Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков
Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.
С давних пор люди задумываются о проблемах работы, желания работать, наличия места постоянной занятости. Эта тема привлекает философов и психологов, социологов и специалистов по маркетингу и менеджменту. Философы пытаются найти смысл в работе, а управленцы изыскивают подходы, за счет которых производительность подчиненных может увеличиться. Родители обычно не могут сформулировать так четко, почему им важно понять, из-за каких причин работа нужна и важна их детям. Люди обычно просто удивляются тому, что чадо не желает трудиться и получать за это законное вознаграждение. Казалось бы, если ребенок вырос, найти работу для него – это самое естественное задание, каждый рано или поздно с ним справляется. Что делает, если сын не хочет работать?
Иногда ситуация и вовсе складывается неловкая – человек уже взрослый, даже женился, а на работу устраиваться все рано не желает. Месяц за месяцем такие люди проводят в четырех стенах, не заботятся о родственниках и материальном благополучии, не думают даже о том, чем и как они будут питаться сегодня вечером. Если у такого мужчины есть жена и дети, проблема может принять катастрофический масштаб. Психологи помогают справиться с ней, но работа со взрослыми имеет свои сложности и особенности. Многие сознательно не идут навстречу специалисту, готовому помочь в преодолении собственной лени и внутренних запретов, проблем и установок.
На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок – это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные – это не столь важно. Главное – их наличие.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, – это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.
Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: “Как так, не хочет учиться? Да я ему…”. Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.
Если ребенок не хочет учиться, начать работу с мотивацией можно с маленьких шагов:
1. Поддерживайте хобби и увлечения ребенка. Помогите ему обнаружить свои скрытые таланты и развить уже имеющиеся. Не навязывайте ребенку свои интересы, предоставьте свободу поиска хобби. Кстати, хобби ребенка играют большую роль в будущем выборе профессии.
2. Интересуйтесь знаниями, которые ребенок получил на уроках, а не оценками. Спросите, что нового он узнал за день. Об оценках говорить можно, но это не должно быть фокусом диалога. Вспомните себя в школе – всегда ли вы соглашались с поставленными оценками? Конечно, нет, ведь это может быть лишь субъективным мнением педагога. Возможно, ребенок действительно ошибся и получил плохую оценку. В этом случае стоит провести в сознании ребенка связь «ошибка – это хорошо, потому что я нашел свой «пробел», поработал над ним и узнал что-то новое», а не «ошибка – это ужасно, я заслужил наказания в виде плохой оценки». Важно также осознать, что ребенок не обязан быть отличником – это не принесет ему никакой пользы в будущем. Старайтесь быть не просто родителем, а другом и напарником, чтобы вместе разбираться в ситуациях, когда школьник принес «двойку». Например, вы можете обсудить вместе с ним пройденный материал, так вы будете не только общаться, но и выстраивать доверительные отношения, а также развивать у школьника навыки ведения дискуссии.
3. Не игнорируйте проблему стресса от учебы. Поговорите с ребенком о его школьных неудачах и страхах, расскажите о своих из детства или со своей работы. Главное – это должна быть дружеская беседа на равных, а не в стиле «Твои проблемы, конечно, важные, НО мои – намного важнее и труднее!» Проблемы школьников, особенно подростков, часто кажутся родителям надуманными и преувеличенными. Но в этом возрасте любая неудача, будь то «двойка» или укор со стороны учителя воспринимаются особенно остро и болезненно.
4. Будьте примером для своего ребенка. Дети копируют поведение родителей, и если те имеют привычку читать, постоянно узнавать новое, будь то музыка, курсы или хобби, то и дети будут стремиться развиваться. Если же родители проводят свободное время перед телевизором, то и дети «заразятся» такой культурой отдыха.
Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».
Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.
Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».
Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.
Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.
Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.
А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?
Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.
Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.
Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.
После того, как был определен корень проблемы и были предприняты меры к ее решению, можно воспользоваться рекомендуемыми психологами хитростями, способными повысить интерес к учебе как у ученика первого, так и девятого класса.
Что младшеклассник, что учащийся средней школы – все дети любят играть. И ничто так не увлекает как игра, в которой можно соревноваться со своими друзьями. Как организовать такую игру – это уже зависит от фантазии родителей.
Вот простой пример: можно договориться с родителями другого ребенка. У кого из детей к концу недели будут лучшие оценки – тот получает особенный значок. Этот значок может в любой момент перейти к более успевающему ученику, если прежний обладатель расслабился. Можно даже придумать определенную награду за удержание значка в течение долгого времени.
