негативных убеждений и деструктивных программ, заложенных в ваше сознание и подсознание в детстве, пересмотр своего отношения ко многим вещам, к воспитанию детей в целом и в частности. Удаления у себя страхов, обид, чувства вины, стыда и долга, которые мешают вам быть уверенными, спокойными и уравновешенными по жизни.

Сотрудничайте, дружите с вашими детьми, будьте с ними всегда предельно честными и откровенными во всех ваших проявлениях, конечно, делая скидку на возраст ребенка и тогда вам не придется заставлять детей слушаться, они будут сотрудничать с вами, уважать вас, любить и будут вам бесконечно благодарны.

Задайте вопрос Наталья Никитина Психолог, психосоматолог Задать вопрос

Что делать, если ребенок не слушается. Советы детского психолога

Психология

Что делать, если ребенок не слушается. Советы детского психолога

7 марта 2018 9 376 просмотров

Екатерина Ильичева, детский психолог

Родители и психологи до сих пор спорят о том, какие же действия применять к провинившемуся ребёнку. Наказывать детей или нет? Если наказывать, то как правильно? Давайте разбираться.

Важно не путать, как сделать так чтобы ребенок слушался и как его привлечь к ответственности за какой-то неправильный поступок.

Для начала определимся, для чего же необходимо наказание. Оно выполняет следующие задачи:

  • коррекция нежелательного поведения;
  • контроль за восстановленными ранее границами;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем;
  • поддержка родительского авторитета.

Но мы не всегда учитываем эти задачи, когда наказываем детей. Вместо того, чтобы объяснить ребёнку, как нужно правильно поступить, мы делаем акцент на том, что делать нельзя. Нам не хватает времени, энергии, знаний, чтобы правильно корректировать поведение ребенка.

Давайте рассмотрим, как чаще всего наказывают детей. Это может быть:

  • лишение удовольствий (сладостей, мультфильмов, гаджетов);
  • игнорирование ребенка («Мама обиделась и не будет с тобой разговаривать»);
  • физические наказания;
  • вербальная агрессия (например, крик).

Все это унижает ребенка и не решает тех задач, которые мы хотим достичь, применяя наказание.

Лайфхаки на каждый день

На примерах рассмотрим, как правильно себя вести, когда ребенок ведет себя плохо. Часто действия родителей не логичны, поэтому наказания не работают.

Ситуация 1. Ребенок специально разлил компот

Родители могут лишить его за это мультфильмов или прогулки. Ребенок не понимает связи между действиями «разлил компот» и «смотреть мультики». Было бы полезней попросить ребёнка убрать за собой, объяснить ему, что он сделал неправильно. С трех лет ребёнок уже в состоянии усвоить, какие бывают последствия у его поступков.

Не ругайте ребенка, если он нечаянно что-нибудь разлил. Источник

Ситуация 2. Ребенок не убирает игрушки

Не стоит кричать на ребенка. Возможно, малыш все-таки начнет убирать игрушки, но на следующий день повторится то же самое. В такой ситуации лучше спокойно объяснить ребенку «правила игры».

Если игрушки будут ночевать на своих местах, на следующий день они будут ждать ребенка в комнате, и он сможет с ними играть. Если же игрушки не убрать, тогда их соберет мама и уберёт на высокую полку на пару дней. У ребёнка есть выбор, как поступить, мы его об этом предупредили.

В случае, если ребенок не убирает за собой игрушки, родителям нужно сдержать слово.

О чем говорят дети

На тему наказания я проводила опрос среди 8 детей возраста от 4 до 6 лет. И вывела одну закономерность: абсолютно все дети помнят, как именно их наказывали (лишали мультфильмов, игр, прогулок, еды, закрывали одних в комнате), но ни один из опрошенных не помнит или не знает, за что именно его наказывали!

Спросив у малышей, за что вообще стоит наказывать детей, многие из них ответили, что только за серьезные проступки. Например, за то, что ударил кого-то, обидел или накричал. Чувства, которые они испытывали во время наказания, дети описали очень чётко.

