Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как заставить ребенка слушаться с первого раза?

У любого плохого поведения детей есть определенные причины, которые не всегда легко обнаружить. Часто это поведение достигает своей цели, в результате чего ребенок получает то, что он хочет (внимание, сладости, игрушки). Оно может быть показателем нормы, т.е. ребенок ведет себя в соответствии с тем, что он видит дома.

Прекратите давить родительским авторитетом

Взрослые очень часто смотрят на своего ребенка с высоты собственного жизненного опыта, забывая о том, как сами были детьми. Они требуют послушания и соблюдения правил, тем самым отдаляя от себя свое чадо. Наставления старших слишком часто носят повелительный характер, поэтому дети воспринимают их скорее как приказы, чем как попытки научить уму разуму. Важно научиться прислушиваться к ребенку, смотреть ему в глаза во время разговора, учитывать его мнение. Без диалога между взрослыми и детьми не удастся привить малышу умение спорить конструктивно и доказывать свою точку зрения.

С непослушанием нужно бороться

Если малыш не слушает родителей в 2-3 года, это явление считается вполне нормальным. Возраст допускает такое поведение, но его нужно начинать постепенно корректировать, иначе позже будет тяжело всем.

Родители иногда не понимают, что непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В возрасте 9-10 лет это может оставить сильную психологическую травму, которая после перерастает в сильнейшую психологическую травму, что обязательно скажется на дельнейшей жизни человека.

Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.

Как же сделать так, чтобы ребенок по своему желанию делал то, что вы от него хотите?

Начните с анализа собственной позиции и отношения не только к вашему ребенку, но и вообще к жизни и другим людям. Посмотрите на себя. Как часто вы делаете то, что вам не хочется? С какими чувствами и эмоциями вы это делаете? Дети очень тонкие сенсорные радары улавливающие ваши эмоции, поэтому не стоит удивляться если вы сами относитесь к каким-то вещам с отрицанием и внутренним протестом. Вы пример для ваших детей. И если сами начнете делать разные вещи с удовольствием, то и ваш ребенок начнет по-другому реагировать на ваши просьбы и предложения.

Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок ел овощи, то ешьте их вместе с ним, с искренним удовольствием. Придумывайте смешные истории про овощи и все, что с ними связано.

Уважайте мнение и желание вашего ребенка. Если он говорит, что свитер, который вы на него натягиваете – колется, оденьте другой, более мягкий. При выборе вещей в магазине обсуждайте их с детьми, начинайте взаимодействие с момента, когда ваш ребенок начинает ходить. Будьте не только авторитетом, но и другом. А когда вы начинайте настаивать на чем-либо сразу вспоминайте себя в детстве в похожей ситуации и для себя решите, чего вам тогда стоила настойчивость ваших родителей.

Взаимодействие с ребенком не должно сводиться к потаканию его капризам и причудам. Естественно, позиция взрослый – ребенок должна существовать, просто старайтесь чтобы она не была авторитарной и тиранической для вашего ребенка. В каких-то моментах стоит повысить голос, но внутри надо оставаться абсолютно спокойным и не рефлексировать. Таким образом, ваше доминирование будет считано без ущерба для психики ребенка. Он запомнит интонацию и поймет, что от него хотят, но при этом эмоционально останется спокоен.

Если вы наказываете ребенка, то предельно ясно объясните за что вы его наказываете спокойно, взвешенно, объективно и рассудительно. Он должен знать где накосячил, почему вам или другим взрослым это не понравилось, а также дайте ему возможность увидеть альтернативу. То есть что можно было сделать в данной ситуации по другому, не доводя ее до крайности.

Резюмируя все вышесказанное повторю о необходимости выявления и удаления у себя негативных убеждений и деструктивных программ, заложенных в ваше сознание и подсознание в детстве, пересмотр своего отношения ко многим вещам, к воспитанию детей в целом и в частности. Удаления у себя страхов, обид, чувства вины, стыда и долга, которые мешают вам быть уверенными, спокойными и уравновешенными по жизни.