Важно приучить ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Доктора и психологи рекомендуют дать ребенку отдохнуть, когда он приходит домой после школы. Но, расслабившись, школьнику бывает трудно снова заставить себя собраться чтобы сделать домашнее задание. Желание посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры зачастую намного сильнее.
Важно, чтобы ребенок привык, что приступить к развлечениям можно только после того, как сделаны все дела. В таком случае он не будет излишне отвлекаться и постарается сделать уроки побыстрее, чтобы поскорее заняться любимым делом.
Давно известный прием, когда за хорошую учебу ребенок получает от родителей деньги на карманные расходы. В каждой семье своя собственная система данного вида поощрения: у кого-то полученная двойка полностью лишает ребенка карманных денег, у кого-то же лишь высчитывает определенную часть из уже обещанной суммы.
Это очень полезный прием, который не только стимулирует ребенка хорошо учиться, но и учит его ответственности, уметь считать деньги и ценить то, каким трудом они добываются.
Иногда снижением успеваемости в школе ребенок пытается привлечь внимание родителей к себе. Такое бывает, если родителей часто нет дома или большую часть времени они посвящают младшему брату/сестре.
В таком случае было бы неплохо посвятить ребенку больше времени. Не только сделать вместе уроки, но и поиграть в настольные или даже компьютерные игры, либо же просто приятно пообщаться за чашкой чая с печеньем.
Со студентами всё гораздо сложнее. Студент – это уже почти взрослый человек. Он столкнулся с самостоятельностью, потому как лишился надзора родителей и учителей.
Но учиться по-прежнему надо, пожалуй, даже в больших масштабах. Но как заставить себя учиться, если желания абсолютно никакого нет?
Хочу дать несколько советов немотивированным студентам, как мотивировать себя на учебу, как найти в ней смысл и, возможно, даже начать получать от неё удовольствие.
Советы по мотивации к учебе просты.
1) Не заставляй себя. Возможно, если у тебя отлично развит дар самоубеждения, то тебе удастся на некоторое время заставить себя учиться. Но этот ненадежный способ наградит тебя лишь кучей негативных эмоций.
Чтобы мотивировать себя на учебу, задай себе вопросы: «Зачем мне учиться?», «Что мне даст учеба?», «Как я смогу использовать полученные знания?». Обдумай рационально, что ты можешь получить от образования и какую выгоду из него извлечь.
Мысли о хорошо оплачиваемой работе могут неплохо мотивировать на учебу. Мало того, у тебя появится настоящая, а не эфемерная цель – ты хочешь хорошо устроиться в жизни. И для этого придется поработать.
2) Заинтересуйся. Увы и ах, но скучные преподаватели, которые монотонным голосом рассказывают тебе еще более скучные вещи — это частый случай в жизни студента.
Но на самом деле знания могут стать крайне увлекательной штукой, если правильно к ним подойти. Можно найти учебный или документальный фильм по нужной тебе теме, поискать в интернете информацию, изложенную более доступным языком и так далее.
Если пробудить в себе настоящий, живой интерес к знанию, – не придется задаваться вопросом, как заставить себя учиться. Это лучший способ, попытайтесь воспользоваться этим советом, потому как мотивировать себя на учебу нужно обязательно.
3) Правильно распредели время. Конечно, твои родители хотели бы видеть тебя не отрывающимся от учебников. Но нужно быть реалистами – каждому нужен перерыв. Определись, когда ты будешь учиться, а когда отдыхать. Правильное лавирование между работой и отдыхом – залог продуктивности.
4) Постарайся высыпаться. Заметь, что я написал «постарайся». Многие бывшие студенты помнят свои бессонные ночи, проведенные за учебой. Но всё же хроническое недосыпание приводит ко многим негативным последствиям, да и голова будет работать не на полную мощность.
Сложно-то как заставить себя учиться, когда в голове одни мысли – о сне. Поэтому старайся планировать свое время так, чтобы иметь возможность высыпаться.
5) Стипендия. Самая лучшая мотивация к учебе – это мотивация материальная. Студент, который стремится закончить семестр, чтобы в дальнейшем получать стипендию, – имеет вполне объективную цель. К этой цели он направленно идет.
