Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Какие факторы влияют на школьную успеваемость

В чем секрет хорошей успеваемости в школе? Может, в грамотных педагогах, профессионалах своего дела, в правильном воспитании, в желании ребенка добиться идеальных результатов? Группа социологов из Санкт-Петербурга провела ряд исследований, в ходе которых были сделаны важные выводы. Современные мамы и папы смогут почерпнуть что-то полезное для себя и пересмотреть успеваемость ребенка в другом ракурсе.

Россия в миниатюре

Исследования успешности и неуспешности детей, находящихся в системе образования – один из мировых трендов, заявивший о себе в 90-е годы, когда одновременно во многих странах мира разворачивались глобальные реформы национальных систем образования.

Ольга Сачава – кандидат филологических наук и  завуч по учебно-методической работе одной из петербургских школ – не задавалась новыми вопросами, но на некоторые из старых вопросов ей удалось найти новые ответы.

И, наверное, это благодаря ее школе. Школа находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.В длину этот остров чуть больше шести километров, в ширину – четыре километра. С Петербургом его соединяют четыре разводных моста. С конца апреля, по конец октября, в период навигации на Неве, мосты разводятся каждую ночь.

Это – самый густонаселенный остров России. На каждом  его квадратном километре обитают более 11 тысяч жителей.

В начале 19 века у островка была монополия на всю науку и образование столицы: здесь располагались Петербургская академии я наук, библиотека Академии наук, Университет, Академия Художеств. А сейчас его затопило волной нерасселенных коммунальных квартир. В соседних комнатах, выходящих дверями в общий коридор (с высоким лепным окном 19 века), обитают потомки коренных петербуржцев и – семьи с юга или крайнего севера России.

Большая часть обитателей Васильевского острова – мигранты. Одни ищут лучшей жизни для себя и своих детей. Другие оказались здесь, как некогда герои романов самого петербургского из писателей – лишь потому, что им больше некуда пойти. По их мнению, если уж умирать, то – на Васильевском острове. «30% наших учеников – из социально незащищенных слоев населения», –  рассказывают мне учителя.

Нам не надо знать больше ничего про эту школу. Скажем просто: она – на острове, который, сам по себе, –  Россия в миниатюре.И Ольга Сачава, завуч и магистрантка Высшей школы экономики, очень хотела узнать про эту Россию что-то новое.

Интеллект: что измеряем?

Одним из самых распространенных стереотипов о причинах успеха или неуспеха индивидуума является когнитивная гипотеза, согласно которой уровень интеллекта человека влияет на его достижения. Появившийся в начале XX века тест на измерение умственных способностей изначально задумывался его создателями исключительно как методология оценки детей и взрослых с затрудненным развитием познавательной деятельности или с проблемами мышления. Но «тестирование интеллекта» быстро было принято на вооружение методистами из сферы образования. Понятно почему: это единый, удобный, а главное, оцифрованный способ измерить мышление людей.

Тест на IQ быстро превратился в общественный миф о том, что это комплексный показатель потенциала индивидуума, способный предсказать траекторию человеческого развития. Да еще при этом — врожденный. Но к концу XX века наука всё больше и аргументированней начала предоставлять доказательства того, что:

— уровень IQ человека — это не врожденный, а вполне подвластный изменению параметр личности;— тесты IQ могут мало что могут измерить в столь комплексном человеческом мышлении, кроме способности к прохождению этих самых тестов.

Из этой контраргументации появились EQ (emotional quotient) — навык управления эмоциями, SQ (spiritual quotient) — духовный интеллект, VQ (vision quotient) — уровень энергичности, которые хоть и придают современной картине описания потенциала индивидуума целостности и всеобъемлемости, подвержены тем же проблемам, что и пресловутый показатель интеллекта, а именно отсутствию объективных возможностей как для их измерения, так и для оценки их влияния на развитие человека.

Интеллект: что измеряем?

И всё-таки, несмотря на все общественные споры вокруг IQ, современная академическая наука признает, что уровень интеллекта, определенный тестами когнитивных способностей и измеренный в детском возрасте, действительно коррелирует:— до 30% — с уровнем дохода и социальным статусом во взрослом возрасте;— до 50% — с уровнем образования!

Поэтому предложенную ранее цепочку можно визуализировать уже следующим образом:

Повышение иммунитета

Если школьник постоянно болеет, то он будет пропускать уроки, на которых преподаватель объясняет новые темы. Чем больше пропусков, тем сложнее догнать класс по программе. Самостоятельно дети способны разобрать далеко не все темы, да и у родителей может не оказаться педагогических качеств, чтобы должным образом объяснить конкретный материал.

Поэтому доктора настоятельно рекомендуют укреплять иммунитет детей. Это касается и первоклассников, и старшеклассников. От простудных заболеваний никто не застрахован. В основные меры профилактики простуды входит личная гигиена, комплекс витаминов и закаливание. Ребенка следует одевать строго по погоде.

Делаем выводы

Жилищные, бытовые и материальные условия не влияют на успеваемость школьников. Детям нужно общаться с бабушками и дедушками. Чаще встречайтесь, ездите к своим родителям вместе с детьми в гости, приглашайте бабушек и дедушек к себе. Устраивайте семейные праздники, радуйте старшее поколение подарками и сюрпризами, привлекая к этому детей.

Придумайте семейные традиции и придерживайтесь их, давайте возможность ребенку принимать в семейных ритуалах непосредственное участие.

Чаще общайтесь с детьми в неформальной обстановке, интересуйтесь их мнением, учитывайте интересы. Не посвящайте все свободное время детям, думайте и о себе. Найдите возможность развиваться, читайте книги, посещайте лекции и семинары. Если будете получать удовольствие от жизни, самосовершенствоваться, дети будут радовать вас высокими баллами в аттестате.

Разговаривайте с детьми не только на школьные темы. Школьникам часто не хватает общения на посторонние темы, поддержки и понимания со стороны взрослых.