Они употребляли такие слова, как страшно, грустно, обидно, плохо, одиноко. Они злились.

От мальчика Макара 6,5 лет я получила интересный ответ на вопрос, как бы он хотел, чтобы его наказывали: «Я бы хотел, чтобы мама сначала поговорила со мной и узнала как все было, прежде чем наказывала».

, сотрудничество, свобода выбора

В сложных ситуациях становится ясно, насколько у вас хороший контакт с ребенком. Альфи Кон в книге «Наказание наградой» приводит теорию трех «С», на основе которой строятся отношения между родителями и детьми. Это содержание, сотрудничество и свобода выбора.

Спросите себя, насколько необходимо или желательно то или иное конкретное требование. Мы говорим, что трехлетнему ребенку нож — не игрушка. Из-за этого запрета ребенок чувствует себя несчастным. Мы снова обдумываем ситуацию и уже окончательно уверяемся, что для ребенка играть с ножом и вправду очень опасно (и объясняем это ему).

Спросите себя: «Так ли необходимо то, что я требую от ребенка?» Источник

Мы говорим шестилетней девочке, чтобы она за обеденным столом не играла с кубиком льда, ребенок расстроен из-за этого запрета, мы еще раз обдумываем ситуацию и приходим к выводу, что, в сущности, это никому не причинит вреда, пусть себе играет. (Пересмотреть свой первоначальный запрет — это, безусловно, совершенно другое дело, чем уступить просто потому, что у вас уже нет сил противиться и вы устало говорите: «Ну хорошо, делай, что хочешь».)

Сотрудничество

Родитель не должен единолично принимать решение о том, что обязаны делать дети и каких действий было бы разумно ожидать от них.

Чем старше ребенок, тем активнее его следует привлекать к этому процессу: мы объясняем ему, слушаем его соображения, советуемся с ним, вместе с ним составляем планы.

Лучше всего охарактеризовать альтернативу кнуту и прянику можно как «совместное решение проблем», в этом и есть суть сотрудничества.

Свобода выбора

Обсуждение сотрудничества плавно подводит нас к вопросу о свободе выбора или автономии.

Когда взрослые не знают точно, почему произошел инцидент или что с этим делать дальше, им следует руководствоваться фразой: «Привлеките к этому детей».

Чем больше ребенок ощущает себя частью процесса, чем больше востребована и серьезнее воспринимается его точка зрения, тем с меньшим числом проблем нам придется иметь дело.

Как наказывать своего ребенка — личное дело каждого родителя. На одном из занятий с детьми, которое я проводила, шестилетняя Маша произнесла такую фразу: «Главное, показать детям, что даже когда они совершили плохой поступок, родители не перестали их любить». Помните об этом, когда будете наказывать своих детей.

Обложка поста:

Не создавайте слишком много запретов

Родителю важно разграничить запреты, выделить те из них, к которым прислушиваться обязательно. Есть существенная разница между тем, чтобы не разрешать ребенку гладить злую собаку на прогулке и тем, чтобы запрещать бегать по лужам после дождя. Некоторые запреты не имеют под собой веских причин, и ребенок это прекрасно понимает, а потому не стремится следовать наставлениям родителей. Поэтому взрослым стоит отказаться от лишнего контроля, и не вгонять ребенка в жесткие рамки из-за мелочей. Каждый запрет должен быть объективен.

Как правильно воспитывать неуправляемых детей: советы психолога

Основные рекомендации психологов звучат следующим образом:

  1. Дать почувствовать ответственность. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, выделить какую-то несложную часть домашних обязанностей взрослых. Или купить хомяка, которого нужно кормить и не забывать менять подстилку.
  2. Выяснить чем ребенок интересуется и вместе с ним искать новые возможности поиска информации. Малышу будет приятно участие родителей, он будет эмоционально открыт. Это поможет ему не накапливать негатив, который рано или поздно вырвется наружу.
  3. Капризничая, дети часто повторяют за взрослыми фразы, жесты, говорят с их интонациями, считая, что это правильное поведение. Важно каждый раз после инцидента объяснить малышу, почему взрослые повышают голос, чтобы он мог проанализировать свое поведение.

