Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки, но не травмировать?

Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией.

причин нежелания учиться читать и писать у дошкольников

Итак, что делать, если ребенок не хочет учиться? Семьи различаются по многим причинам, дети – тем более. Но проблема детского обучения стоит остро практически повсеместно. У одних родителей ребенок в 5 лет не читает и не хочет, у других сын подросток не хочет учиться и школу посещает только под угрозой лишения компьютера и карманных денег.

Типичные причины нежелания ребенка учиться:

  1. Плохое зрение.
  2. Неправильно подобранная литература для чтения.
  3. Взрослые мало читали ребенку сказки либо делали это недостаточно выразительно.
  4. Вызывает сложности сам процесс чтения.
  5. Недостаточное развитие мелкой моторики для письма.

Психолог-педагог Екатерина Кривошеева, г. Москва

Если ребенок 5-6 лет не хочет учиться читать и писать, это не повод для паники.

Важно не давить на него, а в игровой форме привлечь его внимание к чтению: подобрать интересную книгу, учиться вместе рисовать буквы и узнавать их в букваре.

И не нервничать, когда посторонние люди вмешиваются с расспросами и советами».

Если не хочет учиться подросток, советы психолога рекомендуют запастись терпением, продолжать любить ребенка, несмотря на негативное поведение и всеми средствами поддерживать взаимодоверие в семье, не допуская лишь проявлений неуважения к себе.

Почему ребенок не хочет учиться: основных причин

Почему ребенок не хочет учиться

Всех детей школьного возраста можно условно подразделить на следующие группы:

  • Школьники, которые с интересом получают новые знания.
  • Ученики, отношение которых к учебе ровное, спокойное.
  • Дети, для которых обучение тяжкая ноша.
  • Ребята, у которых полностью отсутствует мотивация к учебе, возникает стойкое нежелание посещать уроки.

Основная масса детей, потерявших интерес к учебе, ведет себя так в силу ряда обстоятельств. Главными причинами нежелания ребенка посещать школу являются:

  • Отсутствие интереса к определенным занятиям.

У каждого малыша свой уровень интеллекта и различные способности, для ребенка, увлеченного рисованием или сложением стихов, сложно «на отлично» выполнять задания по физике или математике. Если нежелание школьника учиться связано именно с этим, взрослым следует понять его устремления и направить процесс в нужное русло, соответствующее интересам маленького человечка.

  • Сложности с процессом обучения.

Многие дети не в состоянии справиться со школьными предметами. В таком случае разрешить конфликт поможет профессиональный репетитор или учитель, проводя дополнительные занятия по нужным предметам. Дети, не чувствующие себя среди сверстников «белыми воронами» из-за недостатка знаний, охотнее посещают учебное заведение.

  • Конфликты со сверстниками, учителями.

Отсутствие желания посещать уроки зачастую связано с конфликтами в классе или неприязненным отношением к конкретному учителю, из-за чего резко меняется поведение, что особенно часто заметно в подростковом возрасте. Решение очевидно — выяснить причину конфликта, дать совет как купировать ситуацию, в крайнем случае выбрать другое место учебы.

  • Чрезмерная опека.

Интерес к учебе пропадает в том случае, если родители «учатся» вместо своего чада. Тщательный контроль за сбором портфеля, выполнением домашней работы, требования получать исключительно высокие оценки по всем предметам заставляет маленького человека находиться в постоянном стрессе, а страх и неуверенность в своих силах со временем формируют отвращение к посещению школы. Задача взрослых состоит не в тотальном контроле за сыном или дочерью, а в помощи, которая нужна.

  • Отсутствие контроля.

В таких случаях ситуация полностью противоположна предыдущей, мама и папа пускают все на «самотек». Никто не контролирует маленького непоседу, не проверяет уроки, не интересуется полученными оценками. У детей мало развито чувство самоконтроля, выбор между уроками или игрой, всегда окажется в пользу последней. Решение проблемы — развивать в малыше чувство самоконтроля.

Скукотища

Витя ходит в школу, потому что надо. Иначе будут скандалы дома, мама станет расстроенной. Но вот если бы мог не учиться, не делать эти дурацкие уроки – было бы так здорово! Сидит на уроках, зевает, скучает, мало что понимает и иногда общается весь урок с одноклассниками.

В школе скучно. Так действительно бывает. К сожалению, современная школа нацелена на результат и зубрежку по учебнику. Не задумываясь особо об интересном преподавании, нацеленном на практику.