Сотрудничайте, дружите с вашими детьми, будьте с ними всегда предельно честными и откровенными во всех ваших проявлениях, конечно, делая скидку на возраст ребенка и тогда вам не придется заставлять детей слушаться, они будут сотрудничать с вами, уважать вас, любить и будут вам бесконечно благодарны.

Задайте вопрос Наталья Никитина Психолог, психосоматолог Задать вопрос

Причины непослушания детей

Родители излишне активных детей задаются вопросом, является ли такое поведение нормой или это какое-то отклонение в развитии крохи. Если ребенок в 5 лет неуправляем, психологи советуют постараться разобраться в мотивах поведения малыша. Причина может быть скрыта как в психических отклонениях, так и в банальном дефиците родительского внимания.

Гиперактивность

Здоровый ребенок всегда подвижный и активный — это является нормой. Однако, если он не в состоянии сосредоточится на словах взрослых, не слушается и даже во время игры отвлекается на посторонние вещи — это гиперактивность, что является отклонением от нормы. Разница между активным и гиперактивным малышом заключается в том, что активные дети доводят до конца задуманное и четко отвечают на вопрос, зачем они так поступили. Гиперактивный не в состоянии объяснить мотивы своего поведения.

Возможные причины гиперактивности детей:

  • генетическая предрасположенность;
  • биологические отклонения;
  • психосоциальные факторы.

Гиперактивность объясняется родовыми травмами головного мозга, патологиями внутриутробного развитием плода либо наследственной предрасположенностью. Все очень индивидуально и диагноз должен ставить компетентный специалист.

Дефицит внимания взрослых

Темп жизни взрослых и их постоянная занятость своими проблемами часто приводит к появлению у малыша осознания своей ненужности. Чтобы как-то напомнить о себе карапуз начинает вести себя не так, как остальные дети. Он капризничает, шумит, разбрасывает игрушки и совершенно не слушается. Все его поступки направлены на привлечение внимания взрослых и как только он этого добивается, он успокаивается.

Дети нуждаются в любви и ласке, потому родителям нужно уделять внимание капризам детей, ведь на ровном месте они не возникают. Если малыш, будучи здоровым психически, часто скандалит и закатывает истерики — он испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Нужно проводить с ним больше времени, играть, гулять — и его психологическое состояние придет в норму.

Что делать, если ребенок не слушается. Советы детского психолога

Психология

Что делать, если ребенок не слушается. Советы детского психолога

7 марта 2018 9 376 просмотров

Екатерина Ильичева, детский психолог

Родители и психологи до сих пор спорят о том, какие же действия применять к провинившемуся ребёнку. Наказывать детей или нет? Если наказывать, то как правильно? Давайте разбираться.

Важно не путать, как сделать так чтобы ребенок слушался и как его привлечь к ответственности за какой-то неправильный поступок.

Для начала определимся, для чего же необходимо наказание. Оно выполняет следующие задачи:

  • коррекция нежелательного поведения;
  • контроль за восстановленными ранее границами;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем;
  • поддержка родительского авторитета.

Но мы не всегда учитываем эти задачи, когда наказываем детей. Вместо того, чтобы объяснить ребёнку, как нужно правильно поступить, мы делаем акцент на том, что делать нельзя. Нам не хватает времени, энергии, знаний, чтобы правильно корректировать поведение ребенка.

Давайте рассмотрим, как чаще всего наказывают детей. Это может быть:

  • лишение удовольствий (сладостей, мультфильмов, гаджетов);
  • игнорирование ребенка («Мама обиделась и не будет с тобой разговаривать»);
  • физические наказания;
  • вербальная агрессия (например, крик).

Все это унижает ребенка и не решает тех задач, которые мы хотим достичь, применяя наказание.

Лайфхаки на каждый день

На примерах рассмотрим, как правильно себя вести, когда ребенок ведет себя плохо. Часто действия родителей не логичны, поэтому наказания не работают.

