Государственное учреждение
Республиканский центр по
организации оздоровления,
отдыха и занятости детей
и подростков

Какие методики раннего развития детей следует применять с самого рождения?

Очень минимальные затраты сил и времени помогут крохе вырасти развитым ребенком!

Почему развитие речи важно для ребенка раннего возраста

Не будем забывать о том, что раннее детство, начиная с 1 года, — это период познания и впитывания информации. И, чем лучше развиты коммуникативные способности, тем больше малыш сможет узнать. Потому что развитая речь дает возможность не только видеть, слышать, чувствовать запах и трогать, но еще и спросить.

И это подводит нас к первой истине: начинать развивать речь ребенка никогда не рано.

Нет, это не значит, что с первых дней нужно нанять толпу учителей и логопедов. Начинать нужно с малого, очевидного и самого простого.

С чего стоит начинать развивать речь?

  1. Говорите с ребенком. Планшет, телевизор, музыка, говорящие игрушки никогда не заменят реальное общение. Только у общения есть эмоциональная составляющая.
  2. Произносите слова четко. Ребенок повторяет слова за вами, не забывайте об этом. Подробнее об этом рассказывает наша предыдущая статья о развитии речи.
  3. Демонстрируйте необходимость речи. Когда вы даете малышу бутылочку, говорите, что это бутылочка. Указывайте на предметы и называйте их, называйте действия.
  4. Читайте книги вслух. Книги — это литературная речь, правильное построение предложений. Таким образом, вы развиваете у малыша подсознательную грамотность речи.
  5. Гордитесь успехом и закрепляйте его. Малыш сказал новое слово, но не совсем верно? Ваша правильная реакция на его, например, «люцька», — «Правильно, ручка!».
  6. Давайте пространство для развития. Не угадывайте мысли, если чувствуете, что малыш может продолжить их сам. Но не требуйте слишком многого.

Jumpout ОР 2-3

Не стоит забывать, что многое зависит от биологических часов самого ребенка, его наследственности и предрасположенностей. Существует множество «стандартов» от разных психологов и логопедов. Некоторые утверждают, что малыш в 1 год должен сказать первое слово, другие же — что в год полагается говорить целыми предложениями.

Используйте игру как средство развития речи детей раннего возраста, чем раньше вы начнете, тем лучше и быстрее получите результат.

Ваш главный враг в развитии речи — лень. Главные друзья — систематичность, любовь и изобретательность.

Если вас беспокоит, что ребенок не говорит, присмотритесь в первую очередь к себе и своему поведению. Рассмотрим пример.

Мальчик в возрасте 4 лет говорит 5 слов: мама, папа, баба, планшет и дай. В чем же проблема?«Мальчик в возрасте 4 лет говорит 5 слов: мама, папа, баба, планшет и дай. В чем же проблема?» Оказывается, основное занятие ребенка — это планшет. При этом он является единственной потребностью, которая не удовлетворяется без просьбы: еда, вода, игрушки, поход в туалет — обо всем этом просить не нужно.

Решение: больше общения с ребенком, меньше «угадывания» и меньше планшета. Всего через 2 недели начали появляться новые слова в речи.

В этой ситуации мы видим сразу несколько ошибок: недостаток общения и угадывание. Но также видим и положительный момент: развивать речь никогда не поздно. Это не значит, что развитие речевых навыков стоит откладывать, но при этом спохватиться можно всегда.

Минусы раннего обучения чтению

  • Информация в виде букв, слов воспринимается малышами тяжело, потому что они мыслят образами.
  • Ребенок запоминает слоги и слова без понимания, т.е. он верно показывает карточки со словами, но не понимает, что на них написано.
  • От чрезмерных занятий ребенок испытывает умственное напряжение, переутомляется и начинает хуже управлять своими эмоциями. У него не хватает энергии на все и сразу. Отсюда капризы, истерики.
  • Активно развивая умственную деятельность, мы отодвигаем на второй план развитие воображения, образное мышление, эмоциональное развитие, а для ребенка это очень важно.

Обучение – это целенаправленно организованный процесс передачи знаний, умений и навыков. Развитие – это процесс становления и обогащения новых качеств (умственных, духовных, физических, психических).

«Чтение – это не принуждение, это процесс для удовольствия».

Если не получается не учить

Какой-то родитель, допустим, прочёл эту статью и подумал: «Всё вроде бы правильно, но разве можно так просто взять и выпасть из привычной парадигмы?». Чтобы избавиться от постоянных попыток записать ребёнка в новые секции, от извечной тревоги на тему «я даю ему недостаточно», задавайте периодически себе эти вопросы:

1. «Зачем?». Это в принципе очень полезный вопрос. Зачем вы, спотыкаясь и паникуя, летите в кружок или секцию? Зачем вашему ребёнку курс флейты? Зачем отбирать у малыша планшет и отправлять его на танцы?

2. «Чему я учу?». Обучение в раннем возрасте почти всегда основывается на безоговорочном подчинении. Проще сказать: «Потому что надо», чем пускаться в долгие объяснения, стараясь выражаться понятным ребёнку языком. Так вы воспитываете будущих рабов, безынициативных и аморфных. Не ленитесь. Объясняйте свои решения.