Вспомните себя в подростковом возрасте. Вам было интересно учиться? Грызть гранит науки, так сказать, не всегда хотелось.

Мне из моего школьного детства помнится, когда к нам пришла новая учительница истории. И каждый урок мы разыгрывали в ролях разные сцены. Подросток мог быть крестьянином, и к нему приезжал помещик (другой подросток) взять оброк. И они вступали в диалог, обсуждали, какой оброк крестьянин готов дать. А помещик сопротивлялся. Говорил, давай еще, этого мне мало.

Я прекрасно помню все, что мы разыгрывали на этих уроках. Это было интересно, захватывающе и запомнилось на всю жизнь! А еще это создавало отличные возможности для качественного проживания пубертата. И тогда учиться было легко! И интересно. Жаль вот только, что учительница через несколько месяцев от нас ушла. Видимо, система ее подломила. Тогда, в моем детстве, особенно нелегко было быть новатором.

Важно! Создайте ребенку интересный условия обучение, который будут стимулировать исследовать и творить. .

Неинтересно может стать в школе, но часто эту скуку создают, сами того не ведая, родители еще в садике.

Например, когда еще до школы с ребенком чрезмерно занимались и отбили в итоге весь интерес к учебе. И если в первом классе ребенок учился еще более менее, то к подростковому возрасту интерес практически пропал. Просто однажды родители переусердствовали, готовя своего ребенка к школьной жизни.

Что можно сделать:

Если не получается найти школу, где будут преподавать интересно и с практикой, то все равно можно мягко и ненавязчиво возвращать интерес к учебе.

Делать это нужно так: 

У каждого ребенка есть предрасположенность, интерес к определенным направлениям в учебе и совершенно пассивное к другим. Присмотритесь к тому, какие из школьных предметов сыну или дочке нравятся или получаются лучше всего. Займитесь углублением знаний именно по тем предметам, в которых ребенок силен! А не по тем, где он слаб и не дотягивает.

Важно! Нужно усиливать сильные стороны, потому что именно эти предметы станут  потом основой в профессиональном самоопределении ребенка. А не те, в которых он слаб.

Итак, например, вы говорите ребенку о том, что ему легко дается история и предлагаете дополнительно ходить на исторический кружок, покупаете исторические книги, смотрите исторические фильмы, занимаетесь с репетитором историей. А в физике он слабоват. Не любит ее и не понимает. Вот физику и не трогаете. Пусть это будет слабая тройка. Усиливая сильные стороны, вы тем самым создадите условия для  того, чтобы ребенок почувствовал себя успешным и значит повысите мотивацию к учебе. И у вас есть выбор: ребенку будет неинтересно все, или он с удовольствием будет погружаться в какой-то один или несколько предметов с головой и будет в них разбираться.

Почему ребенок не хочет учиться в школе. В заключение

В этой части подведу итог сказанному и сформулирую основные принципы, которые дадут возможность родителям пересмотреть свои позиции, поменять отношение к проблеме «мой ребенок не хочет учиться» и  в результате помочь своим детям.

  1. Помогите сформировать вашему ребенку адекватную самооценку.
  2. Помогите найти вашему ребенку истинный интерес в жизни, мотивацию к  учебе.
  3. Осознайте, что ваш ребенок – личность. Уважайте его и принимайте его таким, какой он есть. Не проецируйте ваши принципы и ожидания на него.
  4. Слушайте своего ребенка. Стройте с ним крепкие доверительные отношения.
  5. Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда.

Изначально, когда ребенок только рождается – вся ответственность за отношения между родителем и ребенком – лежит только на родителе. Одновременно с процессом взросления ребенка эта ответственность начинает распределяться между обоими.

Чем старше ребенок – тем меньше ответственности остается на родителе, и тем больше ответственности переходит на ребенка. В результате она делится поровну.

 Не ждите того момента, когда вы  скажете:

«мы не понимаем друг друга» «ему (ей) нет до меня никакого дела» «он (она) игнорирует мои советы» «мы – чужие люди» «и в этом он (она) виноват(а) не меньше, чем я».

Пока вашей ответственности больше,  берите все в свои руки. Станьте ближе  своему ребенку сейчас, и это изменит его и ваше с ним будущее.

Любите  своего ребенка несмотря ни на что. Всегда

Почему мой ребенок не хочет учиться?! Часть II

Почему мой ребенок не хочет учиться в школе? Часть III

(статьи доступны для прочтения только подписчикам нашего сайта)

Leave This Blank:Leave This Blank Too:Do Not Change This:

Ваш email:

Если у Вас возникли вопросы по статье

«Мой ребенок не хочет учиться». Так ли все просто?