Ситуация 1. Ребенок специально разлил компот

Родители могут лишить его за это мультфильмов или прогулки. Ребенок не понимает связи между действиями «разлил компот» и «смотреть мультики». Было бы полезней попросить ребёнка убрать за собой, объяснить ему, что он сделал неправильно. С трех лет ребёнок уже в состоянии усвоить, какие бывают последствия у его поступков.

Не ругайте ребенка, если он нечаянно что-нибудь разлил. Источник

Ситуация 2. Ребенок не убирает игрушки

Не стоит кричать на ребенка. Возможно, малыш все-таки начнет убирать игрушки, но на следующий день повторится то же самое. В такой ситуации лучше спокойно объяснить ребенку «правила игры».

Если игрушки будут ночевать на своих местах, на следующий день они будут ждать ребенка в комнате, и он сможет с ними играть. Если же игрушки не убрать, тогда их соберет мама и уберёт на высокую полку на пару дней. У ребёнка есть выбор, как поступить, мы его об этом предупредили.

В случае, если ребенок не убирает за собой игрушки, родителям нужно сдержать слово.

О чем говорят дети

На тему наказания я проводила опрос среди 8 детей возраста от 4 до 6 лет. И вывела одну закономерность: абсолютно все дети помнят, как именно их наказывали (лишали мультфильмов, игр, прогулок, еды, закрывали одних в комнате), но ни один из опрошенных не помнит или не знает, за что именно его наказывали!

Спросив у малышей, за что вообще стоит наказывать детей, многие из них ответили, что только за серьезные проступки. Например, за то, что ударил кого-то, обидел или накричал. Чувства, которые они испытывали во время наказания, дети описали очень чётко.

Они употребляли такие слова, как страшно, грустно, обидно, плохо, одиноко. Они злились.

От мальчика Макара 6,5 лет я получила интересный ответ на вопрос, как бы он хотел, чтобы его наказывали: «Я бы хотел, чтобы мама сначала поговорила со мной и узнала как все было, прежде чем наказывала».

, сотрудничество, свобода выбора

В сложных ситуациях становится ясно, насколько у вас хороший контакт с ребенком. Альфи Кон в книге «Наказание наградой» приводит теорию трех «С», на основе которой строятся отношения между родителями и детьми. Это содержание, сотрудничество и свобода выбора.

Спросите себя, насколько необходимо или желательно то или иное конкретное требование. Мы говорим, что трехлетнему ребенку нож — не игрушка. Из-за этого запрета ребенок чувствует себя несчастным. Мы снова обдумываем ситуацию и уже окончательно уверяемся, что для ребенка играть с ножом и вправду очень опасно (и объясняем это ему).

Спросите себя: «Так ли необходимо то, что я требую от ребенка?» Источник

Мы говорим шестилетней девочке, чтобы она за обеденным столом не играла с кубиком льда, ребенок расстроен из-за этого запрета, мы еще раз обдумываем ситуацию и приходим к выводу, что, в сущности, это никому не причинит вреда, пусть себе играет. (Пересмотреть свой первоначальный запрет — это, безусловно, совершенно другое дело, чем уступить просто потому, что у вас уже нет сил противиться и вы устало говорите: «Ну хорошо, делай, что хочешь».)

Сотрудничество

Родитель не должен единолично принимать решение о том, что обязаны делать дети и каких действий было бы разумно ожидать от них.

Чем старше ребенок, тем активнее его следует привлекать к этому процессу: мы объясняем ему, слушаем его соображения, советуемся с ним, вместе с ним составляем планы.

Лучше всего охарактеризовать альтернативу кнуту и прянику можно как «совместное решение проблем», в этом и есть суть сотрудничества.

Свобода выбора

Обсуждение сотрудничества плавно подводит нас к вопросу о свободе выбора или автономии.

Когда взрослые не знают точно, почему произошел инцидент или что с этим делать дальше, им следует руководствоваться фразой: «Привлеките к этому детей».

Чем больше ребенок ощущает себя частью процесса, чем больше востребована и серьезнее воспринимается его точка зрения, тем с меньшим числом проблем нам придется иметь дело.