В общении с непослушными детьми нужно фиксировать их реакцию на различные психосоциальные факторы. Замечать негативные перемены в настроении и стараться оградит от повторения подобной ситуации. Важно не поддаваться на провокации, ведь агрессия и резкое осуждение приводят к затягиванию конфликта.

Если в детстве не прорабатывать проблемы, можно получить взрослого человека с «букетом» психологических проблем. В таких случаях следует обращаться за помощью к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Причины непослушания

Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется бороться с капризами своего драгоценного чада.

Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.

Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.

Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.

Причины непослушания

Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.

Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.

Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.

Как правильно заставлять и запрещать

Не заставляйте детей делать что-то, а попытайтесь заинтересовать их. Правила поведения в группе и гигиенические навыки прививайте через игру. Не объясняйте, а показывайте на своем примере.

Не используйте резкий тон в общении. Даже замечания могут быть деликатными и доброжелательными. Не «ты делаешь всё неправильно», а «давай попробуем сделать так». Не «кому сказала, перестань прыгать!», а «когда ты прыгаешь, ты можешь упасть и удариться».

Если что-то запрещаете, всегда объясняйте причину запрета. Бывает так, что родители придерживаются принципов свободного воспитания, и дети впервые сталкиваются с запретами только в детском саду. Не кричите на ребенка, а спокойно объясняйте, почему нельзя драться, опасно влезать на подоконник, какие могут быть последствия. Лучше всего запреты усваиваются через игру, мультфильмы или сказки.

Реакцией ребенка на запрет может стать истерика, попытки добиться своего любой ценой. В этом случае лучше всего работает отвлечение. Предложите ребенку интересное занятие, покажите игрушку или начните рассказывать что-нибудь увлекательное.

Соблюдайте режим

Это вам легко, а ребенку надо соблюдать режим дня. Ему надо вовремя кушать, ложиться спать и просыпаться. Если не будете, то он будет капризным и слушаться не захочет. Конечно, не стоит его соблюдать до минуты. Но придерживаться надо.

Как изменить свою речь, чтобы ребенок начал слушаться

Мастер-класс от Валентины Красниковой, мамы 17 детей «Организованный ребенок«

Как воспитание детей влияет на отношение к деньгам

Борьба с детскими страхами домашними методами

Детская агрессия. Что провоцирует

Сказкотерапия

Как заставить ребенка слушаться с первого раза: секреты мудрых родителей

Приветствую вас, дорогие друзья! Яблоко от яблони недалеко падает и это на самом деле так. Замечали ли вы когда-нибудь, что у умных и успешных родителей растут умные дети, которые стараются им во всем подражать?

И напротив, когда родители неблагополучные или банально не знают принципы воспитания детей, их чадо растет разбалованным, закомплексованным, ленивым, эгоистом и т.д. Да, конечно бывают и исключения из правил, но такое встречается крайне редко.

Чтобы ребенок учился хорошему, его для начала необходимо научить послушанию. Сегодня вы узнаете, как заставить ребенка слушаться с первого раза.

Почему важно быть авторитетом в глазах ребенка?

Очень важно выработать именно привычку слушаться. Вы должны быть авторитетом для своего чада, тогда он будет внимательно прислушиваться к вашим словам и делать то, что вы от него требуете.

Обучайте ребенка правильной жизни с ранних лет. На примере сказок рассказывайте, что есть в жизни хорошо, а что плохо. Правильным также будет на своем примере не только рассказывать, как нужно делать, но и показывать. Например, что свои вещи нужно складывать на место, оказывать помощь людям, если она им требуется, питаться правильно, чтобы быть здоровым и так далее.