Вы можете задать их нашим психологам:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с онлайн-психологом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Ребенок не хочет учиться — что делать, советы психолога для родителей

Дети 6-7 лет с радостью ожидают начала школы. Но через короткое время ребенок не хочет учиться. Во многом это связано с тремя проблемами, которые необходимо выявить и исправить перед поступлением в 1-й класс. Прежде всего, это умственная и физическая бездеятельность в школе вызванная ранним поступлением в образовательное учреждение.

Многие родители приводят детей в первый класс раньше семи лет не принимая во внимание готовность сына или дочери спокойно сидеть во время урока, чтобы усвоить большое количество учебного материала для удовлетворения требований.

Правильным решением проблемы будет консультация с психологом перед поступлением в школу. Специалист определит готов ли ребенок к новой жизни или лучше продолжить посещение детского сада.

Вторая причина — это слабая подготовка дошкольника. Требования к первоклассникам несколько завышены, а успешность зависит от разработанной учебной программы и способности усваивать информацию.

Если ребенок не знаком с основными правилами поведения, не держал в руках карандаш до знакомства с учителем, ему как школьнику будет сложно успевать за своими сверстниками. Неуспеваемость ведет к отсутствию желания учиться. В этой ситуации помогают дополнительные занятия с детским психологом, репетитором или классным руководителем.

Однако, подобное явление легче предотвратить. Поможет здесь активное знакомство с окружающим миром с четырехлетнего возраста, умение ставить и добиваться целей, самостоятельно регулировать поведение. Только терпение, настойчивость родителей содействуют перечисленным качествам.

Еще один фактор препятствующий желанию учиться, это невозможность подстроиться под ожидания близких. Например, родители немного неправильно истолковали способности ребенка отдав его в школу, где на первом месте изучение иностранных языков или математики.

В результате, у ребенка возникает конфликт между естественным любопытством и обязанностью, что приводит к хронической усталости, отказу от образовательной деятельности. Независимость личности, уважение мнения, интересов и главное, возрастных особенностей ребенка — основа решения данной ситуации.

Также существует такой подвид проблемы, как требование отличных оценок по всем предметам. Как правило, даже самый трудолюбивый школьник где — то упускает школьную информацию, позволяя себе иногда получать тройку или четыре, что конечно, является нормой.

Другая ситуация, чрезмерная забота и строгий контроль, приводящие к неспособности принимать самостоятельные решения и нежеланию что-либо делать без наставления взрослого.

Ребенок становится пассивным не только в образовании, но и в других сферах жизни, а в некоторых случаях дети даже проявляют агрессивность по отношению к школьной работе и при общении с другими детьми.

Скорость решения проблемы зависит от способности родителей «отпустить» заботу или контроль, перевести их на второй план, а на первом, оставить поддержку, понимание.

Отсутствие интереса является общей причиной, вызванной двумя факторами — отсутствие внимания со стороны родителей и более высокий уровень нагрузки, чем у большинства одноклассников.

Недостаток внимания приводит к тому, что ребенок плохо выполняет домашние задания, родители не справедливо ругают школьника не замечая своей вины. Между тем, ученик подсознательно выбирает плохую успеваемость, чтобы получить пусть не качественное, но все же внимание со стороны родных людей.

Если говорить о нагрузке вне стен средней школы, то здесь следует наблюдать. Уменьшение дополнительных кружков с одновременным улучшением успеваемости говорит о том, что школьник явно был перегружен. Об этом могут говорить и частые простуды, выступающие как защитная реакция организма.

Выступает как помеха успешному обучению и нарушение здоровья, особенно, гиперактивность. Активные, беспокойные дети с трудом выдерживают тридцать минут урока, внимательно слушая учителей.

Это приводит к проблемам с поведением, достижением хороших результатов, построению отношений. На вопрос, что делать, если активный ребенок не хочет учиться и ходить в школу, психологи дают правильный совет — такие дети должны тратить энергию в спортивных секциях и клубах.

Медленно снимаем с себя ответственность

Вторая важная идея: вы свой аттестат уже получили. Задача родителей: помогать по запросу. Подсказать, объяснить, разобрать сложную тему или почитать вместе д/з по литературе, нанять репетитора. Но никак не учиться вместо ребенка.

Помочь выделить время для домашней работы актуально в начальной школе. Здесь еще можно повелительно выключить телек и отправить писать прописи. Первые неудачи тоже лучше пережить сразу. Не сделал уроки – получил двойку – сделал выводы. В 7 лет это полезнее, чем в 16.