Как наказывать своего ребенка — личное дело каждого родителя. На одном из занятий с детьми, которое я проводила, шестилетняя Маша произнесла такую фразу: «Главное, показать детям, что даже когда они совершили плохой поступок, родители не перестали их любить». Помните об этом, когда будете наказывать своих детей.

Обложка поста:

Как правильно заставлять и запрещать

Не заставляйте детей делать что-то, а попытайтесь заинтересовать их. Правила поведения в группе и гигиенические навыки прививайте через игру. Не объясняйте, а показывайте на своем примере.

Не используйте резкий тон в общении. Даже замечания могут быть деликатными и доброжелательными. Не «ты делаешь всё неправильно», а «давай попробуем сделать так». Не «кому сказала, перестань прыгать!», а «когда ты прыгаешь, ты можешь упасть и удариться».

Если что-то запрещаете, всегда объясняйте причину запрета. Бывает так, что родители придерживаются принципов свободного воспитания, и дети впервые сталкиваются с запретами только в детском саду. Не кричите на ребенка, а спокойно объясняйте, почему нельзя драться, опасно влезать на подоконник, какие могут быть последствия. Лучше всего запреты усваиваются через игру, мультфильмы или сказки.

Реакцией ребенка на запрет может стать истерика, попытки добиться своего любой ценой. В этом случае лучше всего работает отвлечение. Предложите ребенку интересное занятие, покажите игрушку или начните рассказывать что-нибудь увлекательное.

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Мария Монтессори – врач и педагог, родом из Италии. Ее педагогическая система известна во всем мире и по-прежнему актуальна. За время своей работы она составила 40 принципов, следуя которым, дети будут расти умными, уверенными в собственных силах и спокойными. Если хотите понять, как воспитывать ребенка, познакомьтесь с этими принципами и постарайтесь следовать им:

  1. Каждый родитель – это первый и самый главный учитель.
  2. Не пытайтесь направлять детей, следуйте за ними. Когда вы находите достаточно времени на ребенка, он многое рассказывает о личных интересах и нуждах.
  3. Дети учатся у жизни. Не мешайте им ошибаться и набираться опыта.
  4. Не стыдите малыша. Стыд учит только одному – неуверенности, которая к тому же провоцирует срывы на окружающих.
  5. Пойте и включайте музыку младенцам. Психология воспитания детей от года включает терапию музыкой. Колыбельные и другие легкие мелодии успокаивают и становятся основной для дальнейшего музыкального образования.
  6. Не защищайте малыша от окружающего мира слишком тщательно. Чтобы он вырос эмоционально устойчивым, уважайте и поддерживайте его.
  7. Позволяйте ребенку трудиться. Дети с ранних лет стремятся ко взрослому миру. Не обрывайте это стремление, способствуйте желанию трудиться, пусть и в разумных пределах.
  8. Учите малыша самостоятельности. Не мешайте ему самому решать задачи, которые кажутся вам сложными. Поддерживайте и помогайте, это придаст ребенку уверенности в собственных силах.
  9. Объясняйте, что у каждой вещи есть место и показывайте его. Только так придет понимание порядка и способность к его поддержанию.
  10. Не выбрасывайте сломанные игрушки. Чините их, причем вместе с малышом. Это поможет осознавать ценность материальных предметов.
  11. Не ругайте за сломанные вещи, даже если предмет испортили нарочно. Покажите, как пользоваться вещью правильно, спокойно объясните, почему намеренно ломать вещи неприемлемо.
  12. Если вы видите, что какой-то предмет вот-вот будет сломан, позвольте этому произойти. Тогда вы получите шанс объяснить, как правильно обращаться с ним, а разговор при этом отложится в памяти.
  13. Ошибки – лучший способ понять, как правильно действовать и решать возникшие проблемы.
  14. С ранних лет учите ребенка самостоятельно заботиться о себе – умываться, чистить зубы, мыть руки и т.д.
  15. Дети и воспитание – это ежедневный труд. Проявляйте терпение и толерантность. Малыши не понимают, как устроен мир и не знают, как справляться со «взрослыми» задачами. Если вам кажется, что проще сделать самому, чем объяснить – вы сбились с пути. Обучайте ребенка шаг за шагом, чтобы он комфортно чувствовал себя во взрослой жизни.
  16. Малыши хорошо реагируют на безусловную любовь, поэтому забудьте о наказаниях, жесткой дисциплине и правилах. Исключите негатив в любой его форме. Это не значит, что нужно позволять детям абсолютно все. Просто вместо жесткого наказания за проступок, лучше с любовью и энтузиазмом объяснить, почему он неправильный.
  17. Ребенок – это уже личность. Все слова, действия, картинки, запахи и звуки врезаются в память этой личности на глубинном уровне. Осознанно подходите к действиям, которые касаются детей или происходят в непосредственной от них близости.
  18. Проведите первые несколько часов после рождения малыша вместе с ним. Это касается и матери, и отца. Первые часы жизни – сензитивный период, во время которого формируется глубинная связь с родителями.
  19. Проявляйте нежность, дети ее любят. Если вы видите, что ребенок на грани истерики – не кричите. Нежно обнимите малыша, покачайте, расскажите ритмичный стих или спойте красивую песню.
  20. Наполните квартиру детской мебелью и аксессуарами. Ребенок с малых лет должен ощущать принадлежность к дому. Личные вещи помогут выработать связь.