Даже если знаний хватать не будет, то студент, заинтересованный в получении стипендии, будет изворачиваться другими методами: разговаривать с преподавателями, пользоваться помощью своих товарищей и так далее.
Эти навыки изворотливости помогут студенту и во взрослой жизни, потому что фраза «Хочешь жить – умей вертеться» — это не пустые слова.
Ну и под конец студенческой эпопеи хотелось бы снова обратиться с советом к родителям студентов. Ваш ребенок вырос, но это не значит, что вы должны отдать его на произвол судьбы.
Возможно, ему нужна помощь по учебе или просто пара одобрительных слов. Чувство чьей-то поддержки дает нам ментальную опору, благодаря которой мы справляемся с трудностями жизни.
Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов знал не понаслышке, что такое учеба. На прощание хотелось бы лишний раз упомянуть две знаменитых цитаты Суворова: «Ученье – свет, а неученье – тьма» и «Тяжело в учении – легко в бою».
Надеюсь, что эта статья на тему мотивации к учебе помогла тебе ответить на вопросы «Как заставить себя учиться?», «Как мотивировать себя на учебу?» Помни, что учеба нужна в первую очередь тебе, а не кому-то еще.
На нашем портале саморазвития вы можете узнать еще больше полезной информации, например, о том, как улучшить память и внимание, о методах быстрого обучения или о том, как заняться саморазвитием.
Некоторые взрослые (особенно те, кто хотят показать пример детям) стараются выделять на образование хотя бы час в день, в прямом смысле сидят за учебой «от звонка до звонка». Но получают ли они удовольствие от такого обучения?
Люди, которые придерживаются подобной методики, вряд ли всей душой вовлекаются процесс. Мотивация — это то, что позволяет учиться, забывая о времени и не обращая внимания на препятствия. Советы психолога помогут найти истинный стимул.
Не стоит думать, что искра, желание учиться не пропадет никогда. Найденное желание познавать новое не вечно. Даже при правильно выстроенных процессах мотивация будет носить циклический характер.
В определенные дни желание учиться будет настолько сильным, что вы не сможете оторваться от учебников, будете снова и снова просматривать образовательные видео. В другие дни будет невозможно заставить себя посетить даже самые интересные занятия. Иногда нужно просто дать себе отдохнуть.
У каждого человека есть свои собственные «лимиты» трудоспособности. Кто-то без проблем просидит за учебниками несколько часов, а кто-то начнет отвлекаться уже через 15 минут. Планируя свой день, обязательно учитывайте реальные возможности.
Одному человеку комфортнее проводить за книгами и конспектами по несколько часов 2-3 раза в неделю, а другой лучше усвоит информацию если будет слушать аудиолекции по 20-30 минут каждый день.
Желание «научиться игре на фортепиано» слишком обтекаемое. Неудивительно, если через 2-3 месяца после «первой искры» мотивация пропадет полностью.
Профессиональные репетиторы советуют держать в голове конкретную цель, которая будет соответствовать возвращению к учебе. Для кого-то «умение играть на пианино» заключается в возможности исполнить любые произведения, глядя на ноты, а кто-то считает, что умение должно быть подтверждено официальным дипломом образовательного заведения.
Краткосрочные цели помогут не растерять мотивацию на пути к основной. Опытный преподаватель подскажет, по каким факторам отслеживать прогресс.
Лучше всего учиться в тихом уединенном месте. Если вас постоянно будет дергать ребенок или вы будете прерываться на сообщения в мессенджерах, то интерес к учебе быстро пропадет.
Сам по себе процесс образования положительно сказывается на когнитивных функциях. Но если взрослый или даже пожилой человек вернулся к изучению языка, сложных формул после длительного перерыва, то уже через 10-15 минут активного образовательного процесса может накатить непреодолимая усталость. Чтобы не чувствовать себя «выжатым лимоном», тренируйте мозг. Можно играть в головоломки, решать сканворды.
Самообразование — достаточно сложный процесс. Некоторые темы могут быть непонятны даже после нескольких прочтений учебника и просмотров объясняющих видео. Ощущение собственной беспомощности приводит к потере мотивации.
Даже если нет денег, чтобы нанять репетитора на долгосрочную основу, с помощью портала 7hands всегда можно найти учителя на час. Преподаватель объяснит то, что непонятно именно вам, скорректирует план самообучения.