3. «Что я делаю?». Не бойтесь признаваться себе, что отправляете ребёнка восвояси, чтобы заняться своими делами. И уже тогда или честно отделайтесь, позволив ребёнку делать что-то интересное, или вставайте и идите с ним общаться.

Зачем это нужно?

Многие мамочки начинают посещать с крохой развивающие школы для того, чтобы побыть в обществе других родительниц. К сожалению это модно. Однако мысль о моде в последнее время стала притупляться. Все больше и больше появляется осознанных родителей, которые не ставят перед собой самоцели обучить малыша, а желают помочь крохе адаптироваться в будущем. Именно на это и направлены все методики. Доказано, что в раннем возрасте ребенок как губка впитывает знания. У малыша огромен потенциал образного мышления, малышу легче запомнить сложные понятия, если показать их в виде картинок, схем и т.д. Этим надо пользоваться и всячески развивать логическое мышление дошкольников. Придя в первый класс, малыш, с которым занимались по какой-нибудь системе, будет быстрее и легче осваивать школьную программу, а значит, у него будет больше возможностей реализовать себя в жизни.

Наверняка у вас возник вопрос, почему же дети идут в первый класс именно в 7 лет, а не в 6 или пять? Психологами доказано, что шестилетки менее готовы к усвоению школьной программы. Конечно, это так, но главная проблема здесь – школьная система. Ребенок не хуже усваивает материал, ребенок менее усидчивый, ему сложнее приспособиться к длинным урокам. Методики же раннего развития тем и хороши, что ориентированы на природный потенциал мозга и в то же время учитывают физиологические особенности развития крохи. Малышу не надо сидеть во время занятий. Кроха может бегать, прыгать, учиться посредством опытов, наблюдений.

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android

Выбор за вами!

Выбирать методики раннего развития вашего ребенка должны только родители, ориентируясь на индивидуальные особенности малыша, личные склонности, возможности и стремления. Раннее развитие вашего ребенка – это ответственное дело на много лет, не стоит подходить к нему спустя рукава, но и фанатично увлекаться не следует.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Может ли навредить раннее развитие?

Все методики обучения ребёнка чтению можно классифицировать по трём направлениям:

  • обучение сразу по словам;
  • чтение сразу по “складам”;
  • буква – слог – слова.

Рассмотрим и проанализируем каждый из них.

Обучение чтению сразу по словам

Основоположник этого знаменитого метода – Гленн Доман. Знаменитый врач-физиотерапевт и великолепный учёный внёс огромный вклад в направление развития детей. Обучение чтению с рождения – всего лишь одна из многочисленных методик. Суть

Как только ребёнок учится фокусировать взгляд на одной точке (это происходит в 2-3 месяца), ему начинают показывать карточки с рисунками и словами (например, рисунок дома и подпись – дом), а родители громко озвучивают рисунок. В итоге малыш учится воспринимать слова целиком, сопоставляя с картинкой.

Отрицательные факторы метода

Методика разработана на английском, а русский язык во много раз сложнее и богаче.

Может ли навредить раннее развитие?

Например, есть английское слово cat, означающее кот. Но в русском языке есть ещё слово кошка женского рода.

Очевидно, что для обозначения кота и кошки в английском языке используют одно слово – cat. Таким образом, два определения привязаны к одной карточке.

Кот и кошка – слова с очень разным написанием. А когда речь заходит о склонениях данных существительных, то получаем уже новые слова: кота, коту, коте, котом; кошку, кошке, кошки, кошкой. То есть вместо одного слова cat в методике Домана ребёнку нужно показывать десять слов!

С учётом многообразия русского языка количество слов, которые необходимо показать ребёнку, становится просто фантастическим. Усилия, требуемые на распечатку карточек, превышают все мыслимые пределы.

Вдумайтесь, что мы хотим сделать, используя этот метод! Попросту заставляем ребёнка выучить сотни тысяч слов, даже не объяснив, что слова состоят из букв, которых 33.

Может ли навредить раннее развитие?

Для красочного представления такого учебного процесса представьте, что вам будут каждый день показывать картинки и обозначающий их иероглиф, при этом не объяснив принцип написания иероглифов.

И это лишь малая толика того, что вам необходимо выучить и смочь потом идентифицировать и читать. Задумайтесь, как быстро вы возненавидите обучение и человека, который учит таким способом.

Детям нравится узнавать мир и рассматривать яркие картинки. При этом важно учитывать, что малышу полезнее изучать мир через тактильные ощущения: трогать, грызть, облизывать, кидать и совершать всевозможные манипуляции с физическими предметами.

При использовании этого метода ребёнку отводится роль пассивного участника процесса. Но после 3 лет интерес ребёнка к данным карточкам, по заявлениям родителей, сильно падает. Об этом свидетельствуют записи родителей на многочисленных форумах.

Нет подтверждённых научных доказательств работоспособности методики на русскоязычном пространстве (на английском их, кстати, тоже нет).

Может ли навредить раннее развитие?