По возможности путешествуйте. Это научит толерантности к разным расам и культурам.

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы
  • Дом – это не только крепость, но и лучшее место для экспериментов. Позволяйте проводить «научные исследования» на кухне или «стратегические важные эксперименты» в саду. Это поможет понять, как устроен мир.
  • Способность к обучению и усвоению новой информации прямо зависит от чувства собственной значимости.
  • Самые важные годы для последующего становления – это первые шесть лет жизни.
Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Изучайте и применяйте советы психологов по воспитанию детей, но не забывайте прислушиваться к внутреннему голосу.

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Вам также может быть интересно

Правила личной жизни для одинокой мамы

Основные правила поведения в условиях стресса

Правила мудрой жены: хитрости сохранения брака

Как понять что ребенку не хватает внимания?

Воспитание ребенка: о чем забывают современные родители

Валентина Хамайко: как не потерять себя в материнстве

Мария Монтессори: воспитание по канонам уникальной педагогической системы

Просмотров: ???? 1046

Как заставить ребенка слушаться?

В воспитании малыша много подводных камней, это серьезный процесс, который требует максимум усилий и знаний, терпения и выдержки. Сегодня положение ребенка в семье кардинально изменилось, он стал главной ценностью, родители пытаются дать ему все самое лучшее.

Всегда ли это приносит пользу. Почему из для ребенка делается все, а в отместку он начинает капризничать, не слушаться, не поддаваться уговорам, настаивать на своем и пытаться руководить взрослыми.

Такая позиция в корне неправильная, чтобы ее избежать, нужно с малых лет придерживаться простых и действенных советов, которые помогут уберечь чадо от необдуманных поступков.

Правила и дисциплина необходимы самому ребенку, так как формируют его зону комфорта, пользоваться одними лишь угрозами – значит ставить себя в невыгодное положение, малыш совсем скоро отвернется от таких родителей и начнет жить своей агрессивной жизнью.

Когда говорят, что ребенок совсем от рук отбился и не слушается, это значит, что неправильно были выбраны способы внедрения дисциплины в семье, и виноваты здесь только взрослые, за что же наказывать детей.

Чтобы заставить ребенка слушаться, нужно придерживать следующих рекомендаций:

  1. Родители должны придерживаться одного направления в воспитании, если мама говорит «нет», значит и папа должен ее поддерживать. Иначе ребенок очень быстро начнет умело манипулировать Вами.
  2. Воспитание нужно проводить только с любовью, без брани, шума, истерик, рукоприкладства.

    Нельзя в этом деле перегибать палку, произносить фразы, которые смогут ранить ребенка.