Плохую тактику поведения выбирает тот родитель, который только и делает, что поучает своё дитё, без конца его контролирует. Ежедневное верещание беспокойной мамаши или папаши приводит к тому, что все просьбы пролетают мимо ушей ребенка.

Очень важно знать каждой женщине о главных критериях идеальной мамы.

Отчитывайте ребенка только по делу, а в остальном молча наблюдайте, если нужно подправляйте, но не мешайте ребенку проживать детство. Проще воспитывать детей тем родителям, у которых есть любимое дело, увлеченные и погруженные в своё занятие, они не находят времени на бесконечные споры и разбирательства с ребенком.

Многое еще зависит от возраста. Так, научить послушанию мальчика подростка, сами понимаете, нелегко и часто здесь нужен мужчина с твердым, но справедливым характером. А вот воспитывать маленького ребенка намного легче и чем раньше вы начнете уделять внимание его послушанию, тем будет лучше.

Если вы воспитываете девочку, то читайте важные рекомендации для мам.

Идеальный возраст для обучения послушанию – до двенадцати лет. А после уже формируется личность, поэтому человек должен заниматься самовоспитанием, а вы помогать и направлять его решать жизненные цели и задачи.

Умейте пристраиваться

Это значит, что вы должны стимулировать своего ребенка выполнять те действия, которые он любит. К примеру, когда за столом собралась вся семья, и вы знаете, что ваше дите сейчас будет просить у вас тосты, опередите его и скажите: «держи свои любимые тосты!».

Когда ваша дочь танцует под веселую музыку, прихлопывайте ей и говорите «молодец!». Маленький сынишка при виде машины начинает восхищенно умиляться, вы ему скажите, чтобы он прогудел, как машина.

Как заставить ребенка слушаться с первого раза: секреты мудрых родителей

Таким образом, с самых ранних лет вы приучаете своего ребенка слушаться вас в элементарных, на первый взгляд, вещах.

Если вы порой не можете справиться с поведением своего чада, научитесь подстраиваться или договариваться.

Узнайте важное: «Что поможет остановить истерики у ребенка?»

Как договариваться?

Ваш карапуз будет расти умным, если вы сумеете научить его пользоваться разумом. Объясните, что есть хорошо, а что плохо и умейте с ним договариваться. Разговаривайте с дитем так, будто он уже взрослый. Учите его ответственности и уметь выполнять обещания. Это качество очень ценится в людях.

Например, сын хочет играть на площадке, а у вас мало для этого времени. Объясните, что вы сейчас пойдете на площадку на полчаса, а затем пойдете домой, потому что нужно готовить кушать.

Попросите у малыша, чтобы он пообещал вам, что, когда придет время уходить, он не будет закатывать истерик и сразу согласится с вами. Если он начнет ныть и просить вас остаться, скажите, что так вести себя некрасиво и нужно сдерживать свои обещания.

Требуйте и приучайте

Ваш малыш уже не закатывает истерик, умеет договариваться, слушается в мелочах. Однако, еще не привык к серьезным требованиям. Начните с малого: просите, чтобы он сам клал себе кашу в рот, не обижал других детей, поднимал рукавичку с пола. Не нужно давить и требовать невозможного.

Приучите ребенка к тому, что он должен прибегать к вам без поощрений. Если не получилось с первого раза, значит повторите снова. Акцентируйте внимание на то, что он заставляет вас ждать, когда мама или папа зовет. Но не ругайте, говорите, что надо приходить сразу.

Все эти хитрости помогут вашему ребенку слушаться сначала в элементарных вещах, а в дальнейшем он будет расти ответственной и организованной личностью.

Обязательно почитайте мою статью о вреде телевизора для детей, в ней раскрывается главный секрет успешного воспитания.

Дорогие мои, чтобы не пропустить ничего интересного на блоге, подпишитесь на новости и делитесь в социальных сетях полезными советами. Всего хорошего!

С уважением, Нина Домнина.