Медленно снимаем с себя ответственность

Если мама строго контролировала каждый шаг до десятого класса, то перед выпускным ее ожидает масса сюрпризов. Валяющийся на диване с телефоном ребенок, которому все безразлично, например.

Сделать д/з, собрать рюкзак, получить учебники – все это ответственность ребенка. Вспомнил про реферат в полночь? Сам завел будильник, встал пораньше и побежал распечатывать. Мама может дать кофе и не отключать орущий телефон. Но стоять и полчаса уговаривать деточку подняться, опаздывая на работу – совершенно из другой оперы.

Частые ошибки родителей, когда подросток не хочет учиться

К сожалению, многие родители воспринимают в штыки несерьезное отношение подростка к учебе. Ниже мы расскажем о самых частых ошибках, которые допускают родители в этом вопросе.

Разговоры на повышенных тонах. Подростки, в большинстве случаев, считают себя уже взрослыми. Вы можете себе представить, что будете кричать на взрослого собеседника, если он скажет, что образование не важно? Главное в беседе с подростком — сохранять спокойствие и вести аргументированный диалог.

Чрезмерный контроль. Если вы начнете силой заставлять ребенка делать уроки, проверять домашние задания, следить за каждым его действием, то это не только вызовет еще более негативное отношение к учебе, но и испортит ваши отношения.

Домашний арест. Пока не начнешь учиться — никаких прогулок с друзьями! Такие крайности отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и ухудшают отношения с родителями.

Запрет заниматься внеучебной деятельностью. Например, когда родители запрещают детям посещать тренировки или другие занятия, пока они не исправят оценки. Тогда в голове у подростка точно возникнет негативная установка, что из-за учебы его лишают любимого дела.

Наталья Рябова, психолог:

«Такие радикальные методы могут испортить ваши отношения с ребенком, ухудшить его поведение и полностью отбить желание учиться.»

Гиперактивность

Есть дети, которые не могут усидеть на месте. На них бесполезно кричать и ругаться – они такие по своей природе. Поэтому все, что могут сделать родители – занять своего ребенка по максимуму, чтобы “дебоширить” у него просто не оставалось сил.

Итак, первое, что нужно сделать – узнать по какой причине ребенок не хочет уделять учебе достаточное количество времени. Если это удалось, то справиться с задачей будет намного проще.

Если вы хотите, чтобы ребенок прислушивался к вам, важно научиться создавать и сохранять дружескую атмосферу в отношениях с ним.

Гиперактивность
  1. Не сравнивайте своего ребенка с другими. По каким-то предметам он успевает лучше, по каким-то отстает, но родители, как правило, отмечают только недостатки, считая успехи нормой. Больше хвалите его и меньше ругайте.
  2. Рассказывайте ему истории из своей жизни, интересуйтесь, что произошло нового, чем он обрадован, а что его огорчило. Ребенок должен видеть искренний интерес к своей жизни, а также понимать, что ситуации, с которыми он сталкивается – не уникальны, вы решали те же самые проблемы, будучи в его возрасте.
  3. Всегда находите время, чтобы отвлечься от своих дел, если вы нужны ребенку. В конце концов, про любое незавершенное дело можно сказать – “Ну и что? Это решаемо”. Но сказать то же самое, когда ребенок перестанет обращаться к вам за помощью, вы уже не сможете.

Галина, г. Москва

Что делать родителям

Обычно родителям, бабушкам и дедушкам не хватает психологических знаний, умений и навыков. Как помочь им мотивировать детей? К счастью, сегодня есть масса книг, методик, облегчающие процесс воспитания. Важно сейчас вырастить ребенка успешным и уверенным в себе.

Мне лично, как многодетной маме, очень помогает в воспитании, развитии детей-школьников очень интересная и полезная автором является Марвин Маршалл. Свой отзыв и рецензию на данную книгу я писала в отдельной статье.

У большинства родителей не всегда получается ходить к психологам. Уделяйте как можно больше своим детям времени. Достаточно заниматься один час в день с чадом, чтобы школьник стал более успешным, легче усваивал материал, а самое главное – сам захотел учиться.

Напоследок, дорогие читатели блога, хочется дать еще один совет – будьте примером своим детям. Если хотите, чтобы дети полюбили книги, сами читайте и любите их, постоянно узнавайте новое, проявляйте интерес к новой информации и знаниям, не останавливайтесь в развитии. И дети сами за вами подтянутся.