  3. Станьте для малыша положительным примером, говорите с теплом и уважением, тогда и ребенок будет любить Вас и окружающий мир, с заботой относиться к взрослым и детям.
  4. Наказывая детей, Вы подтверждаете собственное бессилие и воспитываете черствых и равнодушных личностей.

  5. Окружите малыша максимум теплотой и вниманием, уважайте его мнение, дарите ему улыбки, целуйте, обнимайте, пусть высказывает свою точку зрения, а Вы корректируйте по мере необходимости.
  6. Если ребенок говорит «нет» на какую либо просьбу – не нужно его наказывать, нужно объяснить, почему так, а не иначе.

    Переведите ситуацию на собственный пример и доступно все разложите по полочкам.

  7. Когда речь идет о покупках, нужно заранее проговаривать, какую игрушку или сладости мы сможем купить, если же ребенок не слушается, объяснять, как родители зарабатывают деньки, для каких целей, почему их нельзя так бездумно тратить.

  8. Приучайте к труду с малых лет, пусть ребенок убирает в своей комнате, помогает готовить ужин, лепить пельмени, гулять с животными, и даже если он это делает неуклюже и неправильно, не ругайте малыша, а поощряйте, покажите на собственном примере, как это нужно выполнить правильно.
  9. Говорите с ребенком спокойным уравновешенным тоном, без угроз и историк.

    Согласно исследований, те дети, которым запрет подавали в виде криков и наказаний были меньше послушными, нежели те, с кем разговаривали мягко, не повышая голоса

  10. Последовательность в действиях – если ребенок не сделал уроки, то он обязательно должен лишиться прогулки, если же сделал что-то полезное, то должен быть вознагражден, как и обежали родители.

Да, абсолютно послушный ребенок – это не норма, ведь малыш через свои ошибки приобретает жизненный опыт, задача родителей оградить его от серьезных последствий, уберечь от несчастья.

Советы опытных!

Как заставить ребенка слушаться?

Чтобы заставить ребенка слушаться нужно дать ему право выбора, не нужно давить и принуждать. Вместо криков – давай кушать, спросите у него ласково – какую кашу ты будешь, овсяную или гречневую.

Если не хочет чистить зубы – нужно вместе пойти в магазин и выбрать ту щетку и зубную пасту, которая понравится малышу и он будет проводить это занятие в удовольствие.

В каждом случае родители должны объяснять смысл требования, почему так, а не иначе. Наивно полагая, что вырастет и поймет – это ошибочное мнение. Нужно подобрать те слова, которые помогут малышу осознать смысл запрета.

Идти на компромиссы с детьми можно,  но только не строить рыночные отношения. Лучше всего уделить ребенку больше времени и заботы, чем откупиться от него пару грошами, которые он потратить на бесполезную безделушку, а ситуация так и не решится.

Похвала – лучший стимул во всех делах, говорите похвальные слова всегда и везде, стимулируйте ребенка на хорошие поступки, но только делайте это искренно и без фальши.

Важно обозначить красную черту, и если малыш будет ее пересекать, то, например, хлопнуть в ладоши, посчитать до трех, дабы ребенок успел отойти от опасности и быть возле родителей.

Заключение!

Нет волшебного средства, чтобы добиться послушания от детей на 100%, но приблизиться к идеалу можно, главное, действовать сообща, по одним и тем же правилам. Замечательных Вам деток и всего самого наилучшего!

Соблюдайте режим

Это вам легко, а ребенку надо соблюдать режим дня. Ему надо вовремя кушать, ложиться спать и просыпаться. Если не будете, то он будет капризным и слушаться не захочет. Конечно, не стоит его соблюдать до минуты. Но придерживаться надо.

Как изменить свою речь, чтобы ребенок начал слушаться

Мастер-класс от Валентины Красниковой, мамы 17 детей «Организованный ребенок«

Как воспитание детей влияет на отношение к деньгам

Борьба с детскими страхами домашними методами

Детская агрессия. Что провоцирует

Сказкотерапия