Мотивация учиться у каждого человека разная. Кто-то начинает учить язык для того, чтобы смотреть любимые сериалы в оригинале. Кому-то важно получить сертификат для получения повышения на работе. Важно периодически не напоминать себе о том, зачем вы это делаете. Хотя некоторым просто нравится сам процесс.
Даже если вы не верите в техники визуализации, попробуйте вспоминать себя в моменты, когда вы чувствовали себя мотивированным и вдохновленным. Можно устраивать «сеансы визуализации» лежа в кровати. Некоторые ученики медитируют перед началом занятия и представляют свой «идеальный» урок. Таким образом можно обмануть мозг и приступить к занятиям с нужным настроем.
Тем, кто учился индивидуально, с репетитором, стоит попробовать учиться в группе (и наоборот). Если навык настолько специфический, что найти компаньонов в реальной жизни не удается, то стоит поискать единомышленников в интернете. На форумах, тематических чатах, группах в соцсетях можно найти мотивация на учебу и попросить совет по развитию навыка.
Дисциплинированный человек может бросить все свои и дела, отказаться от встречи с друзьями только потому, что на 18:00 запланирован урок. Но если такая стратегия привела к потере мотивации, разрешите себе расслабиться. Вряд ли занятие пройдет продуктивно, если мысли останутся с друзьями в кафе. Понимание того, что вы сами контролируете свое время — отлично мотивирует. Вполне вероятно, что отдых с друзьями даст для мотивации больше, чем урок «через силу».
_ru
Геймификация — одна из самых эффективных техник в работе с детьми. На игровых принципах построены многие обучающие онлайн-продукты, и не только для детей: например, так работает известное приложение по изучению английского Duolingo или образовательная платформа «», на которой все задания представлены в интерактивном формате.
Элемент игры лежит в основе любых соревнований: участие в конкурсах и олимпиадах не только побуждает ребенка двигаться вперед, но и развивает гибкие навыки, умение конкурировать и сотрудничать, а также учит принимать неудачи как часть жизни. Здесь роль родителя очень важна: чтобы ребенок не боялся соперничать, нужно показывать, что у него есть опора и что он может получить слова одобрения вне зависимости от результата.
Прямо сейчас можно присоединиться к всероссийской олимпиаде по информатике «Отличник», международной мультидисциплинарной олимпиаде от «Инфоурока», интерактивной олимпиаде по английскому «Рыжий кот», пробному туру международной онлайн-олимпиады по математике или олимпиаде по программированию от «», которая начнется с 1 декабря.
Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.
Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:
Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.
Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие девиантные виды активности или пассивность, что тоже является отклонением.
Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения гениален и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.
Дай бог каждому понять смысл всех слов, которые я тут написал. Необходимо любить детей. Но не за любить. Воспитывать, но не унижать. На самом деле идеала воспитания нет, все равно, что то проскочит негативное. Но нельзя же быть во всем только хорошим, а то иначе могут быть алкоголизм и наркомания.
А плохое необходимо принимать в себе, понимать, что без этого не куда и честно относиться к себе, такие, какие мы есть.
Благодарю за то, что дочитали статью, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки. Возможно, я не все тут расписал, но, тем не менее, этого достаточно, что бы понять всю соль проблем «Отцов и детей»
Обо мне
Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники
Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога по данному вопросу можно найти в свободном доступе в Интернете) должны решать родители, используя свои знания о существующих типах мотивации. Они варьируются в зависимости от особенностей темперамента малыша.
Характер детей можно разбить на группы:
Когда человек выполняет какое-то задание, стиснув зубы, то результат в итоге будет минимален, поэтому так важно найти для себя мотивацию, которая будет одновременно и вдохновением. Многие люди не могут заставить себя учиться, придумывая отговорки, но обычно всему виной обычная лень. Есть несколько простых и действенных советов, как захотеть учиться, которые можно опробовать на себе.
Иногда родители берут на себя задачи учителей и стремятся догнать и перегнать школьную программу
Однако все то же исследование западных коллег убеждает нас в том, что подобная стратегия вредит детям. Разрываясь между теми и этими знаниями и заданиями, они теряют интерес к ним и становятся пассивными наблюдателями учебного процесса. Они перенасыщаются теорией. Лучший способ помочь ребенку учиться хорошо — это показать практическую значимость информации. Например, посчитайте стоимость килограмма макарон в супермаркете и выберете выгодные. Определите вредных и полезных обителей огорода при посадке картошки. Попросите проверить смс на наличие ошибок.